Поддерживать семейные связи

Жизнь в семье зависит от качества общения мех ду ее членами. Этоприобретает особое значе ние, когда на семью обрушиваются всевозможныенапасти или возникает конфликт. В семейных отношениях может возникатьнапряженность, когда проходит проверку способность эффективно обмениватьсяинформацией, например в экстренной ситуации или ситуации повышеннойэмоциональности. В такие периоды большое значение имеет не то, через какиетрудности и разногласия приходится пройти семье, но как это происходит. Это!"как" непосредственно зависит от умения общаться друг с другом. Периоды напряженности поднимают много важный вопросов, касающихсяобщения, которые требуют четко-1 го ответа: 1. Столкнувшись с серьезным вызовом, могут ли члены семьи продолжать вдостаточной степени информировать друг друга? 2. Могут ли они сохранять надежную связь? 3. Могут ли они выражать свои искренние чувства и потребности?   4. Могут ли они прислушиваться к заботам друг друга? 5. Могут ли они без опасения выражать несогласие? 6. Могут ли они извлекать пользу из постоянного обмена информацией,углубляя доверие и близость? Эффективное общение -- это навык, необходимый всем членам семьи, чтобыуспешно выполнить все эти задачи и ответить на все вопросы. Чтобы поддерживать общение на должном уровне, одиноким родителямнеобходимо точно смоделировать, чего они хотят. Неразговорчивая мать, которая жалуется на то, что детислишком молчаливы, крикливая мать, орущая на расшумевшихся детей,саркастическая мать, которая ненавидит, когда собственные дети поднимают еена смех, -- такие матери лишь моделируют и поощряют поведение, котороежаждут исправить. Первым делом, если ребенок плохо себя ведет, родительдолжен спросить самого себя: "Не я ли подаю ему дурной пример или ещекаким-то образом способствую такому поведению?" И если это так, то самыйверный способ помочь ребенку изменить поведение, это сначала изменить своесобственное. Что такое общение и почему оно так важно? Простейший способ оценитьмогущество общения -- это подумать о нем как об обмене информацией о чувствах, мыслях и поведении. Пока человек не поделится этими данными осебе, они остаются конфиденциальными и доступными окружающим толькопосредством догадок и слухов. Чтобы информация стала доступна другим, еюнужно поделиться, а чтобы понять окружающих, нужно их выслушать. Не существует никакого чтения мыслей. У каждого члена семьи есть двеобязанности. Во-первых, он должен делиться информацией о себе, чтобы бытьправильно понятым. Во-вторых, он должен внимательно прислушиваться к другим,чтобы понять их. Если члены семьи начинают пренебрегать каким-либо из этихосновных моментов общения, их связь нарушается, информация о чувствах,мыслях и поведении друг друга оказывается неполноценной. Дляродителя-одиночки уметь делиться информацией или быть хорошим слушателемнедостаточно. Он должен моделировать и то и другое. Могущество общения становится понятным, когда недостаточен обмен важнойинформацией, когда кто-то слишком мало делится с другими или слушает их. В этот момент нарушается значительная внутренняя психологическаяпотребность семьи -- потребность знать. это немедленно приходится расплачиваться. Например, рассмотрим гипотетический случай Элизии, матери двоих детеймладшего школьного возраста.   Придя домой с работы, она обнаруживает, что и сын, и дочь по необъяснимой причине отсутствуют. Они не оставили записки, гдеих искать. Элизия начинает беспокоиться. Где дети? Через полчаса еебеспокойство усиливается и переходит в тревогу. Что, если их обидели? Ещечерез час бесполезных звонков и беспомощного ожидания она начинает отвечатьна свои ужасные вопросы собственными худшими страхами. Плохие новости лучше,чем никаких, поэтому она сама восполняет отсутствие информации, приходя кзаключению, что дети, скорее всего, попали под машину по дороге из школыдомой. И тут они вваливаются в дверь, улыбаясь и хихикая, довольные,счастливые видеть маму, но очень удивленные выражением неодобрения на ееобычно дружелюбном лице. Не случилось ли чего, изумляются они. Встречает ли их Элизия бодрым: "Добро пожаловать домой"? Нет. Вместоэтого на них обрушивается ее гнев! "Где вы были, как вы смели удрать, неспросив у меня раз- решения?" Почему гнев? Когда члены семьи нарушают потребности других в знании,возникающее беспокойство часто находит выход в порицании того, кто решил неделиться недо стающей информацией, как в данном случае дети Элизии. В общихинтересах всех членов семьи информировать друг друга соответствующимобразом. Значит, одна из функций общения -- удовлетворять потребность взнании. Общение выполняет и еще одну функцию -- высказываясь, формировать образсобственного "я". Почему так важна высказаться? Потому что  это даетвозможность членам семьи реализовать вторую психологическую потребностьсделать так, чтобы о тебе знали. Эта функция общения осуществляетсянесколькими способами: • Высказываясь, человек выражает свои чувства, мысли, делитсяопытом. • Высказываясь, человек объясняет свое мнение и убеждения,выражает свою точку зрения. • Высказываясь, человек получает информацию. • Высказываясь, человек дает отпор тому, что ему не нравится,занимает оборонительную позицию, когда чувствует себя несправедливообиженным.. Высказываясь, человек решает разногласия путем сопоставленияразличных мнений. Все эти пять способов показывают, что каждый несет ответственность зато, что знают о  нем другие. В процессе общения мы приобретаем публичное определение личности. Чтобы научить ребенка высказываться, родитель долженубедиться, что соблюдаются три условия: 1. Родитель должен сам уметь высказываться. 2. Он должен хвалить ребенка, решившегося что-то рассказать о себе. 3. Он должен создать такую обстановку в семье, в которой высказывающийся не ощущает опасности, угрозы быть обиженнымили наказанным. Научившись высказываться в семье, дети будут чувствовать себя увереннои позднее, когда им придется высказываться в обществе сверстников. Онисумеют использовать инструмент общения, чтобы отстаивать свои убеждения ижелания и защищать свои права. К несчастью, наследство другого типа можетпричинить страдания детям, выросшим в семье, где умение высказываться небыло воспитано, не поощрялось или даже наказывалось. Такие дети получают другой навык: умение молчатъ. Вместо того чтобыучиться выражать свои чувства и переживания, они учатся держать язык зазубами. Вместо того чтобы учиться отстаивать свою точку зрения, они учатся считаться с мнением других. Вместо того чтобы учиться спрашивать, они учатся ждать, пока им что-то сообщат. Вместо того чтобы учиться защищаться отплохого с ними обращения, они учатся смиряться с любым обращением. Вместотого чтобы учиться сопоставлять явные различия, они учатся уступать, чтобыизбежать конфликта. В результате дети из таких семей растут конформными. Ониподвержены опасности сильно зависеть от правил, устанавливаемых другими, ине умеют отстаивать собственные. Они рискуют отказаться от самовыражения изодного лишь нежелания высказываться. • В крайнем случае в более поздних отношениях они рискуютоказаться "жертвами". Безусловно, рассказывая о себе, нужно видеть допустимые пределы:человек не должен мешать говорить осталь ным. В конце концов и умение молчать тоже имеет одну положительнуюсторону: оно подразумевает способность слушать. Дети обязательно должныэтому учиться. Выговариваясь, нельзя оскорблять и задевать окружающих. Чтобыдобиться этого, родители-одиночки должны смоделировать свою манеру говоритьтак, как им хотелось бы научить детей, и контролировать семейное общение,сдерживая его в границах предупредительности и уважения. Чтобы сохранитьсемейные связи и собственное "я", каждый член семьи должен иметь свободу инести ответственность за личные высказывания. Ведь на карту поставленыпотребность знать о других и потребность, чтобы знали о тебе. 15. АВТОРИТЕТ

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: