Ж) Тяжёлые виды косноязычия

1. Лепетание и тетизм. Общий разговор лепечущих напоминает детскую, ещё не сложившуюся, артикуляторно не окрепшую речь. Бывает, что все звуки изолированно произносятся правильно, но в речевых комплексах, слогах, словах и фразах многие из них (иногда даже большинство) произносятся искажённо.

Речевой недочёт лепечущих состоит в смягчённости произношения всех или большинства согласных и гласных (йотация), в общей нечёткости артикуляций, в значительных пропусках звуков и в разнообразном их смешении, в результате чего получается шепелявящий, сюсюкающий характер речи, со всякого рода хлюпающими и невнятными звуками (билё оцьинь дюснё – было очень душно и т. п.).

Такая речь наблюдается у детей, вышедших из периода формирования звукопроизношения, равно как и у взрослых.

Лепетное произношение свойственно алаликам, афазикам, умственноотсталым детям. Но нередко оно бывает и у людей с нормальным интеллектом. Известны случаи успешно окончивших вузы с значительно выраженными явлениями лепетной речи.

Причины. 1. Задержка в формировании и звукопроизношении на почве резко запоздалого психофизического развития. 2. Слабое развитие фонематического слуха. 3. Плохая дифференциация речевых движений, часто на почве общего моторного недоразвития. 4. Иногда педагогическая запущенность с первых стадий развития речи. 5. Как симптом более тяжёлых нарушений речи (анартрия, алалия и т. п.).

Обучение 1. Развитие фонематического слуха.

2: Упражнения на дифференцировку отдельных звуков друг от друга, на укрепление точного произношения звуков не только изолированно, но и в разного рода сочетаниях, в словах, фразах. Методика в общем та же, что и при воспитании и включении в речь неправильных звуков. Здесь иногда отпадает трудный момент первоначальной постановки отдельных звуков, так как во многих случаях лепечущие произносят изолированные звуки удовлетворительно. Основными же приёмами при ликвидации лепетания являются два: 1) упражнения в ритмическом, чеканном произношении с отбиванием рукой каждого слога в устной речи и чтении; 2) упражнения на отдифференцировку звуков, смешиваемых лепечущими (см. «Смешение звуков»).

3. Укрепление мышечного аппарата достигается описанной гимнастикой языка, в особенности «силовыми» упражнениями. Срок, в который можно достигнуть положительных результатов – от 3 до 16 месяцев, при условии ежедневной тренировки главным образом в чёткой и ритмической речи (пословицы, скороговорки, стихи и т. п.) и таком же чтении. Если речевая среда в период коррекции остаётся вредной, надо принять соответствующие меры для оздоровления её (подробно см. в «Профилактике»).

Своеобразным типом лепета является тетизм. Помимо гласных, вместо всех согласных звуков алфавита произносятся лишь 2–4 стереотипных звука, обычно т (ть), м, н, замещая ими все остальные согласные звуки. Образцы тетизма: Я тотю тутать (я хочу кушать), та мне теба (дай мне хлеба).

Выработка правильной речи у таких детей крайне затруднительна и требует много времени и терпения. Имеющиеся звуки очень прочны, и всякая попытка новой звукоустановки на первых порах кончается крахом: несмотря на показ, даже на механические воздействия, всё же упорно произносится стереотипный звук т или д. Требуется очень осторожный и терпеливый подход.

Обучение. Ведущим в этом случае является воспитание фонематического слуха и развитие слухового внимания. Параллельно с этим систематически развиваются мимико-артикуляторная моторика и чувство ритма вообще и речевого в частности.

Преодоление стереотипизации достигается переосмысливанием данного звукосочетания. Вместо привычного тутать (кушать) предлагается последовательно сказать по подражанию ку-ку («так кукует кукушка»,– объясняет логопед), затем куковать, далее – кукушка, после чего кушать (кукушка хочет кушать, Вова хочет кушать). В более тяжёлых случаях занятия проводятся иначе, примером чего служит приводимый приём воспитания звука с. Ученик перед зеркалом, подражая руководителю, произносит несколько раз а. Таким же образом усваивается без особых затруднений установка языка и губ на с. Затем логопед с этой установкой дует на тыльную поверхность кисти руки косноязычного, который повторяет это задувание со звуком с поочерёдно то на свою, то (для контроля) на руку логопеда. Далее в таком же порядке и с задуванием на руки произносится раздельно а-с, а потом вместе ас. Следующий этап: ас, ос, ус, ис и т. д. После этого – с-а, (ученик произносит с задуванием протяжное с, а логопед осторожно оттягивает вниз его челюсть, произнося сссса). Подражая этому, и ученик в конце концов произнесёт са. Далее идёт укрепление этого сочетания (са, со, са; со, су, со). Завершается работа произнесением отдельных слов и фраз: сам, сама, сын, сыта, сани, Соня, у сына и т. п. Часто полезно использовать и шпатель, ещё лучше – зонд, чтобы помешать языку установиться на т.

В таком же роде воспитываются и остальные звукоустановки.

Пример лепетной речи.

Вячеслав Р., родился 28 января 1942 г. Ученик 1 класса массовой школы„

Анамнез. Вес после рождения 1 кг 700 г, грудь не брал; с 4 месяцев стали подкармливать, после чего усилился рост. Рахит. Ходить начал на 11-м месяце, первые слова (папа, мама) появились после года; после двух лет – развёрнутая, но плохая невнятная речь. Отец тоже, хотя начал говорить рано, до 10 лет говорил плохо.

Первичный осмотр. Левая половина языка несколько паретична, вследствие чего правая половина языка больше выдвигается вперёд; рот всегда открыт из-за слабости жевательных мышц, нижняя челюсть несколько выдвинута вперёд. Моторика и ритм общих речевых движений недостаточны. Речь – словарь и синтаксис, удовлетворительные, но произношение лепетное, преобладает нарушение свистящих звуков.

Образцы речи. 1) Наизусть: Посмотли в свое окне всё на вулици кляснё. Вся стляня и сталь и млять плязьность свободю. И летить мой кляськи садль плямо к непу светю. 2) По подражанию: Мася пила сьцяй. У Зюцьки били сьтенята.

Диагноз. Инфантильная, лепетная речь на почве задержки психофизического развития и некоторых врождённых аномалий органов речи.

Направление – к школьному логопеду.

Методика логопедических занятий.

Занятия начались на 8-м году, в декабре 1949 г. В первую очередь воспитывались шипящие звуки, так как органы речи были более подготовлены к их артикуляции. Проводилась соответствующая гимнастика языка, губ с одновременными упражнениями фонематического слуха. Много внимания уделялось воспитанию чёткой артикуляции всех звуков, включая и гласные. Систематически и настойчиво предъявлялось требсзание ученику: узнавать корректируемый знак в знакомых словах и показывать отличие положения языка при сходных или смешиваемых звуках. Последнее является хорошей профилактикой правильного письма. К марту 1950 г. (через 21 занятие) речь Вячеслава была доведена до нормы. «Все буквы стал говорить и слова, которые не мог говорить, стал выговаривать»,– пишет его мать. ^Составлено по данным школьного логопеда Ц. Г. Ермоник.);

2. Анартрия при псевдобульбарных параличах в детском возрасте. Сущность расстройства: экспрессивная речь, при полной или достаточной сохранности импрессивной речи, нарушена иногда до полного непонимания окружающими.

Произношение крайне затруднено, афонично, гнусаво, непонятно, монотонно. Звукопроизношение слабо дифференцированное, подчас диффузное. Так, гласные сводятся к гнусавому звуку, среднему между а и у. Из согласных чаще встречаются звуки п, б, м, т, д, изредка к. Но и они не точны. В лёгких случаях речь дизартрична, в наиболее тяжёлых случаях сводится к модулированному звукообразованию, в котором не различаются даже гласные, т. е. артикуляция полностью отсутствует (анартрия). Голос при речи тихий, иногда едва слышный, но при криках и плаче достаточно громкий. В случае возможности произносить (по слогам) слова первый слог звучит громко, а последние тише, иногда даже беззвучно, на дополнительном вдохе.

Дыхание тоже расстроено: вдох резко укорочен, выдох – только через нос. Выдыхательная струя слаба, рассеяна, что даёт слабый голос. У значительной части детей неречевое дыхание поверхностное и учащённое (до 48 вдохов в минуту). При речи часто нарушены ритм дыхания и соответствие между дыханием и артикуляцией. Некоторые вдыхают перед каждым звуком, слогом слова – до одышки. Долго не могут овладеть длительным выдохом через рот.

Моторика сильно нарушена (особенно отстаёт правая половина тела). Почти у всех детей имеются непроизвольные судорожные движения – или резко замедленные, или ускоренные (непроизвольный смех, плач, застывание в определённой позе, гкованность, бледность и почти полное отсутствие движений). Чаще эти симптомы проявляются только в более лёгких расстройствах мимики и ходьбы. Нередко наблюдаются параличи рук, ног, мозжечковые явления (размашистые движения, качающаяся походка, неумение владеть сложными движениями).

Характерная особенность – постоянно открытый рот (отвислые нижняя челюсть и губа вследствие слабости жевательных и других мышц, из-за чего происходит обильное слюнотечение. Вообще же слюна выделяется нормально. Внешне все псевдобульбарики производят впечатление умственноотсталых детей. Однако у многих из них психические задержки незначительно выражены, у некоторых же психическая задержка доходит до имбецильности. Среди них нередки случаи тугоухости; встречается и глухота.

Этиология. Чаще всего – ранний энцефалит, преимущественно в грудном возрасте. В некоторых случаях – тяжёлые заболевания во внутриутробный период и родовые травмы. 3 большинстве случаев в обоих полушариях образуются множественные гнёздные поражения: размягчение, кровоизлияние, кисты (И. Ч. Поляков). В результате–двухстороннее корково-бульбарное поражение, т. е. нарушение путей коры к стволу и ядрам продолговатого мозга.

О.В.Правдина различает три формы псевдобульбарного паралича: 1) паралитическую (весь артикуляторный и фонационный аппарат почти бездеятелен); 2) спастическую (спастичность, а иногда и насильственные движения в речевой мускулатуре, усиливающиеся при попытке говорить); 3) смешанную (наблюдаются те и другие явления).

Методика1. Задачей является: воспитание моторики – общей и речевой, воспитание правильного произношения и речи в целом, развитие психики (мышления, внимания, воли).

Все занятия надо проводить комплексно, т. е. произносительная речь развивается, согласно принципам логопедии, одновременно во всех своих компонентах – механических и смысловых.

Развитие моторики и ритма в связи с речью

1. Маршировки с произнесением под хлопки в ладоши слогов та и т. п. (с ускорением и замедлением, с усложнением ритма); игры с движением и произнесением звукоподражательных односложных лёгких слов и звукосочетаний (му, ау, то-то, но и т. п.); гимнастика, особенно мелких движений кистей и пальцев рук; рисование (сначала на классной доске), работа с ножницами и проч.

2. Развитие дыхания (обычные приёмы).

3. Мимико-артикуляторная гимнастика с акцентом на развитие жевательно-глотательных мышц и мышц языка, губ. Сначала дети производят конкретные движения (едят булку, печенье, яблоко), а затем имитируют. Вначале рот закрывается логопедом, подталкивающим нижнюю челюсть рукой, а затем это проделывают сами дети, постепенно приучаясь закрывать рот без помощи руки. В дальнейшем вводятся силовые упражнения в этой области: ребёнок удерживает зубами марлевую салфетку, сопротивляясь попытке логопеда вытащить её. Аналогично этому дети удерживают разные предметы губами, после чего выполняют обычную гимнастику губ. Так же подходят и к гимнастике языка, от механического прижимания языка книзу, к зубам шпателем, втягивания и вталкивания его в рот пальцами до этих же движений, производимых произвольно, затем в сочетании с раскрыванием и закрыванием рта. Движения задней части языка вызываются щекотанием её бумажкой, откашливанием, а затем делаются самостоятельно. Таким же образом: в дальнейшем развиваются движения кончика языка.

4. Одновременно с дыхательными и артикуляторными упражнениями проделывается и гимнастика голоса.

5. Развитие звукопроизнощения и экспрессивной речи ведёт-ся по методу занятий с косноязычными.

6. Полезно приучить детей в течение дня, с достаточными для отдыха перерывами, автоматически подтягивать резиной отвислую нижнюю челюсть во время таких упражнений, при которых приходится раскрывать рот, во время еды, игры и в свободные часы. Для этого употребляется резиновый сомкнутый пояс (обруч) шириной в 3–4 см и такой толщины и натяжения, чтобы было легко удерживать нижнюю челюсть в сомкнутом положении и свободно открывать рот. Резина в виде плоского обруча надевается на голову так, что не закрывает собою ушных раковин. Во время раскрывания рта (упражнения, еда, разговор, пение, кашель, зевание, чихание) при таком «поддер-живателе» происходит непроизвольное и лёгкое для ребёнка упражнение жевательных мышц. Наш личный опыт подтвердил полезность этого «биологического» метода.

Результаты обучения таких детей речи всегда положительные, так как мышцы двигательных органов речи не парализованы, а лишь паретичны. Дети, которые до логопедических занятий являются кандидатами в собес (не могут жевать пищи, самообслуживаться – умыться, одеться и т. п., у которых беспрерывно течёт обильная слюна на платье), в результате 2–3-летнего специального воспитания и обучения поступают в массовую или вспомогательную школу.

Наиболее целесообразно помещать таких детей в логопедические учреждения-интернаты. В случае необходимости амбулаторной помощи обязательны длительные ежедневные занятия и активное систематическое участие в работе с ребёнком его родителей.

з) Дополнительные замечания к коррекции отдельных звуков

Вновь выработанный изолированный звук становится прочным достоянием речи лишь после упрочения его в звуковом комплексе. Хотя иные звуки устанавливаются очень быстро (2–3 занятия), но при включении их в речь ещё долго наблюдаются неточности артикуляции, смешение нового, правильного произношения со старым, неправильным, а нередко и полный рецидив последнего. Поэтому здесь необходима длительная,без поспешности и скачков, воспитательная работа в течение недель и месяцев.

Согласные звуки при сочетании со многими согласными (вдруг, отсутствие), а также в исходе слова артикулируются значительно слабее, чем в других положениях. Нужно в этих случаях усиливать артикуляцию их до утрировки.

В трудных случаях (у моторных алаликов) при включении вновь воспитываемого согласного звука в речевое сочетание рекомендуется сначала соединять его с я, е, и, ю, а затем уже с а, э, о, у, ы: при мягких артикуляциях участвует большая и более напряжённая масса мышц языка и ротовой полости. Образуется больше мышечных колебаний и притом более сильных, благодаря чему и создаётся лучшая акустическая слышимость.

Изложенные методы применяются в трудных случаях, а у умственноотсталых как правило. В более лёгких случаях у нормальных детей можно достигнуть хороших результатов одними упражнениями в подражании, или в звуковом анализе, или в тренировке перед зеркалом в чёткой чеканной речи, т. е. когда артикуляция производится неторопливо и в полной законченности, с небольшой утрировкой.

После исправления неправильности звуков для закрепления их в трудных случаях косноязычия полезно проделывать такого рода упражнения в артикуляции всех звуков алфавита:

1. Молча перед зеркалом артикулировать все звуки, произнося таким образом слова и фразы настолько чётко, чтобы мх можно было понять. Отсутствие громкого произношения делает необходимым выявление наиболее точных артикуляторных движений. То же чётким шёпотом, но без голосового лризвука.

2. Произнесение громко и шёпотом слов и фраз с сочетаниями: пт, тк, кх, кт, тп, тх; бд, дг, дх, лд, нд и т. п. (птица, -ткач, нитка, Валдай и проч).

3. Произнесение слов с усиленной артикуляцией согласных (двойная буква означает лишь усиленное артикулирование, но не повторность). Во избежание присвиста (з, с, ц) или нарушения присущей звуку мягкости (ч, щ) необходимо осторожное произнесение этих звуков: ббык, ббор, ббанка, ббуря, ббирка, ббелка, и так далее со всеми согласными звуками.

Особенно благодарным материалом являются созвучные нашей современности лозунги, краткие стишки, скороговорки, пословицы, загадки и т. д.; в них хорошо выражены ритм и форма, они доступны для понимания детей и легко запоминаются. С них надо начинать. С этой части курса подражание образцу в виде работы на слуховом анализаторе становится господствующим.

1) Произнесение скороговорок шёпотом с подчёркнутой артикуляцией.

2) Произнесение одного и того же сначала шёпотом, затем вполголоса, наконец, громко.

3) Произнесение с подчёркнутой артикуляцией под такт (каждый слог сопровождается ударом или взмахом руки).

4) Произнесение с постепенным ускорением, но с акцентом на каждом слоге, без чего возможно беспорядочное, хаотическое звукопроизношение.

5) Произнесение стихотворений.

и) Гнусавость (rhinolalia) '

Гнусавостью называется особый оттенок голоса, образующийся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыды-хательной струи вследствие или механических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твёрдого нёба, или расстройств функции мягкого нёба.

При нормальной фонации оральных (неносовых) звуков большею частью происходит полное смыкание мягкого нёба с задней стенкой глотки. Однако просвет в 3–6 мм не искажает тембра голоса. При открытой же гнусавости, в случае укороченного нёба, расстояние от задних краев нёба до глотки доходит до 1,5 см.

Гнусавость всегда сопровождается в той или иной степени недочётами в произношении отдельных звуков и их сочетаний.

Различаются 3 формы гнусавости:

1) открытая гнусавость (rhinolalia aperta): во время речи при всех звуках воздух проходит не только через рот, но одновременно и через нос;

2) закрытая гнусавость (rhinolalia clausa): при всех звуках, в том числе и при носовых, воздух проходит только через рот;

3) смешанная гнусавость (rhinolalia mixta) – комбинация открытой и закрытой гнусавости (утечка воздуха через нос при патологически уменьшенном носовом резонансе).

Каждая из перечисленных форм гнусавости может быть органической (механической) и функциональной, причём механическая, как 'правило, сопровождается и функциональными расстройствами речи.

Закрытая гнусавость встречается значительно реже открытой.

Приёмы определения гнусавости.

1. Проверка надуванием щёк с высунутым между губами языком или задуванием пламени свечи. Невыполнение задания устанавливает открытую гнусавость.

2. Степень носового резонанса или отсутствие его (глухой, «мёртвый» голос) определяются непосредственно слухом.

3. Легко касаются пальцами конца носовой кости и предлагают произносить звуки и слова. Если при отсутствии в речи звуков мин всё же пальцами ощущается вибрация,– перед нами открытая гнусавость; если же при произнесении звуков м, н, отдельно и в славах, вибрации нет,– закрытая гнусавость.

4. Гнусавый произносит звукосочетание аи. Если при зажатом пальцами носе гнусавость не ослабевает, а усиливается,– открытая гнусавость (закрытый резонатор усиливает звук).

5. Во время речи держат перед ноздрями-на ниточке пушинку или ватку. Если последние при речи (без м и н) отклоняются от носа,– открытая гнусавость: покойное состояние при мин устанавливает закрытую гнусавость.

6. Так же держат зеркальце или металлический шпатель. Если при речи (без ним) они запотевают, – открытая гнусавость; сухое зеркальце при м, н – признак закрытой гнусавости.

7. Чтобы убедиться в парезе  (неполный паралич) мягкого нёба, нажимают шпателем на корень языка. Нёбо при этом реф-лекторно не поднимается, при параличе оно всегда опущено.

8. При наличии нормального мягкого нёба гнусавый ложится на спину (или сильно откидывает назад голову) и в этом положении произносит ротовые (оральные) звуки. Если речь звучит чисто, то налицо функциональная открытая гнусавость: неподымающееся нёбо в этом положении пассивно опускается и тем самым смыкается с задней стенкой глотки.

9. При возможности дышать через нос предлагается гнусавому широко открыть рот: поднявшееся мягкое нёбо устанавливает функциональную закрытую гнусавость.

10. Точным и объективным методом исследования является запись на кимографе, менее точным – при помощи манометра, спирометра, а также лингографии, палатографии и других методов фонетического изучения речи. Практически очень удобным является сконструированный в Институте дефектологии электроприбор.

1). Открытая гнусавость!.

а) Орган и ч е к а я.

Наблюдаются следующие случаи:

1. Расщелина альвеолярного отростка – щель проходит между верхними зубами через верхнюю челюсть.

2. Расщелина твёрдого нёба (односторонняя щель – нёбный отросток срастается с носовой перегородкой, двусторонняя – нёбный отросток не срастается с нею и делит щель на две части).

3. Расщелина мягкого нёба по срединной (продольной) линии.

Расщелины Bcero нёба известны под неправильным названием «волчьей пасти» или «волчьего зева», а расщелина в губе (односторонняя или двусторонняя) – «заячьей губы». Эти зоологические термины, как пережиток буржуазной науки, как ненаучные и оскорбляющие достоинство человека, не должны применяться в отношении людей.

Названные щели часто комбинируются в разных вариациях. Нередко наблюдаются сквозные расщелины от губы включительно до язычка. Расщелины в небе уничтожают необходимое для речи динамическое разобщение резонирующих ротовой и носовой полостей, вследствие чего происходит неприятная гнусавая окраска голоса.

Особенное внимание следует обратить на скрытые формы нёбных расщелин (8% по Дубову). а) Расщелина в твёрдом нёбе затянута фиброзной перепонкой, выстланной сверху слизистой оболочкой; такая расщелина называется, субмукозной (мукоза – слизистая оболочка), а само нёбо – мукозным. При этом мягкое нёбо может быть нормально подвижным. Следовательно, если имеется гнусавость, а внешне нёбо в порядке, то нужно проверить пальцем, нет ли субмукозной расщелины, б) Левая и правая группы мышц мягкого нёба разобщены и сообщаются лишь очень тонкой слизистой оболочкой. Нередко при сильных механических толчках (крик, кашель) эта перепонка разрывается и образуется уже открытая сквозная расщелина в довольно позднем возрасте после рождения. В обоих случаях мягкое нёбо плохо функционирует,– получается гнусавый голос. Часто оно укорочено. Иногда небольшая расщелина кончика язычка является симптомом скрытой расщелины нёба (А. А. Л и м б е р г).

4. Укороченное мягкое нёбо.

5. Отсутствие язычка.

6. Укороченный язычок.

7. Раздвоённый язычок.

В случаях укороченного нёба и дефектов язычка, хотя мягкое нёбо и поднимается, но не может плотно закрыть проход в нос (в хоаны).

Как исключение, встречаются случаи нёбного дефекта, не нарушающего речь (результат высокой лабильности коры мозга).

.Причины врождённых нёбных расщелин не ясны. В некоторых случаях несомненно отмечается врождённая отягощённость.

В основе расщелин лежит патология половой системы матери в результате перенесённых ею абортов, несрастание верхнечелюстных отростков вследствие нарушения кровообращения в период перестройки кровеносной системы головного конца или вообще из-за плохого питания; чрезмерно толстый язык также может мешать срастанию нёба.

Установлено, что инфекция (паразиты) в теле матери переходит на зародыш и вызывает у него разные дефекты, в том числе и расщелины нёба и рта. Так, в Австралии в 1942– 1947 гг. у 75% матерей,; заболевших в первые недели беременности эпидемической корью, родились дети с разными дефектами, особенно же с расщелинами нёба и рта.

Fogh–Andersen–ом показано, что при обширных расщелинах (нарушение рта, нёба, челюстей в разных комбинациях) наследственность сказывается в 40%, при расщелинах ограниченных (изолированная щель нёба)–19%. Здоровые родители, имея одного ребёнка с обширной расщелиной, могут в 5°/о рассчитывать иметь и в последующем таких детей. В случае ограниченности дефекта эта опасность снижается до 1,8%. При наличии одного из родителей с расщелиной нёба приведений процент повышается, рождение же первого ребёнка нормальным снижает этот процент.

Многие иностранцы по обыкновению преувеличивают роль наследственности, доводя её до 40–50% (Девис). Однако в профилактических целях следует учитывать и этот фактор, исходя из более достоверных и точных данных.

С расщелиной нёба обычно связывается целый ряд аномалий в костно-мышечных приборах речи, как-то:

а) деформация челюстей (неправильный прикус и т. п.);

б) неправильное развитие и расположение зубов;

в) несросшаяся под одной или обеими ноздрями верхняя губа;

г) в связи с расщелиной губы – деформированные ноздри;

д) деформация зева и глотки.

Эти недочёты порождают целую серию дислалических недостатков звуков, которые, присоединяясь к гнусавости, делают речь человека часто совершенно непонятной для окружающих.

8. Разные разращения в носоглотке и в зеве (например, увеличенные гланды препятствуют мягкому нёбу подниматься вверх, и выдыхаемый воздух всегда проходит в нос).

9. Иногда из-за язв (чаще – сифилитических гумм) мягкое нёбо срастается с дужками или с миндалинами – проход в нос остаётся всегда открытым.

10. Отверстия в нёбе при ранениях, сифилисе и других заболеваниях. Нередко на почве некоторых заболеваний (обычно при дифтерии, иногда при гриппе, тифе, сифилисе) у детей происходит частичный или полный паралич мягкого нёба, вследствие чего оно или совсем не поднимается, или недостаточно поднимается я, таким образом, не образует в нужных случаях носоглоточного затвора. При прекращении паралича, что обыкновенно наблюдается в случаях дифтерии, гнусавость исчезает.

11. Бывает, что мягкое нёбо лишается своей функции в результате оперативной травмы в полости рта (рубца и т. п.).

По наблюдениям Е.А.Бондаренко (Харьков) открытая гнусавость иногда появляется после удаления аденоидных разращений или опухолей носоглотки, причём имевшаяся закрытая гнусавость исчезает. Такая гнусавость «может наступить вследствие широкого расстояния между мягким нёбом и задней стенкой глотки, недостаточной функции нёбного затвора при фонации, наступившей при частичной атрофии мышц мягкого нёба от бездеятельности, вследствие длительного давления аденоидными разращениями или опухолями»

б) Функциональная.

Здесь различаются следующие случаи.

1. Гипокинез мягкого нёба из-за слабости нервных импульсов или общей мышечной вялости у детей со слабым здоровьем.

2. Нарушение дыхательных процессов при быстрой речи.

3. Привычно опущенное мягкое нёбо, несмотря на операцию, устранившую механически мешавшие поднятию его разращения в области зева (например, увеличенные миндалины, задерживавшие развитие его подвижности). Подобное сохранение привычного положения нёба наблюдается после фарингса, пареза, аденоидных разращений без закрытия хоан, оперативных травм. В этих случаях при продолжительном периоде отсутствия функции мягкого нёба возможны явления нервно-мышечной атрофии его.

4. Как вторичное явление иногда гнусавость появляется в результате расстройств слуха, а следовательно, слухового самоконтроля, над произношением (у глухих и тугоухих). Вторичной она является и у заикающихся: на почве специфического нарушения нервно-мышечных координации спорадически мягкое нёбо из-за судороги в ротовой полости не может подняться.

5. Иногда такая гнусавость возникает в стадии освоения новых звуков и исчезает после овладения ими (Куколь).

6. Избирательная в отношении некоторых звуков гнусавость как вторичное компенсаторное явление.

7. Функциональная открытая гнусавость как подражание гнусавой речи окружающих, как результат неряшливого, плохо артикулируемого произношения, как влияние иностранного (например, французского) языка, у полиглотов при небрежном отношении к культуре родного языка, как последствие гнилой, антинациональной моды говорить в нос, широко распространённой в буржуазных слоях дореволюционного общества. Ярким примером подражания является такой случай. Мальчик П.– сын гнусавой матери (расщелина нёба) – неожиданно на 9-м году стал, подражая матери, гнусавить (у него нёбо нормальное). Гнусавость матери различает, своего же дефекта не слышит.

В случаях функциональной гнусавости степень её больше зависит от положения мягкого нёба, чем от размеров просвета между его краем и задней частью глотки. Положение нёба определяет конфигурацию и размеры резонатора: чем ниже опущено нёбо, тем больше носоглоточный резонатор и, следовательно, сильнее гнусавость. Поэтому при горизонтальном положении мягкого нёба гнусавость меньше, чем при опущенном нёбе. Нарушено нормальное соотношение некоторых артикуля-торных органов. Гортань и задняя часть языка приподняты, а мягкое нёбо несколько опущено, проход в ротовую полость суживается, а путь к носовой полости расширяется, и почти весь резонанс переносится в неё.

V С имптомокомплекс гнусавости при расщелинах нёба

1. Малый челюстной угол, полости рта и глотки сужены. Мышцы мягкого нёба и язычка (или их рудименты) недоразвиты, мало подвижны или пассивно свисают. Слабо развиты мышцы глоточных сжимателей, особенно задней стенки глотки (складка Пассавана). Ослаблено действие и нёбных дужек. Таким образом, функция всех мускулов, поднимающих мягкое нёбо и образующих разделы носовой и ротовой полостей, резко ограничена не только при речи, но даже при актах жевания и глотания: не функционируют основные координационные нервно-мышечные установки, которые являются базой при воспитании здоровых звукопроизносительных движений в гло-точно-ротовом аппарате. Из-за неправильной функции мягкого нёба расстраивается нормальная деятельность связанной с ним Евстахиевой трубы, что ведёт к нарушению слуха.

2. В движениях нервно-мышечного аппарата языка, лица и губ наблюдаются как вторичное явление вялость и недостаточность дифференцировки, чем обусловливаются всякого рода недочёты произнесения отдельных звуков речи. Так, у гнусавых с расщелиной губы последняя (даже после оперирования её) недостаточно подвижна и является причиной неправильного образования губных звуков.

3. Голосовыдьиательная струя воздуха расходуется крайне не экономно, особенно при открытых расщелинах (менее – при оперированных и субмукозных). Нарушена плавность выдоха (из-за стремления задержать утечку воздуха в процессе речи дыхательные мышцы чрезмерно напряжены), а также и соотношение между вдохом и выдохом (нет между ними физиологических пауз), часто наблюдается асинхронизм между грудным и диафрагмальным дыханием.

4. Недостатки нервно-мышечного жевательно-глотательного аппарата компенсируются усиленной работой здоровых частей ротовой полости. Здесь на первом месте выдвигается компенсаторная работа языка, как известно, чрезвычайно богатого по своей мышечной структуре. Следствием усиленной работы языка (главным образом корня и боков) в целях проталкивания в глотку пищи и закрытия расщелины является его неправильное развитие и функционирование. Сильно развитый корень языка западает назад к глотке, препятствуя выходу воздуха в рот, спинка задней части его имеет тенденцию с силой подниматься кверху, а кончик слабо развит и опущен. Такое положение языка резко нарушает резонирование полостей рта, глотки, носа и отодвигает всю артикуляцию назад. Но у детей, у которых речь ещё недостаточно развита, по наблюдениям проф. Sovak, таких изменений нет.

Одновременно с речью происходящие тикообразные и хореические движения лицевых мышц также относятся к области усилий организма через иррадиацию возбуждения овладеть нужными нервно-мышечными установками.

5. Вследствие перечисленных нарушений механизма речи звукопроизношение, требующее чрезвычайно тонкой, филигранной дифференцировки, оказывается диффузным, грубым и далеко не удовлетворяющим своему назначению. Помимо неприятного носового оттенка всей речи, особенно гласных, отсутствует способность точно дифференцировать эти звуки, даже при наличии здорового губного затвора.

Звук, резонируя главным образом в носовой полости, в которой он в значительной степени поглощается, не может дать такого сильного звучания, как при резонировании в ротовой полости, где имеется ряд весьма благоприятных для этого условий. Поэтому речь гнусавого звучит глухо, тихо и часто сопровождается слышимым носовым придыхом.

Из гласных звуков особенно гнусавы те, которые требуют наиболее высокого поднятия мягкого нёба. По степени возрастающей назализации гласные звуки располагаются в следующий ряд: а, о, э, у, ы, и.

Что касается согласных звуков, то они, как требующие больших сужений в ротоврй полости, широкого уплощённого языка и значительной подвижности его кончика, а в известных случаях и полного губного затвора, являются особенно пострадавшими. В среднем около половины согласных у гнусавых неправильны. По нашим наблюдениям у них чаще всего искажены следующие звуки (ряд начинается со звуков, наиболее часто произносимых неправильно): р, ж, с, л, ш, щ, ч, г, к, б, з, д, т, ц, в, ф, п, х, й. французский стоматолог В. Во (Weau) в отношении большой утечки воздуха через нос, а следовательно, и большей гнусавости их даёт следующий ряд: с, з, ш, ж, ф, в. Типичным при этом является глубокое артикулирование, особенно взрывных звуков: корень языка при наличии нёбной щели сближается с задней стенкой глотки, причём нередко у гнусавого образуются храпящие к, г, х, ш, ж и др.; нередко переднеязычные заменяются заднеязычными: вместо д, т, с, н, произносятся г, к, х, нг и т. п.: фрикативные звуки замещаются носовым придыханием, ротовые – носовыми.

Дети с врождённой гнусавостью плохо слышат или совсем не слышат свою гнусавость, т. е. не различают гнусавого тембра голоса от негнусавого. У некоторых из них в той или иной степени наблюдается задержка умственного развития – обычно из-за отсутствия полноценной речи, но не в силу каких-либо первичных нарушений в интеллектуальной сфере. Возможны и случаи комбинации гнусавости с умственной отсталостью.

Устранение открытой гнусавости. Во всех случаях гнусавости (и при закрытой) надо начинать с показа врачу и проведения соответствующих (в случае надобности) медицинских мероприятий. При наличии нёбной расщелины, к которой часто присоединяется и расщелина губы, по возможности -производится пластическое закрытие дефекта – оперативное сшивание несросшихся частей или закрытие щели, лоскутом. Если же для оперативного вмешательства будут какие-либо противопоказания (возраст, недостаток мышечного материала, слабость гнусавого, несогласие его родителей или его самого на операцию и т. п.), то производится закупорка щелей специальными протезами, так называемыми обтураторами – каучуковыми и тому подобными пластинками).

Наиболее совершенными у нас являются операции советского стоматолога, лауреата Сталинской премии проф. А.А.Лимберга (Ленинград). Метод Лимберга даёт длинное и пластичное, нестянутое нёбо, обеспечивающее изоляцию носовой полости от ротовой. При этом активное замыкание достигает 75–80%, пассивное же 88% (Дубов).

Операция, если она в данном случае возможна, предпочтительнее всякого рода протезов: она даёт более устойчивый, более гибкий и постоянный механизм. С ростом организма изме-

1 Закрытие щели твёрдого нёба называется ур анопластикой, мягкого – стафилорафией, твёрдого и мягкого вместе – ураностафи-лопластикой.

няется конфигурация нёбной щели, протез приходится часто переделывать или заменять новым. Как бы хорошо ни был сде-

лан протез, всё же он является инородным телом во рту, беспокоит больного (очень трудно подогнать его идеально) и требует ухода за собой, в конце концов не заменяя в полной мере естественного нёба. Порча и потеря протеза часто ста,вят гнусавого в крайне тяжёлое положение.

Также отрицательно относится к обтуратору и ак. Ф.Бриан (как средство коррекции дефекта функции нёба обтуратор не даёт хороших результатов, недостатков же у него много). Применять его должно лишь при невозможности ликвидировать расщелину хирургическим путём.

В настоящее время у нас обтураторы применяются с первого дня жизни ребёнка (проф. А.А.Лимберг). Этим обеспечивается нормальное питание, резкое снижение смертности от попадания пищи в бронхи и правильное естественное формирование речи. Для послед  него, однако, требуется особое внимание окружающих: их чёткое произношение, частое повторение одного и того же слова, что при чрезвычайной подражательности малышей даёт прекрасные результаты – развивается естественная

В Ленинграде такое раннее применение «плавающих» обтураторов введено 4 года тому назад, речь. Более позднее применение обтуратора (с 5 лет и позже) резко снижает эффективность его: для преодоления укоренившихся гнусавости и дефектов звуков требуется много месяцев, иногда до 2 лет, значительно больше, чем при оперированном нёбе, притом не всегда.с полным успехом в отношении гнусавости.

Известны протезы Каца, плавающий протез Кэза и другие (рис. 75 а). Протез уменьшает гнусавость лишь частично, поэтому сразу же после постановки его надо применить те же логопедические упражнения, как и при оперированном нёбе.

Закрытие расщелины верхней губы (хеймопластика) рекомендуется производить до 10–12 месяцев, но не ранее 3–4 месяцев (в первые месяцы жизни дети очень чувствительны к потере крови), так как позже трудно достигнуть исправления формы крыла носа. Эта операция к тому же суживает альвеолярную и нёбную расщелины и предупреждает развитие деформированного носа.

Слишком ранние операции расщелины нёба повышают смертность (в первые два года жизни от 14 до 19%) и вызывают значительную деформацию верхней челюстной дуги, нёба и пр.

Поэтому, несмотря на большую задержку в развитии речи и закрепление неправильных речевых навыков из-за расщелины нёба, операцию последнего рекомендуется производить в лёгких случаях не ранее 10 лет, в тяжёлых–не ранее 12 лет. Тем самым повышается роль до и послеоперационной логопедии.

Поздняя операция непосредственно не устраняет нарушений речи. Поэтому за рубежом нёбные операции производят уже в дошкольном возрасте, иными специалистами уже на первом году жизни. В Чехословакии, например, при ограниченной щели оперируют с 2–4 лет (академик Ф. Буриан). Вместе с тем там же указывают, что преждевременная операция не обеспечивает дальнейшего правильного развития верхней челюсти.

В дооперационный период в логопедической работе особенное внимание уделяется развитию фонематического слуха и различению гнусавого тембра от нормального. Большую роль также играет обстановка жизни ребёнка (уход, внимание окружающих) и усиленная практика в речи.

Ежегодно с расщелинами губы и нёба рождается у нас до 8 тысяч детей, т. е. около 0,01%, из них с нёбными щелями – 3–4 тысячи. В это число не входят дети с укороченным нёбом и другими дефектами вторичного характера. При высокой смертности в первые месяцы жизни (нарушение пищеварительного тракта, воспаление лёгких из-за попадания пищи в бронхи), достигающей 25–50°/о, выживает с расщелиной нёба от 2 до 2,5 тысяч • детей. Только немногие сотни из них обращаются к врачебной помощи, ещё реже – к логопедической.

По данным акад. Ф. Буриана, в Европе новорожденных с разными расщелинами, деформирующими верхнюю челюсть, насчитывается О,14°/о, в Дании же, например, это число достигает 2,8% (Андерсен).

Прежде всего, требуется специальный уход за ребёнком с расщелиной губы и нёба. Так как при принятии пищи последняя проходит в нос и выливается обратно или попадает в бронхи, то младенца следует кормить с чайной ложки, пипетки или через особый резиновый рожок, широкий и мягкий, чтобы он закрывал щель в нёбе. Головку надо наклонять книзу, рекомендуется с первого принятия пищи специальные обтураторы, закрывающие при сосании эту щель: соски – обтураторы Пергамента (Ленинград), Санвенерро-Розели и др. Они надеваются на грудь матери. Важно питание материнским молоком. Во время прогулки нос и рот ребёнка прикрывается марлей в два слоя. После снятия слепка в 1–2 неделю вставляется обтуратор. Необходимо широко использовать с первых дней рождения патронат медсестры и консультации специалиста-врача. Желательно помещение в массовые ясли и детский сад.

К новым, более здоровым после операции или протезирования условиям жевания и глотания (пища скорее и легче прожёвывается и проталкивается в пищевод, не попадая в носовую полость), ребёнок быстро приспосабливается. Но в области звукопроизношения операции (особенно ураностафилопластика), тем более протез при позднем обращении к ним, непосредственного и быстрого улучшения речи не дают; они лишь создают предпосылки для улучшения речи. Чем прочнее до операции были развиты речевые навыки, тем сильнее действие привычных, неправильно с детства воспитанных слуходвигательных образов и коррегирующих дефект артикуляций. Под влиянием их, вопреки новым условиям произнесения, последнее стремится осуществляться по-прежнему. В результате такой борьбы нередко речь остаётся гнусавой и неточной, иногда на первых порах в большей степени, чем до операций. Гнусавому приходится не только приобретать новые речевые навыки, но и отучаться от старых. Без сознательного самоконтроля посредством нормального слуха он не в силах даже в самой незначительной степени помочь себе. Необходима помощь извне в форме обучения речи. Но гнусавость, происшедшая вследствие ранения, сифилиса и т. п., в возрасте, когда речь уже вполне сложилась, проходит сразу же после удачной операции: правильные речевые навыки устойчивы. Чем раньше сделано оперативное устранение расщелин, тем скорее и лучше будут результаты, так как у ребёнка ещё не так прочно закрепились в коре мозга патологические зву-копроизносительные связи.

Следовательно, основным методом здесь является выработка новых, здоровых и затормаживание старых, неправильных навыков речи и слуха, т. е. логопедическая работа. Её следует начинать во всех случаях с самого раннего возраста, не выжидая оперативного вмешательства, и вот по каким соображениям. В раннем возрасте у детей речевые навыки не приобрели ещё 1акой стойкости, как у взрослого человека, следовательно, их легко перевоспитать. Неравно-мышечные движения, из которых в общем состоят упражнения, выполняются детьми младшего возраста гораздо охотнее (особенно в форме игры), чем подростками, тем более взрослыми. Целесообразность дооперативной логопедии (в случае необходимости операции) признаётся авторитетнейшими специалистами: проф. А.А. Лимберг, проф.Ф.A.Pay и др., за рубежом акад. Буриан, проф. Совак и др. Систематическое обучение можно начинать с 3-летнего возраста, у умственноотсталых с 5–6 лет. Кроме речевого эффекта, эти упражнения подготовляют более прочный мышечный фонд для последующей операции, содействуя положительному результату.

Нередко одной лишь логопедической работой достигается полный успех без операции нёба (обычно при незначительной щели).

В случае операции логопедические занятия начинают по прошествии нескольких месяцев после неё, когда окончательно проходят воспалительные процессы и ткани становятся эластическими. В этот промежуток времени полезно производить массаж нёба (см. ниже); также целесообразно до обучения речи исправить зубы и челюсти.

Таким образом, логопедическая работа производится и до и аосле устранения механического дефекта. Основными задачами логопедических упражнений являются: 1) создание таких условий в области глотки, мягкого неба и ротовой полости, чтобы го-лосовыдыхательная струя проходила только через рот, за исключением звуков м и н; 2) выработка дифференцированной работы слухового анализатора в смысле различения самим учеником гнусовото произношения от негнусового как своего лично, так и окружающих людей.

Одновременно ведётся работа по устранению недостатков отдельных звуков. При занятиях с приходящими детьми следует пользоваться помощью матери или близких, учитывая их возможности – культурные и бытовые.

При выработке нужных движений в недостаточных органах необходимо введение такой силы раздражителей, при которых возбуждение иррадиирует на многие сочетанно-координационные области коры мозга, без чего желательные сокращения мышц в плохо работающих органах речи часто не удаются. Чем иррадии-рованнее возбуждение, тем в итоге точнее достигается новое движение, ибо иррадиация нервно-мышечных возбуждений на возможно большее количество мышечных групп с последующей дифференцированной специализацией этого возбуждения создаёт целесообразные изменения в задней стенке глотки и в полости рта.

Упражнения начинаются с выдыхательных движений, так как они являются основной силой для произношения.

Как в целях усиления возбуждения, так и в целях концентрации и дефференциации его, вводится возможно большее число анализаторов при выработке каждой установки; также вводятся добавочые раздражители: зеркало, специальные аппараты и другие механические раздражители.

Вовремя начатые массаж и гимнастика оперированного мягкого нёба путём глотательных движений предупреждают образование стойких тяжей, рубцов, ограничивающих размах его движений.

Важнейшим моментом при устранений открытой гнусавости является выработка навыка в процессе произношения ротовых звуков выдыхать только через рот и издавать таким образом чистый, ненализированный голос. Установлено (Гуцманом и др.), что наиболее благоприятным в этом отношении является высокий тон голоса: надставная трубка (от гортани до ротовой полости) укорачивается, мягкое нёбо напрягается и, следовательно, прикрывает проход в нос, просвет в ротовую полость увеличивается.

Поэтому в трудных случаях (большой стаж дефекта, короткое, стянутое рубцами нёбо) на первых порах занятий следует пользоваться высоким, звонким голосом, после овладения, которым постепенно переходить к более низкому, ненапряжённому, чистому голосу.

Первая группа упражнений. Проделывается артикуляторная гимнастика в изложенной (на стр. 91–102) последовательности. Одновременно производятся специальные упражнения.

1. Глотание. В первые дни занятий, непосредственно после заживления оперированного мягкого нёба и достаточного (согласно указаниям врача) функционального отдыха его во избежание сильной боли и расхождения швов для глотания даётся кашицеобразная пища; заглатывание должно происходить сравнительно крупными порциями. Спустя одну-две недели таким же образом глотается вода или слюна, после чего постепенно переходят к глотанию жидкости маленькими дозами.

2. Позёвывание, широко открывая рот: сначала сильно втягивая воздух, а в последующих упражнениях без заметного вдоха.

3. Ученик перед зеркалом, широко открыв рот, напрягает мышцы плечевого пояса шеи и всего дна ротовой полости и, с силой сжимая кулаки, откашливается.

Наблюдаемое при этом малое раскрытие рта и западающий назад язык устраняются последующими упражнениями.

4. Ученик откашливается с высунутым языком, причём, если язык при кашле уходит обратно, он удерживает его пальцами, завёрнутыми в марлю, или специальными щипцами.

Все движения обязательно, производятся перед зеркалом и с обнажённой шеей.

5. Поднимание и опускание головы при сильном нажиме подбородком на кулаки обеих рук (развитие шейных мышц).

6. Глубокое дыхание через рот при закрытом носе и через нос при закрытом рте.

Доцент И. С. Рубинов показал, что: 1) глотание воды или слюны вызывает наиболее высокое поднимание нормального мягкого нёба, значительно выше, чем при глотании кашицеобразной и твёрдой пищи; 2) чем меньше по объёму проглатываемая порция пищи, тем выше поднимается мягкое нёбо; 3) с увеличением ряда повторных глотательных движений удлиняется и время приподнятого положения мягкого нёба (рис. 75 б); 4) при глотании мягкое нёбо поднимается в отношении своего покойного положения (при дыхании носом) в 1,5 раза выше, чем при произнесении звуков; время движения его при глотании в два раза длительнее, чем при произнесении изолированного звука (рис. 75 в); 5) кашель вызывает поднятие мягкого нёба несколько меньше, чем при отдельном звуке речи, но мягкое нёбо находится в высоком стоянии в 1,5–3 раза дольше, чем при звуке (показатели вычислены М. Е. X в а т ц е в ы м).

Сдувание бумажек, спичек, карандашей и т. п. со стола, катание задуванием шариков по жолобу; дуть на воду до образования брызг, дуть на кораблики поддерживать в воздухе поддуванием пушинки и т. п.

Надувание по возможности перед зеркалом, мыльных пузырей, воздушных шаров футбольных камер, резиновых чёртиков, колбас и т. п. Сначала закрывают кончиком языка отверстие пузыря в момент вдоха через нос, а затем без такого закрывания.

Дуть на бумажные флажки, тушить свечи, сначала через какую-либо трубку, а затем без таковой; задуванием удерживать пламя свечи в наклонном положении; как флажок, так и свеча постепенно удаляются от больного на большее расстояние. Затем предлагается играть на разного рода духовых инструментах (губные гармошки, дудки и пр.). При всех надуваниях щёки должны быть раздуты. Особенно полезен воздушный динамометр: металлическая воронка, расширенный конец которой по размеру соответствует ротовому отверстию, а более узкий круглый конец закрыт подвижной крышкой. К крышке прикреплена градуированная дужка со стрелкой. Выдыхаемый через трубку воздух поднимает крышку, а стрелка отмечает силу выдоха.

Также полезны упражнения, помещённые в статье V. Chudoba (Чехословакия) Speech ferapy о patolalie:

8. Свист с зажатым носом.

9. Храпение на вдохе и выдохе (подражание спящему).

10. Гудение.

11. После прекращения зажима ноздрей продолжать дуть через рот, не изменяя силы и скорости.

12. Сильное надувание щёк до момента прорыва воздухом губ.

Все упражнения с надуванием производятся с закрытым носом, а затем с открытым.

13. При дефекте губ – сосание присосок особой конструкции; перекатывание присоски губами из одного угла рта в другой; удерживание её губами при отрывании рукой и т. п. (рис. 76) и упражнения губ (см. на стр 94).

14. Ежедневное полоскание рта и горла, запрокидывая голову назад лишь настолько, чтобы вода не вытекала через нос, но при малейшем наклоне вперёд проливалась бы через нос. Это прекрасный массаж мягкого нёба.

15. Массаж (осторожный!) нёбной занавески пальцем (при оперированном или паретичном нёбе).

Описанными упражнениями у гнусавого создаётся общий благоприятный для речевой биомеханики мускульный фон.

В этой стадии работы пользуются преимущественно зрительным и мышечным анализаторами; в меньшей мере – осязательным и слуховым.

Вторая группа упражнений. 1. Имитация рвотных движений: нёбные дужки сжимаются при слабо приподнятом корне языка настолько, что просвет зева почти закрывается наглухо. 2. Сделав предварительно рвотное движение, ученик с напряжением мышц плечевого пояса, рук и шеи промко откаш-сливается со звуком А, сначала с закрытым, затем с открытым носом. 3. Упражнения 2, 3, 4-е проделываются при высунутом изо рта языке.

 

. Глубокий вдох через нос, выдох через широко открыть рот причём сначала при выдохе нос зажимается, а дальнейшем выдох без закрытия носа.

5. Вдох через рот при закрытом иосе, выдох через нос захватываемая при закрытом рте.

6. Вдох через рот при открытом носе и выдох через широко открытый рот, причём кончик языка упирается в нижнюю десну

7. Медленный вдох и выдох через широко открытый рот при том же положении языка.

8. Вдох через нос и дробный выдох с небольшими паузами через широко открытый рот с постепенным подниманием диафрагмы.

9. Вдох через нос и сильный толчкообразный выдох через рот. Быстрое, короткое и отрывистое дыхание через широко открытый рот с высунутым изо рта языком, кончик которого на первых порах удерживается пальцами или щипцами.

Доказано (Л. Д. Работнов), что мягкое нёбо с усилением тонуса диафрагмы поднимается и наоборот. Поэтому при всех упражнениях с участием дыхания надо пользоваться диафрагмальным типом его.

Все дыхательные упражнения, когда воздух должен проходить только через рот, контролируются пушинкой или зеркальцем, помещённым перед носом или же особыми аппаратами (рис. 77, 78, 79, 79 а, 79 б).

Второй группой упражнений воспитываются более дифференцированные, более точные и в то же время более сложные движения речевого аппарата. В начале воспитания наблюдается иррадиация возбуждения на соседние мышечные области. Только путём систематических упражнений воспитываются нужные нервно'-мышечные установки. Каждое движение выдерживается в течение?. 3Д такта и сменяется столь же длительным покоем.

В зависимости от индивидуальных особенностей гнусавого на усвоение каждого движения требуется от 1 дня до 3–4 недель, а иногда до 3 месяцев.

Третья группа упражнений. 1. Вдох с позёвыванием через рот и выдох через нос при закрытом, а затем открытом рте.

2. Вдох через нос при открытом рте и выдох через рот.

3. То же, но при сильно вытянутом языке с удержанием кончика языка рукой; нёбная занавеска должна особенно сильно опускаться, так как корень языка в данном положении немождет высоко подняться и закрыть зев.

4. При открытом рте и высунотом изо рта языке черезрот, выдох через нос с произнесением носового гласного (к нёбу прикасается задняя часть спинки языка). То же при положении языка в ротовой полости.

5. Выдох через нос при сжатых нёбных дужках и поднятом корне языка (рот раскрыт). Если щель не сшита, то сжимаются до крайнего предела обе половинки мягкого нёба.

6. Дыхание в один приём при открытом рте: вдох через нос – выдох через рот, вдох через рот – выдох через нос.

 

7.Часто (20–30 раз в минуту) приподнимать ручным обтуратом мягкое нёбо, что делается как в целях массажа и лёгкого растягивания нёба, так и образования мышечного чувства высокого положения мягкого нёба (рис. 80, 81).

8. Дыхание через рот; мягкое нёбо поддерживается ручным обтуратором в высоком положении (для маленьких детей ручным обтуратором вообще не пользуются).

9. Фиксируя мягкое нёбо в зеркале зрением, ритмично поднимать и опускать его, вначале сочетая поднимание с зевком, а затем и без него.

Такими упражнениями достигается возможно большая, а часто и полная динамическая изоляция ротовой полости от носовой, позволяющая перейти к установке недостающих или неправильных звуков на высоком голосе начинают с воспитания пра вильных и чистых (негнусавых) гласных, затем согласных звуков и их сочетаний с гласными. при подборе звуковых упражнений для развития мягкогонёба следует учитывать установленные нами закономерности.

Все звуки алфавита по степени поднятия мягкого нёба рас-

 полагаются в такой ряд (цифрыозначают среднее арифметическое из 5 случаев поднятия мягкого нёба в миллиметрах):

а) поднятие мягкого неба в отношении отношении его положений при дыхании носом

0–2 7 9 10 11

м, н а – в, э – о, л – и, у, г, ж, ф –

12 13 14

– П, б, Т, Д, Й, X, Ц, Ч, Ш, Ы – С, 3, р, Ч – Щ

б) амплитуда качания мягкого нёба:

0–2 11–12 11 – 14 12 13 14 15–16 16 16–17 м, н – в – п г – а – й л, р, т, ш, щ, ж, и

17 17–18 18 18–19 19

б, д, э, – з – у, к, и – с, ч – ы

Для практических целей, исходя из проверенных данных, все звуки разбиваются на две группы:

1. (менее активное поднятие мягкого нёба в нарастающем порядке: н, м, в,-а, о, э, л, й, г, п, ф, и, ж, ш, ц, х;

2. (наиболее активное поднятие мягкого нёба): б, д, т, з, р, щ, особенно ы, с, ч, у, к, и.

На первых порах надо пользоваться 1-й группой звуков, поскольку для них не требуется высокого поднятия мягкого нёба. Следует учитывать состояние артикуляции, в тесной зависимости от которой находится степень гнусавости (стр. 68, 69). Предлагаемые указания относятся к случаям нормальной арти-куляции, что наблюдается чаще всего при функциональной форме гнусавости.

После усвоения всех артикуляций следует, наоборот, больше упражнять в произношении звуков 2-й группы, требующих энергичной работы мягкого нёба.

3. Мягкое нёбо поднимается при произнесении твёрдых согласных звуков несколько выше (на 1–2 мм), чем при произнеении мягких (рис. 81а), поэтому предпочтительно на первых порах пользоваться мягкими звуками, а при специальной тренировке мягкого нёба, по усвоении отдельных артикуляций,– твёрдыми.

При слоговых упражнениях и подборесловаря на первоначальной стадии работы надо употреблять обратные слоги, так как при них, по нашим наблюдениям, мягкое нёбо поднимается в 1,5–3 раза меньше, чем при прямых слогах:

 13 8 12 9 11 6 11 6 11 6 12 9 13 4

 па – ап, фа – аф, та – ат, са – ас, ша – аш, ра – ар, ла – ал, и т. д. (рис. 816).

Четвёртая группа упражнений. 1. Отрывисто, на твёрдом голосоначале (стр. 423), на высоком тоне очень громко, сильно нажимая подбородком на кулаки, произносить а по одному слогу на выдох

2. То же без упора на кулаки, сильно напрягая мышцы шеи и плечевого пояса, сопровождая произносимое сильными ударами кулаков по столу или коленям.

3. То же, поддерживая в высоком положении ручным обтуратором нёбную занавеску (при оперированном нёбе).

4. То же, чередуя произнесение с ручным обтуратором и без него.

5. Все предыдущие упражнения проделать с чистым а (без предшест вующего х). В случае высокого поднятия языка последний прижимается шпателем.

6. Произнесение гласного а на одном выдохе по нескольку раз указанными выше (1–5) приёмами.

Во всех описанных приёмах, как и в последующих упражнениях, следует пользоваться также и «носослуховой трубкой» и прочими показате-лями назализированного звучания: перед носом держится пушинка, зеркальце или шпатель (при гнусавом звуке оно покрывается паром).

7. Когда гласная на высоком тоне даёт уже чистое звучание, то гнусавый совершенно так же произносит сложное сочетание а с теми из согласных, которые у него правильны. Сочетания начинаются с задних язычно-нёбных к, г, х, затем идут упражнения с губно-губными п, б, с зубно губными ф и в с переднеязычными и, наконец, остальными язычно-нёбными. Например: ка, ак, ба, аб и т. п., сначала по одному, а затем по нескольку слогов на один выдох.

При взрывных п, б, и др. мягкое нёбо поднимается энергичнее.

8. Сочетание из усвоенных звуков отдельных слов: баба, вата, табак и т. п. Сочетания с м и н избегаются по причинам, о которых будет сказано ниже.

9. В целях развития мягкого нёба гнусавый произносит, удерживая кончик высунутого языка пальцами: н-а, н-а и т. д. Звук н отделяется от а паузой; при н должно происходить полное корня языка с мягким нёбом или с обтуратором; при а–широкое раскрытие зева.

10. Так же а-н, но с по степенным переходом а в п

.

11. С теми же приёмами произнесения сочетаний ао,

как дифтонг ао, причём особенно старательно произносится а.

12. а-о отрывисто на один выдох.

13. Многократно а-о-а-о... отчётливо каждый гласный звук на один выдох.

14. а-н-о-н-а-н-о-н... (см. упражнение 10).

15. В дальнейшем проделываются в том же порядке, как при усвоении а, все упражнения с о, причём в новые сочетания вводятся все уже усвоенные ранее звуки.

16. В описанном порядке усваиваются остальные гласные э, ы, у, и, затем йотированные я, е, ё, ю.

17. Не выжидая окончательной выработки чистых гласных, в особенности и, у, переходят к чтению, скороговоркам и произнесению наизусть. При этом добавочный зрительный анализатор не включается, для чего текст помещается на самом зеркале, так что гнусавый одновременно может и читать и следить за своей артикуляцией. Сначала слова произносят по слогу на выдох с вышеописанными приёмами (отбивание ритма, напряжение шеи, сильно и отрывисто на высоком тоне; чередование с ручным обтуратором, с зеркальцем, пушинкой, приборами, см. рис. 77–79), а затем по нескольку слогов на выдох и, наконец, чтение с соблюдением интонации.

В итоге первых упражнений мышечный аппарат настолько улучшается путём развития недостаточных или викарирующих мышц, что уже в исходе второй недели часто даёт возможность правильной установки: мягкое нёбо или его части достаточно поднимаются, глотка напрягается, суживается и подтягивается вверх-вперёд; корень языка опускается и оттягивается вперёд.

При этом чистый голос вырабатывается не сразу при всех гласных, а в известной последовательности. Прежде всего появляется чистое а, что вполне объясняется биомеханикой этого звука (рис. 82, 83). При звуке а ротовая полость широко открыта и не удлинена; мягкое нёбо не вполне или слабо прижато к складке Пассавана и полуопущено ниже, чем при других гласных; язык уплощён и прижат книзу, свободно касаясь коренных зубов краями, а кончиком – нижней челюсти, задняя же его часть западает над гортанью; губы пассивны, надгортанник закинут назад, полузакрывая вход в гортань. Воздух свободно из зева проходит по ротовой полости и далее через ротовое отверстие, которое здесь является наибольшим. При высоком тоне особых «зменений в изложенном соотношении биомеханических сил при произнесении а не наблюдается. Звучание а менее всего подвержено влиянию изменений мышц глотки. В результате получается равномерный беспрепятственный резонанс, как в открытой трубке. Поэтому а является наиболее ясным гласным и сохраняет свою звучность на всех ступенях; лишь на очень высоких и низких тонах оно несколько окрашивается,– звучит более тускло или похоже на другие гласные.

Вот почему обычно рекомендуется брать за исходный звук при упражнениях по освобождению гласных от гнусавости именно звук а.

Когда таким образом усвоено чистое а, что даётся сравнительно легко через несколько дней занятий, то переходят к установке о, по расположению органов речи мало отличающемуся от а: губы не вытягиваются вперёд, а если вытянуты, то крайне незначительно; отверстие губ – скорее щель, чем круг; язык чуть оттянут назад и не касается кончиком краёв зубов (Л. Щерба), но мягкое нёбо уже более напряжённо и плотнее замыкает носоглотку. Объём ротовой полости несколько меньше, чем при а, а ротовое отверстие меньше, чем при гласных, за исключением у; о произносится на низком тоне. Гортань чуть-чуть опущена; мягкое нёбо даёт полное замыкание так же, как и во всех остальных гласных (рис, 84, 85),

После установки


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow