К) Расстройство речи при тугоухости

Тугоухостью называется более или менее стойкое понижение слуха на оба, а иногда и на одно ухо, препятствующее в той или иной мере нормальному речевому общению. На речи заметно сказывается лишь тугоухость на оба уха. Наличие ненарушенного слуха на одно ухо при нормальных умственных способностях у взрослого человека вполне компенсирует слуховую инвалидность другого уха, и вопрос о тугоухости отпадает. Но у маленьких детей, в период приобретения речи (от 2 до 6 лет), а также при дефектах интеллекта, слухового внимания и т. п., потеря или поражение слуха на одно ухо уже обусловливает наличие тугоухости со всеми её последствиями.

Точных данных о количестве тугоухих в нормальной школе пока нет (предположительно около 5%). Тугоухость может быть приобретённой и врождённой.

Причины тугоухости приобретённой.

1. Ушные заболевания, а также болезни носоглотки и носа.

2. Скарлатина, грипп, корь, оспа, тиф, золотуха, дифтерия, коклюш, свинка, простуда, аденоидные разращения, затяжные насморки и другие болезни.

3. Массовые заболевания.

При этих болезнях вследствие воспалительных, гнойных и интоксикационных процессов разрушаются также нервные и перепончатые приборы внутреннего и среднего уха, а иногда (значительно реже) центральные отделы слухового пути и коры.

4. Повреждение слуховых приборов сильным ударом, сотрясением, сильным криком, поцелуями в ухо, попаданием в него воды и т. п. (травма). Сюда же относятся редкие виды профессиональной тугоухости (у артиллеристов и др.).

5. Повреждение слуховых приборов острым предметом и другими инородными телами. Это особенно наблюдается у детей, которые нередко, играя, засовывают в ухо всё, что возможно.

Приобретённая тугоухость чаще всего появляется у детей в 2–4-летнем возрасте.

Причины тугоухости врождённой.

1. Сифилис, туберкулёз и другие истощающие родителей болезни.

2. Сильные нервные потрясения и тяжелые болезни во время беременности.

3. Внутриутробные травмы.

Вследствие этих неблагоприятных условий внутриутробной жизни младенца, нередко, наряду с другими дефектами, неправильно формируется и слуховой аппарат его: некоторые части или совсем не развиваются, или же развиваются неправильно; иногда в слуховом аппарате образуются костные или хрящевые наросты, затрудняющие слух, или, наконец, создаётся врождённая малоценность слухового аппарата, предрасположенного ко всяким заболеваниям. Число случаев врождённой тугоухости незначительно. Ещё реже встречаются случаи наследственной тугоухости (тугоухие или глухие родители).

Постановка дифференциального диагноза у тугоухих нередко крайне затруднительна в силу сложности симптоматики речевых нарушений при сниженном слухе. Разнообразные вторичные симптомы часто симулируют афазию, умственную отсталость и т. п. (Подробнее об этом см. у Р. М. Боскис, «К дифференциальной диагностике речевых нарушений у тугоухих детей», сб. «Учебно-воспитательная ра'бота в спецшколах», выпуск I–II, 1950.).

Классификация тугоухости:

1) врождённая тугоухость;

2) острая, скоро проходящая тугоухость;

3) хроническая, медленно, вяло текущая тугоухость;

4) прогрессирующая тугоухость, сравнительно быстро ведущая к глухоте.

Различаются периферические нарушения слуха и центральные. В последнем случае страдает не только слух, но неизбежно и другие функции мозга в степени, зависящей от глубины поражения мозгового вещества. Тогда речевые нарушения сближаются с афазическими или алалическими расстройствами. В случае острой тугоухости (закупорка ушного прохода серной пробкой или болезнь барабанной полости) после своевременного лечения уха тугоухость исчезает. Но когда болезнью уже затронуто внутреннее ухо, то она большею частью ведёт к той или иной степени стойкой тугоухости. От 6 до 8°/о случаев тугоухости – результат заболевания носоглотки. При своевременном обращении к врачу тугоухость поддаётся лечению, но медленно и не всегда с достаточным успехом.

Нарушение слуха, а следовательно, и речи зависит от характера поражения, от локализации поражения и от стадии развития речи в момент поражения.

Различаются два случая: 1) тугоухость врождённая или же приобретённая в возрасте до завершения в основном развития речи – до 2'/г–3 лет;

2) тугоухость, приобретённая в возрасте, когда процесс образования речи у ребёнка более или менее завершён (в среднем от 3–4-летнего возраста).

В первом случае, при резко выраженной тугоухости, самый процесс зарождения речи идёт с задержкой и неправильно: речь окружающих не анализируется слухом достаточно тонко, т. е. не разлагается на свои простейшие звукопроизносительные элементы, а потому и ответные речевые реакции на эти грубые звуковые раздражители получаются также грубые, диффузные (расплывчатые), без тонкой дифференцировки (некоторых звуков совсем нет, часть звуков не точна, а часть заменена другими). Словарь крайне ограниченный и до неузнаваемости искажённый, грамматический строй отсутствует. Речь при помощи специального обучения развивается, но в резко замедленном темпе и долго не является достаточно удовлетворительным средством общения.

У детей с менее тяжёлыми степенями тугоухости расстройства речи не так грубы и динамика развития речи значительно выше – речь довольно скоро становится основным средством общения.

Вследствие более частого нарушения высоких тонов чаще всего неправильны звуки с, з, по своему высокому тону (свист) в данном случае недоступные слуху тугоухого; они заменяются обычно взрывными (дубы – зубы, табака – собака) ', Типичны смешение звонких с глухими (польно – больно, том – дом, купа – губа), шипящих со свистящими, аффрикатов с их эле-, ментами, мягких с твёрдыми (кост – кость, ден – день), р. с л, часты пропуски звуков и слогов (ообенно безударных), недоговаривание слов. Такие расстройства произношения зависят также и от несовершенства фонематического слуха: в связи с понижением элементарного слуха, как его основы, теряется точность смысловых восприятий и представлений звуков речи. Нарушается и понимание речи. Вся речь монотонная, глухая.

Богородицкий считает, что характер фонетических замен и недослышивания зависит от «степени сонорности звуков в словах, так как именно ею обусловливается их внятность и слышимость». Поэтому тугоухими наиболее трудно воспринимаются узкие гласные, гласные неударные, особенно в слабых положениях, глухие согласные, тем более их сочетания. В то же время при таких извращениях хорошо улавливается ритмический контур слова (подварили вместо похвалили, разбудили вместо разгрузились и т. п.). Важную роль в ошибочном восприятии речи тугоухим играет своеобразное осмысление слышимого (звонки чиню вместо замки чиню, здесь магазины плохие, вместо здесь магазины большие). При этом обычно концы слов рифмуются. При прогрессирующей тугоухости этот процесс постепенно становится ведущим: слухом схватываются лишь несколько звуков, и по ним воссоздаётся остальное (говорит, чтобы её Любашей не называли – вместо говорит, чтобы её рубашку не надевали).

Вместо «тугоухий» рекомендуется употреблять термин «слабослышащий».

Словарь ограниченный, вследствие чего нередки замены сходных по звучанию слов или употребление слов в слишком широком (дерево вместо береза) или, наоборот, слишком узком значении (тарелка вместо посуда), диффузное применение их. Речь аграмматична, особенно нарушено управление и согласование.

Перечисленные дефекты обусловлены, помимо недостатка слуха, в большей степени недоразвитием на этой же основе 2-й сигнальной системы (речи в целом и мышления).

Как правило, более ранняя, хотя бы и менее выраженная, тугоухость вреднее более поздней и сильнее выраженной.

Во втором случае следует учесть то обстоятельство, что у ребёнка в высших отделах его центральной нервной системы уже имелись вполне точные образы звукопроизношения в виде речевых структур, были прочные речевые навыки, но с потерей дифференцированной работы слуха у него появляются разнообразные расстройства речи, в какой-то степени копирующие дефекты речи тугоухих с раннего возраста.

При острой тугоухости главное – своевременное и правильное лечение, чтобы ликвидацией её предупредить переход в хроническую. На развитии речи эта тугоухость не отражается.

Хроническая приобретенная тугоухость чаще всего появляется в результате хронического гнойного отита и подвержена постоянным колебаниям в лучшую или худшую сторону в зависимости от самого процесса болезни, от изменений температуры, погоды, самочувствия ребёнка и т. п. Проникновение процесса во внутреннее ухо крайне затрудняет лечение и ухудшает слух.

Речь таких детей монотонна, глуховата, словарь ограничен, иногда налицо недоговаривание слов и аграмматизмы, а также искажение звуков (гласные всегда правильны). Некоторыми специалистами отмечается у них необычайная динамичность слуховой функции: начиная учиться в специальной школе с восприятием обычной речи на расстоянии 10–15 см от уха, они через 1–2 года уходили в массовую школу, слыша речь на 4–5 м от себя. В небольшом числе случаев острота слуха не улучшается – улучшается лишь умение пользоваться слухом, т. е. дифференцирование звуков речи и считывание с лица.

Нередкие случаи мало изученной прогрессирующей тугоухости, обычно наблюдаемой в среднем и пожилом возрасте, всегда рано или поздно кончаются тяжёлой тугоухостью, иногда глухотой. Наша задача – затормозить её развитие и использовать эту временную задержку, чтобы заблаговременно приучить ребёнка читать с лица, что пригодится ему в будущем. Такая тугоухость редко встречается у детей, чаще в школьном возрасте, чем в дошкольном.

Тугоухость как стадия проходящей глухоты (результат диашиза, временно нарушающего проводимость нервных слуховых путей), После внезапного наступления полной глухоты через несколько месяцев, иногда спустя 2 года, слух восстанавливается, но большею частью не полностью – остаётся значительная тугоухость. Лечение и осторожные занятия со звукоусиливающей аппаратурой содействуют восстановлению слуха. Речь в первые месяцы не нарушается, затем в соответствии со степенью тугоухости может искажаться.

Проверка слуха. Слух проверяется отолярингологом посредством тонального и речевого аудиометра, камертонов, методов условных рефлексов и речи. Речь может проверять и логопед. Для этого он поворачивает ребёнка спиной к себе или прикрывает на расстоянии 10–15 см от лица свой рот листом бумаги, чтобы испытуемый не разгадывал по движениям рта говорящего произносимые звуки. Затем на определённом расстоянии от его уха логопед произносит вслух с обычной разговорной громкостью и шёпотом отдельные слова или короткие фразы и предлагает громко повторять их. Шёпотом пользуются потому, что им устанавливается наличие или отсутствие возможности улавливать глухие согласные звуки, без слышания которых невозможно полноценное восприятие речи. При тяжёлой тугоухости проверка шёпотом излишня.

Проверка речью является самым неточным методом: речь исследователя беспрерывно изменяется по высоте тона и силе звучания. При исследовании шёпотом следует выяснить западение слуха на высокие и низкие тона, подбирая для этого соответствующие слова (таблица В. И. Воячека).

Если маленькие дети не выполняют предъявляемых им требований (не повторяют слова, отвлекаются), то сначала наблюдают за его слухом в игре, пользуясь музыкальными игрушками (ребёнок с закрытыми глазами называет звучащий инструмент на разных расстояниях). Продолжая игру, логопед переходит к более точному методу.

Проверку начинают с наибольшего расстояния – с 6 ж от уха ученика (восприятие на расстоянии свыше 6 м от уха – признак нормального слуха). В результате исследования устанавливается степень тугоухости ученика, что очень важно как для обучения, так и для лечения его. Для лечения необходимо определение больного уха, что достигается поочерёдным затыканием ушей ватой или пальцем. Проф. Преображенский устанавливает 4 градации слуха (см. таблицу на стр. 199).

По Л.В.Нейману, 1-я степень тугоухости– потеря слуха не превышает 50 дб, П-я – от 51 до 70 дб., III–свыше 70 дб.

При тугоухости I степени различается не более 75% согласных, произнесённых около уха голосом разговорной силы. Уже при удалении от уха на 0,5 м восприятие согласных резко ухудшается, и на расстоянии 2 м различается не более 2/з согласных.

При П-й степени тугоухости затрудняется различение гласных звуков, особенно о – у и э – и. Согласные же звуки различаются значительно хуже, чем при I степени тугоухости,

При III степени тугоухости слуховые дифференцировки крайне несовершенны.

Общее для всех тугоухих детей то, что чем ниже уровень речевого развития их, тем хуже и слуховые дифференцировки.


 

Виды речи

Разговорная речь

Шепотная речь

Сиапень тугоухости Расстояние от до от до

Легкая

Умеренная

Значительная

у раковины уха

Тяжелая

у раковины уха   0,5
           

 

Появление лёгкой тугоухости у людей со сложившейся речью не вызывает никаких затруднений в их жизни, часто она даже не замечается ими. Наоборот, для детей, ещё не овладевших речью, этот дефект слуха вреден; они не могут точно воспринимать звуковую речь окружающих, в особенности на большом расстоянии, или произносимую тихо, или очень быстро. Появляется в той или иной мере косноязычная и аграмматичная речь. Степень расстройства речи зависит от интеллекта, слухового и общего внимания ребёнка: чем более отстал ребёнок, тем сильнее сказывается на нём тугоухость, т. е. он меньше слышит и различает слова изолированно и особенно в предложении, а следовательно, речь его будет бедна лексически и дефективна по форме. У нормально развитого ребёнка никаких недочётов речи в данном случае не наблюдается. Но знать о наличии тугоухости надо, особенно врачу-специалисту, чтобы предупредить дальнейшее развитие её. Случаи прогрессирующего падения слуха не редки.

При умеренной степени тугоухости речь окружающих в условиях класса воспринимается хорошо, но такого ученика должен взять на учёт не только врач, но и учитель.

В зависимости от степени понижения слуха происходит искажение речи: извращение отдельных звуков, пропуск и замена их, недоговаривание и замена одного слова другим, сходным по общему ритму произношения или отличным только некоторыми звуками (пуговицапутается, пилкавилка и т. п.). Тугоухие плохо слышат не только речь окружающих, но и свою собственную, а следовательно, не могут контролировать своё произношение. Типичным для тугоухого является отсутствие звонкости у согласных, плохое улавливание шипящих и свистящих, как звуков высокого тона, смешение звонких с глухими, шипящих со свистящими (собакашапака, жупызубы, у пыка купа дубау быка губа тупа). Менее страдают звуки, артикуляция которых видна (п, б, м, ф, в).

Значительная тугоухость. У маленьких детей вместо слов–лишь намёки на них (речь лепетная, малопонятная). Кроме того, вследствие плохой слышимости недостаточно ясно звучащих в нашей речи окончаний они путают падежи и другие формы языка – речь их аграмматична, к тому же монотонна и глуха, так как тугоухие по преимуществу не улавливают музыкальной выразительности речи (интонации). Такие дети быстро утомляются от напряжённого слушания на уроках, становятся невнимательными, отстают в учёбе, дезорганизуют класс своей недисциплинированностью. Всё же, если тугоухий слышит обычной силы разговорную речь не менее чем на 2–3 м от учителя, при нормальных способностях он может успешно учиться в массовой школе. С большой осторожностью это требование можно снизить до 2 м (лишь при условии достаточно развитой речи, хороших способностей и успешности).

Интеллект и внимание и здесь имеют отмеченное выше значение.

Тугоухость тяжёлая. При врождённой тугоухости звуковая речь приближается к речи глухонемых (обилие фонетических нарушений и аграмматизмов). Она широко компенсируется мимико-жестикуляторной речью. Неполноценность речи (иногда лишь не более десятка искажённых слов, например, аова – корова, да несколько примитивных фраз) создаёт у таких детей до обучения тяжёлые переживания, подчас вредно отражающиеся на их характере и поведении (нелюдимость, повышенная раздражительность, трудновоспитуемость и т. п.). При тугоухости, возникшей после 3V2 лет, речь развивается значительно лучше. Дети с тяжёлой тугоухостью учатся в школе тугоухих, а до этого воспитываются в дошкольных учреждениях для детей с расстройствами слуха и речи.

Согласно инструкции Министерства просвещения РСФСР «В школы для тугоухих принимаются дети, различающие речь (слова или фразы) обычной разговорной громкости на расстоянии не более двух метров от уха и страдающие, вследствие недостаточности слуха, нарушением речи в различной степени.

В первое отделение принимаются тугоухие дети, владеющие речью, хотя бы с отдельными её недостатками (косноязычие, небольшой аграмматизм и проч.).

Во второе отделение принимаются тугоухие дети с глубоким недоразвитием речи (резким ограничением словаря для данного возраста, выраженным аграмматизмом, искажением произношения).

В 1-й класс школы для тугоухих принимаются дети в возрасте от 7 до 10 лет».

Дети 2-го отделения, остающиеся при обучении в рамках только «поставленной» речи, самостоятельно же не обогащающие её путём слуховых восприятий (не пополняют свой словарь по подражанию окружающим), после достаточного наблюдения над ними переводятся в школу глухонемых с применением к ним звукоусиливающей аппаратуры.

В школе-семилетке тугоухие проходят её программу в течение 9 лет. В настоящее время разрешается вопрос о полной средней школе для тугоухих.

К сказанному надо добавить, что при определении ученика в ту или иную школу или отделение нельзя полностью руководиться одними голыми показателями исследования слуха. Нередко некоторые дети с умеренной степенью тугоухости понимают речь учителя хуже, чем иные дети со значительной и даже (редкие случаи) с тяжёлой степенью тугоухости. Здесь многое зависит от умственного развития ученика (он догадывается о многом, чего не дослышал, лучше читает с лица и т. п.), от его внимания, прилежания, интереса к школьным занятиям и т. п. Поэтому вопрос о пребывании ученика в массовой школе в конечном итоге решается учителем на основании длительных, в течение нескольких месяцев, наблюдений.

Если тугоухий плохо воспринимает речь в условиях класса (шум, нервозность) на расстоянии 3 и даже 4 м и из-за этого отстаёт в учении, то его надо перевести в школу для тугоухих. Через 1–2 года пребывания в ней, в результате специальных занятий по развитию слуха и приобретению навыка читать с лица, а в нужных случаях и систематического лечения ушей, возможно возвращение ученика в массовую школу. Также следует поступать при неустойчивой хронической тугоухости, когда восприятие речи учеником периодически колеблется от 1–3 м до 4–5 м.

Воспитание речи у тугоухих.

Понимание сущности нарушений речи и преодоление их определяется павловским учением о 2-й сигнальной системе: слухоречевой анализатор теснейшим образом связан с двигательно-ки-нестетическим. Действие этих речевых систем мозга протекает в единстве с психическими процессами осознания произносимого, мышления в целом.

Таким образом, слуховую недостаточность тугоухий ребёнок восполняет через вторую сигнальную систему путём сопоставления из слышимого одного с другим, путём их анализа и синтеза, учёта ситуации, лучшего чтения с губ и пр. Поэтому для усовершенствования слуховых восприятий речи надо развивать не только слуховые дифференцировки, но ещё в большей степени – осмысление речевого материала с учётом текста, ситуации,

с одновременной работой над усвоением смыслоразличительной роли звуков речи, совершенствованием их артикуляции.

Так как недостатки речи у тугоухих являются вторичными, они обратимы средствами социального воздействия (обучение, влияние окружающих).

При лёгкой и умеренной формах тугоухости вполне возможно обучение детей в нормальной школе.

В случае значительной (при неблагоприятных прочих факторах) и тяжёлой степени тугоухости, когда разговорная речь воспринимается лишь на 2 ж и меньше от уха и ученик отстаёт от

товарищей в массовой школе, его следует обучать в школе или классах для тугоухих. В школе тугоухих, наряду со школьной учёбой по программе массовой школы, проводится специальная работа по развитию речи и слуха и устранению речевых недостатков. Классы оборудованы соответствующей звукоусиливающей и развивающей слух аппаратурой (рис. 91). В этих классах тугоухие проходят обычную учебную программу нормальной школы, естественно, с некоторым удлинением срока обучения, так как ряд специальных занятий, да и осложнённость тугоухостью самого процесса обучения несколько тормозят учёбу.

Классы комплектуются по степени тугоухости, по 12 человек в классе. Основная работа ведётся на слух через аппаратуру, содействующую лучшей дифференцировке речи. Большое внимание обращается на обучение чтению с лица, с губ. Против опасений, что «губизм» может тормозить развитие слуха, проф. Преображенский правильно возражает, указывая, что чтение с лица не может полностью компенсировать слуха, так как оно менее привычно и труднее, чем слушание. Тугоухий пользуется остатками слуха до последней возможности. Благодаря же содействию слуху чтения с лица (влияние взаимодействия возбуждений разных очагов коры), полнее осуществляется речевая связь с людьми, которая предохраняет слух от атрофии. Принцип положительного 'взаимодействия анализаторов также опровергает такое опасение.

Особенно важно вовремя начинать чтение с лица с детьми, у которых тугоухость прогрессирует. Следует тренировать тугоухого в чтении не только с лица своего руководителя, но и товарищей и других лиц. Эта работа проводится одновременно с прохождением учебной программы и в основном сходна с обучением глухонемых чтению с лица.

Так как на почве тугоухости появляется ряд речевых недостатков, то на особых уроках проводится логопедическая работа. Наконец, возможность улучшения самого слуха делает необходимой работу по развитию его разными методами, в том числе и посредством электрослуховых приборов. Тугоухие с значительными расстройствами слуха, но которые всё же могут учиться в нормальной школе, должны посещать курсы чтения с лица и развивать там же на аппаратуре и свой слух.

Реедукация (восстановление) слуха производится посредством электроприборов, повышающих или понижающих звуковую тональность, усиливающую или ослабляющую силу звука.

Такие упражнения не только тренируют периферические рецепторные отделы слухового анализатора, но и растормаживают заторможенность слухоречевых систем коры мозга, вызванную эффективностью слуховых раздражителей, падающих на неё (М.А.Ратенберг). Результаты реедукации, правильно назначенной врачом, всегда положительны: усиливается острота слуха и дифференциация звуков речи.

С тугоухими нужно всегда говорить медленнее, громче, более чётко и с более яркими интонациями и подчёркиванием окончаний, чем при обыкновенном разговоре со слышащими, говорить «полным стилем» (Щерба), т.е. произносить все звуки слова, почаще вовлекать их в разговор, в случае нужды повторять сказанное до тех пор, пока тугоухий не усвоит его полностью. Н.А.Pay рекомендовала для развития речи у тугоухих младшего возраста разнообразные игры, например, игру в лото (та или иная манипуляция с картинками сопровождается называнием иарисованного), в жмурки (ориентировка на звук или звонок) и т. п. Основное правило – ни в коем случае нельзя тугоухих ставить в особое положение в отношении к коллективу. С ними следует обращаться так же, как и с нормально слышащими детьми. Чем больше они вращаются в кругу слышащих людей и живут общественной жизнью, тем лучше они говорят. Направлять в специальные классы тугоухих можно лишь в крайних случаях.

При занятиях с тугоухими обязательно учитывать тугоухость врождённую и приобретённую после 3–4 лет. Если в первом случае приходится уделять много внимания развитию речи в целом, так как при значительной или тяжёлой степени тугоухости у ребёнка речь почти отсутствует, то во втором – коррекции имеющейся речи, своевременному предупреждению деградации её и закреплению правильной речи повседневной практикой.

Очень важным является развитие основного анализатора речи – слуха. Сущность этой работы состоит в выработке более тоикой дифференцировки слухом слабых акустических раздражителей. Это достигается системой упражнений, когда тугоухого ставят в такие условия, что ему необходимо улавливать разнообразные по силе голоса и по дифференцированности звуки и 1 звукосочетания. Например, громко и отчётливо перед зеркалом учителем произносится звук а – тугоухий тоже громко повторяет его, сначала перед зеркалом, а затем уже и не глядя ни в зеркало, ни на учителя. Тот же звук громко произносится учителем без зеркала; он тоже его повторяет. То же проделывается с звуком о. После этого, не показывая артикуляции звуков тугоухому (рот на некотором расстоянии закрывают экраном–листом бумаги), произносят в разном порядке эти звуки сначала громко, затем тише – тугоухий различает их и повторяет а, а, о, а, а, о, о и т. д. То же проделывается со слогами, словами и т. п. Другой вид упражнений такого же рода: произносятся два сочетания, различающиеся лишь одним звуком,– тугоухий повторяет их (бритвабитва, котрот, кашаСаша и т. п.). Наконец, третий вид упражнений на развитие слуха (в этом случае – только элементарного слуха, его соотнесённости с звучащим предметом, с местом источника звучания, различения тембра и других физических качеств звука) – это различение с закрытыми глазами звуков, издаваемых в комнате. Различают звук колокольчика, звук барабана, стук в дверь, в стекло, в жесть, царапанье по стеклу, подражание крику животных и т. п. Всё это является богатым материалом для соответствующих игр. Упражнения на развитие слуха одновременно улучшают и слуховое внимание.

Для устранения тугоухости особенно полезны разнообразные занятия по воспитанию слухового и слуходвигательного ритма (ритмические движения под музыку, под отстукивание или словесную команду).

Для воспитания чистого произношения очень важно почаще упражнять учеников в правильной артикуляции, чтобы путём осознания кинестетических ощущений в собственной речи создать более чуткий контроль над своим произношением.

В классе нормальной школы нужно тугоухих помещать на центральных партах 3–4 ряда, чтобы дать им возможность лучше слышать речь преподавателя и видеть его лицо, слышать большее число своих товарищей. Учитель во время разговора не должен ходить по классу, стоять же ему необходимо так, чтобы лицо было наиболее освещено. То и другое облегчает тугоухому чтение с лица. Говорить с ним нужно громко, но не крикливо, медленно, чётко артикулируя звуки и в свою очередь требуя от него громкой и отчётливой речи и повторения за учителем. Необходимо повторять до тех пор, пока ученик не усвоит сказанного. Без этих мероприятий при сильной тугоухости речь не только не развивается, но часто ещё более расстраивается, особенно при усиливающейся тугоухости (у глохнущих).

Следует помнить, что если тугоухий, даже сидя на первой парте, слышит громкую речь учителя лишь с напряжением, то он быстро утомляется и перестаёт слушать. Хождение учителя по классу и ослабление голоса ещё больше затрудняют его. При быстрой утомляемости тугоухого надо применять индивидуальную звукоусиливающую аппаратуру.

Обучение чтению с лица облегчает ученику восприятие речи окружающих. Поэтому, если имеется к тому возможность, следует направлять тугоухих в специальные классы или (учеников-подростков) на курсы обучения чтению с лица.

Недостатки отдельных звуков в их речи устраняются в общем теми же приёмами, как и у нормально слышащих косноязычных, с одновременным использованием звукоусиливающей аппаратуры. В разговоре с ними важно учитывать различную слышимость звуков речи и то обстоятельство, что легче всего различается сила звука, а затем уже высота тона (Л. Орбели). Одновременно с этим следует постоянно требовать и от детей громкой речи, так как их речь тихая и монотонная не является достаточно сильным слуховым раздражителем для выработки точного произношения. Вместе с тем надо затормаживать изолированную от звуков мимико-жестикуляторную речь, которая у тугоухих тяжёлой степени начинает усиленно развиваться за счёт слухолроизносительной. В комплексе же полноценной речи жест и мимика, как «выразительные» средства, содействуют более полному выявлению звукопроизношения и содержания речи и, следовательно, подлежит развитию.

Основной биологический закон всякого организма – развитие любого органа – происходит лишь под влиянием взаимодействия внешних и внутренних раздражителей; без этого наступает постепенное отмирание. Вот поэтому-то очень важно систематически культивировать слабый слух у тугоухих. «Между тем,– говорит проф. Ф.A.Pay,– учитель обычно ограничивается тем,

что говорит с данным ребёнком или. со всей группой громче обыкновенного разговорного тона, полагая, что этого достаточно для развития слуха у детей ичто с теми детьми, которые не слышат такой речи, вообще не стоит затрачивать стараний. Благодаря этому у значительного числа детей их слабый слух, не получая своевременно достаточных стимулов, постепенно уменьшается и в конце концов исчезает,– слуховой нерв, как и всякий неупраж-няемый орган нашего тела, от бездействия атрофируется». Вот почему так важно с ранних лет обращать внимание на развитие у детей слуха.

Между тем нередко родители не замечают, что их дети плохо говорят из-за тугоухости, и не оказывают им должной помощи. Важным в логопедической работе с тугоухими является положение: чем больше знаком ему предлагаемый речевой материал, чем богаче его словарь, чем точнее он артикулирует звуки, тем лучше он воспринимает речь окружающих.

Так как по данным Н.В. Тимофеева и К.П. Покрывалова, острота слуха у нормального человека достигает наибольшего развития в возрасте от 14 до 19 лет, то этот возраст следует максимально использовать для усовершенствования у тугоухого произношения и речи в целом, если в этом имеется нужда.

На уроках в школе тугоухий пользуется звукоусиливающей электроаппаратурой, в результате чего слышит такие звуки, которые без неё он или совсем не слышит, или улавливает их как общий шум. Вне уроков иные ученики пользуются индивидуальными приборами, состоящими из небольшого телефона с электрической карманной батарейкой. В настоящее время сконструированы высоко совершенные слуховые протезы с использованием полупроводников. Есть и более сложные приборы.

В общем эти приборы, если они не являются чрезмерными раздражителями, оживляют в некоторой степени работу слухового нерва, развивают в нём дифференцировки. Использование микрофона (прямого и обратного) в педпроцессе дало вполне положительные результаты и в последние годы получило большое развитие.

Употребление аппаратов допускается лишь с разрешения врача-специалиста и под его постоянным наблюдением, при том лишь в необходимых случаях – на уроках, на собраниях, в условиях шума и т. п. Без медицинского надзора это может принести только вред, так как одни аппараты усиливают проходящий к слуховому нерву звук, а другие развивают восприимчивость слухового нерва и не всегда подходят одному и тому же тугоухому. Жалобы тугоухих на боль в ушах при пользовании слуховыми приборами противопоказывают их применение. Сказанное относится и к радиоустановкам.

Особенно осторожно надо применять слуховые протезы к маленьким детям. Однако существующее среди некоторых врачей и сурдопедагогов мнение о вредности влияния протезов на слух научно не оправдано, полезность же их несомненна. Только длительное восприятие слишком сильных звуков утомляет слух, следовательно, оно вредно и должно следить за этим.

Степень тугоухости у ребёнка, если нет хронического процесса в слуховом аппарате, постепенно снижается благодаря речевой деятельности, особенно при наличии специальных слуховых упражнений (реедукации слуха). Помимо слуховых раздражителей, само артикулирование, уточняя базальиые кинестетические раздражения в органах речи, улучшает (дефференцирует) и слух, тесно связанный с речедвигательным анализатором.

Как уже отмечалось, недостатки устной речи, в частности произношения, отражаются на письме. Поэтому в письме тугоухих много специфических ошибок – чаще всего на почве смешения звонких и глухих звуков. Однако отражение неправильного произношения не является абсолютным. Для коррекции письма привлекаются дополнительные анализаторы: зрительные, кинестетические (чёткое правильное проговаривание слова до написания его или в процессе письма), анализ звукового состава слова, усвоение его ритма (произнесение под хлопки и т. п.).

Из изложенного очевидна необходимость в штате школы тугоухих высококвалифицированного логопеда, если в ней отсутствуют сурдопедагоги, имеющие такую квалификацию.

Учёт динамики логопедических занятий". Логопед должен тщательно повседневно наблюдать за динамикой устранения речевых расстройств у каждого косноязычного и в особом журнале сразу же после занятий, по свежей памяти, отмечать всё существенное, что им замечено на уроке. При всякого рода неудачах, срывах он должен отыскать их причины и по возможности устранить их. Накопившийся материал даст возможность сделать полезные обобщения и тем самым улучшить не только свою работу, но и помочь своим опытом другим логопедам.

Данные текущего учёта полезно сообщать занимающимся детям в форме «стенного учёта» (разнообразные диаграммы в форме кривых или обычных отметок цветными квадратиками). Такие диаграммы стимулируют детей к занятиям.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: