Б) Воспитание дифференциаций движений органов речи

Уже с младенческих дней ребёнок проделывает массу разнобразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (бормотание, лепет). Такие движения являются собственно первым этапом в развитии речи ребёнка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни ребёнка. Этим намечается путь искусственного воспитания нормальных движений звукопроизносительного аппарата в случае расстройств их.

Последние заметно связываются в известных случаях с теми или иными нарушениями в мимико-жестикуляторных движениях, сопровождающих звуковую речь в качестве вспомогательных выразительных средств и поэтому тесно функционально спаянных с звукопроизношением. Действительно, в тяжёлых случаях косноязычия часто наблюдается недостаточность в той или иной степени дифференцировки этих движений. Иногда же у детей с расстроенной речью нарушена моторика всего тела.

Из сказанного становится очевидной необходимость гимнастики не только артикуляторной, но в соответствующих случаях и мимико-жестикуляторной и вообще физкультуры. Помимо значения для воспитания произношения, развитие движений головы, лица (мимика), пантомимы в целом создаёт фон, обязательный для осуществления полноценной выразительной речи.

Важен учёт особенностей возрастной моторики для выработки методики логопедической гимнастики. Хотя коррекцией общих, не артикуляторных, движений должны заниматься ритмист и преподаватель лечебной гимнастики, всё же логопед должен знать как физические особенности ребёнка, так и систему деской физкультуры, потому что ему часто за отсутствием указанных лиц приходится самому вести эти занятия.

Метод воспитания звукопроизношения путём специфической гимнастики признан целым рядом известных теоретиков и практиков по расстройствам речи.

Недочётом прежних систем логопедической гимнастики является сугубый их формализм, механистичность, отрыв моторной функции от сенсорной, смысловой, от интересов ребёнка. Практически этот метод состоял в том, что сложный нервно-мышечный двигательный комплекс данного звука искусственно разлагался на отдельные свои двигательные элементы, каждый из которых изолированно подвергался гимнастической обработке. Постепенно двигательные элементы синтезировались в одно сложное движение, составляющее нужную артикуляцию. Этот по существу правильный метод следует «оживить».

Вся суть обучения правильным произносительным навыкам заключается в воспитании точных, тонко дифференцированных и осмысленных звукосочетаний с одновременным развитием фонематического слуха. Предварительно при необходимости вырабатываются чёткие целенаправленные движения. Помимо дифференциации, важно развитие и силы звукопроизводящих органов: для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Логопедическая работа, например, с моторными косноязычными, в значительной степени состоит из развития путём гимнастики дифференцированной работы артикулирующих органов речи, органов дыхания и голоса и, наконец, комплексных речевых движений в процессе говорения.

Методика воспитания речевых движений строится на следующем принципе: работа звукопроизносительных аппаратов развивается и упорядочивается путём воспитания ритмических движений на базе уже имеющихся у ребёнка автоматических движений, с которыми физиологически связана речевая функция; эти неречевые движения, сформировавшиеся на базисе безусловных реакций, превращаются в речевые, в условные, сначала диффузные, а затем всё более и более дифференцированные.

Занятия ведутся по схеме: вначале воспитываются движения более грубые, диффузные (при открытой, например, гнусавости – поворачивание шеи, раскрывание и закрывание рта, вдох и выдох). По мере усвоения учеником этой серии движений идостаточно чёткой и сильной работы упражняемых мышц переходят к выработке более дифференцированных движений в этой же области (дифференцировка движений правой половины лица от левой, верхней части лица от средней и нижней и т. д.). Торможение неправильных движений достигается, кроме использования Зрения, введением в работу ритма: воспитываемые отдельные движения ограничиваются определённой длительностью и прерываются паузами такой же длительности согласно отбиваемому рукой такту. В таком же роде ведётся и воспитание движений собственно звукопроизносительных органов: губ, языка мягкого неба, глотки, голосовых связок, дыхательных мышц.

Гимнастика органов речи сначала проводится на подражании (словестно с логопедом, «сопряжённо») и повторение за ним («отлажено») перед зеркалом. По овладении движением оно проводится по словесному заданию логопеда сначала перед зеркалом, а затем без него.

Выработка правильных артикуляций улучшает не только произношение как таковое, но, что отмечено и Н.X.Швачкиным оказывает большое влияние и на фонематическое развитие детской речи чем четче произносятся звуки, тем лучше они различаются по слуху. Поэтому в области преодоления косноязычия коррекция артикуляций является ведущей работой. При этом Логопед произносит слово с подчёркиванием данного звука. Затем также произносятся слоги. Приём овладения звуком на фоне слова особенно рекомендуется при занятиях с малышами. Как правило упражнять должно лишь нарушенные движения притом необходимые для воспитываемого звука.

Уже в начальном периоде упражнений органов речи нужно использовать получаемые движения для произнесения учеником того или иного звука состоящего из них, хотя бы он и не был порочным. Например, если удаётся поднимание средней и задней части языка к нёбу при опущенном кончике, то ученику предлагается произносить звуки к, г (в слогах, словах), хотя бы у него ещё не были воспитаны движения кончика языка жалом, вверх вниз и т.д. Такое попутное включение в гимнастическую работу звукопроизношения кроме уточнения этого движения, вносит известное оживление и поднимает интерес и активность занимающихся следовательно, улучшает её результаты.

В целях ясности и удобства здесь излагается вся система упражнений органов речи. При проведении же логопедического курса упражнения берутся из всех отделов одновременно, в порядке указанном постепенности и с преобладанием тех из них, в которых более всего нуждается данный косноязычный. В тяжёлых же случаях, обычно при общем косноязычии, следует проделать шаг за шагом все упражнения, быстро пропуская то, что легко удаётся, и тщательно прорабатывая трудно усваиваемое.

В случае нарушений органов речи (расщелины, короткая подъязычная связка и т. п. над обратиться к врачу.

Гимнастика общих движений тела (при общем нарушении моторики). Особенно полезны подвижные игры, по возможности, с речью. Под ритмическую команду голосом, музыкой или другой формой сигнализации косноязычный производит гимнастику всего тела и его конечностей.

Ходьба. 1) Шаг на месте. 2) Обыкновенная маршировка. 3) Ходьба с остановками через определённое число шагов и с определённой продолжительностью остановки. 4) Ходьба с чередованием маршировки вперёд и маршировки на месте (3 шага вперёд – 3 шага на месте и т. д.).

Гимнастика рук и ног. Обычные движения рук и ног при гимнастике без аппаратов, но особенное внимание здесь уделяется мелким движениям в суставах пальцев и кистях рук, в ступнях ног и т.п.

Гимнастика туловища. Обычные движения туловища при гимнастике без аппаратов, в особенности движения, развивающие грудную клетку.

Комплексная гимнастика конечностей и туловища. Одновременно по заданию в движении участвуют два или более органа: ноги и руки, ноги и шея и т. п.

Упражнения мышц плечевого пояса, шеи и глотки (в частности, у анартриков, при открытой гнусавости).

а) Упражнения мышц плечевого пояса. (Стоя или сидя.) 1) Поднимать плечи. 2) Опускать плечи. Вдох носом, выдох ртом.

3) Поднимать и опускать поочерёдно плечи. Вдох носом и выдох ртом. При 1–3-м упражнениях руки вначале на бёдрах, а затем опущены.

4) Вращать плечи (руки опущены) спереди, назад и обратно. При поднимании – вдох носом, при опускании – выдох ртом,

5) Разнообразные движения руками: в стороны, вверх, вращение, плавательные движения и т. п. При развёртывании грудной клетки – вдох, при опадании – выдох с произнесением гласных звуков.

б) Упражнения мышц шеи. (Стоя или сидя.)

1) Поворачивать голову в стороны: вдох носом, выдох ртом.

2) Нагибать голову вниз (выдох носом), поднять прямо и откинуть назад (вдох ртом), снова прямо (выдох ртом).

3) Поворачивать голову в стороны: налево (выдох носом), прямо (вдох ртом), направо (выдох носом), прямо (вдох ртом).

4) Вращать голову слева направо, и наоборот. Вдох носом, выдох ртом на полном повороте.

Движение 1-е, 2-е и 3-е делать с сопротивлением руки, упирая её кистью или кулаком в соответствующую часть головы в противоположном движению направлении.

в) Гимнастика мышц зева и глотки. Зевать, глотать слюну, воспроизводить рвотные движения.

Упражнения «а», «б» и «в» носят характер упражнений общего действия. Они подготовляют лучшие анатомофизиологические условия для последующих речевых движений и применяются перед специальными или более дифференцированными упражнениями органов речи. Гимнастика собственно артикуляторных движений.

Гимнастика жевательно-артикуляторных мышц

1) Опускание и поднимание нижней челюсти (раскрывание и закрывание рта свободное и с сопротивлением рук; последнее производится аналогично упражнению шеи).

2) Челюсти в спокойном положении. Движение нижней челюсти вперёд со счётом 3:

а) без нажимания на нижнюю челюсть языком,

6) с сильным нажимом–подталкиванием языком нижней челюсти при движении вперёд.

При движении вперёд – вдох через нос, при закрытии рта – выдох через рот с произнесением в конечном моменте звука с или з.

3) Оттягивание челюсти назад, счёт 3:

а) язык пассивен,

б) язык с силой оттягивается назад.

При оттягивании – вдох через рот, при возвращении в исходное положение – выдох через рот с произнесением имеющихся звуков р, л, т, д.

4) Выдвигание челюсти вперёд с последующим оттягиванием её назад. Закусив кончик карандаша, поднимать его к носу и опускать вниз. Дыхание, язык и звуки – согласно указанному выше.

5) Движение челюсти вправо, дыхание через нос: а) язык пассивен,

6)язык с силой упирается в челюсть, помогая движению.

6) Движение челюсти влево производится так же, как и вправо.

7) Движение челюсти вправо и влево, непосредственно одно за другим:

а) язык пассивен,

б) язык подталкивает нижнюю челюсть.

Упражнения 5, 6, 7-е обязательны лишь при косом прикусе и тугоподвижности челюстного состава, что чаще всего наблюдается при челюстно-лицевых ранениях.

По мере овладения движением одновременно производится упорядоченное дыхание: при раскрытом рте – вдох через рот и выдох через нос, при закрытом – через нос.

Гимнастика мимико-артикуляторных мышц (верхняя и средняя ветви лицевого нерва) № 1–6 применяются только при парезах мышц лица, при «маскообразном» лице.

1) Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта.

2) Поднимание и опускание бровей. При поднимании бровей  глаза широко раскрываются, на лбу появляются продольные морщины; при опускании – глаза почти закрываются и над переносицей образуются вертикальные и поперечные морщинки.

3) Одновременно закрывание и открывание обоих глаз.

4) Попеременное закрывание правого и левого глаза. Если какой-либо глаз (а иногда и оба попеременно) не закрываются, то одно веко (лучше не закрывающееся) придерживают в закрытом положении пальцем, в то время как другой глаз ритмично закрывают и открывают. Благодаря связи нервов обеих половин лица нервный импульс (толчок) передаётся на другой глаз, и он начинает закрываться.

5) Одновременное, затем попеременное прищуривание.

6) Медленное прищуривание глаз, сначала сразу обоих, затем поочерёдно левого и правого (следить за активностью нижних век).

7) Попеременное поднимание углов рта. При спокойном состоянии левой половины рта поднимается правый угол рта и обратно.

8) Нюхательное движение. При сжатых челюстях верхняя губа несколько поднимается, обнажая зубы, носогубные складки резко выражаются.

9) Одновременное поднимание обоих углов рта. Поочерёдное поднимание левой и правой щеки. Вдох носом, выдох ртом.

10) Челюсти сжаты. Попеременное поднимание углов рта:

а) с закрыванием соответствующего глаза (поднимается вся щека),

б) без закрывания глаз, с минимальным подниманием щеки.

Вдох носом, выдох ртом сквозь зубы активной стороны.

Примечание. Если угол рта не поднимается, то при импульсах движения к нему, другой угол рта удерживается от движения пальцем, а недействующий угол рта пальцами ритмично приподнимается.

 

Гимнастика губ и щёк

1) Надувание обеих щёк одновременно

2) Надувание щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую)

3) Втягивание щёк в ротовую полость меж зубами.

4) Сосательные движения: сомкнутые губы Вытягиваются вперёд хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты.

5) Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к дёснам, а затем спокойно смыкаются вновь (соответственно произносятся и, с, з, п, б, м).

6) Хоботок с последующим оскалом при сжатых челюстях. При вдохе хоботком «пьют воздух», при выдохе произносят с, з, и.

7) Оскал с раскрыванием и закрыванием рта с последующим смыканием губ.

8) а) Оскал, б) раскрыть рот с оскаленными зубами, в) сомкнуть челюсти, г) сомкнуть губы.

9) Оскал при неподвижно раскрытом рте с последующим закрыванием губами обоих рядов зубов (п, б, м).

10) Втягивание губ широкой трубкой, воронкой, при раскрытых челюстях.

11) Вытягивание губ узкой воронкой (свист), задувание свечи, имитация надувания мыльного пузыря (у, о).

Все предыдущие упражнения вначале производятся с иррадиацией возбуждения, т. е. в движение определённых мышц вовлекаются и соседние мышцы, а затем постепенно движение концентрируется лишь на одних губах, а все остальные мышечные группы остаются по возможности в покое.

12) При широко раскрытых челюстях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаясь зубам.

13) Поднимание плотно сжатых губ вверх (к носу) и вниз при плотно сжатых челюстях.

14) Поднимание верхней губы; обнажаются только верхние зубы (ф,в)

15) Оттягивание вниз нижней губы; обнажаются только нижние зубы.

16) Поднимание и опускание в 4 приёма поочерёдно обеих губ: а) верхнюю поднять, б) нижнюю опустить, в) верхнюю опустить, г) нижнюю поднять – норма.

17) Имитация полоскания зубов: воздух изнутри сильно давит на губы (этому движению вначале можно помочь поочерёдным надуванием щёк).

В упражнениях 14–17-м губы не должны оттопыриваться.

18) Набирание воздуха под верхнюю губу, под нижнюю губу.

19) Всасывание верхней губы под нижнюю с резким открыванием её при раскрытии рта (чмокание).

20) Подобное же всасывание нижней губы под верхние зубы.

21) Вибрация губ (фырканье лошади).

22) Движение губ хоботком влево, вправо; так же – растянутыми губами.

23) Вращательное движение губ хоботком (вверх, влево, вниз, вправо – сначала раздельно, потом слитно).

24) При сомкнутых челюстях нижняя губа двигается вправо, влево.

25) Такое же движение верхней губой.

26) При сжатых челюстях плотно сомкнутые губы двигаются вверх к носу и вниз. Дыхание носом.

27) Силовая гимнастика (в случае общей слабости губ): а) упражнения с присоской

б) сильно надувать щёки, по возможности удерживая губами воздух в ротовой полости;

в) удерживать губами карандаш, стеклянные трубки; при дыхании воздух проходит по обоим углам рта – сразу или поочерёдно.

Рис. в. Схема динамики мимических мышц.

Мышцы: – 1 лобная, образует ряд горизонтальных складок кожи в области лба; 2 – круговая глаза, суживает и замыкает глазную щель, 3 - сглаживает поперечные складки на лбу, расширяет слёзный мешок; 4 – сморщивающая брови, тянет брови к средней линии и образует продольные складки кожи под переносицей; 5 – квадратная верхняя губы, поднимает верхнюю губу и крыло носа; 6 – поднимающая нижнее веко; 7 – скуловая, поднимает угол рта кверху и тянет его несколько кнаружи; 8 – носовая поперечная («сжимающая нос»), сжимает носовые отверстия и хрящевую часть носа; 9 – носовая крыловая, оттягивает крыло носа книзу; 10 – осаждающая перегородку носа – оттягивает её вниз; 11 – оттягивающая угол рта кверху; 12 – большая скуловая; 13 – мышца смеха, тянет угол рта кнаружи; 14 – резцовая верхней губы – оттягивает угол рта кнутри и кверху; 15 – треугольная рта – тянет угол рта книзу и кнутри; 17 – четырёхугольная нижней губы, тянет нижнюю губу вниз и кнутри; 18 – подбородочная, тянет кожу подбородка и тем самым вытягивает нижнюю губу вперёд; 19 – круговая рта, суживает и замыкает ротовую щель, вытягивает вперёд губы; 20 – жевательная, поднимает нижнюю челюсть и прижимает её к верхней челюсти; 21 – височная, поднимает опущенную нижнюю челюсть; 22 – щёчная – оттягивает угол рта кзади и прижимает щёки к зубам; 23 – крыловидная наружная, двигает нижнюю челюсть вбок, выдвигает её вперёд; 24 – крыловидная внутренняя, двигает нижнюю челюсть вбок и поднимает её.

Примечание. Корни зубов обнажены, чтобы лучше показать место прикрепления мышц к челюсти.

 

Схема наглядно показывает сложность, направление и значение работы отдельных элементов мускулатуры звукопроизводящих механизмов надставной трубы. Линиями обозначено общее направление определённой мышцы; стрелкой – пункт, в направлении к которому и сокращается мышца и тянет за собой другие подвижные части речевого механизма, в которых заканчивается второй конец мышцы (обозначен вилочкой); Л – сосцевидный отросток височной кости; Б – крыловидный отросток основной кости (приподнят выше нормы для большей наглядности схемы); Г – шиловидный отросток основной кости. Простой штриховкой отмечены подвижные части: губы, язык, мягкое нёбо, задняя стенка глотки (последняя вместе с позвоночником значительно отодвинута кзади в целях ясности схемы). В нижней части корня языка – подъязычная кость (Д).

Мышцы: 1 – язычная продольная верхняя, сокращаясь, поднимает спинку языка, сгибая её в продольном направлении горбом и укорачивая весь язык; 2 – подъязычно-язычная, оттягивает язык вниз-назад; 3 – шилоязычная, поднимает и несколько растягивает в стороны спинку языка, а корень оттягивает вверх-назад, весь язык оттягивается назад; кончик языка свободен; 4 – язычная продольная нижняя, поднимает горбом спинку языка; 5 – вертикальные, утончают язык; 6 – язычно-нёбная, тянет корень языка вверх-назад или же мягкое нёбо вниз; 7 – подбородочно-язычные уплотняют язык, прижимают его тело, главным образом середину, ко дну ротовой полости; главное – высовывают язык вперёд; вместе с поперечной мышцей – «желобок» внизу; 8 – язычно-глоточная (в глоточной части она составляет верхний сжиматель), поднимает спинку языка вверх, а корень языка оттягивает вверх-назад; 9 – двубрюшная, опускает нижнюю челюсть, тянет её назад; если же нижняя челюсть фиксирована, поднимает подъязычную кость; 10 – подбородочно-подъязычная осаживает язык книзу; 11 – челюстно-подъязычная, обе мышцы тянут подъязычную кость вверх-вперёд или же оттягивают вниз нижнюю челюсть; 12 – мышца язычка, поднимает язычок вверх-вперёд; 13 – растягивающая мягкое нёбо, поднимает мягкое нёбо вверх-назад-наружу; 15 – глоточнонёбная, опускает мягкое нёбо и несколько приподнимает корень языка вместе с гортанью; 16 – верхний крыло-глоточный сжиматель, все сжиматели глотки суживают её просвет и подтягивают подъязычную кость вместе с корнем язычка вверх-назад; 17 – шилоглоточная, тянет глотку в области зева вверх-вперёд и растягивает её раструб; 18 – шило-подъязычная, подтягивает подъязычную кость и вместе г. нею корень языка вверх-назад; 19 – средний сжиматель глотки; 20 – нижний сжиматель глотки; 21 – подъязычно-лопаточная; 22 – грудно-подъязычная, обе мышцы фиксируют подъязычную кость, оттягивая её книзу и назад, а вместе с нею и корень языка; 23 – поперечная мышца языка, расположенная перпендикулярно к плоскости рисунка; стягивает язык к его средней продольной линии; 24 – подъязычно-язычная – тянет язык книзу; 25 – грудно-ключично-сосковая, нагибание головы в стороны, запрокидывание её, поднимание грудной клетки

Гимнастикаязыка

1) Высовывание языка наружу лопатой: языку придаётся плоская широкая форма так, чтобы он своими боковыми краями касался углов рта. Вначале язык укладывать ненапряжённым между губами, затем он кладётся только «а нижнюю губу, потом удерживается между оскаленными зубами. Если язык долго не получается достаточно широким, то:

а) произносится с вялым языком между губами бя-бя или мя-мя или же

б) на распластанный между губами язык сильно задувают, или в) нараспев тянут и, или улыбаются – язык расплывается

2) Высовывание языка наружу жалом; языку придаётся возможно более заострённая форма

Если это движение долго не удаётся, то язык протискивают между губами, сжимая ими с боков, или тянутся им к отодвигаемому от него пальцу, карандашу, или сильно вытягивают его наружу, вправо, влево и, когда он в углу рта суживается, осторожно отводят в таком виде к средней линии рта и фиксируют его.

3) Поочерёдное высовывание языка лопатой и жалом.

4) Высунутым изо рта языком делают попеременно лопату (широко распластанный, тонкий язык), жало (округлый, с заострённым кончиком).

5) Такое же движение, но в ротовой полости, причём кончик языка упирается то в верхние, то в нижние зубы.

6) Высовывание языка возможно более изо рта, а затем втягивание возможно глубже в рот, чтобы там образовался лишь мышечный комок; кончик языка становится незаметным.

7) Поворачивание сильно высунутого изо рта языка вправо и влево.

8) Поднимание и опускание задней части языка; кончик языка упирается в нижнюю десну, а задняя часть языка то поднимается вверх, касаясь мягкого и отчасти твёрдого нёба, то опускается вниз (к, г).

Если это движение не удаётся, то на первых пора«корень языка подталкивается вверх пальцами снаружи в области подъязычной кости или предлагается дышать носом при открытом рте.

9) Присасывание спинки языка к нёбу сначала при закрытых челюстях, а затем при раскрытых.

Если присасывание не удаётся, то употреблять два вспомогательных приёма: а) на спинку языка кладётся клейкая конфетка, или нёбо смазывается мёдом, а косноязычный старается, прижимая спинку языка

к нёбу, сосать конфетку или мёд; б) полусогнутый указательный палец накладывается сверху на подбородочную кость, а большим пальцем производится надавливание снаружи, снизу вверх, на дно ротовой полости, чем подталкивается спинка языка к нёбу.

10) Присасывание всего языка лопатой к нёбу и отрывание от последнего со щёлканьем сначала при сомкнутых, а затем при раскрытых челюстях. Чтобы избегнуть наблюдаемого иногда поднимания языка при, помощи нижней челюсти пользуются роторасширителем или пробкой. Проще способ с пробкой: в правый или левый угол челюстей вставляется пробка толщиной в мизинец ученика; она может быть резиновой или деревянной с проволочной рукояткой для удержания между зубами.

11) Высунутый лопатой язык смыкается с верхней губой, а затем втягивается в рот, касаясь при этом спинкой верхних зубов и нёба, как бы смазывая их, и загибаясь кончиком вверх у мягкого нёба.

12) Присасывание языка без отрыва от нёба с раскрыванием и закрыванием рта (кончик языка касается верхней десны).

13) Присасывание к нёбу и отрывание от него спинки языка: кончик языка упирается в нижнюю десну; проделывается скачала при закрытом, а затем при открытом рте.

14) Раскрывание и закрывание рта при таком же положении языка.

15) Язык с силой протискивается между зубами наружу так, что верхние резцы скоблят по спинке языка.

16) Такое же движение, но кончик языка упирается в нижнюю десну.

17) При малоподвижном языке рекомендуется переворачивать во рту кубики из сухих хлебных корок, горох и т. п.

18) Круговое облизывание кончиком языка губ с постепенным увеличением раскрытия их.

19) Такое же облизывание зубов под губой, постепенно загибая кончик языка всё больше и больше.

20) Поднимание и опускание лопатообразно высунутого языка к верхней и нижней губе при раскрытом рте, затем к верхним и нижним зубам, наконец, к носу и подбородку.

21) Такое же движение языка внутри рта за зубами, касаясь кончиком языка верхней десны (т, д). Если при загибаниях кончика языка рот плохо открывается, следует воспользоваться роторасширителем или пробкой.

При сильно расширенных таким образом челюстях производится указанное упражнение. Иногда необходимо вначале проделать это движение, загибая язык щипчиками или шпателем. Постепенно раскрывать рот всё шире и шире. При всех движениях языка вне рта зубы обоих рядов должны быть оскалены.

22) Кончик языка подводится под верхнюю губу и со щёлканием отрывается, втягиваясь вниз-назад.

23) Загибание языка жалом вверх и вниз снаружи и внутри рта.

24) Поочерёдные загибания кончика языка жалом: к носу и подбородку, к губе верхней и нижней, к зубам верхним и нижним, к твёрдому нёбу и дну рта.

 

 

25) Кончик языка, жалом загибаясь вверх и вниз, точно касается верхних и нижних резцов, дёсен при широко раскрытом рте (л).

26) Язык снаружи рта желобком или лодочкой (боковые края лопатообразного языка поднимаются, а по средней продольной линии языка образуется-впадина). Если это движение долго не удаётся, то полезно помогать подниманию краёв языка губами, осторожно надавливая ими на боковые края языка, Иногда помогает этому движению надавливание ребром шпателя по средней линии языка, ещё лучше зондом. Иногда же дети помогают себе руками (следить за чистотой рук).

27) Язык снаружи рта желобком, неподвижен, а губы то широко раскрываются (оскал), то касаются желобка.

28) Язык внутри рта желобком с оскалом: задувание (с, з).

29) Язык желобком с осторожным загибанием кончика вверх (рис. 16)\

30) Язык снаружи рта чашечкой (ковшиком) вне ротовой полости (боковые и передние края языка поднимаются вверх, спинка посредине ямкой опускается).

31) Чашечка внутри рта. При выработке чашечки полезно иногда, когда спинка языка не опускается, надавливать на неё сверху шпателем, зондом, задувать в чашечку (ш, ж).

32) Закусывание зубами боковых краёв языка, оставляя свободным только кончик языка.

33) При этом положении языка (упражнение 32-е) оскалить зубы и загибать кончик языка к верхней и нижней десне.

34) Упираясь боковыми краями языка в боковые верхние зубы почти до клыков, при оскале поднимать и опускать кончик языка, касаясь им верхней и нижней десны.

Упражнения 32–34-е довольно трудные, так как края языка с той или иной стороны большею частью не доходят до боковых зубов. В то же время они очень полезны для многих звукоустановок, поэтому они подлежат очень тщательной проработке.

35) При указанном положении языка (упражнение 34-е) многократно барабанить напряжённым его кончиком по верхней десне – т. т. т., с сильным затем задуванием на приподнятый кончик языка (р).

36) Когда описанные движения языка усвоены, то по заданию проделывается ряд движений непрерывно одно за другим: язык жалом, чашечкой, лопатой, вверх и т. д.

При всех изложенных упражнениях необходимо:

1) каждое движение производить чётко и неторопливо;

2) при каждом движении орган (язык, губы) в течение определённого времени оставлять неподвижными и затормаживать все лишние движения;

3) все движения производить под команду с соблюдением определённого ритма; каждое движение выдерживать на счёт три (3/4 музыкального такта), с такой же паузой после него

В процессе артикуляторных упражнений, если общий мышечный тонус (напряжённость сокращения) отдельных органов звукопроизношения слаб, очень полезно включать в эти упражнения силовой момент, т. е. движения мышц с сильным напряжением.

Гимнастика мышц мягкого нёба.

Что касается гимнастики дыхательного и голосового аппаратов, то она будет изложена (во избежание повторений) в главе о заикании, где этим отделам придаётся особенно большое значение. Дыхательные вместе с голосовыми 1–2-м упражнениями и дополнительными 1-м и 2-м голосовыми (стр. 265–269) полезно проделать и при устранении косноязычия так же, как упражнения данной главы иногда рекомендуется проделать и при работе с заикающимися.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: