Виды фандрайзинга : инвестиции, спонсоринг , гранты

При работе с потенциальными спонсорами важным фактором, влияющим на успех, являются его интересы, которые нужно учиты­вать. Рассмотрим самые распространенные из них: личная заинтересованность (родственные отношения, давняя дружба и т.д.); прямая выгода (материальный интерес, участие в распределе­нии прибыли); реклама (при успешной реализации проекта может быть про­ведена эффективная рекламная кампания); престиж (у компании спонсора складывается определенная репутация в деловых кругах); амбиции (стремление попасть в один ряд с другими извест­ными компаниями, которые уже согласились стать спонсо­рами проекта); область интересов банкира/бизнесмена.

Всегда надо помнить, что организацию, у которой вы просите финансовую поддержку, будь то инвестор, спонсор или кредитор, прежде всего, интересуют чисто коммерческие доводы — сумма вло­жений, порядок перечисления средств, сроки отвлечения, сроки возврата, механизм распределения коммерческой прибыли и ее величи­на. Продюсер должен предоставить кредитору расчет окупаемости затрат, рентабельность данного проекта.

 

Инвести́ции — вложения капитала с целью получения прибыли

 

Спонсоринг (sponsor, sponsorship) - поручительство, попечительство, поддержка. В развернутом виде спонсоринг представляет собой подбор или организацию события (или иного объекта спонсирования), ведение и контроль события, проведение и/или контроль ПР и рекламной кампании, гарантированное осуществление проекта и учета интересов спонсора.

 

Грант - благотворительный взнос или пожертвование, имеющее целевой характер, предоставленное физическими и юридическими лицами в денежной и натуральной формах.

Гранты являются одним из основных способов финансирования научных исследований на Западе. Любое научное исследование требует денег на аппаратуру, на поездки к коллегам, на оплату публикации статей, на оплату студентов, докторантов, постдокторантов, временных сотрудников и так далее. В отличие от займа средства, полученные по гранту не нужно возвращать. Для получения гранта фандрайзер должен пройти сложную процедуру предоставления заявки на получения гранта, в итоге которой может оказаться победа в конкурсе, который организовал донор, и получение средств.

 

 

 

Фандрайзинг – поиск ресурсов (людей, оборудования, времени, финансирования, информации), необходимых для осуществления какой-либо деятельности и/или поддержания существования организации. В этом аспекте важно понимать, что финансирование – не единственное, что необходимо для реализации конкретных проектов.

 

ОСНОВЫ ФАНДРАЙЗИНГА

ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ФАНДРАЙЗИНГА

В узком смысле: это сбор средств индивидов и организаций на реализацию социально-значимых проектов.

В широком смысле: это привлечение не только финансовых, но и других ресурсов потенциальных доноров: интеллектуальных, кадровых, временных, материально-технических и других для решения социально-значимых задач.

 

Основные элементы успешного фандрайзинга

Социально-значимый проект + система по его продвижению и реализации (поиск доноров, получение фандрайзинговых средств, реализация проекта, построение долгосрочных отношений с организациями-донорами.

 

Цели фандрайзинговой деятельности.

 

Базовые цели:

· сбор средств на поддержку социальных проектови текущей деятельности;

· построение долгосрочных отношенийс реальными и потенциальными донорами

 

Вспомогательные цели:

· Создание общественного интереса
к определенной социальной проблеме;

· оздание положительного ОМ по отношению к деятельности организации

 

Основные формы получения фандрайзинговых средств

• спонсорство;
• благотворительность; • меценатство

 

Примечание: данные виды деятельности могут осуществляться как индивидуумами, так организациями различных форм собственности и государственными структурами.

 

МОДЕЛЬ ПРОЦЕССА ФАНДРАЙЗИНГА

· Идентификация социально-значимой проблемы или задачи, решаемой фандрайзинговой кампанией;

· Постановка целей и задач Ф.К.;

· Сегментация общественности на группы по критерию отношения к социально-значимой проблеме;

· Выбор целевых сегментов (потенциальных доноров и кампайнеров);

· Разработка фандрайзингового комплекса для каждого сегмента (предлагаемый группе или индивидууму проект, форма участия, способы убеждения, формы взаимодействия, организация фандрайзинга, оценка результатов обратной связи).

 

ВИДЫ РЕСУРСОВ

· Частные пожертвования;

· Пожертвования кампаний;

· Средства из местного бюджета;

· Доходы, полученные от предпринимательской деятельности;

· Доходы от проведения специальных благотворительных мероприятий;

· Доходы от получения членских взносов;

· Гранты на социально-значимую деятельность, полученные от различных фондов.

· СПОСОБЫ СБОРА ЧАСТНЫХ ПОЖЕРТВОВАНИЙ

· Ящик для сбора средств;

· Адресная рассылка;

· Фандрайзинговые мероприятия и фандрайзинг на мероприятиях;

· Пожертвования через магазины;

 

Стратегия и тактика работы с коммерческими структурами (этапы)

 

I. Поиск потенциальных доноров

II. Организация первого контакта.Фандрайзинговый пакет.

III. Выстраивание долгосрочных партнерских отношений

· Преимущества спонсоринга для кампаний

· Высокая степень узнаваемости и позитивный имидж кампании;

· Дополнительная (в том числе и скрытая) реклама;

· Увеличение числа упоминаний в прессе 
(неангажированные публикации);

· Успешный спонсорский проект как свидетельство успешности компании;

· Лоббирование собственных интересов компании в политических кругах.

 

ВИДЫ ПАРТНЕРСТВ

· Постоянное спонсорство;

· Постоянное спонсорство с участием клиентов 
компании;

· Постоянное спонсорство с участием сотрудников;

· Предоставление бесплатных услуг, материально- технической базы;

· Совместное финансирование;

· Целевой маркетинг;

· Использование экспертизы и профессиональных знаний сотрудников НКО для нужд компании-донора;

· Помощь в фандрайзинге;

· Участие в управлении фандрайзинговой кампанией.

 

ПУТИ ПОИСКА ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ДОНОРОВ

· мониторинг СМИ;

· контакты с государственными организациями;

· контакты с другими НКО;

· личные контакты;

· изучение социологических исследований по благотворительной деятельности российских предприятий;

· телефонные обращения;

· письма.

 

Мотивы спонсорства

· Личные мотивы;

· Вкладывать туда, куда все;

· Имиджевые;

· Паблисити (создание и поддержание известности);

· Высокий общественный интерес к проблеме;

· Религиозные мотивы;

· Чувство гражданской ответственности

· Соображение финансового характера

 

Виды статуса спосора

1. Генеральный (100%)

2. Официальный (до 50 %)

3. Специальный (около 25 %)

4. Спонсор-участник (около 10 %)

 

Также бывают специальные спонсоры: информационные, транспортные и др.

 

Фандрайзинговый пакет:основные составляющие

- Сопроводительная часть

- Письмо с кратким изложением проблемы и анализом ситуации;

- Дополнительные материалы по проблеме (информативные, иллюстративные и др.)

- Сведение об организации (факт-лист);

- История фандрайзинговых кампаний данной организации;

- Список имеющихся партнеров (по согласованию с ними);

- Аннотация проекта;

 

Виды спонсорского участия

Фандрайзинговый пакет: основные составляющие (продолжение)

· Базовая часть

· Заявка (титульный лист, краткая аннотация проекта, цели и задачи, методы, ресурсы,сроки)

· Проект;

· PR- поддержка проекта;

· Бюджет;

· Спонсорские градации;

· Спонсорская реклама и PR;

· Прогноз спонсорского эффекта

 

Фандрайзинг, достаточно новое понятие для российской науки, хорошо известно европейским и американским учёным, а также специалистам по проектному менеджменту. Данный термин, образованный от английских fund (денежные средства, активы, финансирование) и raise (приумножение, сбор), можно перевести как «привлечение средств», «поиск активов». В широком смысле под фандрайзингом можно понимать процесс поиска и привлечения ресурсов под различные цели.

 

Основные понятия, связанные с деятельностью по фандрайзингу:

Фандрайзер – специалист по поиску материальных, кадровых и других ресурсов для реализации проектов.

Фандрайзинг – процесс поиска и привлечения ресурсов для реализации проекта.

Грант – целевая безвозмездная субсидия, выдаваемая грантодающей организацией отдельному лицу, коллективу или организации на конкурсной основе для реализации конкретного проекта или программы.

Грантополучатель – организация, коллектив или отдельное лицо, являющееся непосредственным получателем финансовой помощи, предоставляемой грантдающей организацией на реализацию определенного проекта.

Грантодающая организация, или донор – юридическое лицо, оказывающее финансовую поддержку организациям, частным лицам или коллективам на конкурсной основе в виде грантов, стипендий и премий.

Заявка на грант – документ, содержащий описание проекта, с указанием предполагаемых результатов, а также ресурсов, необходимых для их получения, оформленный в соответствии с требованиями грантодателя и направляемый в конкурсную комиссию грантодающей организации.

Фонд – благотворительная организация, оказывающая безвозмездную целевую финансовую поддержку учреждениям, коллективам и частным лицам для реализации их проектных идей.

Проект – это особая форма целенаправленных изменений, реализованных в рамках определенных ограничений по срокам, ресурсам и характеристикам ожидаемых результатов.

Программа – это комплекс мероприятий, направленных на достижение долгосрочных целей, например, программа очищения водных ресурсов планеты. Программа, как правило, не достигает конечных результатов (очевидно, что полностью очистить водные ресурсы на планете невозможно), тем не менее, в рамках отдельной программы возможен ряд успешно реализованных проектов с достижением вполне конкретных целей (например, проект по очистке вод озера Байкал).

Проектный цикл – жизненный цикл проекта от стадии планирования до завершения проекта.

Грант — безвозмездная субсидия предприятиям, организациям и физическим лицам в денежной или натуральной форме на проведение научных или других исследований, опытно-конструкторских работ, на обучение, лечение и другие цели с последующим отчетом об их использовании.

 

Малобюджетные или кратковременные проекты

Может оплачиваться аренда помещения и аренда или покупка оборудования, расходные материалы, оплата приглашенных специалистов (ученых, инженеров, техников, переводчиков, администраторов), распространение информации о проекте (конференции, выставки, публикации), транспортные расходы и расходы на проживание и питание во время сязанных с проектом поездок. Проект может быть рассчитан как на поддержку единичного мероприятия (конференции, школы, испытания технической установки или системы полевую экспедицию, опрос общественного мнения и т.п) или на длительную поддержку исследований или системы мероприятий. В последнем случае, зачастую, предусматривается финансирование с помощью нескольких грантов или других источников.

Роль грантов в развитии общества

 

С помощью грантов оказывается необходимая поддержка проектам, которые не являются прибыльными, но играют важную роль в развитии общества, города или учебного заведения. Деятельность, не получающая адекватного финансирования со стороны государства, также может быть поддержана с помощью грантов. Например, некоммерческие организации, существующие в стране, часто опираются на гранты как на основной или даже единственный источник своего дохода (он необходим для оплаты помещения и техники, работы сотрудников).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: