Краткая характеристика наиболее распространённых ранее методов устранения заикания

Общие предпосылки. Методы устранения заикания крайне разнообразны. Можно сказать: сколько авторов – столько методов. Но в общем все они могут быть разбиты на две системы:

1) Дидактический метод – гимнастика речи в той или иной форме под наблюдением руководителя (дидаскала): упражнения в дыхании, упражнения в артикуляции, упражнения в произнесении отдельных звуков, слов, фраз и связного текста в разных вариациях и т. п.

Дидактический метод фиксирует внимание заикающегося на звукопроизносительной стороне речи, чётком артикулировании и т. п. и называется некоторыми специалистами фиксирующим методом.

2) Методы психического воздействия на заи-кающего – психотерапия. Психологический метод, наоборот, акцентирует внимание на содержание прочих моментов произносимого, всемерно отвлекая его от акта звукопроизношения, тем самым предупреждая или сглаживая судорожное артикулирование (сглаживающий метод).

Однако в скрытом или явном виде каждый из этих методов заключает в себе оба метода – дидактический и цсихологический, с преобладанием одного из них.

Отсутствие дифференцированных методов объясняется сложностью и недостаточной изученностью сущности заикания, типологии его.

Наиболее распространёнными и укоренившимися были д и -дактические методы (у нас – проф. Сикорский, выгодно отличавшийся от зарубежных специалистов более глубоким пониманием личности заикающегося и вытекающим отсюда психологическим подходом к нему). Основным пороком этих методов, опиравшихся на идеалистическое учение о языке, как о чём-то изначально данном, был формализм. Этот формализм выражался в громоздкой системе разнообразных речевых упражнений, оторванных от личности заикающегося, от его интересов, от отношения к этим занятиям, к своему дефекту, к взаимодействию с окружением. Заикающихся заставляли часами упражняться в дыхании, по овладении которым упражняли голос, затем «отрабатывали» отдельные «трудные» звуки, слоги, ещё более фиксируя внимание заикающихся на своём дефекте. Далее шёл такой же схоластический, бездушный тренаж в речи по тому или иному способу. Всё произносилось строго ритмично, в одном тоне, с чрезвычайным растягиванием всех гласных (или только гласного в первом слоге слова). Такая искусственная речь, естественно, не прививалась в жизни, и заикающиеся продолжали заикаться.

Вторым пороком старых методов был огульный механистический подход ко всем заикающимся, без учёта типологии в заикании, возрастных особенностей и данных дифференциальной диагностики (о последней и не думали!).

Третий недочёт этих методов заключался в полном игнорировании социальной сущности языка; занятия проводились индивидуально, вне коллектива, вне семьи и школы.

Психологические методы являются относительно прогрессивными в сравнении с дидактическими: углублённо изучается личность заикающегося, социальное воздействие на нее и т. п. Главное в этих методах – внушение заикающемуся уверенности в успехе путём установления с ним интимных отношений.

Эти методы также страдают отсутствием дифференцированных подходов, игнорированием коллективного метода, недооценкой средовых фактов, упрощённой, механической трактовкой речи (речь – это «модифицированный выдох») и частичным использованием порочных искусственных приёмов из дидактических методов (произнесение «трудных» звуков и т. п.).

На отечественной почве при опоре на марксистско-ленинскую методологию этот метод дал ряд полезных методических приёмов и подходов (коллективные занятия, возрастной принцип и пр.).

Кроме указанных двух (по существу смешанных) методических систем, известна целая серия американских сверхоригинальных методов, вроде устранения речевого спазма путём удлинения или ускорения его, или ассоциации его со свистом и т. п. При этом применяется система моральных и физических наказаний за каждый спазм, как-то: физический удар, лишение удовольствия, обидные, вызывающие смех над заикающимся наказания и т. п. Такие «методы», граничащие с издевательством, шарлатанством, не только бесплодны, но и вредны.

Неудачными оказались и попытки некоторых зарубежных авторов использовать для устранения заикания метод условных рефлексов И.П.Павлова. Механическое перенесение методики, применяемой к животным, на человека и рассматривание его речи только как условного рефлекса 1-й сигнальной системы – неверно и вредно.

Таким образом, многие из опубликованных методов, особенно в зарубежных капиталистических странах, страдали одним и тем же кардинальным пороком.

Несмотря на крайне разнообразные (этиологически и симптоматически) формы заикания, в методическом аспекте оно рассматривалось как нечто единое, и ко всем заикающимся механически применялся каждым автором один и тот же универсальный метод, часто без различия возраста. В основе этого формализма лежит отсутствие до сих пор общепризнанной дифференциальной диагностики и построенной на ней классификации заикания. В предвоенные годы в этом направлении значительные шаги сделаны в советской логопедии. Опыт Отечественной войны также помог уточнить многое в этом сложном и трудном вопросе. Только дифференциальная диагностика и дифференцированные методы могут обеспечить полный успех в борьбе с заиканием – тяжёлым расстройством речевой функции.

2) Современная советская комплексная система.

В настоящее время признано, что заикающиеся нуждаются в специальных приёмах воспитания нормальной речи, в которых упражнения считаются необходимыми, что только общим лечением нельзя достигнуть положительных результатов один из специалистов называет такое лечение «безответственным и легкомысленным»).

Но речевые упражнения, практика в речи как педагогический процесс должны комплексно сочетаться с другими мероприятиями и методами воздействия на заикающегося. Сюда относятся: воспитательная работа, специфическое воздействие на некоторые своеобразия психики заикающегося (психотерапия), лечебные процедуры и оздоровительные средства.

Весь такой комплекс применяется или одновременно, или в известной последовательности в зависимости от психического и физического состояния заикающегося и механизма самого дефекта.

Излагаемые упражнения в речи ни в коем случае не должны превращаться в занятия, оторванные от личности ребёнка, от его деятельности и отношений к окружающим, в механическую тренировку по данным тем или иным автором схемам. Такие упражнения бесплодны и даже вредны. Видные специалисты стоят на этой точке зрения.

«Пытаться лечить заикание, просто уча заикающегося говорить,– это всё равно, что лечить корь или оспу смазыванием прыщей слюной»,– говорят некоторые из «их. Упражнения имеют своей конечной целью не воспитание работы отдельных аппаратов речи (дыхания, голоса и т. д.), а воспитание нарушенных связей, координации этих движений в головном мозгу (Сикорский и др.).

Борьба с заиканием должна вестись обязательно в условиях коллектива, потому что речь – явление социальное, а также и потому, что заикание в значительной мере вторично, социально обусловлено. Существенным фактором заикания является эмоциональная напряжённость и неустойчивость заикающегося. Эмоции же формируются и проявляются в коллективе, являются результатом традиций и воспитания, зависят от общественной трудовой жизни человека, его потребностей, взаимоотношений с окружающим, внешним миром.

Наконец, свойственное многим заикающимся сосредоточение на своих внутренних переживаниях (эготизм) изживается через активное включение опять-таки в коллектив.

Самым важным и в то же время трудным в этой работе является выработка здоровых установок заикающегося на среду, на свой дефект и на свою роль в борьбе с ним.

Необходимо прежде всего успокоить его, отвлечь от тяжёлых переживаний, разоблачить преувеличенные и неправильные представления о пагубности и непреодолимости дефекта.

Чрезвычайно важно возможно скорее установить и разъяснить заикающемуся причины заикания, указать на возможность и необходимость устранения факторов, питающих дефект, снять давящую его психическую напряжённость.

Основным при этом является внедрение в его сознание убеждения, что освобождение от заикания прежде всего является делом его личной и упорной работы над собой и зависит от его твёрдой решимости победить своей дефект, что поможет ему преодолеть все трудности и достигнуть полного успеха. Укрепление воли заикающегося к свободному проявлению личности в социальной среде, к здоровой речи является постоянной заботой логопеда.

Нужны педагогический такт, сноровка и глубокое знание дела, чтобы правильно подойти к разрешению этих вопросов, учитывая и возраст, и своеобразное развитие, и индивидуальные особенности личности заикающегося, и характер самого дефекта, и, наконец, условия домашней жизни.

Такую воспитательную работу надо систематически в течение всего курса вклинивать во все виды проводимых занятий, вместе с заикающимся анализировать путём бесед проявляющиеся у него болезненные навыки, отмечать здоровые проявления и полную возможность ими пользоваться во всех случаях жизни. Анализ внутренних его переживаний и поведения, систематическое (на основе такого анализа) воздействие на него в форме убеждения – основной метод работы.

Речь заикающихся воспитывается по возможности в естественных условиях речевой практики, усваиваются правильные речевые навыки, и предотвращаются их срывы. Следует при этом увязывать, с одной стороны, жест, мимику и звук, с другой – дыхание, голос и артикуляцию. То и другое проявляется в семантическом единстве. Выработка (в случае нужды) изолированных движений, элементов речи должна немедленно связываться с их синтезированием в форме осмысленной речи.

Нормальные процессы в организме, особенно в речи, ритмичны, поэтому все воспитываемые движения (речевые и неречевые) у заикающихся должны быть подчёркнуто ритмичны. Для него полезно всё, что связано с чётким ритмом, как-то: музыка, гимнастика, особенно ритмическая, некоторые виды спорта (плавание, гребля).

Итак, в основе логопедической работы с заикающимися лежит: 1) организация сознательного, правильного отношения коллектива (семья, школа и т. п.) к заикающемуся; 2) воспитание у него здоровой психики и правильного отношения к окружающим и к своему недостатку, изживание явлений невротических, болезненных; 3) воспитание гармонического, плавного, ритмичного функционирования всех элементов звукопроизносительного аппарата и всей речи в целом; 4) целостное воздействие на личность ребёнка.

Одновременно с воспитательной работой во многих случаях проводится лекарственное и физическое лечение, укрепляющее нервную систему заикающихся, воздействующее на другие нервно-психические заболевания, нередко имеющие общую этиологию (психастению и т. п.). Логопедические занятия необходимо вести в тесном контакте с врачом-невропатологом. Он не только лечит заикающегося, но и консультирует логопеда в вопросах воспитания здоровой речи (дозировка продолжительности занятий и т. п.).

Задача занятий – перевоспитание психофизиологически травмированной личности заикающегося с одновременным устранением неврологических нарушений в области звукопроизносительной функции. Полная ликвидация судорог в речи – существенная, но не самодовлеющая задача, так как наличие слабо выраженных симптомов его не ограничивает нормального проявления общественной личности «перевоспитанного» и «оздоровленного» заикающегося. Первоочередной задачей является оздоровление психики (переживаний, отношений) заикающегося и социального окружения с одновременным (в случае надобности) лечением и укреплением нервной системы и сомы – патологического синдрома в целом.

Для детей пред- и дошкольного, а также младшего и среднего школьного возраста ставится задача полной ликвидации заикания. Для старших же возрастов заикающихся в известной мере приходится удовлетворяться смягчением дефекта при одновременном оздоровлении личности заикающегося.

В предлагаемой системе учитываются компоненты как физиологические, так и психические, обусловливающие заикание и выступающие в единстве, с превалированием одного из них в известных случаях, стадиях и условиях развития заикания. Всё это устанавливается тщательным всесторонним изучением заикающихся.

Так как в основе судорожных явлений при заикании лежит нарушение координации речевых механизмов, что признаётся даже авторами, отрицающими всякое упражнение физиологических компонентов речи (дыхания, голоса, артикуляции), то ясна необходимость укрепления и выравнивания этих координации путём систематических упражнений. На базе их, как на конкретных речевых объектах занятий, строится вторая, наиболее ответственная, сложная и трудная работа – перевоспитание психики заикающегося (его сознания, в особенности воли и эмоций).

Одновременно ведётся лечение и укрепление нервной системы и общего здоровья.

Одни отвлечённые разговоры (убеждения, разъяснения, внушения) без непосредственной практики в правильной речи, притом в жизненных ситуациях, являются бесплодными. Заикающийся должен с первого же занятия почувствовать, что он действительно может говорить без заикания. Это достигается сначала путём овладения им отдельными компонентами и облегчёнными формами речи. Используются в первую очередь моменты физиологические в сочетании с воздействием на психику ребёнка: непрерывное подкрепление речевыми раздражителями его актов произношения (сопряжённое дыхание, произнесение гласных, слов, фраз) с одновременным подбадриванием, уверением в успехе т. п.

Так, на базе первых физиологических удач – а они обязательно должны быть – строится уже и психологическая работа. Физиологические моменты в форме дидактических упражнений используются как средство воздействия на психику заикающегося, в свою очередь благотворно влияющую на физиологические процессы речи в плане единства физиологического и психического.

В случаях возможности получения плавной речи, абсолютно без судорог, сразу же без упражнения в её компонентах, указанные ниже упражнения не применяются, и вся работа сводится к обучению медленной, плавной (слитной) ритмизированной речи в её разных формах и ситуациях (речь сопряжённая, отражённая, в присутствии посторонних и т. п.). При этом (особенно в случае групповых занятий) всё же следует в плане установки проделывать каждый раз от двух до пяти минут упражнения в дыхании, голосе и речи, вводящие речь заикающихся в известный ритм и темп, создающие у него покой и уверенность. Ученица, у которой заикание было ликвидировано на 7-м году, до X класса по утрам просит мать проделать с ней речевую гимнастику, заявляя: «Тогда я чувствую себя весь день спокойной и уверенной».

Занятия с заикающимися дошкольниками строятся иначе, чем со школьниками, а с подростками по иному, чем со взрослыми. К воспитанию самой речи приступают лишь после тщательного исследования заикающегося логопедом и невропатологом, в соответствии с чем устанавливается метод логопедической работы и лечения.

Дополнительно к вопросам схемы выясняется ряд других, не предусмотренных схемой, но связанных с заиканием моментов. Так, например, при появлении заикания вследствие подражания выясняется, что побудило имитировать заикание. Когда заикание периодически то усиливается, то ослабевает, тщательно изучается причина этого. Если улучшение происходит, например, летом, когда ребёнок живёт без отца или матери, то следует причину заикания искать в семейных взаимоотношениях и т. д.

Особенно важно выявить скрытые механизмы заикания, как внутренние конфликты, возникшие в результате подавления, ущемления детской личности. Задача логопеда – разрешить эти конфликты, успокоить ребёнка, а задача эта сложная и тонкая. Одного похлопывания по плечу и подбадривания в этом случае мало. Образование новых доминант, тормозящих старые, больные,– основа метода.

Первые встречи логопеда с заикающимся должны быть серьёзно продуманы. Путём живой искренней беседы устанавливаются интимные, доверчивые отношения с заикающимися; без излишнего подчёркивания дефекта, тем более без слезливого сочувствия проявляется серьёзное участие в его беде, авторитетно внушается заикающемуся уверенность в полном успехе, если только он захочет этого и употребит нужные усилия; указывается, что заикание не есть что-то непреодолимое.

В разговоре с детьми старшего возраста полезно как бы мимоходом отметить, что заикание не является чем-то позорным, что и, заикаясь, можно прекрасно учиться и счастливо жить, привести пару примеров из жизни выдающихся людей, страдавших заиканием. Беседа заканчивается выражением твёрдой уверенности, что улучшение речи пойдёт быстро. Конечно, разговор должен вестись на уровне умственного развития и интересов заикающегося.

Первые встречи и последующие занятия надо проводит в такой обстановке и моральной атмосфере, в которой дети могли бы чувствовать себя спокойно и непринуждённо. Обязательное условие: на занятиях ученик не заикается. Этим у него создаётся уверенность в успехе и в своих возможностях.

Переходя к непосредственному изложению методики перевоспитания речи у заикающихся, следует отметить кардинальную сторону её – дифференцированность в отношениях различных категорий заикающихся.

Прежде всего, приёмы работы должны соответствовать возрасту заикающихся – дошкольному, школьному и зрелому. В этом отношении дифференциация не представляет затруднений, и обобщение отечественного опыта за период Советской власти даёт нам возможность представить такие методики. Разработаны и методики для более трудных и для сравнительно лёгких случаев заикания.

Излагая методику занятий с преддошкольниками, дошкольниками, школьниками и взрослыми при лёгких и тяжёлых формах заикания, мы в целях полноты, стройности системы включили в неё и ряд приёмов работы, разработанных другими авторами.

Наилучшей формой организации занятий с заикающимися являются коллективные занятия. Индивидуальные занятия допускаются только в исключительных случаях: подготовка к коллективу маленьких детей или вообще запоздавших с поступлением в группу, резко отстающих, пропустивших много занятий, при отсутствии соответствующей группы и т. п. В такой подготовке особенно нуждаются психопаты, невротики (Смирнова). Подготовительный срок зависит от индивидуальных особенностей и психических наслоений у детей. Вообще же он измеряется несколькими занятиями, самое большее – неделями.

Групповые занятия, помимо указанных уже соображений, особо полезны для заикающихся по следующим причинам.

Находясь в кругу товарищей по несчастью, они не стесняются своего дефекта, меньше волнуются в процессе речевого общения или выполнения речевых заданий, откровеннее вскрывают свои

недочёты и переживания, а также интимные моменты личного и семейного характера, поддерживающие дефект. В коллективе они спокойнее выслушивают критику своего речевого поведения, доверчивее относятся к ней, анализируя речь и общее поведение других, лучше уясняют свои недочёты и те положительные моменты, к которым сами должны стремиться; становясь в речевом отношении более уверенными и смелыми в логопедической группе, они смелее выступают и в школе. В коллективе они не только практикуются в обычном разговоре друг с другом, но временами выполняют роль руководителя группы и таким образом приобретают опыт публичной речи, уверенность в своих речевых возможностях и более сложных и трудных ситуациях.

В группе имеется большой простор для применения всех форм речи: сопряжённой (хоровая речь), отражённой (игры в эхо, в телефон, игра под суфлёра, диалог, монолог). Очень важным является и общий приподнятый тонус психики заикающихся – уверенность в успехе, поддерживаемая конкретными удачами тех или иных товарищей. Занимающиеся в группе испытывают радостное чувство освобождения от сознания своего одиночества, неполноценности, чувствуют наличие твёрдой опоры в лице всего коллектива в случае тех или иных затруднений.

Дисциплинирующая сила коллектива (что так важно для заикающихся) намного шире и глубже, чем влияние семьи или одного руководителя (-подробнее см. на стр. 457, 458). В соответствии с изложенным общие установки в организации логопедических занятий с заикающимися сводятся к следующему:

1. Занятия коллективные.

2. Группировка на основе возраста и по возможности типа заикания.

3. Сугубо индивидуальный подход с учётом типа заикания, стадии психофизического развития и индивидуальных характерологических и прочих особенностей.

4. Целевая установка – естественная (нормальная) речь в практической деятельности в любых ситуациях.

5. Увязка занятий по логопедии с работой над речью семьи, школы.

6. Логопедическое учреждение – очаг здоровой речи. Поэтому занятия организуют так, что заикающийся от начала и до конца урока говорит нормальной речью – не заикается. На основе укрепляющейся уверенности в своих возможностях он, при содействии логопеда, уходит домой с твёрдой установкой на хорошую речь. Обеспечение этого требования – необходимый и решающий фактор успеха.

7. Речевой материал и форма проработки его должны строго соответствовать возможностям и интересам заикающихся, увязываться с учебным материалом детского сада или школы. Содержание этого материала должно быть идеологически выдержанным.

В излагаемой системе соблюдается известная последовательность и одновременность проводимых видов работ: дидактических психотерапевтических, медикаментозного лечения, физиотерапии, физкультуры.

3) Особенности занятий с маленькими детьми.

Логопедическую работу с заикающимися детьми следует начинать с самого раннего возраста, так как в этом возрасте заикание легче и быстрее преодолевается и не препятствует дальнейшему нормальному развитию ребёнка. Эта работа проводится в четырёх планах: в семье через родителей, в массовых детских учреждениях через воспитателей, нянь и, наконец, в специальных учреждениях амбулаторного и стационарного типа. В первых двух случаях логопед является консультантом, в последних – непосредственным учителем. Предпочтительным является стационарный тип учреждений, устраняющий разнообразные вредные влияния на занимающегося домашних условий воспитания.

Система, методы работы в этих учреждениях с соответствующими изменениями используются и в остальных случаях преодоления заикания.

Общие методические указания.

При устранении заикания могут представиться два случая:

1) свежий случай, когда с момента обнаружения первых симптомов заикания прошло немного времени – от нескольких дней до 2–3 недель, самое большое 1–2 месяца; это первичное заикание (вторичные явления отсутствуют);

2) застарелый случай, когда заикание продолжается свыше 1–2 месяцев (вторичное заикание: возникают вторичные явления).

Устранение заикания в первом случае. Если заикание наступило внезапно, надо прекратить контакт ребёнка с окружающими и отвлечь его внимание от речи, успокоить нервную систему, установить психическое равновесие. Нужно немедленно поместить ребёнка в наиболее благоприятные условия в смысле покоя, внимательного отношения к нему окружающих, без малейших намёков со стороны последних на характер его недуга, чтобы он не осознал своего речевого недостатка, проводить постельный режим (уложить в постель как больного). В течение первых дней соблюдать полное молчание, затем разговор шёпотом и в возможно ограниченных рамках. Лечение – успокоительные, а также снотворные средства, чтобы заикающийся крепко спал ночью и пребывал в дремотном состоянии днём. Окружающие сами говорят тоже тихо, медленно, спокойно. Через неделю-другую такого режима заикание исчезает, и ребёнок снова включается в обычную жизнь. Однако с этого момента до полной возмужалости должны систематически применяться, как это будет изложено ниже, профилактические меры.

Полное прекращение речи применимо у детей только тогда, когда удаётся при содействии врача убедить их в том, что молчание нужно для выздоравливания от какой-то другой болезни, но отнюдь не от заикания. Если ребёнок непрерывно нарушает его (встаёт с постели, вступает в разговоры, капризничает), тогда надо, прекратив постельный режим, по возможности изолировать его от товарищей и посторонних посетителей и предоставить больше покоя и отдыха. Если в домашних условиях всё это невозможно осуществить, то необходимо поместить ребёнка в специальный санаторий, но при условии, чтобы разлука с родными не возбудила тяжёлых эмоциональных переживаний.

В случае «подражательного» заикания у нервно здорового ребёнка быстро проходит под воздействием успокаивающего, умелого уговаривания, внушения.

Устранение затянувшегося заикания у маленьких детей. Когда заикание перешло в стойкую форму, то приходится проделать частично или полностью систематический курс логопедии, закрепляя восстановленную здоровую речь последующей профилактикой. Режим молчания и уединения в таких условий иногда даже вреден; заикающийся больше сосредоточивается «а своём заикании, и его угнетённое состояние ещё больше усиливается, а вместе с этим ухудшается и состояние речи. При невропатической отягощённости заикающихся метод изоляции не даёт заметного эффекта.

Вместо молчания вводится максимальное ограничение речи ребёнка: по возможности меньше разговаривают с ним, создавая обстановку занятости ребёнка игрушками, рисованием и т. п.

В деле перевоспитания заикливой речи у дошкольника основным условием успеха является правильное окружение ребёнка в смысле качества речи, общего поведения и отношения к ребёнку.

Ведущим приёмом здесь является замедленная и слитная (слово сливается со словом) выразительная, с живыми интонациями речь в унисон. Ребёнок в одно и то же время 1) слышит речь руководителя (матери, воспитателя), 2) сам говорит и 3) слышит собственную речь. Таким образом, здесь происходит двойной беспрерывный ряд раздражителей (своего рода «подкармливание» для усиления рефлексов), которые обусловливают правильное течение речи у заикающегося.

Медленная речь при преодолении заикания ввиду ослабленного торможения мотивируется необходимостью 1) дать время говорящему для осуществления возможно полного и чёткого звукопроизносительного комплекса (обеспечивает правильный ритм и координацию дыхания, голоса, артикуляции); 2) затормозить этот комплекс с целью подготовить наилучшие условия для последующего произношения; 3) дать время для формулировки мысли.

Кроме того, такая речь не связана с «патологическим пунктом», а поэтому протекает нормально.

Медленная речь не только создаёт оптимальные условия для правильной координации речевых движений, но благоприятно отражается на психике заикающегося – успокаивает его и, следовательно, снижает заикание.

Слитная же речь наилучшим образом обеспечивает ритм и цепной рефлекс: каждое последующее произношение является непосредственным продолжением предыдущего, составляя с ним единое целое.

Например, мать (воспитатель, логопед) предлагает ребёнку вместе рассказать сказку: «Коля! давай расскажем интересную сказочку «Мальчик с пальчик». Сначала я скажу, а потом повторим это вместе. Начинаем». Медленно, сливая слова, тщательно их выговаривая, несколько певуче произносит: «Жил мальчик с пальчик. Ну, а теперь скажем вместе» (повторяют). Фразы должны быть возможно короче.

Если ребёнок по тем или иным причинам (стеснение, страх, негативизм) упорно молчит, то руководитель показывает ему яркую интересную картинку и медленно, с достаточной эмоциональностью, сам рассказывает по ней. Ребёнок через некоторое время включается в это рассказывание, и остаётся лишь умело использовать этот контакт. Когда ребёнок включится в речь, то время от времени руководитель умолкает, предоставляя ему говорить самостоятельно, подхватывая в случае затруднения его речь и продолжая некоторое время говорить совместно.

Дыхание во время речи у малышей регулируется путём рефлекторного подражания руководителю, который после каждой короткой фразы делает паузу, а затем несколько подчёркнуто делает небольшой вдох через раскрытый рот. Специальных дыхательных и голосовых упражнений с маленькими детьми не делают. Навык спокойного вдоха содействует спокойному произношению.

Когда этот вид речи наладится, то предлагают ребёнку лишь повторять сказанное (по предложениям). Но как только замечают у него затруднение в произношении того или иного слова или фразы, то тотчас же произносят их в унисон. Так прорабатываются стишки, рассказы, картинки. Если ребёнок уже бегло читает, то так же проводится и чтение (сопряжённо, отражённо).

Для детей, не умеющих или только начинающих читать, чтением как материалом для упражнений нельзя пользоваться. Но самое обучение чтению надо вести в согласии с общей системой устранения заикания: соблюдать правильное дыхание, медленную плавность произношения, ритм и т. п.

Заметив, что заикающийся хорошо повторяет речь, переходят к вопросо-ответам, причём вопросы следует так формулировать, чтобы возможен был только один определённый ответ, во избежание всяких колебаний, нерешительности и перестроек фраз на ходу. Далее предлагают ребёнку произносить самостоятельно маленькие стишки, читать, рассказывать, всё время внимательно следя за его речью и вовремя помогая ему одновременным произнесением слов и фраз.

Речь логопеда (воспитателя) в разговоре с детьми должна быть замедленной, особенно на первых порах. Речь – это обозначающее отражение действительности, средство реального общения и воздействия на окружающих. Поэтому она жизненно необходима ребёнку только тогда, когда связана с его непосредственными интересами и деятельностью. Вот почему при воспитании у него речи надо её обязательно связывать с какой-либо деятельностью. Тогда он проявит большую речевую активность.

Такие занятия проводятся по нескольку раз в день (2–3 раза, во избежание утомления по 10–15 минут) под видом игры и развлечения, но отнюдь не в форме «лечения». На этих занятиях, равно как и в разговоре при ребёнке,– ни слова о заикании.

При одновременном лечении (если есть показания на то) и при хороших бытовых условиях (покой в семье, ласковое и внимательное отношение к ребёнку и т. п.) положительные результаты от изложенных занятий сказываются уже в первые дни и недели.

Особенно эффективным у дошкольников оказывается коллективный метод.

Вся работа ведётся через семью, воспитателей или нянь. Логопед даёт им нужные советы, показывает на примере, как надо говорить с ребёнком и к какой речи его надо приучать, в какие игры играть, даёт указания о характере здоровых взаимоотношений ребёнка с окружающими, о режимных моментах и т. п. Логопед привлекает к этому делу и детского врача. Систематически логопед проверяет выполнение сделанных указаний.

Прежде всего надо провести общеоздоровительную работу (если это необходимо), в особенности укрепление нервной системы, и поставить заикающегося в условия покоя, тишины, дружбы с уравновешенными детьми, лучше с одним (любимым) товарищем, изолировать от драчливых, шумных детей, а нередко и от нервных родных, воздействовать соответствующим образом на весь детский коллектив. Идеальная обстановка для заикающегося: летом – тихий уголок в деревне, жизнь со спокойной старушкой-няней, действующей согласно наказу логопеда. Часто бывает, что дитя при таких условиях в течение лета перестаёт заикаться.

Очень важно не фиксировать внимание ребёнка на его дефекте. Он не должен даже слышать слов заикание, заика, в нужном случае они заменяются словом запинание. Надо по возможности предупреждать заикание своевременной помощью – подсказом (как будто невзначай) трудногослова. Поощряя и ободряя ребёнка, надо вселять в него уверенность в своих речевых возможностях.

Отношение к маленькому заикающемуся должно быть всегда спокойное,-сочувственное, но без поблажек капризам, без чрезмерной ласковости. Залогом успеха является умение воспитателя установить с ребёнком близкие, искренние отношения: тогда он охотно будет проводить предназначенную программу, не подозревая о ней. С первых же дней выполнения этой программы уделяется большое внимание воспитанию спокойного поведения ребёнка, размеренных, несуетливых, точных выполнений решаемых им жизненных задач как в быту, так и в игре. Вводятся подвижные и другие игры и занятия (лепка, рисование, самообслуживание т. п.), воспитывается чувство дисциплины.

Все элементы речи воспитываются на основе подражания воспитателю (или логопеду) в процессе специальных игр (на развитие дыхания, голоса, речи).

Воспитатель (мать, логопед) сдувает одуванчики, надувает мыльные пузыри или распевает с ребёнком песенки или рассказывает ему сказочки, прибаутки, потешки, ведёт рассказ по картинкам всегда спокойно, плавно, сливая слово со словом, в медленном темпе – с «детскими» интонациями. Ребёнок вначале слушает, а потом сам включается в эту речь и тем самым усваивает её стиль.

Виды речи – сопряжённая и самостоятельная – последовательно сменяют друг друга в зависимости от характера заикания, ситуации и настроения ребёнка. Возможно, чаще надо связывать речь с деятельностью ребёнка, как это обычно делает мать, няня: «Вот мы надеваем курточку, пуговичку застёгиваем» и т. п. Следует поощрять его разговоры с игрушками, включаясь в них, и т. п.

Полезны всякие игры с движениями, которые сопровождаются речью (считалочки, стишки под маршировку, хлопки, езда в поезде под песенку и т. п.). М.Ф.Брунс рекомендует для 4–5-ле-ток занятия с оречевлением проделываемых ребёнком движений. Например: «Мы идём, идём в лес. Пришли. Сели. Пошли. Смотрим, что в лесу. Бабочка! Хлоп! Поймали?»

Большое место уделяется растормаживанию мускулатуры посредством игр и логопедической ритмики.

Хорошее знание воспитателем (логопедом) природы ребёнка, тонкая наблюдательность, изобретательность, способность «перевоплощения» в ребёнка обеспечат успех.

В заключение укажем на применяемую М.Ф.Брунс форму учёта деятельности заикающегося малыша. Дневник представляет собой картинку: дом, улица, комната, в которой папа, мама и сам ребёнок. Ежедневно вечером сам заикающийся в процессе беседы с мамой, няней оценивает своё поведение в отношении папы, мамы и т. д. Красный крест возле папы – хорошо вёл себя, чёрный кружок на улице – плохо и т. п.

Изложенное применимо с соответствующими изменениями ко всем условиям логопедической помощи детям, т. е. и тогда, когда они находятся в семье или в массовых детских яслях, садах, домах ребёнка.

В специальных учреждениях занятия ведутся амбулаторно на логопедических пунктах (по 1 – 2 часа в день) и в детских садах (по 3–4 часа ежедневно) или в стационарных группах в детских яслях, садах и домах ребёнка.

Продолжительность курса – 3 месяца.

В стационарных группах питание санаторное. Постоянное наблюдение специалистов врачей (невропатологов и др.). На каждого ребёнка ведётся подробный дневник. В случае медленного продвижения через 3 месяца делается перерыв на 2–3 месяца, после чего, как и в случае рецидива, проводится повторный курс.

Занятия в стационарных учреждениях интернатного типа при длительной изоляции детей от условий семейной жизни дают наилучшие результаты. Встреча с родителями во избежание вредных влияний во время пребывания в стационаре допускается лишь в форме свиданий в учреждении не чаще 1 раза в неделю, за исключением особых случаев (безутешная тоска ребёнка и т. п.), когда на первых порах допускаются более частые кратковременные свидания.

Группировка заикающихся дошкольников для логопедических занятий – дело чрезвычайно сложное не только практически (трудно подобрать равномерные группы), но и теоретически (далеко не у всех детей нарушения представляют ясную картину).

Ведущим принципом здесь должен быть характер механизмов заикания с учётом возраста и (насколько возможно) степени заикания (лёгкая, тяжёлая). В связи с типом заикания в данной группе применяется и соответствующий метод.

При разбивке детей на группы по диагнозу большую помощь оказывает специалист-врач. При затруднении в классификации детей по механизмам нарушения дети группируются по возрасту (младшие и старшие). В этом случае особо тщательно проводится и индивидуальный подход, учитывающий тип заикания. В нужных случаях вводятся дополнительные индивидуальные занятия.

Предшкольный и младший дошкольный возраст (с 2 до 4 лет).

Работа проводится в специальных группах при массовых детских яслях, на детских площадках и т. п.

Устанавливается чёткий здоровый режим. Основное – обеспечение покойного состояния ребёнка и укрепление общего здоровья и нервной системы. Логопедические занятия строятся на интересе ребёнка и проводятся в форме игры, поручения и т. п. Занятия проводятся примерно до следующей схеме, разработанной Е. Ф. Pay.

На первом этапе дети слегка замедленно, слитно и ритмично произносят хором и по одиночке совместно с учителем (сопряжённо), затем вслед за ним (отражённо) короткие фразы по картинкам, с использованием предметного лото или просто рассказа логопеда.

На втором этапе заученные указанным способом фразы произносятся детьми усвоенной манерой наизусть по знакомой картинке. Прибавляется такое же произношение заученных фраз в форме стиха, что воспитывает у ребёнка смелость в публичной речи.

На третьем этапе дети по новым картинкам самостоятельно составляют фразы или короткие рассказы, при затруднениях – с помощью вопросов логопеда.

На следующем этапе дети составляют самостоятельные рассказы на заданную тему (о прогулке, о посещении зоопарка и т. п.).

Последним этапом завершается воспитание плавной речи упражнениями в повседневной бытовой речи (инсценировки бытовых сцен, разговоры об игрушках и т. п.).

С первых же недель в занятия включаются музыка и пение: дети под музыку делают заданные движения, сопровождая их речью (выбрасывая руки вперёд, произносят: «вперёд» и т. д.).

Для образца приводится план одного из уроков для заикающихся детей раннего возраста от 2,5 до 5 лет стационарной группы при московском доме ребёнка № 2 (руководитель Е. Ф. Pay):

1. Физкультурная минутка.

а) Линейка.

б) Движение под музыку с урегулированным дыханием.

2. Напоминание правил речи («как будем говорить?») и осуществление их в практике – в рассказе по картинке (дети по-фразно вместе с логопедом повторяют рассказываемое логопедом).

3. Ответы на вопросы по картинкам.

4. Индивидуальное произнесение стишков.

5. Хоровая декламация стишка под дирижирование рукой (логопед рукой отбивает ритм).

6. Инсценировка стишка с соблюдением чёткой ритмичности речи.

7. Игра под музыку.

8. Хоровод с речевыми выступлениями соло, с танцами.

9. Рассказ сопряжённо, хором.

10. Рассказ отражённо, хором.

11. Произнесение стишков сопряжённо.

12. Пение.

Дети для занятий делятся на старших и младших. Старшим даётся более сложный материал. В некоторых играх, доступных для обеих групп, дети объединяются.

Подобные уроки, разнообразные и интересные для детей по своему содержанию, проходят очень живо и продуктивно.

Старший дошкольный возраст.

И здесь основным методом воспитания является подражание и игра. Но речевой материал уже более сложный (в соответствии с программой по развитию речи). Центр тяжести с сопряжённой речи переносится на отражённую и на самостоятельную. Значительное место занимают диалог, декламация, рассказывание. Занятия проводятся по строгому плану, и дети дают себе отчёт о значении этих занятий. Между различными формами речи устанавливается определённая последовательность. Занятия начинаются с использования практического для ребёнка словаря, фразовой структуры речи. Постепенно то и другое усложняется (пересказы, рассказы, речевые игры и т. п.). На первых 'порах значительное время уделяется коррекции дыхания и голоса, если в этом есть нужда.

Основные установки, изложенные в отношении детей младшего возраста, сохраняются полностью и для детей старшего дошкольного возраста.

Основные разделы работы.

1. Беседы с целью воспитания установки на медленную речь и наблюдение за выполнением, обсуждение речевого поведения детей.

Примечание. Пользуются «нормальной речью (естественные темп, интонации и ритм), так как монотонная и излишне тягучая речь, как слишком искусственная, трудна для детей.

2. Одновременное устранение прочих недочётов речи.

3. Ортопедия расстроенной моторики: ритмичные движения, игры, пение в увязке с развитием дыхания и голоса.

4. Беседы с родителями (индивидуальные и коллективные).

5. Физическое оздоровление ребёнка (питание, физиотерапия, медикаментозное лечение).

Этапы логопедической работы.

I. Сопряжённая речь. Логопед (воспитатель) рассказывает по картинке, по инсценировке из игрушек, а дети хором или индивидуально, после предварительного произнесения логопедом фразы, повторяют её совместно с ним.

II. Отражённая речь.

Дети по фразам повторяют рассказываемое логопедом по картинкам, пока не заучат наизусть эти фразы. Затем им раздаются карточки лото с этими же словами и фразами (в картинках).

Логопед, показывая одну картинку-дубликат, спрашивает, сливая фразу в одно слово и удлиняя первый гласный: У кого собака? У кого мальчик упал?и т. п.

Ответ: У меня собака. У меня мальчик упал. Полезно иногда повторение ответа хором. Ответы сначала даются полные, а некоторое время спустя – краткие, свободные.

Таким же образом повторяется за логопедом по фразам рассказ по картинке.

III. Самостоятельная речь.

1) произнесение заученных стихотворений, драматизация;

2) дети по картинкам хором или поодиночке отвечают на вопросы логопеда;

3) рассказывают по картинкам (при сюжетных картинках полезно, чтобы дети указывали движением пальчика по соответствующим картинам);

4) самостоятельная речь в форме вопросов и ответов;

5) самостоятельный пересказ прочитанного логопедом (рассказы Л.Н.Толстого для малышей и т. п.);

6) самостоятельная, без эмоций речь повседневного характера и рассказ на заданную тему;

7) спонтанная эмоциональная речь (просьбы, диалоги в процессе игры, детского труда, экскурсий, прогулок, инсценировок и т. п.).

Очень полезна речевая практика, игра детей в ситуациях, в которых ребёнок может оказаться вне своего коллектива (в магазине, в трамвае, в саду и т. п.). Это приспосабливает его к жизни. Так, например, один мальчик боялся стричься, но после игры в парикмахерскую он охотно пошёл в настоящую парикмахерскую.

От одной стадии занятий к другой переходят лишь после твёрдого усвоения предыдущей. Дети группируются не по степени и форме заикания, а по возрасту.

IV. Ритмика и пение, содействующие преодолению заикания. Всякая здоровая функция организма протекает ритмично

(ритм биения сердца, ритм дыхания, ритм сокращения мышц и т. п.). Ритм относится к защитным рефлексам, экономящим жизненную энергию организма, ритм применяется для упрощения всяких движений. Он развивается постепенно: движения маленьких детей еще аритмичны. По Павлову, нет ничего более властного в жизни человеческого организма, чем ритм, как специальный раздражитель. Законы ритма обязательны и для нормальной речи. Особенно важна выработка ритма для заикающихся, у которых судороги захватывают все основные эффекторные аппараты речи – дыхательный, голосовой и артикуляторный; у них нарушены координации корковых систем. Восстановление этих координации достигается путём упорядочения движений через подчинение их чёткому ритму. Расстройства общей моторики и её ритма вызывают аналогичные нарушения в области речи.

Таким образом, ритм основных движений тела (туловища, рук, ног) представляет базу речевого ритма. Отсюда вытекает методическое правило: чтобы развить речевой ритм, необходимо развивать предварительно и одновременно ритм основных внешних движений тела соответствующими приёмами (гимнастика, пение, музыка).

Наиболее ярким воплощением ритма является музыка. Музыка устной речи является совершеннейшим средством выражения тонких оттенков мысли (её логики) и чувства. В то же время, подчиняясь строгому ритму, музыка, увязываясь с речью, равно как и с моторикой всего тела заикающегося, регулирует их ритм, силу. Вполне правы В.А.Гринер и Ю.А.Флоренская, когда говорят: «Проработка эмоциональной стороны речи со стороны её музыкальности и выразительности должна начинаться с самых ранних этапов курса речевой ортопедии».

Важно также дисциплинирующее и стимулирующее значение ритма. «Музыка и присущий ей ритм... объединяет отдельных невротиков (заикающихся.– М. X.) в единый коллектив, в котором каждый инстинктивно стремится не отстать от других, получая отовсюду стимулирующие индукции. Музыкальный ритм придаёт занятиям особую бодрую жизнерадостную окраску» (Г и -ляровский).

При отсутствии музыки ритм осуществляется подражанием ритмическим движениям руководителя или движениями под равномерный счёт, а также 'под хлопки, дирижирование рукой, удары (метроном и т. п.). Возражения проф. Гиляровского против хлопков при движении под счёт не являются научно оправданными.

Выработка двигательного ритма эффективна у заикающихся как средство растормаживания чрезмерного тонического напряжения мускулатуры судорожного гиперкинеза.

Следует учесть также и то, что центральная нервная система работает целостно, следовательно, в результате ритмических упражнений совершенствуется ритм в работе всей центральной нервной системы; в этот общий ритм тела вовлекаются и работающие аритмично речевые механизмы заикающегося. В особенности такое взаимодействие проявляется между тесно связанными системами коры мозга, например, двигательными аппаратами речи и правой руки: при 'воспитании ритмической речи у заикающегося рекомендуется правшам регулировать ритм правой рукой. Кроме того, ритм повышает интерес к логопедическим занятиям, разнообразит и эмоционально насыщает их, удовлетворяет потребности детей в движении и физически укрепляет их. Одновременно развитие чувства ритма не только ускоряет восстановление нормальной речи у заикающихся, во и помотает им усвоить словесное и логическое ударения.

Рекомендуются всякого рода ритмические постукивания (карандашом, рукой, ногой и т. п.), производимые ребёнком по образцу логопеда, сочетанные ритмические движения рук и ног (маршировка с хлопанием в ладоши и с другими движениями рук). Ритмические движения тела увязываются с дыханием и речью. Сочетанные движения полезны особенно для заикающихся тоников.

В.А.Гринер и Ю.А.Флоренская намечают следующие этапы ритмических занятий с заикающимися (всё проводится под музыку, в первые 3–4 занятия – движения без речи).

1. Первые две недели – медленная и слитная речь с возможным ограничением свободной речи. Речь с плавными и медленными движениями рук в походке, при передаче мяча и т. п.

2. Третья неделя – психо- и логоортопедия в порядке ситуационного приспособления речи к различным условиям жизни. Включение новой (незаикливой) речи в жизнь.

3. Развитие выразительности и жизненности речи.

В этой системе целый ряд ритмических движений увязывается с развитием памяти, внимания, координации, торможения, с расслаблением мышечной напряжённости и т. п.

Для образца приведём более конкретно изложенную систему ритмики с заикающимися дошкольниками Н. С. Самойленко.

Система занятий (по Н. С. Самойленко).

1. Развитие внимания; ориентировка в пространстве, времени, порядке построения.

2. Выработка темпа и ритма.

3. Упражнения на растормаживание, координацию движений и локализацию; упражнения с предметами (бросание мяча и т. п.).

4. Игры, фигурные построения, пляски для воспитания коллективных движений.

5. Игры для развития речевого ритма и координирования его с движением.

В урок включается по одному упражнению из каждого раздела. Пение и игра, связанные с движением под музыку,– основная форма занятий.

До перехода к речевым упражнениям у заикающегося воспитываются навыки в ритмических движениях и в спокойном темпе их. Речь включается в ритмические движения на 5–6-м занятии, затем правильные речевые навыки закрепляются на обычных логопедических занятиях. Занятия проводятся не менее трёх раз в неделю (по 40–45 минут).

По состоянию моторики различаются такие 4 группы заикающихся.

1. Дети, у которых все отклонения от нормы, в силу хорошего внимания и активности, успешно изживаются.

2. Дети, слабо одарённые в моторном отношении; растормаживание и улучшение координации не даёт хороших результатов.

3. Дети с сильной мышечной заторможенностью, у которых плохо и медленно улучшается моторика – вытянутые палкообразно руки, растопыренные или сжатые в кулак пальцы, при ходьбе руки и ноги плохо сгибаются; особенно заторможены мышцы шеи и плеч. Психологическая характеристика: не активны, ничем не интересуются, не включаются в коллектив. В значительной мере нуждаются в индивидуальной работе.

4. Дети моторно возбудимые; проделывают много бесцельных движений, быстрых, размашистых; мышечный тонус несколько напряжён; чрезмерно активны, невыдержанны. Нуждаются в длительном воспитании моторики, не всегда дают хорошие результаты.

Применяемый внешний покой (расслабление гимнастикой тонуса всей мускулатуры или только речевой) даёт негромкую и плавную речь лишь в период такого покоя. Но так как расслабляющая гимнастика постепенно сглаживает ригидность мускулатуры и иногда сводит её к нулю, то в нужных случаях такие упражнения следует проводить систематически.

Для освобождения от излишнего напряжения мускулов народный артист К.С.Станиславский рекомендует создавать воображаемые двигательные ситуации (для поднятия рук вверх – срывание фруктов и т. п.), что очень легко достигается детьми в игре. Тогда «лишнее напряжение ослабится». «Человек, связанный судорогами всего тела, не может чувствовать себя свободно» '.

Полезен массаж лица, губ и гортани и свободные движения губ, языка, мягкого нёба («болтушка»–см. на стр. 118), быстрое произношение ряда «амн-амн-амн» (жевание воздуха) и т. п.

Пение в системе перевоспитания речи у заикающихся занимает видное место как подготовительный этап к плавной речи. Оно может быть использовано в различных формах: обычное, с предварительным беззвучным произнесением текста его, с предварительной декламацией текста, с последующим произнесением или декламацией текста, с закрытым ртом с выразительными движениями, хоровое, сольное, с ритмическими движениями (под марш, под аккомпанемент рояля и т. п.).

Так как у заикающихся детей младшего возраста очень часто ещё не изжито своеобразие детской фонетики, то у них одновременно воспитывается и правильное произношение. Фонетические упражнения чередуются, а иногда сочетаются с приёмами устранения заикания. В обоих случаях надо всячески предупреждать «спотыкания» на коррегкруемых звуках (преимущественно подсказом и сопряжённой речью).

Работа с родителями. Детальное выяснение социально-бытовых условий жизни заикающихся и посильная борьба с ненормальностями быта, организация в семье помощи ребёнку в овладении им правильной речью, внедрение в домашние условия установок и речевого режима, практикуемых в логопедической группе,– существеннейший момент системы логопедических занятий с дошкольниками. Это осуществляется путём живой связи с родителями и через детские дневники, в которых ежедневная оценка речи производится не только матерью, но и самим ребёнком (кружок или крестик условного цвета).

В случае леворукости у заикающегося к переучиванию рекомендуется приступать лишь после прочного устранения заикания, постепенно и осторожно. Если при этом появятся признаки заикания, переучивание немедленно прекращается. Этот совет относится и к случаям переучивания левшей с нормальной речью.

Повседневный учёт речевого и общего поведения заикающегося в группе производится по примерным схемам, разработанным Н.Власовой и Е.Pay. Ежедневно в виде кривых ведётся индивидуальный настенный учёт состояния следующих видов речи: 1) нормальная речь, 2) заикание при свободной спокойной речи, 3) заикание при пересказе, рассказе по картинке и т. п. (без и с эмоциями), 4) заикание при отражённой или заученной речи (без и с эмоциями).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: