Усиление влияния для установления контроля

Семейный уклад определяют ценности родителей. Матери и отцыответственны за становление убеждений, установку норм и правил, по которымприходится жить им самим и их детям. Одинокий родитель должен внести ясностьв те семейные приоритеты, которые не изменятся и в неполной семье. Кое-чтоиз того, что было важно скорее для бывшего супруга, может уйти на второйплан и, наоборот, может возникнуть потребность в некоторых новых ценностях,без которых существование новой семьи не будет полноценным. Например,повышенное внимание ушедшего из семьи отца к беспрекословно-повиновениюприказам может быть смягчено матерью, для которой сейчас гораздо важнеенаучить детей самостоятельно думать и не бояться высказывать свое мнение. Ребенок узнает о том, что считают важным его родители, из наставленийили позиций, которые занимает мать или отец. Если, несмотря на просьбы,увещевания или объяснения пагубных последствий какого-то поступка, ребенокпо-прежнему отказывается подчиниться или согласиться, остается применитьвласть. Существует пять общих форм власти, к которым одинокие родителисклонны прибегать. 1. Выдвигать требования. 2.Устанавливать границы. 3. Задавать вопросы. 4. Запрещать обсуждение. 5. Применять наказания. Давление авторитетом вызывает негативную реакцию. Упрямый ребенок илиребенок переходного возраста может с явным неудовольствием реагировать назап- рет или требование. Одиноким родителям, которым не у кого искатьподдержки, требуется особое мужество. Он должны выступать против детей воимя собственного благополучия, благополучия детей или семьи в целом. Ребенокне любит, когда ему отказывают, а родитель не любит быть неприятным. Самособой разумеется, что родители демонстрируя власть, не должны вести себяугрожающе или оскорбительно, но при этом должны строго придерживаться своихубеждений, настаивать на подчинени и согласии со своими требованиями. Хотядети могут обижаться на наказание и считать родителя скорее врагом, чемдругом, со временем непоколебимая, но доброжелательная властная позициянепременно будет оценена по достоинству и создаст ощущение надежности.Родитель должен быть достаточно заботливым и дальновидным, чтобыпротивостоять детским желаниям в их же интересах. Так как поведение детей по сути зависит от их собственных решений,родители не могут полностью контролировать своего сына или дочь. Согласие иподчинение означают, что ребенок выбрал сотрудничество, уступив желаниюродителей. Подросток, который дерзко заявляет: "Ты не имеешь права менязаставлять и не можешь запретить" говорит чистую правду. К счастью, не имеяабсолютного контроля, родители тем не менее обладают влиянием. Они могутпоощрять согласие ребенка сотрудничать помощью руководства, контроля,определения границ и использования моментов обмена. Руководство -- это сила убеждения. Родитель объясняв чего он хочет ипочему. Более того, руководство означ ет, что дети обеспечиваются обратнойсвязью, отзывав на их поведение, комментарием по поводу того, какие принятыхими решений правильны, а какие нет. Подчас родители очень настойчивы. Они, объясняя, дают оценку, поощряют,чтобы ребенок осознавал, как о нем заботятся. Если ребенок не желает слушатьили отказывается выполнять то, что ему было велено, упорных родителей это необескураживает. Они продолжают говорить. Почему? Потому что они знают: онидолжны дать своим детям верные рекомендации, на которые ребенок можетполагаться и которым может доверять. Родители не всегда слушают ребенка, норебенок слушает родителей. Ребенок проникается каждым их словом, воспринимаяи запоминая его, и чувствует себя в безопасности, зная, что думают родителии на каких позициях стоят. Хорошие родители неустанно общаются с ребенком. Контроль - это сила преследования. Контроль предполагает, что родителипостоянно наблюдают за ребенком, интересуясь тем, как идут дела в школе ивне ее. Такую работу необходимо делать, хоть, к сожалению, это нудная частьродительских обязанностей. Дети не любят быть объектами наблюдения, родителине любят наблюдать. Сущность контроля состоит в том, чтобы заставить ребенкав конце концов сделать то, чего от него добивается родитель. Такпреодолевается сопротивление ребенка. Дети отлично знакомы с этиммеханизмом, потому что если они хотят чего-то, в чем им отказано, они всемидоступными способами заставляют родителей отступить, иногда им даже удаетсядобиться своего. Из раза в раз повторяя одно и то же, родители показывают,что будут настаивать на своем требовании, пока не преодолеют сопротивлениеребенка и не заставят закончить работу по дому, выполнить наконец домашнеезадание и т. д. Хорошие родители настойчивы со своими детьми. Определение границ - это возможность наказания. Оно оговариваетпоследствия нарушения основных правил (кроме скучной работы, которая требуетнаблюдения) и устанавливает границы допустимого. Когда дети пробивают брешь в этих границах, следует наказание. Иногданаказывают сами естественные последствия действия. Например, если ребенокберет какой-то предмет, запрещенный в целях безопасности, полученная врезультате травма становится лучшим уроком, чем родительское наказание. Вдругих случаях родители должны показать вредные последствия действий детей,заставив их обдумать свои поступки и поощряя дозволенное в "рамкахоговоренных границ" Обычно применяются три вида наказаний - физическое, лишение чего-то,компенсация. Среди них наиболее сомнительное первое - причинение физической боли. У маленьких детей вместо уважения это может вызвать страх передродителями. У более старших детей это может вызвать обиду - порка унижает ихдостоинство. Подростки, подвергшиеся этому виду наказания, часто испытывают кродителю презрение. вклад в жизнь семьи. Причина, по который многие литениечего-то, компенсация. Среди[. Опасность физических наказаний и вуроке, который они могут дать: "Правда на стороне силы" и "Добиватьсясогласия лучше не убеждением, а силой". В худ шем случае, когда гнев доводитфизическое наказание до крайней степени, когда родитель шлепает, порет илибьет, только чтобы дать выход собственному раздражению или показать своювласть, ребенок прекрасно понимает, что до него никому нет дела, его простооскорбляют. Лишение - ограничение детской свободы передвижения или использованиячего-либо - наиболее эффективно, когда применяется на короткое время. Перерыв в игре для маленького ребенка или приказ сидеть вечером домадля подростка дает им возможность обдумать нарушение и решить, стоит липовторять подобные поступки. Если родители лишают ребенка всего, урезая всесвободы и привилегии на долгое время, они только поощряют к непослушаниюсвое дитя, потому что ему терять уже нечего. Кроме того, родители часто требуют не делать чего-то, не объясняя приэтом, что нужно делать. Приказываю ребенку не выходить из дома и непользоваться телефоном и телевизоров, родители часто вынуждают самих себясидеть дома, чтобы быть уверенными, что наставления действительновыполняются. Кто кого наказал в этом случае? Наверное, самое эффективное наказание - это компенсация. Используя этотметод, родитель объявляет: "Ты нарушил правила и должен отработатьнарушение" Прежде чем заниматься чем-то еще, будь добр выполнить даннуюзадачу, чтобы я был полностью доволен результатом". Такая компенсациязаставляет детей выполнять необходимую работу по дому в качестве расплаты за"преступление". Компенсяция - это конструктивное наказание, потому чторебенок вынужден вносить некий деятельный вклад в жизнь семьи. Причина, покоторой многие родители с неохотой прибегают к компенсации, состоит в том,что она требует наблюдения даже большего, нежели лишение. Так как этонаказание очень сложно применять, компенсация усиливает родительскийавторитет и власть. Хорошие родители придерживаются конструктивныхнаказаний. Разрабатывая моменты обмена, можно использовать зависимость детей от родителей. По существу родитель вынуждает ребенка,который отказывается сотрудничать, выполнить какое-то поручение, прежде чемон получит то, что хочет. Здесь родитель прибегает к принципу обмена. Ребенкуговорится, что, если он хочет получить какую-то выгоду от семьи, он такжедолжен внести в семью определенный вклад. Пока принцип обмена не стал законом, ребенок имеетсклонность брать, а не давать. Вскоре родитель начинает чувствовать, что егоиспользуют и возмущается этим. Таким образом, когда ребенок отказывается выполнять,скажем, работу по дому, родитель может отказаться делать то, что обычноделал с охотой. Например, соглашается отвезти ребенка в гости к другу только после того, как мусор будет вынесен. Функциональные отношения междуродителем и ребенком требуют отдачи с обеих сторон. Если родитель уже устал просить и надоедатьа работа таки не продвигается, лучше подождать до следующего момента обмена. Рано илипоздно ребенок вынужден будет о чем-то просить родителя. Тогда проявите выдержку, недавайте ребенку то, что ему нужно, пока не получите свое. Если ребенокобещает сделать все позже, когда получит желаемое, объясните ему, что, таккак он прежде не выполнял своих обещаний, теперь они ничего не стоят. Сэтого момента считается только результат, а не пустые слова. Только после того, как ребенок выполнит задание родителя,родитель выполнит желание ребенка. Хорошие родители настаивают наравноценном обмене. Применять власть не означает, что родители должны стать авторитарными,им просто необходимо научиться последовательно отстаивать свои убеждения,требования и позиции. Они не должны возбуждать страх или причинять вред, но должныбыть готовы рискнуть своим авторитетом, иногда принося в жертву сиюминутнуюсимпатию, чтоб заслужить позже настоящее, глубокое уважение 16. ОТВЕТСТВЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: