Основные шесть типов финансовых доноров на фандрайзенговом рынке

 

Источники привлечения ресурсов можно разделять по-разному. Например, государственные и не государственные, юридические лица (компании, фонды, государственные органы) и физические (частные) лица.

1. Государство не занимается прямой благотворительностью, оно в идеале должно, в первую очередь, создавать благоприятный законодательный фон (что сегодня делает слабо) для развития этой самой благотворительности и поддерживать инфраструктурные проекты. У государства много своих социальных обязательств, и было бы уже большой помощью, если бы оно их просто выполняло. Доля прямой финансовой государственной помощи в отношении НКО невысока и не должна быть высокой. Иначе оно подсаживает НКО на денежный крючок и стремится через них решать свои задачи, иногда даже политические, напрямую к социальной сфере отношения не имеющие. Это мы и видим на примере окологосударственных НКО.

Прямая финансовая помощь от государства может осуществляться в форме субсидий и грантов.

Задача фандрайзера следить за происходящим, быть в теме государственной политики и стратегии по отношению к социальным областям. Мониторить конкурсы на гранты и субсидии, выбирая подходящие для своего фонда. И, в итоге, готовить и подавать на конкурсы грамотные заявки.

2. Крупный бизнес - Охарактеризовать эту аудиторию можно фразой: "системный подход". Крупный бизнес имеет ясное понимание, чего он хочет от социальных программ. У корпораций есть документы, определяющие и регламентирующие эту область. Социальная программа, предлагаемая фандрайзером той или иной компании, должна быть привязана к тематике, выбранной этой компанией в рамках ее корпоративной социальной ответственности.

Корпорациям нужен партнер, они работают только по программам, причем крупным. Многие в крупных компаниях поняли, что если самим создавать социальный проект, то он выйдет неэффективный и слабый. Деньги решают далеко не все. Опыт, команду, специалистов и тем более увлечение конкретной темой не всегда можно приобрести. Да, компании могут оплатить лечение или купить оборудование, но сами сделать детский лагерь и построить качественный реабилитационный центр они не могут, просто потому что подобная деятельность не является функцией бизнеса. Крупный бизнес может создать условия — предоставить деньги и ресурсы. В качестве партнера крупный бизнес обычно выбирает известные НКО.

Надо знать, что в России этот «рынок фандрайзинга» в известной степени уже в немалой своей части поделен. Пробиться к крупной компании — трудно! Но это возможно.

В данном случае задача фандрайзера не только в разовом привлечении средств, но, в первую очередь, в заключении долгосрочного контракта. Задача - партнерство по реализации программы. Результат - не столько деньги, "упавшие" на счет НКО, сколько сложная и дорогая работа. Для запуска такого проекта нужно приложить очень много усилий. Во-первых, провести сложные переговоры и подготовить проработанный и обоснованный проект. Во-вторых, придется долго ждать, пока пройдут все согласования. Крупные компании — это достаточно высокие пирамиды.

3. Средний и мелкий бизнес- Взаимодействовать с этой аудиторией проще, чем с крупным бизнесом. Компании и фирмы среднего и мелкого уровня редко поддерживают "программы", как правило, они дают деньги под "кейсы" - небольшие проекты с ясным окончанием и результатом. Денег в этой сфере меньше, но доступ к ним проще. Если в зоне вашей досягаемости первое лицо (тот, кто принимает решения) — все можно решить на единственных переговорах. Текущие же вопросы решаются по телефону. В этом направлении все зависит от хозяина фирмы или от того человека в компании, кто принимает решения. Если человек по каким-то причинам «запал» на бездомных собак, то он вполне может принять единоличное решение о помощи соответствующим организациям. Может поддержать целый приют для животных, а может ограничиться покупкой корма.

Работа фандрайзера здесь - дойти до человека, принимающего решения и грамотно представить ему проект или запрос. Тут почти все зависит от сложившихся личных отношений. Для работы со средним и мелким бизнесом важно понимать мотивацию тех, кто принимает решения.

4. Крупные частные фонды- Богатые люди нередко вкладывают свои личные деньги в некоммерческие проекты. Эти деньги порой сопоставимы по размерам с корпоративными вложениями, а иногда и превышают их. Например, благотворительный фонд В. Потанина, фонд Дмитрия Зимина «Династия». Такие фонды поддерживают тех, кого хотят. Это может быть фундаментальная наука, исторические памятники, благотворительность, спорт и т.д. Понятно, что области поддержки оформлены уставом, программами, регламентом, но в любом случае в основе этого лежит личное решение хозяина фонда. Эти фонды могут быть ресурсны и для благотворительности. Есть фонды, которые реализуют собственные программы ("Виктория", "Мета"). Есть же те, которые заточены под поддержку лучших практик (Общественный фонд Владимира Смирнова). Они на основании конкурсов и заявок дают гранты тем организациям, которые работают хорошо. Собственные социальные проекты эти фонды могут, при этом, и не реализовывать.

5. Физические лица- Когда мы говорим про частных доноров, надо понимать, что психологически человеку проще принимать решение и действовать, если он понимает, что результат будет конкретным, измеряемым и быстрым. Поэтому так популярны операции на сердце - вставили клапан, и готово - здоровый человек. Есть категория доноров, которые понимают такую свою особенность, но ничего с собой сделать не могут. Они порой чуть ли не разрешения спрашивают: мол мы понимаем, что и другим надо и что сотрудникам вашей организации нужна зарплата (им же надо что-то кушать), но можно все таки дать деньги именно на лекарства для больного ребенка?

Простые жертвователи (да и вообще все доноры) хотят увидеть и пощупать результат. Мало кто склонен к стратегическому мышлению вообще, а уж в тех областях, где люди не являются специалистами - тем более. Как правило, человек включается на 2 минуты, переводит деньги и занимается другими делами.

Для этой аудитории все зависит от темы, которая человеку дорога и от личной мотивации. Матрица мотиваций огромна. От искреннего желания кому-то помочь, сделать жизнь лучше, до «получение индульгенции». Фандрайзеру важно понимать, что человеком движет, что он желает, и дать ему то, что он хочет. Кому-то прежде всего нужна благодарность, кому-то — ясный результат, кому-то ощущение того, что он хороший. Может быть даже такое: «наличие сирот в этой стране оскорбляет меня как гражданина» или «мне больно смотреть, как человек страдает».

Определяющим для взаимодействия является не только тема и попадание в мотивацию, но и возможность дать, что он хочет. Фандрайзеру важно работать с донором лично!

Все частные доноры, как, впрочем, и вообще все доноры, имеют свой предел гибкости. Порой человек привязан к теме, скажем, к сиротам. Понятно, что в рамках этого можно с ним работать и начинать партнерство с оплаты мороженного для деток. Но уже через год человек может созреть до оплаты бухгалтера организации или поддержки какого-то проекта. А бывают люди, которые дальше мороженого не продвинутся никогда. Фандрайзеру нужно чутье и опыт, чтобы правильно работать с каждым. Сложить полную картину, то есть закрыть все потребности фонда, возможно только с помощью разных доноров.

 

Если Науменко будет сидеть в комиссии то специально для него можно блеснуть(его лекции):

Содержание проекта(по привлечению средств):

1) Титульный лист

2) Аннотация заявки

3) Введение

4) Постановка проблемы

5) Цели и задачи проекта

6) Методы

7) Оценка и отчетность

8) Дальнейшее финансирование

9) Бюджет

Убедить читателя в том, что проблема выполнима!

Доноры — это организации, в миссии которых предусмотрено предоставление безвозвратной финансовой, технической помощи на конкурсном основании.

Основные виды доноров:

1. Государственные доноры (Агентство по международному развитию США (USAID), Шведское Агентство по международному развитию SIDA, Малые проекты при содействии Посольства Королевства Нидерландов МАТRА)

2. "Получастные" доноры (World Learning, Фонд Евразия, IREX).

3. Частные доноры – благотворительные фонды: а) независимые фонды (фонд МакАртуров, фонд Сороса - ИОО, фонд Форда); б) ассоциированные фонды (Xerox Foundation, Арр1е, Неw1еtt Расkсаrd); в) фонды прямого действия, местные фонды.

4. Частные организации-посредники (ISAR, СЦПОИ).

5. Коммерческие организации – юридические лица

6. Физические лица


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: