Иррациональной интуицией

Врождённой необходимостью.

Прекрасным образованием.

13

 В переводе с латинского языка слово «мораль» означает:

Нравственный.

Безнравственный.

Чувственный.

Разумный.

Психический.

14

 «Правда» есть эквивалент истины в аспекте:

1. Прагматическом.

2. Эстетическом.

3. Космологическом.

4. Этическом.

5. Аналитическом.

15

 Вся культура по утверждению Ф. Ницше характеризуется:              

1. Политико-волевым началом.

2. Дионисийским началом.

3. Аполлоновским началом.

4. Синтезом аполлоновского и дионисийского.

5. Индивидуально-личностным началом.

16

 Автор разграничения двух типов морали: «мораль господ» и «мораль рабов»:

Шпенглер.

Ницше.

Шопенгауэр.

Шеллинг.

Фихте.

17

 В переводе с латинского языка «цивилизация» означает:

Общество.

Гражданин.

Техника.

Общность.

Технология.

18

Философское определение понятия «цивилизация»:

1. Цивилизация - это материальная культура общества.

2. Цивилизация - это совокупность материальных и духовных достижений общества в процессе его исторического развития.

3. Цивилизация – это синоним культуры общества.

4. Цивилизация – это смерть культуры.

5. Цивилизация – это ступень развития человечества, следующая за периодом дикости и варварства.

19

 Точка зрения, что цивилизация ведёт к моральной деградации общества, принадлежит:

1. Гегелю.

2. Конту.

3. Фихте.

4. Руссо.

5. Ламетри.

20

 В русской культуре западничество ориентируется на:

1. Интуитивизм в познании мира.

2. Европейские ценности.

3. Общину и православие.

4. Самобытность пути развития России.

5. Богочеловечество.

21

 Кризис традиционной культуры казахов Шортамбай, Дулат, Мурат назвали:

1. Ренессанс.

2. Коллапс.

3. Зарзаман.

4. Просвещение.

5. Гюлстан.

22

 Создатель психоаналитической концепции культурогенеза:

 К. Маркс.

 З. Фрейд.

 Э. Кассирер.

 А. Тойнби.

 И. Хейзинга.

23

 Культура в концепции З. Фрейда:

1. Психологическое состояние общества.

2. Материальные и духовные ценности.

3. Механизм подавления бессознательных влечений.

4. Уровень исторического развития.

5. Духовный мир личности.

24

 Деррида предлагает в своей философии:

1. Ренессанс европейской культуры.

2. Деконструкцию европейской культуры.

3 Обращение к казахской культуре.

4. Реформацию европейской культуры.

5. Обращение к европейской культуре.

25

 Культура как система символов, знаков характерно для подхода:

1. Гуманистического.

2. Функционального.

3. Семиотического.

4. Социологического.

5. Структуралистского.

26

 Цивилизация как старость культуры понималась:

 А. Шопенгауэром.

 А. Тойнби.

 Г. Гегелем.

 Ф. Ницше.

 О. Шпенглером.

27

 Для Шпенглера, цивилизация – это:

1. Восстание масс.

2. Стабилизация культуры.

3. Рассвет культуры.

4. Прогресс культуры.

5. Закат культуры.

28

 В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

1. Государству.

2. Нации.

3. Экономике.

4. Науке.

5. Культуре.

29

 Философ, приверженец цивилизационной концепции общественного развития:

1. Локк.

2. Лейбниц.

3. Фейербах.

4. Платон.

5.Тойнби.

30

 Человечество идёт в своём движении вперёд:

Коэволюция.

Провиденциализм.

Общественный договор.

Прогресс.

Географический детерминизм.

31

 Прогресс в развитии предполагает:

Отсутствие изменений.

Возникновение нового качества.

Возврат к прошлому состоянию.

Наличие упадка.

Потерю качества.

32

 Высший критерий общественного прогресса:

1. В развитии свободы человека.

2. В материальном благосостоянии.

3. В гуманистических ценностях.

4. В развитии техники.

5. В развитии культуры.

33

 Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движении (прогресса) описывался в трудах:

1. Немецкого философа К. Ясперса.

2. Новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта.

3. Французского историка и культуролога Ф. Броделя.

4. Русского историка и учёного Л. Гумилева.

5. Казахского просветителя А. Кунанбаева.

34

 Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:

1. К. Сен-Симон и Г. Спенсер.

2. Н.К. Михайловский и П.Л. Лавров.

3. А. Букейханов и А. Байтурсынов.

4. К. Маркс и Ф. Энгельс.

5. Ф. Ницше и А. Камю.

 

 


 


Тема № 14

Философия истории, политики и образования

1 Цель занятия студент должен знать, что исторический процесс является сложным, многоуровневым, включающим в себя как многообразие, так и единство. Существуют разные концепции трактовки исторического процесса. Студент должен знать такие концепции, как формационная Маркса, цивилизационная (Вебер, Парсонс, Дюркгейм) и локальных культур (Шпенглер, Тойнби), уметь как они рассматривают единство и многообразие истории. Так же студент должен знать, что политика как определенная сфера отношении в обществе определяется непосредственно экономическими отношениями, а политическое сознание есть отражение политики, правовое сознание есть отражение права.

2 Задачи обучения: студент должен уметь раскрыть сущность исторического процесса, раскрыть содержание всех концепций по данной проблеме с точки зрения соотношения единства и многообразия. Уметь – показать, что такое и как она определяется экономическими отношениями. Должен уметь анализировать структуру политического сознания, права и правосознания.

Организационный момент -3 минут ы

Опрос студентов -35 минут

Решение тестовых заданий – 9 минут

Подведение итогов занятия – 3 минуты

3. Основные вопросы темы:

1. Сущность истории и исторического процесса.

2. Концепции исторического процесса; формационная цивилизационная, локальных культур, их трактовка единства и многообразие исторического процесса.

3. Понятие политики, её связь с экономикой.

4. Политическое сознание, его структура. Политическое воспитание.

5. Право и правовое сознание. Правовое воспитание.

 

4. Литература.

Бегалинова К.К., Альжанова У.К. Философия. Алматы 2003 г. Разделы «Единство и многообразие истории,» «Политическое и правовое сознание».

2.едение в философию. М 1990 г. часть 1.

3. Спиркин А.Г. Основы философии. Москва 2000 г.

4. Философия. Ростов н/Д. 2001 г.

5. Шпенглер О. Закат Европы / Мир философии. Часть 2/.

 

Контроль

1. Что такое исторический процесс?

2. Как его понимают формационная, цивилизационная локальных культур концепции?

3. Что такое политика?

4. Какова структура политического сознания?

5. Какова структура правового сознания?

6. Используются тесты по всей теме.

1

По Шеллингу, история может быть определена, как:

6.Воплощение абсолютной свободы.

7.Постепенная реализация правового закона.

8.Проявление необходимости.

9.Воплощение божественного замысла.

10. Проявление случайности.

2

По Шеллингу, в основе мира лежит:

 1.Бессознательное.

 2.Абсолютная идентичность.

 3. Апейрон.

 4. Беспредельное.

5. Атом.

3

Смысл мировой истории, по Гегелю:

1. Становление техники и технологии.

2. Смена способов призводства материальных благ.

3. Процесс становления «Мирового духа».

4. Становление научных знаний.

5. Становление мировых цивилизаций.

4

Автором какой философско-исторической концепции является Тойнби:

1. «Осевого времени».

2. «Пассионарного толчка» как условия появления этноса.

3. Развития цивилизаций через Вызовы и Ответы.

4. Всемирной истории как единого духовного процесса.

5. Истории как практической деятельности человека.

5

Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движении (прогресса) описывался в трудах:

1. Немецкого философа К. Ясперса.

2. Новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта.

3. Французского историка и культуролога Ф. Броделя.

4. Русского историка и учёного Л. Гумилева.

5. Казахского просветителя А. Кунанбаева.

6

Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:

1. К. Сен-Симон и Г. Спенсер.

2. Н.К. Михайловский и П.Л. Лавров.

3. А. Букейханов и А. Байтурсынов.

4. К. Маркс и Ф. Энгельс.

5. Ф. Ницше и А. Камю.

7

Раздел философии изучающий цель, движущие силы, смысл и нравственность исторического процесса:

а) Гносеология.

b) Социальная философия и философия истории.

с) Методология и философия науки.

d) Философская антропология.

e) Онтология.

8

По Фихте, целью истории человечества является:

 1.Побуждение идентичности.

2.Устремление к субординации.

3.Установление координации.

4.Определение диспозиции.

5.Воспроизведение рода.


 

 


Тема № 15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: