Г) Коррекция согласных звуков

Основными факторами правильного произношения являются:

1) хорошо развитый элементарный и фонематический слух;

2) правильное, достаточно сильное и хорошо регулируемое и дифференцированное дыхание;

3) чистый, гибкий, достаточно сильный и хорошо регулируемый голос;

4) энергичная, чёткая и правильная артикуляция;

5) достаточная длительность и громкость произнесения звуков, правильное их сочетание и последовательность в слове;

6) понимание произносимого в целом и каждого звука в отдельности как смыслоразличительной единицы слова.

Всё указанное надо учитывать при коррекционном воспитании произношения.

Изложение воспитания отдельных звуков нашей речи начинается в данном пособии с более трудных случаев вот почему: подробное описание методики воспитания наиболее трудных и чаще всего встречающихся неправильных звуков, предупреждая повторения, значительно сокращает дальнейшее изложение способов коррекции остальных, более лёгких звуков. Кто усвоит методику выработки, например, звука р, тому очень легко будет справиться и с остальными звуками, так как он уже будет знаком с рядом общих приёмов и положений. Даваемые нами ниже описания – лишь типовые схемы. Артикуляторные пункты и вообще соприкосновения при артикуляции участвующих в ней органов крайне индивидуальны. Колебания в известных пределах вполне законны и не извращают нашей речи, придавая ей лишь индивидуальное своеобразие. Они обусловлены как общей анатомической структурой речевых механизмов, так и зависимостью каждого звука от соседних с ним звуков. Яркой иллюстрацией к сказанному служат экспериментальные данные проф. Богородицкого.

Нормальная артикуляция твёрдого звука р. Весь звукопроизносительный аппарат тонически напряжён и неподвижен, за исключением кончика язычка. Губы и челюсти раскрыты в зависимости от артикуляции предшествующего и преимущественно последующего гласного. Корень языка, средние, боковые и нижние части его неподвижно укреплены, что достигается устойчивой неподвижностью нижней челюсти. Для такого тонически напряжённого и неподвижного положения речевого аппарата особенно важно сильное напряжение мышц, поддерживающих нижнюю челюсть, к которой прикрепляются другие мышцы, участвующие в артикуляции р. В целях наиболее сильного задувания на кончик языка выдыхательной струёй, вход в носовую полость плотно закрывается системой мышц глотки, дужек и самим мягким нёбом с язычком. Весь язык, в особенности его кончик, приводится в эластически напряженное тоническое состояние. Передняя часть его должна быть возможно твёрже, истончённее и свободней, тогда как стальная часть языка, широко распластанная, несколько приподнятыми боковыми краями касается верхних зубов почти до клыков. Передняя треть напряжённо сокращённого языка немного приподнята кверху и, образуя в ротовой полости сужение, сближается с передней частью твёрдого нёба, верхней десной и зубами. В таком положении кончик языка с небольшой, неустойчивой, колеблющейся плотностью прилегает к верхним альвеолам и соседней передней зубной области. Корень же языка несколько оттягивается вниз назад и таким образом препятствует образованию сужения в задней части рта и получению велярного или увулярного р. Вместе с тем облегчается прохождение задуваемой по жёлобу языка струи воздуха. В зависимости от нарушения этой напряжённой тонической уравновешенности кончик языка загибается то вверх, то вниз. Средняя часть спинки языка несколько опущена, что обусловливает низкий тон звука – его твёрдость. Нарушителем установленного нервно-мышечного равновесия является с силой выдыхаемый звучащий (голосовые связки вибрируют) ток воздуха, прорывающийся через язычно-нёбно-зубное сужение и отбрасывающий кончик языка к нижним зубам, на мгновение открывая этим выход звучащему воздуху. В силу тоническо-эластиче-  ческой напряжённости и непрерывной иннервации кончик языка снова на мгновение поднимается вверх к альвеолам, чтобы, подчиняясь давлению воздушного тока, опять опуститься и т.д. Быстрота вибраций – до 30 в секунду. Акустически получается то, что мы называем рокотом, т. е. наше рокочущее зазубное р.

В начале слова, перед согласными и после согласных р произносится с 1–2 ударами, между гласными– 1 ударом, в конце слова более раскатисто – до 3–4 ударов, притом произносится с большим шумом и к концу своего звучания становится глухим. Излишняя раскатистость портит звук. В некоторых сочетаниях р звучит глухо (метр, ртуть, вепрь и т. п.).

Для мягкости и твёрдости звука большое значение имеют две резонирующие ротовые полости, которые образуются при звуке р: а) небольшая передняя, начинающаяся от приподнятого кончика языка и верхней десны и продолжающаяся до выходного отверстия губ; сверху она ограничивается нижней поверхностью свободной части языка, а снизу – дном ротовой полости под этой частью языка; б) большая задняя, простирающаяся от передней верхней десны до задней стенки глотки и гортани. Чем больше этот резонатор и чем больше сужено отверстие губ, тем звук р имеет более густой, низкий шум (твёрдое р). Наоборот, при мягком р вся масса языка более напряжена, прикасается к твёрдому нёбу большей поверхностью, чем при р твёрдом.

Как уже сказано, акустический характер р, а следовательно, и его артикуляция зависят от соседних с ним звуков: перед мяг-

кими (палатальными) согласными, йотированными гласными (я, е, ё, ю) и перед и звук р произносится мягко, а перед остальными звуками – твёрдо.

Недостатки. Как было уже указано, звук р является одним из самых дифференцированных, а поэтому и трудных звуков человеческой речи. Вот почему он часто и очень легко подвергается разнообразнейшим искажениям и замещениям. Правильный зазубный звук р в генезисе звуков детской речи, как правило, появляется позднее всех звуков. Некоторые исследователи отмечают, что многие дети очень долго не образуют р и не заменяют его другими звуками (дугой, вместо другой, бака вместо барка); напротив, иные рано образуют язычно-гортанное и губное р, большинство же детей обычно акустически смешивают переднеязычное зазубное и велярное или увулярное р.

Искажение и пропуски р называются ротацизмом (р – по-гречески ро), а замена нормального (зазубного) р другими звуками нашего алфавита – параротацизмом.

Ротацизм. 1) Картавое р.

Принятое в нашей литературе наименование этого недостатка картавостью неточно: картавостью следует называть лишь такой дефект звука р, когда он образуется дрожанием мягкого нёба с язычком или даже одного язычка. Такое р напоминает карканье вороны, отсюда и происхождение самого термина. Иногда картавостью неправильно называют и отсутствие звука р. Картавое р образуется вследствие сближения спинки задней части языка с противостоящим ей мягким нёбом с язычком. Проходящая через это сужение голосовыдыхательная струя вызывает вибрационное дрожание тонически напряжённых наиболее подвижных частей мягкого нёба и отчасти языка. Последний в целом является в данном случае неподвижной частью и содействует свободному дрожанию мягкого нёба с язычком образованием в своей задней части желобка – вибрирующее нёбо то прилегает к языку, то отрывается

Благодаря тому, что кончик языка опущен У нижних зубов, выше описанный передний резонатор значительно увеличивается, свободно соединяясь с задним резонатором.

 

Этим обусловливаемся более низкий тон картавого р, независимо от мягкости или твёрдости последующего гласного, обычно влияющего при нормальном р на его тоновые оттенки. Доведённое до большого совершенства картавое р у некоторых только и отличается от нормы этим тоном.

При картавом р нервно-мышечная работа значительно больше и сложнее, чем при нормальном: участвует большее количество мышечных групп и нервов. Следовательно, звукопроизносительная работа здесь мало концентрирована и дифференцирована, а сам картавый звук производится более примитивными механизмами мозга.

Если р образовано -вибрацией мягкого нёба,– перед нами велярное р (velum palatum по-латыни мягкое нёбо); при вибрации только язычка (uvula) – увулярное р, акустически наиболее близкое к нормальному р («грассирующее» р).

2) У детей с плохо развитым мягким нёбом (укороченным и малоподвижным) не получается такого рокотания, а лишь неопределённые акустически трудно улавливаемые звуки типа и, й (пука, дъйва – рука, дрова).

3) Иногда вместо р – беззвучная короткая пауза с сужением зева (от, ука) или же придыхательный звук типа южно-русского г, похожий на наше звонкое х (horn, huka).

4) При смычке задней спинки языка с нёбом – гх (гхукй, гхот).

5) Редуцированный (усечённый, неясный) звук, едва уловимое среднее между ы и э (ыука, ыот),

Редкие случаи ротацизма:

1) р двугубное без вибрации (вука, вот, ковова);

2) р кучерское – вибрируют обе губы или же одна из них совместно с высовывающимся в этот момент кончиком языка;

3) р щёчное или языко-щёчное – вибрируют обе щеки или одна из них с кончиком или боковыми краями языка--сильный выдыхательный ток проходит между щеками и краями языка;

4) нг носовое (как немецкое ng) у нас встречается редко;

5) межзубное.

Характерны случаи 2-й и 3-й. Воздействие речевой среды так сильно, что ребёнок в напряжённой борьбе за данный звук, улавливая его слухом, но не видя его артикуляции, в разнообразных пробах случайно натыкается на своеобразное сочетание движений, дающих р-подобный рокот,– и у него быстро вырабатывается и закрепляется данная артикуляция, как суррогат нормального р.

Параротацизм. Как общее правило, кончик языка обнаруживает стремление сделать артикуляторную установку, близкую по своей локализации к правильному звуку р, но вследствие ряда неблагоприятных моментов эта установка не доводится до своей законченности: нет тонического лопатообразного положения языка за зубами, нет.вибраторного дрожания кончика языка и т. п. (замена через л, д, т).

Случаи параротацизм а:

1) л (лука, лот);

2) ль (люка, лёт);

3) рль (рлюка, рлёт);

4) рь (рюка, рёт);

5) д, т (дука, дот – обычно при тетизме);

6) дз, с, з межзубные (дзука, сука, зука; дзот, сот, зот);

7) к, г – сильно прижатая к нёбу задняя часть языка при задувании на него отрывается, но не вибрирует (кука, гука, кот, гот).

1, 2 и 3-й случаи говорят о склонности р заменяться звуком л. Это объясняется тем, что исторически л и р, по данным некоторых лингвистов, развились из одного диффузного звука. Следы его мы имеем в норвежском и шведском «толстом» л, которое для иностранца кажется скорее звуком р. Поэтому эти звуки легко смешиваются как в истории языков (лат. lilium, итал. lirio), так и в отягчённых условиях (дети: талерка, тлуба, рожка, взрослые: лабалатория, дилижабр и т. п.).

Можно в общем согласиться с проф. Ф.A.Pay, что коррекции легче поддаются случаи, когда кончик языка и при дефекте всё же занимает приподнятое положение (случаи 1-й и 5-й), в

Особенности если уже производится им рокот, хотя бы и очень грубый.

Зная описанные формы ротацизма и параротацизма, обычно нетрудно обнаружить и определить ту или иную форму недостатка звука р, его физиологические и психические механизмы. В случае неясности дефекта артикуляции употребляется специальный приём исследования звука р. Ощупывая пальцами мышцы в подбородочной, подчелюстной, подъязычной и гортанной областях, можно уловить по дрожаниям в названных областях те или иные неправильности звукообразования. При картавом р, например, наиболее сильное дрожание обнаруживается в области гортани и отчасти в области подъязычной кости. При этом исследовании испытуемый удерживает голову в спокойном и прямом положении и произносит р с максимальным напряжением.

Специфические органические причины ротацизма: а) короткая уздечка (встречается довольно редко), б) слишком толстый, узкий или чрезмерно короткий язык, в) высокое и узкое нёбо, затрудняющие вибрирование кончика языка, г) деформация языка на почве ранений.

Обучение. Методика воспитания нормального звука р известна с глубокой древности и отличается богатством и разнообразием приёмов. По литературным данным, собранным H.WeinertoM (1938 г.), число этих приёмов доходит до 50! Многие из них являются приёмами чисто эмпирическими – сюда относятся и приёмы отталкивания от других звуков (д, ж и пр.).

1. Развитие фонематического слуха (при наличии соответствующих нарушений слуха).

Различение на слух изолированно и в словах, фразах и связной речи звука р от других звуков, с которыми он смешивается (л, ль, й и др.). Сопоставляются слова: жаркожалко, рамалама, раклак, волвор, баркабалка, рожьложь, бортболт, ложкирожки, репкалепка, шаршаль, борболь, угорьуголь, ракяк, рамаяма, бойцыборцы, борбой. Указывается место р в слове, во фразе (в каком слове), в стихах и т. п. (см. на стр. 85).

Одновременно ведётся соответствующий диктант.

2. Развитие речевой моторики и звукопроизношения.

1-й этап. Обучение начинается с общей части курса гимнастики нервно-мышечного аппарата звукопроизношения во всех его отделах (дыхания, голоса, мимики и артикуляции), причём особенно тщательно должны быть выполнены упражнения для языка (1, 4, 5, 21, 22, 33–37), затем переходят к специальным приёмам.

Для развития гибкости кончика языка очень полезно поочерёдно касаться кончиком языка то внутренней, то внешней поверхности верхних резцов, а также попеременно касаться к внутренней поверхности верхних резцов то верхней, то нижней поверхностью кончика языка. В последнем случае при неправильном сильном дутье получается грубый рокот.

В младшем возрасте полезно дать детям прощупать вибрацию языка указательным пальцем, вставленным между зубами произносящего р, а также и вибрацию при этом зубов, касаясь их пальцем: они яснее будут представлять цель упражнений.

Если в дальнейшем не получится должной вибрации, то переходят к следующей системе специальных упражнений.

1. Установив лопатообразно язык так, чтобы он касался боковыми краями верхних зубов, а самый кончик языка прикасался к верхней десне, производят вдох – выдох, не отрывая краёв языка от зубов: кончик языка то присасывается плотно к десне втягиваемым с некоторым усилием воздухом, то отбрасывается к верхним резцам выдыхаемой струёй его. В результате получается лёгкое шёпотное барабаненье кончика языка. Чтобы воздух не проходил в нос, иногда полезно закрыть его пальцами.

2. Одновременно с этим упражнением для развития дифференцированных и точных движений кончика языка проделывается, при основной установке языка на р, чёткое, быстрое, по многу раз, как на один выдох, так и на один вдох, прижимание и отрывание кончика языка у верхних дёсен. При этом акустически слышится шёпотное, подобное т (т-т-т-т) звукообразование. Затем на выдохе присоединяется голос – акустически выслушиваются д-подобные звуки. Эти упражнения содействуют выработке барабанящих точных движений кончика языка.

3. Далее в этом упражнении в последний момент делается сильное задувание, вызывающее трепетание кончика языка: т-т-т-ттррр или д-д-д-дррр...

4. На установке языка для р картавый производит сильное задувание на кончик языка, лопатообразно прижатый к верхней десне. Здесь очень важно следить за тем, чтобы боковые края задней и средней части лопатообразно направленного языка были плотно прижаты к верхним зубам, почти до клыков; иначе значительная часть выдыхаемого воздуха прорывается между боковыми краями языка и зубами и не даёт сильного напора на кончик языка, который остаётся в таком случае неподвижным. В лёгких случаях уже при этом получается грубое рокотание барабанящего р. На первых порах для усиления задувания полезно это проделывать с зажатым пальцами носом. Получив таким путём грубую зазубную передненёбную вибрацию языка, когда обычно вибрирует слишком большая часть языка, следует: а) укреплять шёпотную вибрацию, добиваясь более мелкого дрожания, б) возможно тщательнее при этом фиксировать неподвижным весь язык, за исключением самой маленькой части кончика языка. Убедиться в неправильности работы языка можно, ощупывая пальцами область подъязычной кости и гортани, где не должно быть сильных вибрирующих движений.

5. После шёпотной вибрации переходят к выработке звонкой, т.е. включают работу голосовых связок. Здесь полезно: а) производить рокотание на коротких толчкообразных выдохах, б) развивать длительный рокот на одном выдохе, в) производить рокот на разной высоте тона, а также напевая рокотом мотив простой песенки, г) рокотать с постепенным усилением и ослаблением голоса.

Все эти способы вносят известное оживление в занятия и вырабатывают чёткий и музыкальный рокочущий звук, чем и заканчивается первый этап работы.

2-й этап. До сих пор работа велась преимущественно на зрительном и кожно-мышечном анализаторах, так как, согласно сказанному выше, полагаться на слух на первой стадии воспитания нового звука нельзя. Теперь уже следует включить и слух. Руководитель произносит шёпотное р в связи с гласными и заставляет картавого прислушиваться, сравнивать свой шёпот с этим звуком и пытаться путём сознательного усилия подражать ему. После этого подражательно производится и звонкое рокотание. Таким образом, биомеханический рокот превращается в звук языка, этот рокот уже обладает основным свойством речевого звука – связью слухоанализаторкой со слуходвигательной работой. При этом вначале берутся сочетания р мягкого прежде с я, е (губы не мешают зрительному контролю) затем с ё, ю (ря, ре, рё, ри, рю). Далее воспитывается сочетание р с остальными гласными (ра, рэ, ро, ру). Сочетания рекомендуется начинать с я, е, и, ю, потому что при этом образуется максимальное напряжение языка и нёба; расширение в задней резонаторной полости рта и высокое поднятие мягкого нёба, что содействует более интенсивному прорыву переднего сужения, а это в свою очередь облегчает образование рокота. Однако нередки случаи, что р легко сочетается с твёрдым гласным, так как в этих случаях вибрирует меньшая масса языка. Заметив это, должно начать новую работу над твёрдым, а затем уже над мягким р.

С момента произнесения звука р в занятия включается письмо звука под диктовку, вставка буквы в слово, набранное из разрезной азбуки. Это содействует автоматизации и уточнению звука.

6. р включается в словесный комплекс сначала в слова с начальным мягким р (ремень, рига), затем с твёрдым р (рама, рука), далее с р внутри слова в облегчённом положении, где имеются сочетания: ре, ри, жре, жри, дри, зри, ирт, ирд, ирз и т. п. (тереть, берег, жребий, зритель) и в более затруднённом (брак, верста), наконец, в конце слова (вор, дверь). При этом часто встречаются два затруднения: а) конечное р не произносится мягко: этот недочёт устраняется упражнением в произнесении слов с прибавкой к конечному р гласной и (двери, дверь); б) р произносится раздельно от предыдущего или последующего звука: красный, двор, ворота, т. е. не сливается с ними.

Устраняется: а) быстрым, под такт, отбиваемый рукой, произнесением, б) упражнением в сочетаниях: ра, ро, ру, ре... ар, ор, ур, ер, и т. д. Также полезны иногда упражнения на «трудные» сочетания: двр, лтр, пкр, грт, лкр, прл и т.д.

Для дифференцировки твёрдого и мягкого р произносят ряды слов: рукирюхи, рабаряба и т. п.

К сочетаниям с твёрдым р следует переходить после длительного упражнения на сочетаниях с мягким р, да и то следует начать работу осторожно, с шёпота, иначе возможен срыв: ввиду поднятия корня языка и опущения мягкого нёба возможно произнесение старого велярного р (сказанное не относится к параротацизму, где этой опасности не существует).

Нельзя забывать, что при произнесении с голосом нервное возбуждение распространяется (иррадиирует) на область глотки и гортани. При шёпотной же речи оно почти целиком концентрируется на артикуляции. Вот почему так важно при воспитании речевых звуков пользоваться на первых порах преимущественно шёпотом; в противном случае возбуждение в области гортани будет тормозить работу языка.

Очень часто, при некотором недосмотре за точностью основной установки языка, вначале рокот получается с предшествующим т, что объясняется характером приёма и общностью артикуляторной локализации т и р. В результате получается вместо ррр – тррр, вместо ратра и т. д. Этой связанностью, часто довольно стойкой, не следует смущаться; наоборот, полезно использовать этот момент для укрепления в речевой работе нового звука,– подбираются слова, начинающиеся с т или д: три, трава, треск, трюк, дрова и т. п. После того как выявится речевая типичность р в этих сочетаниях, следует начать работу по выделению его из комплекса тр и др.

Приёмы. 1. Между т (д) и р вставляется редуцированный (неясный) гласный звук: дыррра, тыррра, что достигается некоторым усилием и задержкой при произнесении первых звуков т или д. Далее легко будет произнести даррра, таррра и т. п.

2. Произносятся слоги и слова с начальным рис предшествующим х: хррр, хррра, хрррап и т. п., так как нервно-мышечная установка х совершенно отлична от установки т.

3. Хорошо в этом случае такое же произнесение с предшествующим ж, ш, ч: шрр, жрр, чрр, жрри, шрам, чрез и т. д. Здесь мы имеем установку очень близкую к установке языка на р, но отличную от установки на т.

Эту работу нужно довести до полной автоматизации, в конце концов базируясь исключительно на слухе.

Так как р легче произносится после звуков д или т, то часто для упражнений берутся соответствующие слова (трава, дрова и т. п.). Здесь следует учесть и предупредить указанный дефект приёма. Очень полезно сопоставление нового р со звуком, с которым он смешивается или ранее заменялся.

Так заканчивается второй этап работы.

3-м и последним этапом работы по выработке зазубного р является включение его в обычную речь ученика. Дело далеко не лёгкое: он ещё долго остаётся во власти прежней привычки произносить неправильное р.

Объясняется это укоренением порочного речевого стереотипа. Внедрение р в речь достигается систематическим произнесением текстов, в которых часто встречается этот звук.

Упражнения вначале производятся с участием зрительного анализатора медленно и чётко, сначала шёпотом, затем вполголоса и, наконец, громко. Далее ведётся работа на одном слухе, и темп произнесения ускоряется до скороговорки. Такая же постепенность соблюдается при последующем чтении, пересказе и разговоре. На этом заканчивается воспитание нормального р.

Продолжительность обучения нормальному р для детей в исключительных случаях – несколько минут, в лёгких случаях – от 1 до IV2 месяцев, в тяжёлых случаях – до 3–5 месяцев при ежедневных занятиях. Результат всегда положительный, конечно, если нет глубокого нарушения центральной нервной системы и психики или чрезвычайных анатомических дефектов.

Приведённая методика с значительными добавлениями и изменениями автора изложена по Доброгаеву. В случаях, когда успех развивается недостаточно быстро, применяются дополнительные приёмы.

Чтобы ускорить возможность почувствовать ученику не испытанные им вибраторные движения языка, с одной стороны, и вызвать на основе взаимодействия раздражений в коре функционально близких лицевого и подъязычного нервов эти вибраторные движения – с другой, пользуются следующими приёмами. Так как двигательные нервы губ и кончика языка находятся в указанной связи, т.е. веточки подъязычного нерва вплетаются в губные мышцы, обслуживаемые лицевым нервом, нервные импульсы последнего, вызывая вибрацию губ, одновременно могут возбудить её и в кончике языка. Кроме того, кончик языка между вибрирующими губами получает чувствительные раздражения, на которые должен отвечать соответствующими вибраторными движениями.

Приёмы. 1) Производится выдыхаемым воздухом дрожание обеих губ сначала шёпотом (фыркание лошади), затем с голосом (акустически – тип кучерского тпррр). В случаях затруднений во время выдоха указательным пальцем быстро двигают вверх-вниз, задевая губы; получается нужная вибрация губ,

2) То же движение пальцем, но с помещённым между губами свободным кончиком языка.

3) Сочетание этой вибрации с гласными. В конце произнесения губы изолируются от языка, в языке же продолжаются ещё некоторое время вибраторные движения (действует рефлекс уже на следовом раздражителе). Таким образом, начинается отделение (отдифференцировка) работы языка от работы губ.

4) Задувание на кончик языка лопатой, мягко, но плотно, герметически прикасающегося только к верхней губе (нижняя вместе с челюстью оттянута вниз); сначала ученик задуванием производит многократно и осторожно отрыв языка от верхней губы, затем задувание производится настолько сильно, чтобы вызвать вибрацию верхней губы совместно с кончиком языка. Здесь работа кончика языка ещё более отдифференцировывается от губной работы.

5) Наконец, производится попеременное задувание на кончик языка, то сближенного с губами (одной или обеими), то помещённого в зубной области, как требуется для нормального р. Этот способ занимает детей, оживляет работу и содействует достижению цели.

6) В случаях, когда кончик языка с трудом удерживается у верхней десны, бывает полезно вначале, во время задувания, удерживать его в нужном положении шпателем: выдыхаемая струя, прорывая механически закрытое сужение, вызывает дрожание в кончике языка. Для этой же цели иногда пользуются вибратором. Вибрирующий шарик прибора, касаясь дна ротовой полости, при попытках произнести р вызывает дрожание языка. Более применим как подсобное средство к подросткам и взрослым.

Вообще же к механическим приёмам следует прибегать лишь после безуспешного применения описанною вначале «академического» приёма.

Если дрожание языка долго не получается, то, предложив ученику тянуть звук ж, учитель в это время указательным пальцем (не забыть вымыть!) быстро двигает под кончиком языка, сбивая его вправо-влево: образуется грубый рокот. Вместо ж можно быстро произносить дддд... После показа ученик сам «сбивает» пальцем свой язык. Полученный рокот доводится до нужной чистоты.

Р ставится, исходя из звука ж, только при условии верхней его артикуляции. Постановка от звука д затрудняется тем, что при нём к верхним дёснам прижимается передняя часть спинки языка, а не кончик его, что требуется для р.

При наличии хорошей гибкости кончика языка можно пользоваться этим приёмом сразу,

Такое дрожание можно получить иногда очень быстро, сдувая с примк-нутого к верхним альвеолам кончика языка положенный на него кусочек бумажки. Надо лишь сильно задуть на неё.

В иных случаях довольно быстро получается р таким способом: язык всей своей массой плотно присасывается к нёбу, как это делается при щёлкании языком или при сосании конфеты, и одновременно через нос вдыхается воздух, который затем быстро и сильно задувается на прилипший к нёбу язык. При удачном приёме последний отскакивает от нёба с нужным дрожанием. Ученик улавливает эту грубую вибрацию и постепенно совершенствует её.

Иногда удаётся быстро получить вибрацию, сдувая сильным коротким выдохом кусочек бумаги с кончика языка, прижатого к верхним альвеолам.

Также можно получит ь вибрацию языка, катая по столу карандаш сильным дутьём при установленном на р языке, при этом рот находится на уровне стола (логопед А. Н. Ассмус).

У маленьких детей вибрация иногда появляется в результате игры в «болтушку» или «индюшку»: высунутый широкий язык на звуке а быстро болтается между губами или зубами (слышится «блбл»)

При коррекции носового р вначале нос зажимается пальцами, пока не воспитается навык задувать на язык через рот.

Помимо изложенного, иногда ещё практикуются методы выработки р при помощи других вспомогательных звуков, близких по своей артикуляторной установке к звуку р.

Наиболее популярным из них является старый метод французского артиста Тальма: вместо неправильного звука р произносятся звуки д и т.

Звукосочетания тдт или дтд произносятся возможно быстрее, напряженнее и чётче. Например, слово труд произносится вначале медленно, таким образом: тэтуд, а затем произнесение ускоряется до предельной быстроты, пока не получится тдудтруд; или тэ-дова, тэ-дровадрова.

В таком же роде произносятся вместо р бда, бдо... или кда, пда, пока д не перейдёт в словах в р: бдат – брат, кдот – крот и т. п.

Минусом подобных методов является опасность закрепить лишь этот вспомогательный звук без получения нужного р.

Обучение звуку р–трудное дело, как для логопеда, так и для ученика: оба должны проявить максимум напряжения и выдержки. Успех достигается тонким мастерством, широкой методической вооружённостью и творческими способностями логопеда.

Нормальная артикуляция твёрдого л.

1. Губы раскрыты с ориентировкой на форму губ при следующем за л гласном.

2. Язык тонически напряжён, средняя часть спинки языка опущена, что и придаёт звуку характерный низкий тон, т. е. твёрдость.

3. Кончик языка, несколько суженный, прикасается к дёснам и к шейке верхних резцов.

4. Бока языка слегка приподняты, от малых коренных до зуба мудрости не касаются боковых коренных зубов, оставляя проход для воздуха (иногда преимущественно с одной стороны).

5. Задняя часть языка чуть приподнята и отодвинута назад, а средняя принимает ложкообразную форму.

6. Мягкое нёбо закрывает проход в нос.

7. Челюсть несколько опущена и находится в тоническом равновесии.

8. Голосовые связки вибрируют, исключая слова цикл, вопль и т. п., где л глухое.

9. Голосовыдыхательная струя, направляясь через ротовую полость, на пути своём проходит через боковые щели – в этот момент слышится звук.

При мягком л средняя часть спинки языка приподнята к твёрдому нёбу, что обусловливает более высокий тон – мягкость звука; всё тело языка тонически более напряжено и образует менее широкие и отодвинутые назад просветы по бокам, задняя часть языка опущена, лопатообразный кончик и передняя часть спинки языка касаются значительно большей площадью верхних зубов, чем при л твёрдом, а также, и альвеол, но уже, чем при ть, дь.

Недостатки и недочёты звука л в детской речи встречаются очень часто и в разнообразных формах.

Здесь, как и при ротацизме, различаются две основные группы расстройств этого звука – ламбдацизм (по-гречески л – ламбда) и параламбда-цизм.

При опущенном кончике языка к нижним дёснам, смычка языка с нёбом передвигается к верхним дёснам.

1. Ламбдацизм.

1) Полусмягчённое л наподобие немецкого £„ при этом передняя часть языка приподнята, к корень несколько опущен ниже нормы;

2) полное отсутствие его (ампа вместо лампа, и т. д.);

3) межзубное л (кончик языка просовывается между зубами);

4) неслоговое у (рис. 26);

5) губно-губное s (вожь – ложь, ковун – колун);

 6) задненёбный фрикативный рххук- – < лук, бтх ок – блок);

7) неопределенный гласный (редуцированный) звук вроде ы (баыаыайка – балалайка);

8) носовой звук нг – корень языка поднимается до мягкого нёба, и воздух проходит в нос; такой случай встречается сравнительно редко..

.

Параламбдацизм. л твёрдое заменяется:

1) у (уошадь – лошадь);

2) в (вапа);

3) й (йампа, гойова);

4| и (иасков – ласков, гсиова – голова);

5) ль (люк – лук, голёва – голова);

£) Р (ропата –лопата, весро – весло);

7) н (нук – лук, упан – упал);

8) д (дом – лом).

Чаще всего мягкое л оказывается в наличии, в то время как твёрдое л нарушено. Это объясняется различием биомеханики обоих звуков: при мягком л не требуется той дифференцировки движений языка, как при л твёрдом. В первом случае язык сохраняет почти целиком ту общую тоническую напряжённость, которая ему свойственна вне речевой функции, т. е. при жевании и глотании. Наоборот, для твёрдого л необходима более тонкая дифференцировка сокращений и напряжений мышц языка, т. е. большая точность артикуляторной установки его. Мягкое л вместо твёрдого – часто при задержке в развитии речи.

Специфические причины недостатков л: толстый, мясистый язык, короткая уздечка языка.

Все неправильные установки л представляют две группы: 1) кончик языка артикулирует или у верхних альвеол (углубление в челюсти, вмещающее корни зубов), или между зубами (1-й и 3-й случаи ламбдацизма, 5–8-й – па-раламбдацизма); 2) корень языка приподнят, а кончик языка опущен (остальные случаи).

Недочёты первой группы устраняются труднее, так как мозговые координационные аппараты здесь однотипны и топически сближены, что и затрудняет дифференцировку неправильного л от нормального. Вторая группа недочётов поддаётся коррекции значительно легче, так как координационные установки резко различны; кроме того,  здесь корень языка поднят, а этот фактор является главнейшим условием твёрдого произношения л.

Обучение. 1. Развитие фонематического слуха.

Как и при воспитании звука р, проводятся упражнения в различении звука л по слуху, особенно слуховой его дифференцировке от близких по звучанию звуков р, у (образцы речевого материала те же, как и для р, а также слова и фразы: У Луши уши, лужиужи, латавата, ламаяма, ложьёж, люклук и т. п.).

2. Развитие речевой моторики и звукопроизношения.

В общей мимико-артикуляторной гимнастике при наличии неправильного л твёрдого особенное внимание обращается на упражнения: 5–9-е, 14–16-е (губы), при губном л и во всех случаях 2–5-е, 23–26-е (язык).

Когда все эти дифференцированные движения усвоены, ученику предлагается произносить по подражанию л протяжное, затем в слогах, в словах,

При безрезультатности этого приёма приступают к специальным упражнениям. 1) Слегка суженный кончик языка касается верхних дёсен, и в этом положении произносится а, затем ла. Если л не удаётся, то переходят к следующему приёму. Широко открывается рот с оскаленными зубами, и громко нараспев тянется звук а. Одновременно на фоне произносимого гласного а поднимается и опускается сделанный лёгким «жалом» кончик языка, касаясь верхних резцов (облегчённость зрительного анализа), а затем и верхней десны, по нескольку раз на один выдох. Этим упражнением воспитывается один из моментов правильной биомеханики языка при л твёрдом и затормаживается работа губ, которые часто дефективно участвуют в образовании неправильного л. При этом, хотя акустически и выслушивается л-подобный звук, по общему правилу, говорить косноязычному, чтобы он произносил ала, нельзя: сейчас же выявится старая установка аля, ава и т. п.

В случае плохого поднятия кончика языка вверх или подталкивания его вверх нижней челюстью или нижней губой следует прибегнуть к роторасширителю и уже при раскрытых челюстях поднимать и опускать кончик языка.

2) Если при этом боковые края языка всё же плотно прилегают к боковым верхним зубам и не образуют бокового просвета, то полезно при описанном движении языка перекинуть поперёк него струну, тесемку, которыми боковые края оттягиваются несколько вниз, или же поперёк языка положить толстый конец гусиного пера, или соответствующей толщины металлическую палочку, а кончик языка упереть в верхнюю десну,– в результате получается требуемый просвет. Этим, как всяким механическим способом, следует пользоваться лишь в крайних случаях (когда упорно произносится дапа вместо лапа).

3) Включается слуховой анализатор, т.е. вводится звукоподражание: косноязычный произносит теми же приёмами аллла–аллла, несколько задерживая кончик языка на л.

4) Так же ылллы, элллэ.

В этом положении легче всего выявляется нормальное л (губы раскрыты и заторможены).

5) ллла, ллы, ллэ (губы неподвижно раскрыты).

6) Слова с начальными ла, лы (ллак, ллыжи).

Вначале слова следует произносить очень осторожно, шёпотом, а затем постепенно всё громче и громче.

7) л внутри слова между а–а, ы–ы, а–ы, э–а, э–ы, (молодой, была и т. д., белый-бьэлый).

8) л в конце слов с предшествующими гласными а, ы, э (дал, был, елйэл).

До сих пор строго соблюдается, чтобы л сочеталось лишь с гласными а, ы, э, так как мы воспитываем твёрдое л; к тому же при них участие губ минимальное; это нелабилизованные гласные, при которых легко затормозить дефективную работу губ при л.

9) Когда предыдущими упражнениями звук л достаточно укреплён, то осторожно (с шёпота) переходят к сочетаниям его с остальными гласными о, у в том же порядке, как при сочетании с а, ы, э.

10) л включается в речь теми же приёмами, как это делалось с р, но речевой материал (пословицы, скороговорки и т. д.) подбирается так, чтобы преобладало л твёрдое.

В заключение нужно отметить, что при задержке в успешности обучения полезно прибегнуть к некоторым дополнительным упражнениям, цель которых – развитие точной работы кончика языка.

Косноязычные произносят сочетания:

а) ддды, ддда, дддэ...

б) да-да-да... да-та... та-да и т. д.

При всех упражнениях с л кончик языка без особого напряжения упирается в верхнюю десну. После того как л прочно включено в речь, приступают к воспитанию ль, если оно отсутствует у косноязычного. Языку придают положение, которое описано на стр. 119, и начинают с сочетаний с гласными я, е, и, ю и т. д. Обычно это достигается легко и быстро. Сначала обязательна установка и закрепление л твёрдого.

Гнусавое л исправляется так: учат перед зеркалом^ удерживать корень языка книзу, а мягкое нёбо вверху (позёвывание, поднимание и опускание задней части языка, поочерёдное произнесение при открытом рте а-н-а-н...). Затем в положении раскрытого зева надо поднимать и опускать узкий кончик языка. После этого в момент смычки языка с верхней десной произносится л. На первых порах нос зажимается рукой.

Мягкое л (ль) устраняется -предварительным упражнением в поднимании и опускании средней части спинки языка при контактном положении узкого кончика языка с верхними дёснами. После чего предлагается спинку языка держать опущенной и произносить л. Полезно при этом лёгким нажимом пальца в области корня языка между подбородком и гортанью, ближе к последней, во время произнесения л приподнимать корневую часть языка.

л губное устраняется:

1) предварительной гимнастикой губ (упражнения 5–9-е, 14–16-е) с целью овладения их движениями, чтобы затормозить их при произнесении л; 2) постановкой правильного л (первый приём). В случае упорного выдвижения губ вперёд или к верхним зубам (в) на первых порах придерживают их пальцем в положении с и предлагают в этом положении произносить л.

При л межзубном звук произносится с сомкнутыми зубами.

В случае параламбдацизма поступают так: кончик языка прижимается к верхней губе и издаётся голос, затем ла. Далее постепенно (иногда осторожно шпателем) кончик языка отодвигается к верхней десне и произносится ла.

Наиболее трудным случаем является устранение полумягкого л, так как здесь нет резкого отличия от твёрдого и мягкого л; поступают, «ак при замене л через ль, успех достигается главным образом через воспитание слуха.

Для устранения недостатка л чаще всего требуется значительное время, хотя не столь долгое, как для р.

С, 3

Нормальная артикуляция твёрдого с.

1. Губы слегка полураскрыты, без особого напряжения, углы рта несколько оттянуты назад (лёгкая улыбка), перед о, у губы несколько закруглены.

2. Нижняя челюсть чуть-чуть опущена, так что расстояние между зубами равно 1 –1,5 мм; часто зубы сжаты.

3. Лопатообразно напряжённо истончённый язык, слегка выгнутый кверху, боковыми краями прикасается к верхним, отчасти и к нижним боковым зубам, доходя в касании до верхних боковых резцов, образует лёгкий продольный желобок на передней части спинки языка.

4. Передняя часть спинки языка приподнимается к верхним альвеолам и образует с ними узкую щель.

5.Кончик языка касается нижних зубов и отчасти дёсен.

6. Сужение образует две резонаторные ротовые полости, из которых самая большая – задняя, так как средняя часть спинки языка не имеет высокой выпуклости.

7. Голосовая щель широко раскрыта.

8. Мягкое нёбо поднято.

9. Выдыхаемый воздух проходит через сужение по желобку языка, и между резцами образуется свистящий безголосый звук высокого тона – с.

Небольшое дополнительное приподнятое средне-передней части спинки языка, изменяя соотношение резонирующих полостей, придаёт звуку мягкость – получается сь. При этом кончик языка слегка  оттянут к резцам, щель становится несколько шире, и свист менее чётким, с оттенком шепелявости.

При вибрирующих голосовых связках аналогично сие образуется з и з', но с несколько ослабленным напряжением языка и под воздействием голосовыдыхательного тока мелким дрожанием его кончика (рис. 27, 28, 29).

Недостатки. Нарушение и замена звуков с, з, равно как и ш, ж, ц, ч, щ, называется сигматизмом (с – по-гречески сигма) в первом случае и парасигматизмом – во втором.

Эти звуки появляются в детской речи позже других, чаще других произносятся неправильно, что впоследствии представляет собой остаточные явления детской диффузной речи.

Нормальная артикуляция данных звуков требует очень точных (дифференцированных) установок и движений, и малейшая неточность в них порождает тот или иной недочёт звука. Шепелявость, пришепётывание и присвист – обычные недочёты этих звуков.

Специфические причины недочётов сиз: дефекты слуха и в значительной мере неправильное строение костяка звукопро-износительного аппарата – зубов, челюстей (открытый прикус при межзубном сигматизме), толстый язык и слабость некоторых мышц его при межзубном и призубном сигматизме, иногда парезы или параличи одной стороны языка или открытый бокб-вой прикус при боковом сигматизме.

Различаются следующие виды сигматизма.

1. Межзубный сигматизм – при произнесении сиз кончик языка просовывается между зубами, придавая звукам оттенок шепелявости, часто называемой пришепётыванием. Иногда межзубно произносится большинство переднеязычных звуков, т.е. кроме свистящих и шипящих, ещё Т, Д, Л, Н – множественная межзубность.

2. Призубный сигматизм – кончик языка упирается в зубы, преграждая свободный выход воздуха через межзубную щель, так что вместо с, з слышится притуплённый звук, напоминающий межзубно произносимые с и з, отчасти т, д с присвистом (рис, 31).

3. Шипящий сигматизм – кончик языка упирается в нижние дёсны или несколько оттянут от них, а спинка языка выгнута горбом к нёбу – слышится неотчётливый, мягкий, шипящий звук, подобный шь (шябака – собака)  

4. Губно-зубной сигматизм – нижняя губа прикасается к верхним резцам, иногда образуется межгубное с – вместо с получается свистящий звук с оттенком ф.

Во всех этих случаях движения языка диффузны, медлительны, мышцы вялы.

5. Боковой (латеральный) сигматизм встречается в двух формах.

1) Голосовыдыхательная струя проходит через один или оба прохода между боковыми зубами и краями языка, кончик языка поднят кверху (установка на л).

2) Спинка языка горбом плотно прикасается к небу, а выдыхательный ток проходит по' одной или обеим сторонам рта у коренных зубов. В обоих случаях слышится неприятный звук типа льхь.

Выход воздуха по одной стороне рта иногда зависит от спадания мягкого нёба с другой стороны

В некоторых случаях бокового сигматизма установлены параличи и парезы одной стороны языка, что требует тщательного обследования данного дефекта с участием врача.

6. Носовой сигматизм выражается в том, что при произнесении сиз корень языка поднимается к опущенному мягкому нёбу, которое открывает проход в носовую полость; получается какой-то храпящий, хрюкающий звук с гнусавым последующим гласным (рис. 34). В общем извращения и замещения звуков сиз дают следующую акустическую картину:

Сигматизм Парасигматизм

для с: для с:

1) с – межзубное, 1) т (табака),

2) шь (шябака), 2) з (забака),

3) сь (сябака), 3) ж (жабака) – редко.

4) льхь (льхябака),

5) с носовое и др. (редко),

6) призубное т с присвистом.

для з: для з:

1) з (межзубное), 1) д (дубы),

2) жь (жюбы), 2) с (субы),

3) зь (зюбы), 3) ш (шубы вместо зубы),

4) льЬь (ль/гюбы), (А– южнорусск. г), 4) к (кубы – редко) и др.

5) з носовое и др. (редко),

6) з призубное с присвистом.

7) свистящий сигматизм (stridens), редко встречающийся – желобок слишком узкий,– вместо с слышится резкий свист.

Обучение. 1. Развитие фонематического слуха.

При сигматизмах очень часто, если не в большинстве случаев, нарушены слуховые восприятия речи, звуковой анализ. Поэтому следует очень тщательно проверить эту сторону дела и в случае нужды систематически и достаточно долго заниматься развитием фонематического слуха, звуковым анализом, с целью улучшения восприятия этих звуков и дифференцировки их от акустически сходных звуков (ш, ж, ч, щ).

Уже указанными приёмами различаются по слуху звуки с и ш, с и з, з и ж, с и ц, с и ч, с и щ. Затем различаются паронимы с этими же звуками: сутки–шутки, миска–мишка, маска–машка, крыса–крыша, суп–зуб, коса–коза, козы–кожи, розы–рожи, заря–жара, сук–жук, зало–жало, сайка–чайка–зайка, весь–вещь–весть, щёты–соты, вещи–вести, село– чело и т. п. Далее эти звуки дифференцируются во фразах, в связной речи, куда включаются и перечисленные слова.

2. Развитие звуковой моторики и звукопроизношения.

При наличии неправильного с обращается наряду с общей гимнастикой усиленное внимание на упражнения 1–5-е, 26–29-е.

Специальные упражнения. 1) Установка лопатообразного языка, как указано выше (упражнения 1–4-е), и осторожный выдох. Нужно следить, чтобы боковые края языка упирались в верхние боковые зубы, а кончик не касался режущего края резцов. На первых порах надо, чтобы зубы были оскалены: уточняется произношение с и усиливается зрительный анализ. Произнесение сопряжённое, отражённое, самостоятельное.

2) Включается слуховой анализатор. Для большей точности звука с вначале полезно сочетание его с гласным, разделяя небольшой паузой: с – а, со и т. д.

3) Звук с отдифференцировывается от Звуков, с которыми смешивался или которыми замещался.

Произносятся ряды слогов и слов: са–ша, ша–са; шу–су; су–шу и т. п.; аш–ас, ош–ос и т. д.; Саша, уши–усы, сук–шум; крыша–крыса и т. п. (см. выше).

4) Вновь воспитанный звук включается уже указанными выше методами в речь.

В случае упорного надавливания языка на зубы или же просовывания его между зубами при сиз, полезно прибегнуть к следующим средствам:

1) При межзубном с этот звук произносится со стиснутыми зубами.

2) Спичка закусывается резцами так, что внутрь ротовой полости выступает конец спички длиною около 5 мм и препятствует языку высовываться или подниматься к верхушке резцов.

  3) Вместо спички употребляется зонд

или обычная вязальная спица.

4) На первых порах лучше установить кончик языка при помощи зубочистки или тонкого шпателя кзади от нижних зубов при оскаленных зубах. В случае межзубного с при переднем открытом прикусе для образования узкой щели надо или поднять кончик языка вверх, или круто выпятить вверх переднюю часть спинки

Межзубные сигматизмы упорно держатся, требуют длительной логопедической работы и часто дают рецидивы (от 4 месяцев до 2 лет). Нужна после окончания занятий ещё долгая проверка.

При шипящем (шь вместо с): 1) упражнение в поднимании и опускании -средней части спинки языка при опущенном у нижних дёсен кончике языка; 2) задувание на язык при низком его положении; 3) язык устанавливается глубоким желобком и произносится с, затем постепенно глубина желобка уменьшается; 4) произносится нормальное с.

В обоих случаях, вводя дополнительный кожно-мышечный анализ, мы используем добавочные раздражители, а следовательно, улучшаем и дифференциацию движения.

При боковом сигматизме ударным моментом является задувание на хончик языка, сложенного желобком, сначала снаружи, затем внутри рта. Ведущим здесь является уменье удерживать язык во рту широким, с касанием к боковым зубам.

Предварительно надо научить держать язык широким, затем полезно при широком языке (на первых порах чуть высунутым между зубами) и улыбке поупражняться в задувании на ватку, в бутылочку, отверстие ключа (получается гудение, свист). Лишь после овладения задуванием на язык предлагается сопряжённо и отражённо произносить с.

В случае бокового с лучше сначала воспитать правильные шипящие звуки при наличии в них недочётов, а затем перейти к с: успех достигается быстрее.

При неисправимом открытом прикусе вырабатывается компенсирующая артикуляция: при опущенном кончике языка сильно выгорбленная передняя часть стенки языка образует с верхними дёснами узкую щель; при открытом боковом прикусе аналогично закрывается щель выпячиванием соответствующей стороны языка.

Коррекция бокового сигматизма требует особенной выдержанности и методичности в работе. Ко всякому последующему упражнению можно переходить лишь после прочного усвоения предыдущего.

Для коррекции с, з, ц при боковом и носовом сигматизме в упорном случае применяется особый зонд.

Полезно при произнесении с дуть руководителем на пальцы руки ученика, после чего он проделывает это сам, контролируя таким образом свое произношение.

При губно-зубном сигматизме упражняют в оттягивании нижней губы вниз, в оскаливании зубов. После этого воспитывают нормальную артикуляцию. В случае упорного смыкания нижней губы с верхними зубами удерживают её пальцами.

Иногда удаётся получить с из ф, пальцами оттягивая нижнюю губу от верхних зубов: кончик языка сам собой занимает должное положение. Этот старый приём можно использовать при всех случаях сигматизма (Берендее).

При парасигматизмах вообще следует заново ставить данный звук, затормаживая одновременно гимнастикой ненужные движения.

Обучение правильному з в общем ведётся теми же приемами, как и при с. Следует лишь помнить, что з перед глухими согласными по закону ассимиляции звука произносится как с (везти – вести), так же как и в конце изолированных слов (глазглас).

Для отдифференцирования от других звуков прибегают к упражнениям:

за– са...;

1) На одном выдохе многократно: сзсзсзсз; зезезс...; са –за...;

2) зжзжзжзж...; за – жа (при нормальных ш, ж);

3) зсжшсжш и т. д.

Во всех упражнениях со звуками сиз следует произносить их очень осторожно, без особого усилия (во избежание смягчения и нечистого произношения).

Включение с и з в живую речь ведётся по общей для всех звуков схеме

Нормальная артикуляция звука ш.

1. Губы активно раскрыты и округло- несколько выпячены, вперёд, образуя небольшую воронку узким концом наружу.

2. Челюсти сближены приблизительно на 1 мм, как при с.

3. Широкий кончик языка лопатообразно поднят к верхним альвеолам и, не касаясь твёрдого нёба, образует с ним сужение.

4. Боковые края языка несколько приподняты и плотно касаются верхних коренных зубов.

5. Задняя часть спинки языка приподнята к началу мягкого нёба и образует с нёбом второе сужение, между которым в языке создаётся лёгкая впадина (ковшик, чашечка).

6. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые связки не вибрируют.

7. Выдыхательная струя воздуха, прорываясь через упомянутые два сужения (фокусы), образует своеобразное шумное резонирование в обеих частях резона  тора ротовой полости, особенно в переднем, удлинённом несколько оттопыренными губами. Этот шум акустически улавливается как согласный звук ш.

Артикуляция звука ж отличается от ш двумя дополнительными моментами: 1) присоединяется вибрация голосовых связок при задувании на кончик языка, 2) кончик языка под давлением голосовыдыхательного тока мелко вибрирует.

При ж язык поднят немного более, чем при ш, и выдыхаемая струя и напряжение языка несколько слабее.

Во многих случаях, обычно при высоком узком нёбе, ш и ж образуются нижней артикуляцией (опущенный кончик языка несколько оттягивается назад, а спинка значительно выгибается вверх). Часто подобные ш и ж акустически воспринимаются как: нормальные, хотя им всё же естественен слабый оттенок, мягкости.

При наличии искажения следует всегда ставить верхнюю артикуляцию, допуская нижнюю артикуляцию в исключительных случаях.

В общем эти звуки страдают теми же дефектами, как с и з; у них наблюдаются те же формы сигматизма.

1

Недостатки звука ш.

Сигматизм Парасигматизм

для ш: для ш:

1) ш зазубное, шепелявое–очень 1) с (суба, сапка], – очень часто часто;

2) ш межзубное, шепелявое – 2) ж (жуба, жапка) – редко; реже;

3) шь (шюба, шяпка); 3) з (зуба, запка) –редко. 4)) сь (сюба, сяпка}, – очень часто;

5) х храпящее (хуб'а, хапка) – редко. i 6) ш носовое и др.

для ж: для. ж:

1) зазубное, шепелявое – очень 1) з (ay к}. –часто; часто;

2) ж межзубное – реже; 2) ш (шук) –часто;

3) жь (жюк) – часто; 3) с (сук} – реже.

4) шь (шюк) – часто;

5) h храпящее (пук) – редко.

6) носовое и др.

Эти искажения сравнительно легко поддаются исправлению.

Обучение. 1. Развитие фонематического слуха.

Занятия проводятся согласно предшествующим указаниям. К речевому материалу, данному для звуков с, з, прибавляется сопоставление ш и ж (шаржар, Сашасажа и т. п.)

2. Развитие речевой моторики и звукопроизно-ш е н и я.

В предварительных основных упражнениях при дефектах звуков ш и ж усиленно обращается внимание на упражнения: 1, 9, 10, 12, 13, 20, 21, 22, 25–31.

Специальные приёмы. 1) Делается язык чашечкой снаружи, затем медленно втягивается внутрь до основного артикуляторного положения с упором боковых краёв языка в верхние зубы; язык филируется в этом положении, и производится сильный выдох через рот; получается ш-подоб-ный шум.

Если кончик языка недостаточно подтягивается назад-вверх, то полезно прибегнуть к зонду, а) или к шпателю

2) Включается слуховой анализатор, т. е. руководитель отчётливо произносит звук ш, косноязычный подражает ему.

Образование чашечки вне ротовой полости диктуется необходимостью на первых порах максимального участия зрительного анализатора. Иногда артикуляторная установка чашечкой делается сразу внутри рта и при этом повторяется за руководителем звук ш.

3) Звук ш произносится в сочетании са –ша. Это.сочетание с гласным звуком выявляетвсю полноту согласного.

4) Обычно при правильно проделанных предыдущих упражнениях на образование ш требуется 2-–3 занятия. На первых порах оно звучит недостаточно «шумно», но с практикой этот недостаток исчезает. Важно следить, чтобы боковые края широкого лопатообразного языка обязательно касались 'коренных зубов; иначе образуются боковые щели и часть воздуха, проходя через них, ослабляет основойток воздуха, идущий через язычно-нёбное сужение, что вызывает ослабление указанного шумового эффекта.

Для предупреждения последнего надо щёки пальцами прижимать к челюстям. Одновременно надо следить за достаточным, но не

при помощи шпателя

5) Затем приступают к сочетанию с другими гласными: шу, шо, ше, ши (не надо забывать, что ш, как и ж, в русском языке всегда звучит твёрдо).

6) Для отдифференцирования вновь воспитанного звука ш от звука, которым он замещается или с которым смешивается (чаще с с), произносится поочерёдно слог с ш и слог со ша –са шо –со и т. д.; саш – шас, шос – сош и т. д.

7) Произносятся ряды слов, где ш в начале, в середине: шапка, шуба, Миша, каша.

8) Ряды слов: Саша, супы – шубы; кушать – кусать и т. п.

9) Звук ш в конце: ваш, наш, мышь и т. п.

Можно при воспитании ш исходить из правильного поставленного с, постепенно поднимая кончик языка кверху-назад в момент произнесения с – в известном положении зазвучит ш. (Ученику говорят: «Подними кончик языка ещё выше, ещё выше».)

Для воспитания звука ж применяется та же методика, что и для ш, с добавлением во всех упражнениях голоса и указания косноязычному, что при этом звуке происходит мелкое дрожание кончика языка, вызывающее чувство щекотания.

Когда получится нормальное ж, тогда для отдифференци-ровки его от ш и з, которыми оно или заменяется или с которыми смешивается, произносятся ряды слогов и слов: жаза, жаша, жаззаж, зубжук, шаржар, сажа–саша и т. п. Далее обычным путем звук ж включается в речь. Перед глухими согласными и в конце изолированного слова ж произносится как ш.

При воспитании правильных ш и ж иногда, когда при произнесении их нижняя челюсть недостаточно опускается, а передняя часть языка мало поднимается вверх, употребляется роторасширитель, чтобы заставить кончик языка больше загибаться вверх

Ц и ч лишь в известной степени можно рассматривать как звуки слитные (аффрикаты), т. е. представляющие слияние двух-трех звуков. Извращения и замены их чрезвычайно разнообразны и распространённы. Однако выработка нормальных аффрикатов не представляет особенных трудностей.

Нормальная артикуляция звука ц.

Звук ц, как бы состоит из т с, причём здесь т произносится без заметного взрыва и плавно переходит в с. Приспосабливаясь к последующему движению, кончик языка становится на т ближе к передним резцам, чем при самостоятельном т: этим облегчается образование сквозного канала для последующего с. Затем кончик языка под' напором задуваемой струи воздуха отходит от верхней десны и чуть-чуть опускается вниз, но не достигает положения с,– в результате слышится ц. Часто при т кончик языка, приспосабливаясь к положению следующего с, опускается к нижним зубам, смычка же осуществляется касанием передней части спинки языка, верхних дёсен и альвеол.

Обе артикуляции звука ц широко распространены в речи и признаются нормой (рис. 43 и 44).

Недостатки ц тоже значительны, и характер их расстройств разнообразен.

Сигматизмы: П а р а с и г м а т и з м ы:

1) тыл (тьшапляцапля); 1) ш (шапля);

-2) тьс (тьсапля); 2) с (сапля);

3) тьсь тьсяпля); 3) ть (тяпля) и др.

4) тьч (тьчапля).

Обучение. 1. Развитие фонематического слуха. Проводится уже известным методом.

2. Развитие речевой моторики и звукопроизно-ш е н и я.

1) Как при ч, звук даётся по подражанию сразу с показом артикуляции. При неуспехе применяется следующий приём: на одном выдохе многократно произносится т–с–т–с–т–с, отделяя звук т от звука с небольшой паузой.

2) Оба звука произносятся на одном выдохе слитно, без разделения паузой (тс, тс).

3) То же, но с точной биомеханикой звука ц, т.е. кончик языка не опускается до локализации звука с, а все сочетания произносятся на коротком, толчкообразном выдохе, причём кончик языка сильно упирается в верхние альвеолы, а воздух прорывается с усилием (тс–ц).

4) Ученик подражает, уже руководясь слухом, произносимому руководителем звуку ц.

Эта методика – для первой формы ц; для второй же – сразу по установке языка на т нижнее произносятся слоги ац, оц (в обратных слогах, по Pay, более чётко проявляется, не скрадывается 1-й элемент звука: это относится и к ч), затем: ца, цо и т. д.

После получения правильного изолированного ц он постепенно, как это уже показано на других звуках, вкпючается в речь. Естественно, что все аффрикаты следует вырабатывать после того, как вполне прочно воспитаны их компоненты: с, т, ть, ш, шь.

Нормальная артикуляция ч. Её можно грубо представить состоящей из непосредственно на одном выдохе переходящей артикуляции ть (полумягкого) в артикуляцию шь (ть– шь), в результате чего получается тьшь; ть произносится без заметного взрыва и плавно переходит в шь; часто кончик языка опущен, а смычка происходит от касания передней части спинки языка с верхними дёснами.

Для образования шь в последнем случае средняя часть спинки языка несколько приподнимается кверху, а конец его выдвигается немного вперёд. В первый момент произносится ть, а затем непосредственно, без паузы, произносится шь, очень незначительно (меньше чем при ш) оттягивая кончик языка после


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow