Как сделать школьный опыт положительным

Наконец, в придачу ко всем проблемам, с которыми ей приходитсясталкиваться, брошенная мать обнаруживает, что у ребенка возникли трудностив школе. Если недовольство учителя поведением ребенка растет, ребенкуприходится ежедневно испытывать воздействие этого неудовольствия. Результатобычно весьма печальный. Отношение к детям в школе может оказать сильное влияние на ихсамооценку. Если учитель постоянно недоволен ими, они приходят домойнедовольные собой. Заметив такое недовольство, мать должна принятьсоответствующие меры. Чем дольше такой ребенок представляет проблему для одного учителя, темвыше вероятность, что в дальнейшем и другие учителя будут воспринимать еготоже как проблему. Почему? Потому что отношения с одним учителем обычновлияют на отношения со следующим, ведь первый учитель предупреждаетостальных, что им следует обратить внимание на определенного трудногоребенка, если он попадет в их класс. Дети не вольны устанавливать своюрепутацию заново в очередном классе, потому что их прежняя репутация всегдаприходит первой. Клевета порождает негативные ожидания, предубеждения,которые могут осуществиться, спровоцировав негативную реакцию ребенка. Когда у ребенка начинаются проблемы со школьным учителем, передодинокими матерями встают три задачи: 1. Понять, почему некоторым детям труднее приспосабливаться к школе. 2. Поговорить с учителем и уточнить сущность проблем ребенка. 3. Помочь ребенку изменить поведение учителя на положительное. На учителе лежит ответственность за весь класс, т. е. за группу детей,а потому он не в состоянии уделять слишком много внимания одному ребенку.Каждый ученик должен сам уметь приспособиться к тому, как осуществляетсяруководство классом. Другого пути нет -- школа не будет пересматривать своитребования исходя из особенностей каждого конкретного ребенка. Безболезненность адаптации для ребенка во многом зависит от того,насколько школьный опыт напоминает домашний. Обычно ребенокприспосабливается с легкостью, если выполняются следующие факторы: • Нормы поведения, устанавливаемые учителем, похожи на те, ккоторым ребенок привык дома. • Навыки, необходимые для адекватных поступков, были уже освоеныребенком дома. • Содержание учебного материала немного знакомо ребенку, потомучто об этом говорили дома. Такой ребенок спокойно реагирует на требования учителя, учитель доволенреакциями ребенка, и их отношения прекрасно развиваются. Такой ребенок имеетпри поступлении в школу преимущество. И наоборот, если нормы и ожидания учителя, учебный план и методы,правила и требования совершенно незнакомы ребенку, он с трудом осваивается вновых условиях. Не сразу оправдав ожидания, не сразу подчинившись правилам, ребенокиспытывает учительское терпение. Упорно не вписываясь, не следуя в одномпотоке со всеми и не понимая, чего от него хотят, он подвергается осуждению.Если к осуждению добавляется наказание, ребенок все более отрицательноотносится к школе и ведет себя так, что учитель начинает оценивать егонегативно. Создается порочный круг, разорвать который нелегко. Чем сложнееучителю учить ребенка, тем сильнее он на него давит, и тем сильнее ребеноксопротивляется этому дав- лению. И все же этот круг можно разорвать. Для начала выясните, что именномешает ребенку освоиться. Расспросите его о том, к чему ему труднопривыкнуть в школе в целом и в классе в частности. "Я сижу на последнейпарте и не могу сосредоточиться на том, что говорит учительница, потому чтовсе ученики передо мной занимаются разной ерундой. Тогда учительницанаказывает меня за невнимательность". Выслушивая подобную информацию, выдаете ребенку возможность высказать, какие разочарования сопровождают этитрудности. Так вы способствуете выражению чувств, которые иначе держались бывнутри, накапливались и наконец выплескивались в школе. Вооружившись информацией, вы можете встретиться с учительницей, чтобыразобраться, какие трудности испытывает она с вашим ребенком. Еслиучительница высказывает жалобы в общих словах, говоря, что ребенок"невежливый", "неуправляемый" и "не работает на уроке", вы должны уточнить,что она имеет в виду. Что именно делает или не делает ребенок, заставляяучительницу называть его "невежливым"? Учительница объясняет: если ученикберет что-то без разрешения и прерывает ее, не дожидаясь, пока его спросят,она считает эти действия "невежливыми". Теперь вы знаете, какие деталиповедения ребенка вы будете с ним обсуждать. Попытайтесь объяснить учителю, почему ребенку особенно трудноадаптироваться к школе, сообщите ребенку, какие особенности его поведениянеприемлемы для учителя. Вы хотите построить фундамент для взаимопониманиямежду ними. Вы стремитесь освободить эти напряженные отношения от оценок,чтобы каждая сторона могла сосредоточиться на конкретных переменах и учительи ученик лучше ладили друг с другом. И наконец, вы можете вместе с ребенком попытаться улучшить отношения сучителем. Убедите ребенка, что в его власти превратить учителя из "злого" в"доброго". Как осуществить это волшебное превращение? Скажите ребенку, что если он втечение трех дней будет точно выполнять мамины указания, в учителепроизойдет перемена. Расскажите ребенку о трех основных желаниях любого учителя. Он хочет,чтобы ученики его любили, слушались, а он мог бы чувствовать, что успешносправляется с работой. Удовлетворишь эти желания -- и учитель полюбит тебя,не оправдаешь -- и он не будет тебя любить. • Как может ребенок изобразить, что любит учителя? Может быть,приветствуя его, может быть, улыбаясь, может быть, предлагая свою помощь. • Как может действовать ребенок, чтобы учитель чувствовал, что его слушаются? Может быть, изменяя свое поведение, как говорит учитель. Можетбыть, не выкрикивая с места, пока он не вызовет. Или, может быть, помня, чтоон просил не бегать по коридору. • Как ребенок может помочь учителю почувствовать, что тот успешносправляется с работой? Может быть, выполняя классные и домашние заданиявовремя, может быть, внимательно следуя наставлениям, может быть, просяпомочь, если материал непонятен. Дайте учителю три дня, когда "проблемный" ученик начнет выполнять егоосновные желания, и в большинстве случаев его отношение станет гораздо болееположительным. Как только учитель почувствует в ученике перемену к лучшему, он начнетк нему лучше относиться. Когда ученик видит, что с ним лучше обращаются, онобретает уверенность в себе и, чувствуя одобрение, продолжает в ответ вестисебя все лучше и лучше. Видя эти улучшения, сердце одинокой матери радуетсяуспехам ребенка в школе. ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ Следует ли мне настаивать на выполнении ребенком работы по дому илипросто самой все за него делать? У всех членов семьи должны быть какие-то обязанности. От каждогоребенка ожидается, что он помогает родителям, принимая участие в ведениихозяйства. Чем раньше начинается обучение этому (лучше начинать лет с двух-- с уборки, собирания разбросанных игрушек и минимальной помощи), темменьше споров будет возникать по поводу домашних дел в переходном возрасте,когда растет сопротивление всему и требуется намного больше настойчивости,чтобы добиться выполнения требований родителей. Не сдавайтесь, не делайтеработу за своего ребенка, потому что так вы только поощрите его нежеланиесотрудничать с вами. Вы будете испытывать возмущение, потому что взвалите насебя дополнительную нагрузку, с которой дети прекрасно могли бы справитьсясами. Родителям-одиночкам и без того хватает работы, чтобы освобождать отнее детей. Следует ли мне настаивать на том, чтобы мои дети-подростки убирали своюкомнату? Безусловно, иначе они используют этот нарочитый беспорядок, какпредлог, чтобы оправдать более серьезные проявления непокорности, которыебудет намного сложнее обуздать. В них будет поддерживаться убеждение в том,что, если они могут жить в своей комнате так, как им хочется, значит, всюжизнь они тоже смогут прожить по собственным правилам. Это не так. Поэтомусейчас нужно регулярно требовать, чтобы дети убирали свою комнату. Настаиваяхотя бы на минимальной степени содержания ее в чистоте, вы символически, ноконкретно устанавливаете свою власть над жизнью детей. Таким образом, объявите детям: " Я определю минимальные требования,которые буду предъявлять к порядку. У вас в комнате такой развал, что мнепротивно туда заходить. А этого я не допущу. Я буду стучаться, прежде, чемвойти, но буду постоянно контролировать вас. Ваша комната будет чистоубрана, и мой дом не будет похож на трущобу". Одинокие родители должныутвердить свое право жить в окружении, отвечающем их требованиям порядка. Как мне точно узнать, готов ли мой ребенок к большей степенинезависимости? Никак. Поощрение независимости всегда подобно рулетке. Каждоепослабление создает дополнительный риск. Как далеко от дома гложет ребенокиграть? Как поздно может возвращаться домой? Когда садиться за руль? Когдаходить на свидания? Когда начинать работать? Измерить готовность к следующейступени независимости можно одним способом: оценив проявленияответственности. Если ребенок демонстрирует способность справляться сдомашними обязанностями, ответственно относиться к школьным делам и своемуповедению, только тогда родитель может взять на себя смелость и разрешитькакую-то привилегию независимости. Родители-одиночки хотят, чтобы их ребенокнаучился независимости как можно скорее - как только у него появитсядостаточно ответственности для этого. Мой ребенок постоянно "висит на телефоне". Как мне узнать, не слишкомли это? Слишком -- это когда телефон не дает детям вовремя ложиться спать,мешает им делать работу по дому и уроки, нарушает их контакт с родителямиили если телефон всегда занят и другие члены семьи не могут имвоспользоваться. В прочих же случаях, особенно в переходном возрасте,относитесь к телефону как к другу. Он как бы соединяет подростков с внешниммиром, держа их при этом под присмотром родителей. Пусть ребенок подолгуразговаривает по телефону -- по крайней мере он не совершит никакогоправонарушения, не попадет в автомобильную аварию, удержится от проявленийсексуальной актив- ности, не попадется на крючок наркотиков и алкоголя. Родители-одиночкидолжны относиться к телефону как к союзнику, который позволяет детямподдерживать связь с друзьями, в то время как они дома, в безопасности. Я бы хотела, чтобы мои дети более ответственно относились к деньгам.Получив деньги, они тут же тратят их. Почему они не могут обращаться сденьгами благоразумнее? Наверное, потому, что их никто этому не научил. Лучше всего учить насобственном примере. Предупредив детей, что информация чисто семейная и еенельзя никому передавать, раскройте перед ними специфику своего обращения сденьгами. Объясните, сколько денег вы тратите ежемесячно. Расскажите, откуда они берутся и на что уходят. Покажите детям списокрасходов, расскажите, как вы составляете бюджет и как решаете, что нужнооплатить в первую очередь и что может подождать. Расскажите, как выэкономите и зачем делаете это. Объясните, почему покупаете в кредит, получаясразу то, за что заплатите позже. Решения, связанные с деньгами, всегданелегко принимать, потому что редко когда их хватает на все, чего хочется.Некоторые удовольствия приходится откладывать, от некоторых отказыватьсявовсе. Вокруг всегда найдутся люди куда более обеспеченные. Если дети заработали или им подарили деньги, разделите их на две части:ту, которая тратится немедленно, и ту, которая кладется в копилку. Пусть ониподумают о преимуществах каждого из этих способов. Когда они повзрослеют истанут сами немножко зарабатывать, заставьте их оплачивать часть своихрасходов. Удовлетворение приносит покупка чего-либо ценного на честнозаработанные деньги. Если возникает необходимость, попросите детей вложить часть ихзаработка в семейную казну. Это очень нужный и важный урок: иногда трудносодержать семью на одну зарплату. Тратить деньги по собственному усмотрениютоже бывает полезно. Таким образом дети постигают, как быстро можнопотратить то, что так долго пришлось зарабатывать. Родители-одиночки, сами приученные жить на ограниченные средства,находятся в очень выгодной позиции, обучая детей правильно распоряжатьсяденьгами.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: