Б) Типология заикания

Первые попытки как-то классифицировать эту пёструю смесь проявлений принадлежат советским специалистам. Вопрос дифференциальной диагностики заикающихся, их типологии, дифференцированных методов коррекционного воспитания заикающихся – вопрос сегодняшнего дня для советской логопедии. В «Логопедии» в прежних её изданиях приведена одна из таких попыток, сделанных покойной Е. С. Никитиной и М. Ф. Б ру н с.

Власова и Герценштейн заикающихся детей дошкольного возраста по состоянию их речи и психики разбивают на 4 группы.

I. Дети без особого клинического своеобразия, с лёгкой формой чаще всего клонического заикания, сравнительно недавнего происхождения (не свыше года); среди них нередко наблюдаются случаи врождённого отягощения (нервность), повышенная подражательность. Из производящих причин – чаще всего шоковые неврозы, иногда детские болезни. В итоге логопедической работы заикание сравнительно быстро исчезает.

II. Дети с преимущественно тоническим заиканием, осложнённым косноязычием, и с запоздалым в большинстве случаев началом речи. Часто эти дети с врождённым отягощением, соматически слабые, с плохим сном, заикаются с начала становления речи. Они в большинстве случаев стремятся к исправлению своей речи.

У многих – резкое отклонение, выражающееся в болезненном отношении к дефекту, замкнутости, раздражительности, плаксивости, приводит к задержке в умственном развитии, отсутствию инициативы. Психомоторика неудовлетворительная.

Производящие причины – косноязычие, подражание, реже шоковые неврозы и пр.

В результате логопедических занятий (8–12 месяцев) они дают хорошие успехи. Иногда с ликвидацией косноязычия исчезает и заикание. Рецидивы не наблюдаются. Требуется длительная работа.

III. Дети с наиболее тяжёлым, преимущественно тоническим заиканием, заторможённые невротики. Болезненно реагируют на свой недостаток, фиксируют его. Избегают коллектива и спонтанной речи. Часто с врождённым отягощением (нервность родителей). Много перенесённых болезней.

Производящие причины – нередко шоковые неврозы, менингит, реже прочие обстоятельства.

Заикание исчезает после 8–15 месяцев логопедических занятий, в процессе которых наблюдаются длительные рецидивы. Медленное выравнивание психомоторики. Постепенно включаются в коллектив. Полученные результаты стойки, при изредка возникающих рецидивах они сами справляются с ними. В общем, прогноз хороший.

IV. Дети с преимущественно клоническим заиканием, независимо от стажа заикания без вторичных психических наслоений, переживающие свой порок. У большинства из них внимание неустойчивое. Дети с ярко выраженной активностью и обилием психомоторики, вплоть до двигательного беспокойства.

Часто отмечается врождённая нервная и речевая отягощён-ность; беспокойны и крикливы в раннем детстве, общее развитие – норма.

Производящие причины – чаще всего шоковые неврозы и подражание заикающимся.

Заикание ликвидируется в 8–12 месяцев, с частыми короткими рецидивами, особенно при эмоциональных переживаниях. Психическое перевоспитание идёт туго.

Результаты неполны и нестойки – у многих резкие рецидивы с поступлением в школу. Нуждаются в повторных логопедических занятиях.

Из приведённой типизации заикающихся дошкольников вытекает и необходимость применения к каждой группе дифференцированных логопедических подходов и методов.

Так, в I группе достаточно культивировать разнообразные формы естественной коллективной речи, в несколько замедленном ритме, с привлечением музыки, пения, ритмических движений. Значительное внимание уделяется воспитанию дисциплины (послушание, порядок во всём, чистота и исполнительность), а также укреплению нервной системы.

С детьми II группы проводится более сложная и длительная работа. Одновременно с воспитанием правильной речи и во взаимодействии с нею ведётся работа над развитием мышления,

С первых же дней вместе с работой над заиканием занимаются и коррекцией косноязычия, центрируя на ней внимание ребёнка, как на средстве избавления и от заикания.

Преодоление заикания достигается обычными приёмами воспитания естественной плавной речи с учётом его формы – клонической или тонической. Важно здесь воспитание инициативы, здорового отношения, к своему дефекту и к окружающим, развитие психомоторики. Вся эта работа проводится на фоне развития речи в целом (словарь, синтаксис).

Серьёзное внимание уделяется лечебной стороне дела. Дети III группы в основном нуждаются в расторможении психики и моторики, в преодолении психофизической скованности, в перевоспитании отношения к заиканию и к окружающим, в отвлечении от своего дефекта.

Вовлечение в интересы и жизнь коллектива, воспитание потребности в речевом общении, преодоление страха речи – менее важные задачи логопедической работы с такими детьми. Обязательным является и лечебное укрепление нервной системы.

Ведущими видами занятий являются: растормаживающая гимнастика, подчёркнутый ритм, как в речи, так и в движениях, пение, разнообразные богатые движениями и диалогами игры, выполнение общественных поручений. Бодрое и весёлое настроение, заразительный детский смех – основной фон занятий в этой группе.

Для детей IV группы прежде всего нужна глубоко продуманная строгая система занятий и их проведения, воспитание дисциплины как на занятиях, в играх, так и в быту, воспитание активного, устойчивого внимания. Особенное место занимает воспитание торможения в области общей и речевой моторики. Успокаивающие медленные ритмы (в ритмической гимнастике, в играх, в речи и т. п.) и количественные ограничения движений (игры, в которых приходится много стоять, сидеть, молчать; минутки тишины, игры в хороводы с медленными песнями и движениями и т. д.).

Ниже приводится в сжатом изложении типология заикающихся школьников, разработанная на основе многолетних личных наблюдений и опыта врачом и дефектологом А.Ф.Шельтинг (Ленинград).

Все заикающиеся делятся на 4 типа.

I. Заикание на фоне задержанного развития моторики и речи. У одних – ярко выраженный паллидарный синдром, у других

этого не замечается.

II. Заикание, связанное с алалией. Моторное недоразвитие, ригидность мускулатуры, затрудняющей свободное произношение (говорит с чрезвычайным напряжением, быстро утомляется),

III. Заикание в незначительной степени при наличии общей слабости, мышечной вялости, повышенной нервности. Нередко заикание осложнено косноязычием.

IV. Заикание у невротиков, обычно внезапно возникающее в раннем возрасте. Психические наслоения не выражены. Слабовольны, несобранны, рассеянны. Речь торопливая.

Для I группы заикающихся рекомендуется: на первом плане – лечение нервной системы и развитие нормальной речи, с. особым акцентом на коррекцию дыхания. При ярко выраженном паллидарном синдроме рекомендуются в целях расторможения высших интегрирующих механизмов мозга, сочетание речевых движений в целом (дыхания, голоса и речи) с ритмическими движениями тела – рук, ног, туловища.

Рекомендуются игры на развитие памяти и внимания, на быстрое переключение с одной ситуации на другую: оречевление действия, быстрое изменение темпа в ходьбе, переключение в мышлении с одной темы на другую. Развитие логического мышления, систематизация предметов и явлений окружающей жизни (частное – общее, сходное – отличное и т. п.).

Для II группы – развитие моторики (координация и растормаживание) и речи-мышления (словаря, синтаксиса, связного изложения).

Для III группы – общеукрепляющие нервную систему средства, укрепление мышечного тонуса и развитие моторики одновременно с коррекцией речи. При наличии косноязычия сначала главное внимание уделяется ему при соответствующих требованиях и в отношении заикания. Координация речи с движениями рук, туловища, ног. Прогноз наиболее благоприятный.

Для IV группы – все виды затормаживания речи; чёткий, медленный ритм речи, речь с паузами и т. п. Дисциплина поведения и дисциплина мысли (пересказ с предварительной редакцией фразы), рассказывание по памяти; точная передача содержания картины, точный пересказ и т. п. Большое значение имеет воспитание самоконтроля и психотерапия. Прогноз неутешительный: часты рецидивы.

Отдельные конкретные приёмы, которые можно использовать для каждой группы, см. в последующем изложении этой главы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: