Медицинские мероприятия, содействующие логопедической работе с косноязычными

 

Операция, исправление, регуляция, протезирование и лечение.

Нередко чисто механические причины определяют или предрасполагают к звукопроизносительным искажениям, вызываемым неправильным строением анатомических аппаратов звукопроизношения (механические дислалии).

Сюда относятся следующие дефекты.

1. Дефекты губ.

а) Встречается довольно часто врождённая боковая расщелина губы, обычно неправильно называемая «заячьей губой», по своему строению ничего общего с губой зайца не имеющая. Эта щель иногда рассекает всю губу и соединяется с носовым отверстием. "Иногда она бывает двухсторонней (рис. 70, 71, 74). При губной расщелине не может происходить в той или иной мере (в зависимости от размеров дефекта) полное смыкание губ, вследствие чего затруднено произнесение губно-губных звуков п, б, м, вместо которых получается ф, в, н или нечто среднее между тем и другим рядом звуков (фафа вместо папа, ваня вместо баня, наша вместо Маша). Нечётко произносятся и зубно-губные ф, в.

б) Толстые губы, часто с отвислой нижней губой, или укороченная, малоподвижная верхняя губа затрудняют чёткое произношение губных и губно-зубных звуков.

2. Дефекты нёба.

а) Разнообразные расщелины альвеолярного отростка, твёрдого и мягкого нёба (неправильно называемые «волчьей пастью» или «волчьим зевом»),

в результате чего голосовыдыхательная струя всегда проходит через нос, и голос получает носовой тембр – недостаток, известный под названием открытой гнусавости. (Подробнее об этом см. в главе о гнусавости.)

б) Укороченное мягкое нёбо, делающее невозможным разъединение носовой и ротовой полости, в результате чего получается гнусавый голос.

в) Слишком высокое или узкое твёрдое нёбо – страдают переднеязычно-нёбные звуки, особенно р, так как кончику языка трудно образовать контакт с нёбом (рис. 92).

г) Чрезмерно низкое плоское нёбо – нет достаточного резонанса в ротовой полости (рис. 92, е).

3. Дефекты носоглотки и носовой полости.

Разнообразные разращения, опухоли и т. п. в носоглотке и носовой полости, резкое искривление носовой перегородки, увеличенные нёбные миндалины или дужки и т. п., нарушающие правильное прохождение голосовыдыха-тельного тока через нос и рот, образуют приглушённый носовой тембр голоса с выпадением согласных мин, так называемую закрытую, а иногда и открытую гнусавость. (Подробнее – в главе о гнусавости.)

4. Д е ф е к т ы языка.

а) Слишком большой мясистый язык, заполняющий почти всю ротовую полость, иногда выпирающий сквозь зубы, вследствие своей малоподвижности даёт обычно призубные, межзубные сигматизмы, искажение других звуков, картавость.

б) Длинный и узкий язык предрасполагает к образованию боковых сиг-матизмов и затрудняет правильное произношение р, т, д, н, так как воздух проходит по бокам языка.

в) Слишком маленький язык в общем даёт те же недочёты, так как не может образовать соответствующего сужения с нёбом.

Слишком короткая или чрезмерно натянутая уздечка языка делают невозможным образование р зазубного, иногда искажают шипящие звуки.

д) Частичное или полное отсутствие языка (гангрена, рак, прирождённая аномалия, ранение и т. п.), естественно, даёт целый ряд косноязычных явлений, в особенности в отношении переднеязычных и нёбных звуков. Однако, по свидетельству Александрова и других, даже при полном отсутствии языка

относительная внятность речи сохраняется; недостающие звуки заменяются работой других органов: кончик языка заменяется нижней губой, втягиваемой под верхние зубы,– так, например, образуются д, т, н.

5. Дефекты челюстей и зубов.

а) Слишком выдвинутая вперёд верхняя челюсть (прогнатия), выдающаяся наружу нижняя челюсть (прогения), нарушая правильный уклад языка и соотношение резонирующих полостей рта, предрасполагают преимущественно к сигматизму (рис. 93, 94).

б) Искривлённые на почве рахита челюсти в передней своей части или неправильно выросшие передние зубы дают открытый передний прикус, вызывающий межзубную шепелявость (рис. 95).

Искривлённые боковые части челюстей или деформированные боковые зубы образуют открытые (односторонний или двухсторонний) боковые прикусы, предрасполагающие к боковому сигматизму (главным образом недостатки звуков с, з (рис. 96, 97),

в) Очень редкие зубы или отсутствие некоторых из них делают то, что воздух с шипением прорывается через межзубные щели,– получаются неприятные шепелявые с присвистом звуки (кост вместо кот, рост вместо рот).

Даже выдающийся в сторону один зуб может дать шепелявость.

Дефектные зубы различаются:

а) по форме и размерам – крупные, мелкие, лопатообразные, клиновидные, грифельные;

б) по количеству – лишние и недостающие (на почве врождённости, кариоза и т. п.);

в) по расположению в челюсти – редкие, частые, вне челюстной дуги, повёрнутые по вертикали, поставленные косо, внутрь или наружу;

г) гутчинсоновы зубы – деформированные, нередко с полулунной вырезкой режущей части резцов (рис. 98);

д) с зазубренными резцами.

Все перечисленные дефекты необходимо прежде всего в указанные в своём месте сроки ликвидировать с помощью специалистов-врачей, что достигается тремя путями.

1. Оперирование. Хирурги или стоматологи зашивают, закрывают лоскутом расщелины губы и нёба, удаляют аденоидные разращения и т. п.

(Подробнее – в главе о гнусавости).

2. Исправление челюстей и регуляция зубов. Врачи-одонтологи выравнивают зубы и челюсти. Применяются два основных метода – наложение дуги и направляющей наклонной плоскости.

Первый метод механический. Дуга (шина) из упругой проволоки налагается на зубы, прикрепляясь к правильно расположенным зубам; неправильно растущие зубы подтягиваются к дуге тонкой проволочкой. Силу механической тяги регулирует врач (рис. 99).

Направляющая плоскость – это особая временная коронка на неправильный зуб с петлеобразными широкими выступами и опорой на два соседних зуба (рис. 100). При жевании и разговоре выступ коронки скользит по противоположному зубу и тем самым получается давление в определённом направлении на нужный зуб. Это биологический метод, так как передвижка идёт за счёт работы жевательных мышц и регулируется самим больным (критерием служит чувство боли). Во избежание расшатывания зубов рекомендуется осторожное применение аппаратов с наклонной плоскостью.

В обоих случаях зуб надавливает на челюсть, в результате чего с одной стороны корня зуба идёт рассасывание кости, с другой – наращение её. Таким образом, и челюсть и зуб постепенно занимают правильное по  ложение (рис. 101).

Для этого требуется довольно продолжительное время, но сама регуляция почти безболезненна и даёт большие результаты, Особенно важно следить за развитием челюстей и зубов в возрасте от 3 до 12 лет. Иногда достаточно ничтожного вмешательства врача (удаление лишнего зуба и т.п.), чтобы помочь природе в дальнейшем уже самостоятельно правильно сформировать челюсти и зубы. Регуляция зубов и челюстей наиболее эффективна в возрасте до 12–13 лет, т. е. в возрасте роста костей, когда они наиболее пластичны и легче поэтому поддаются перестройке. Начинать же следует с 5–6 лет, так как ранее, вследствие несознательности ребёнка, трудно осуществить нужные процедуры из-за страха и капризов ребёнка.

Результаты регуляции у маленьких детей очень быстрые; иногда для этого достаточно 2–3 дней – настолько хорош у них процесс рассасывания и костеобразования. У взрослых же для этого требуются месяцы, даже годы (2–3 года), и нередки рецидивы. Человек с правильным прикусом лучше ест, лучше говорит и, наконец, выигрывает во внешнем виде.

3. Протезирование. Если тот или иной анатомический дефект нельзя устранить первыми двумя способами, то пользуются протезами, т.е. вводят в речевой аппарат инородные тела, заполняющие недостающие части его. Так, например, расщелину нёба заполняют особыми пластинками (обтураторами), вставляют зубы и т. п.

4. Лечение. Производится лечение и пломбирование зубов, лечение полостей носа и рта. Однако следует напомнить, что при врождённых механических дефектах расстройства речи носят характер не только механический, но обязательно и функционально-генетический. Поэтому одного устранения механического дефекта недостаточно – обязательна своевременная воспитательная работа. Другое дело, если нарушение анатомии речевого аппарата происходит в период уже сложившейся речи: тогда одно устранение дефекта восстанавливает имевшееся правильное произношение, так как правильные координационные установки уже имеются и могут в любой момент функционировать при наличии соответствующих механических условий.

Не следует, однако, думать, что механический момент речи играет всегда решающую роль. Сплошь и рядом при тех или иных механических дефектах одним лишь обучением можно добиться хорошего произношения. Иногда это происходит естественным путём – без специальных мероприятий. Вот почему нередко мы наблюдаем при значительных анатомических отклонениях в речевом аппарате всё же хорошую речь. Центр тяжести в развитии речевой функции заключается в личных качествах плохо говорящего (активность и т. д.), в воздействии воспитателей на его сознание, в правильном обучении речи путём развития дифференцированной работы центральной нервной системы и в чрезвычайной лабильности последней.

Здесь кстати будет сказать о терминологии в логопедии. Термины играют не только научную, но и идейно-политическую роль. Недопустимы бытующие и поныне у нас расистские, колониалистские термины («готтенто-тизм», «стиль негра», «монголоид») или звериные, несовместимые с достоинством человека («собачий или бульдожий прикус», «волчья пасть», «заячья губа», «куриная грудь» и т. д.), а также устарелые, заимствованные из буржуазной науки («физиологическое косноязычие», «физиологическая ала-лия, немота», «внутренняя схема слова» и т. п.).




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: