Д) Коррекция гласных звуков

Гласные звуки, как наиболее простые по своей артикуляции, сравнительно редко и притом в незначительной степени подвергаются каким-либо искажениям. Наиболее тяжёлые их недостатки – гнусавое произношение и общая их смягчённость (йотизация). Особенно тяжёлым поражением гласных является

гнусавость. Ввиду этого описание нормальной биомеханики гласных дано в разделе о гнусавости. Более частым недочётом произношения гласных является недостаточная их дифференцировка.

Недостатки и обучение. Как правило, первым и общим для всех случаев этапом в формировании правильных гласных должно быть развитие различия их по слуху. Только после этого переходят к воспитанию артикуляции. Здесь возможны такие случаи.

1. у, ю. Эти звуки иногда произносятся неотчётливо, почти как о, что зависит иногда от недостаточной работы губного затвора. Для исправления дефекта служат: 1) основные упражнения губ, 2) произнесшие у и ю утрированно вытянутыми вперёд губами, 3) сочетание с гласными губными – пу-бу, бу-пу, пю-бю, бю-пю, пу-бю, 4) передвижка корня языка вверх-назад.

2. и, ы. Гласный и также иногда произносится недостаточно чётко, сближаясь с е (егла – игла, пела – пила и т. п.). Воспитание правильного звука достигается: а) основными упражнениями губ; б) произнесением звука и с оскалом зубов,– губы утрированно растягиваются в стороны, а челюсти почти сжаты; сочетания пи-би и т. д.

Иногда (очень редко) вместо и произносится ы. Тогда: 1) проделываются упражнения 8–16-е из основных упражнений; 2) при установке губ и челюстей на имеющийся звук ы спинка языка поднимается значительно больше к переднему нёбу, а кончик языка упирается в нижнюю десну, и произносится гласный звук,– получается и. В обратных случаях, т. е. если вместо ы произносится и (рил – рыл, сипал – сыпал), поступают наоборот: при установке на звук и спинка языка опускается несколько ниже, рот рас-

 j

крывается шире, кончик языка отодвигается от зубов, и вся задняя часть языка приподнимается. Получается ы. Если же этот звук не получается, то механически нажимают на переднюю половинку языка, заставляя произносить пи, би, ми, из чего получается пы, бы, мы. Далее в обоих случаях полезно на одном выдохе слитно произносить иыиыиыиыиы..., затем сочетание быби, былбил, чем достигается дифференцировка этих звуков. Можно ы образовать так: произнося у, растягивать пальцами углы рта с одновременным приподниманием всего языка вверх.

3. Реже наблюдается недостаточная чёткость остальных гласных звуков, вследствие чего слабо отличаются друг от друга: а и о, о и у, у и ы, а и э, э и и. Для ликвидации этих недочётов точно устанавливаются звукопроизносительные органы данного звука, после чего произносится самый звук. Затем для выработки такой дифференцировки производится слитное произнесение на одном выдохе ряда гласных в разных комбинациях – аоуэи, иоуаэ, уыуоаэ и т. д. При этом особенное внимание обращается на то, чтобы самым тщательным образом предварительно проделывалась соответствующая артикулятор-ная установка, а затем уже произносился данный звук, причём эти упражнения производятся поочерёдно то громким голосом, то шёпотом, то беззвучно (одно артикулирование). Зеркальный контроль обязателен. После этого переходят к слоговым упражнениям: согласный помещается то перед гласным, то после. Далее идут пословицы и обычная связная речь.

Некоторые дети при произнесении гласных не открывают в достаточной степени рта. Это нередко ведёт к назальности речи. Такой недостаток устраняется произнесением отдельных слогов с открытыми гласными: ма, мэ; па, пэ и т. д. При этом рот широко открывается и напрягаются мышцы всего туловища (подбородок направлен несколько вниз для развития гибкости мышц глотки и нижней челюсти).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: