Фандрайзинг (fund-raising) в переводе означает сбор средств. Это целенаправленный систематический поиск спонсорских (или иных) средств для осуществления проектов (программ, акций) и поддержки значимых институтов.
Вопрос привлечения инвестиций является всеобъемлющим: финансовые средства нужны всем: одним, чтобы совершить благое дело, другим — чтобы прирастить объем к уже существующей денежной массе, третьим — чтобы дать толчок к развитию организации в самом начале ее деятельности.
Во многих западноевропейских странах и, особенно в США, к деньгам и к благотворительности относятся очень серьезно. Еще даже не до конца обдумав суть и детали проекта, начинают собирать на него деньги.
В сфере шоу-бизнеса лишь после осознания ясной идеи, разработки четкой концепции и составления оправданного бизнес-плана продюсер начинает привлекать средства. Причины такой последовательности действий лежат вовсе не в честности или исполнительности продюсера, а диктуются рамками объективной реальности. Не имея оригинальной идеи, хорошо подготовленного бизнес-плана, продюсер не сможет заинтересовать инвесторов или спонсоров, так как в музыкальной индустрии есть миллионы примеров нереализованных идей и убыточных проектов.
|
|
Проблема изыскания средств на реализацию конкретного проекта в настоящее время является самой основной, определяющей его дальнейшее существование.
Привлечение средств для музыкального проекта — профессиональное занятие, которому надо учиться, эта деятельность имеет свои тонкости, ее нельзя постигнуть чистой практикой.
Фандрайзинг в музыкальном бизнесе может иметь лишь единовременный цикл. Продюсер, успешно раскрутивший хотя бы один проект в своей жизни и грамотно распорядившийся прибылью от него, уже не нуждается в продолжении финансирования какими- либо фондами и организациями. Здесь имеет место самофинансирование бизнеса в чистом виде. Другое дело, если продюсер, работая над новыми проектами, может понести убытки и потерять все средства. Тогда наступит момент, когда фандрайзинг снова будет являться той соломинкой, которая выведет продюсерскую компанию из кризиса.
При любом стечении обстоятельств не следует делать вывод, что организации не должны использовать внешние источники финансирования. Даже при самофинансировании не будут лишними денежные вливания со стороны.
Вместе с тем при планировании продюсерской деятельности в отношении использования сторонних средств, не следует рассчитывать на постоянное и долговременное финансирование из одного и того же внешнего источника.
|
|
Процесс привлечения средств для продвижения музыкального проекта или фандрайзинга состоит из следующих подзадач:
· выбор цели, которую необходимо осуществить с помощью полученных ресурсов, и установление сроков;
· сбор всей необходимой информации (внешней — о спонсоре, внутренней — аргументы в свою пользу);
· анализ интересов потенциальных спонсоров (формирование примерного списка);
· анализ опыта ошибок и достижений в этой области деятельности;
· подготовка материалов для предоставления спонсорам (заявки, пресс-релизы и др.);
· менеджмент;
· установление контроля за поступлением средств.
Полный пакет документов — залог успешного фандрайзинга. В зависимости от того, с кем ведется работа: с банковскими учреждениями, госструктурами или со спонсорами, наполнение комплектов различно.
Для финансовых и государственных организаций основным документом является заявка.
Титульный лист заявки должен производить хорошее впечатление, а сама заявка составляется по определенной форме, которая должна содержать следующие разделы:
· краткая аннотация;
· сведения о компании;
· постановка проблемы;
· концепция шоу-проекта;
· методы реализации проекта;
· оценка и отчетность;
· оценка эффективности проекта; бюджет проекта;
· приложения.
Отдельно рассмотрим специфику пакета документов, которая необходима продюсеру в работе со спонсорскими организациями. Спонсорство в России основано, как правило, на бартерных схемах, на условиях предоставления рекламных услуг продюсерской компанией.
Спонсорский пакет документов представляет собой полный набор юридических, творческих, программных, финансовых и оформительских документов, обеспечивающих спонсируемый проект. При этом повышенный интерес для спонсора представляют разделы, отражающие бюджет проекта, спонсорские градации и PR.
Итак, данный пакет документов включает:
1. Описание проекта. Составляется в форме аннотации популярной статьи с выделением наиболее значимых для спонсора деталей. Устанавливает целевую аудиторию, намечает направления рекламы и PR для проекта и для спонсора в целом.
2. Программное описание проекта. Включает концепцию и программу работ по проекту; перечисляются авторы, артисты-исполнители, организаторы и участники проекта.
3. Поддержка проекта. Указываются наименования и документальные доказательства поддержки финансовых структур, престижных учреждений культуры. К данному разделу прилагаются решения, рекомендательные письма и т.п.
4. Бюджет проекта. Здесь отражается общая стоимость по максимуму и по минимуму, расходы организаторов (постатейно), расходы, которые должны быть покрыты за счет спонсорских взносов.
Он может выглядеть следующим образом:
-стоимость мероприятий по стимулированию спроса на альбом, что включает:
· оплату прямой рекламы в средствах массовой информации;
· оплату эфиров на радио;
· оплату показа видеоклипов на телевидении;
· прочие мероприятия;
· стоимость создания видеоклипа на песню (песни) из альбома;
· стоимость создания художественного оформления альбома;
· гонорар продюсера, студийных музыкантов, инженеров записи;
· выплаты авторам музыки и текста за право первого исполнения;
· оплата механических роялти (авторского вознаграждения) правообладателям по авторским -правам на музыку и текст;
· стоимость изготовления носителей, их упаковки, таможенной очистки и транспортировки;
· авансовые выплаты артисту;
· прочие расходы, связанные с выпуском альбома.