Вопрос 11. Особенности средневековой философии. Патристика. УчениеАвгустина

Особенностью средневековой философии является соединение теологии и античной философии. Теоретическое мышление средневековья в своей основе теоцентрично. Бог является первопричиной, творцом всего сущего, а его воля безраздельно господствующей над миром. Роль философии сводится к служению религии.

Патристика. Августин Блаженный.

Для патристики содержание веры заключалось в установленных отцами догматах.Августин синтезировал христианство и неоплатонизм.На первом плане в патристике – проблемы человека.По Августину, Бог первичен. Бог - высшая сущность, он единственный, существованиекоторого независимо, все остальное существует лишь благодаря божественной воле.Идея социального неравенства: неравенство – вечный и неизменный принцип общественнойжизни. Но все люди равны перед Богом.Душу Августин понимает как субстанцию, которая не содержит в себе ничегоматериального. От тела душа отличатся совершенством. Более того, душа, а не тело познает бога, теложе препятствует познанию. Мир как творение бога не может быть недобрым. Но существование зла несомненно. Бог не создавал зло. По мнению Августина, зло создалпервый человек, следовательнокаждый из нас несет в себе грех, человек должен втечение жизни искупать этот грех.

Вопрос 12. Теологическая схоластика. Учение Фомы Аквинского. Спор обуниверсалиях.

Схоластика – заключительный этап средневековой философии. Представляетсобой синтез богословия и логики Аристотеля. Преподавалась в средневековых школах. Онаосуществляет и развивает то, что не достигло развития в патристике. «Философия – служанка богословия», - говорили схоластики.

Фома Аквинский говорил, что философия имеет свою сферу деятельности,ограниченную рамками познания того, что доступно человеческому разуму. Философия, используясвои, рациональные методы познания, способна изучать свойства окружающего мира. Более того,догматы веры, доказанные с помощью разумных, философских доводов, становятся более доступнымичеловеку и тем самым укрепляют его в вере. Фома Аквинский считал, что с помощью научно-философских доводов возможно доказатьистинность некоторых христианских догматов, например, догмат о бытии Бога. В полном соответствии с Аристотелем, он признавал, что вещи представляют собой единствоформы и материи, при этом каждая вещь обладает некой сущностью. Сущность всех вещей появляетсяблагодаря тому, что есть некая высшая сущность. Если Аристотель называл ее Умом, то у Аквинскогоэто Бог.

Спор об универсалиях (Универсалии – общие понятия):

1) Реализм – универсалии существуют до вещей.

2) Номинализм – универсалии существуют после вещей только в каестве их названий.

3) Концептуализм – универсалии существуют после вещей в качестве понятий ума.

Вопрос 13.Особенности философии Возрождения

В XIV-XV веках в странах Западной Европы происходит целый ряд изменений,знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под именем Возрождения.Эти перемены были связаны, прежде всего, с процессом освобождения от религии. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только экономическаяи политическая жизнь, но и наука, искусство, философия.

Особенности философии Возрождения:

Антропоцентризм (человек – главный предмет изучения)

Антиклерикализм (критическое отношение к церкви)

Индивидуализм (В эпоху Возрождения индивид приобретает большую самостоятельность. Отсюда новое самосознаниечеловека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознаниесобственной силы и таланта становятся. Индивидэпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе).

Пантеизм - религиозно-философское воззрение, отождествляющее Бога с природой.(Бог растворен в мире, в природе. «Бог во всем и все в Боге»).

Смена геоцентрической парадигмына гелиоцентрческую.

Вопрос 14. Диалектика Кузанского

Особая заслуга в развитии диалектики в эпохе Возрождения принадлежит Николаю Кузанскому.

Абсолютный максимум и абсолютный минимум есть одно и то же. Из этого заключения Н. Кузанский делает вывод о совпадениипротивоположностей в бесконечности. Следовательно, в Боге, поскольку он бесконечен,все различия и противопоставления мира исчезают. Бесконечность, т.е. Бог, естьистина во всей полноте. Н. Кузанский рассуждает о диалектике (взаимосвязи) абсолютного минимума и абсолютного максимума. Наше знание состоит в сравнивании и сопоставлении того, что нам неизвестно, с тем, что известно. Такой процесс познания не испытывает трудностей, когда познаются вещи конечные.Бесконечное не может быть познано посредством сопоставления с конечным. Если к познанию бесконечного нет прямого пути, то следует искать другой путь. Этот путь может быть только ступенчатым,поскольку посредствующими звеньями в нем будут выступать конечные вещи. Однако цепь, состоящая из познания конечных вещей, должна быть выстроена так, чтобыприближать нас к бесконечному.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: