Вопрос 5. Особенности Древнекитайской философии

Древнекитайскую философию характеризуют следующие особенности:

1. Принцип рассмотрения мира "природа - человек - общество", все элементывзаимосвязаны и находятся в динамическом равновесии.

2. Китайская философия практична и ориентирована на поддержание той реальности,которая существует, поэтому она менее обращается к сверхъестественному и во всехфилософских учениях рассматривает проблемы управления государством и способысамоусовершенствования человека.

3. Древнекитайская философия слабо связанас наукой и не имеет логики.

4. Древнекитайская философия внутренне необычайно стабильна и подчеркиваетисключительность китайского способа мышления. Китайская философия относится кдругим с чувством превосходства, особенности национального умозрения и нетерпима ковсем другим.

Даосизм

Основателем даосизма является мудрец Лао-цзы. Основное понятие даосизма - Дао («путь»). Всё в мире несет в себе Дао, во всем проявляется его творческая энергия. Дао обладает противоречивыми свойствами: бестелесно, но предстает в виде конкретных вещей; бесконечно, но присутствует во всех конечных вещах; неизменно, но в то же время проявляется в постоянно изменяющихся вещах. Эти противоречия являются источниками развития мира. Значительное место в даосизме занимает учение об обществе. Все в мире подчиняется закону Дао, поэтому мудрый правитель не должен вмешиваться в естественный ход событий. Поэтому идеал образа жизни человека в даосизме – недеяние, т.е. пассивное созерцание хода бытия, отказ от преобразования мира. Естественное состояние общественной жизни - мир, а не война.

Конфуцианство

Основоположник этого направления - Конфуций. В центре внимания вопрос о способе государственного правления. Конфуций считал, что управление должно основываться на моральных нормах. Общество представляет собой огромную семью, глава - император. Верховной силой, которая следит за порядком в мире, является Небо. Все отношения в обществе, все права и обязанности изначально заданы Небом. Конфуций настаивал на необходимости возврата к древним нормам и правилам поведения, главное из которых – «золотое правило нравственности»: «Не делай по отношению к другим того, чего не желаешь себе». Управление обществом, по мнению Конфуция, следует доверять наиболее образованным и одаренным людям. «Благородный муж» должен обладать следующими основными качествами: следование долгу; стойкость по отношению к бедам и трудностям; способность помогать другим и не приносить им зла. «Благородный муж» должен испытывать 3 «страха»: перед велением Неба, перед великими людьми, перед словами мудреца.

Вопрос 6. Древнегреческая натурфилософия (Пифагор, Гераклит)

Милетская школа

Основател ь – Фалес. Основная идея: вся природа происходит из воды. Он отказался от мифологического подхода в обосновании мира, полагал, что познание природы предполагает поиск единства в многообразии ее явлени й. Фалесу впервые пришла мысль о единстве мироздания. Онпредставлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде. Считал, что неживая природа, все вещи имеют душу. Допускал наличие множества богов. Считал центром вселенной Землю. Анаксимандр первоначалом всего сущего считал "апейрон" - бесконечную субстанцию, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Вывел закон сохранения материи: все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов элементы остаются и образуют новые вещи и живые организмы. Первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных. Анаксимен предлагает в качестве первопричины всего сущего воздух – это некая душа мира. Она не заметна и невидима, но везде присутствует. Наше соприкосновение с мировой душой – дыхание: "мы вдыхаем часть мировой души". Изучал природные явления и объяснял их через влияние воздуха

Элейская школа

Основными представителями элейской школы считают Парменида и Зенона. Философия Парменида заключается в следующем: есть только бытие, небытия нет; существует не только бытие, но и небытие; бытие и небытие тождественны. Истинным Парменид признает только первую посылку. Согласно ему, бытие едино, неделимо, неизменяемо, закончено в себе, только оно истинно сущее; множественность, изменчивость, текучесть - все это удел мнимого. Зенон. С помощью логических аргументов доказал, что допущение множественности вещей и возможности движения приводит к выводам, которые исключают друг друга. Значение апорий Зенона состояло в том, что в них он натолкнулся на проблему континуума, обнаружив, что непрерывная величина не может трактоваться как совокупность дискретных точек.

Гераклит («плачущий философ»)

Один из основоположников диалектики. Своѐ учение он изложил в сочинении «О природе». Все существующее, по Гераклиту, находится в процессе вечногоизменения, причиной этого является борьба противоположностей. Считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении (в одну и ту же реку нельзя войти дважды). Признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб"). Всеобъемлющим божеством считал Логос - Мировой Разум. Был сторонником чувственного познания окружающей действительности. Движущей силой всех процессов считал борьбу: "война есть отец всему и мать всему".

Пифагор

Одним из первых мыслителей, назвавшим себя философом, по легенде был именно Пифагор. Пифагорейская философия в целом,рассматривала мир, как упорядоченное целое, которое подчиняется законам чисел игармонии. Установление на Земле порядка, согласно Пифагору, может быть осуществлено на трех основах морали, религии и знании. Говорил, что в основе всего лежит число. Верил в переселение душ. Считал единицу мельчайшей частицей всего. Пытался выделить "протокатегории", которые показывали диалектическое единство мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: