Факторы, обуславливающие развитие конкуренции и влияющие на ее интенсивность

Ф-ры, влияющие на интенс-тьконк-ции:

1) количество конкурентов;

2) соотношение производств.мощностей конкурентов;

3) динамика спроса;

4) высота барьеров входа и выхода с отрасли;

5) степень привлекательности отрасли;

6) возможность снижения цены;

7) величина издержек замещения потребителя;

8) степень разнообразия конкурентных стратегий;

9) степень удовлетворения занимаемой позицией.

Факторы, обуславливающие развитие:

1) тезнологич. изменения;

2) изменения в спросе;

3) изм-я в структуре рынка;

4) изм-я в номенклатуре продуктов;

5) динамика развития отрасли (рост, зрелость, спад);

6) изм-я в гос. эк-кой политике.

Опишите движущие силы конкуренции по М. Портеру.

1)Риск входа потенциальных конкурентов (первая сила Портера) создает опасность прибыльности компании. С другой стороны, если этот риск мал, компания может повышать цену и увеличивать доходы. Конкурентная сила этого фактора сильно зависит от высоты барьеров входа (стоимости входа в отрасль). Имеется три основных источника таких барьеров:

- лояльность к торговой марке покупателей (входящие компании должны перекрыть это значительными инвестициями);

- абсолютные преимущества по издержкам (более низкие издержки производства обеспечивают существующим компаниям существенные преимущества, которые трудно достичь новым компаниям);

- экономия на масштабе (это преимущество ассоциируется с большими компаниями).

2) соперничество существующих в отрасли компаний. Здесь следует выявить влияние трех факторов:

- структуру отраслевой конкуренции;

- условия спроса;

- высоту барьеров выхода в отрасли.

3) возможность покупателей "торговаться". Она представляет угрозу давления на цены из-за потребностей в лучших качестве или сервисе. Слабые покупатели, наоборот, допускают рост цен и повышение прибыли. Покупатели наиболее сильны в следующих ситуациях:

 - когда поставляющая отрасль состоит из многих малых компаний, а покупателей мало и они большие;

 - когда покупатели делают закупки в больших количествах;

 - когда отрасль зависит от покупателей в большей части своей деятельности;

 - когда покупатели могут выбирать между снабжающими отраслями по критерию минимума цен, что увеличивает ценовую конкуренцию в отрасли;

 - когда экономически для покупателей приобретения у разных компаний рассматриваются как единое целое;

4) давление со стороны поставщиков. Оно заключается в их угрозе поднять цены, вынуждая компании снизить количество поставляемой продукции, а, следовательно, и прибыль. Альтернативно - слабые поставщики дают возможность снизить цены на их продукцию и требовать более высокого качества. Наиболее мощным является давление со стороны поставщиков в следующих случаях:

- когда поставляемый продукт имеет мало заменителей и он важен для компании;

- когда компании отрасли неважны для снабжающих фирм;

- когда поставщики поставляют такие продукты, что для компаний дорого переключаться с одного вида на другой;

- когда поставщики используют угрозу вертикальной интеграции вперед;

- когда покупающие компании неспособны использовать угрозу своей вертикальной интеграции назад.

5) угроза появления заменяющих продуктов. Существование полностью заменяющих продуктов составляет серьезную конкурентную угрозу, ограничивающую цены компании, и ее прибыльность. Однако если продукты компании имеют немного полных заменителей, то компании имеют возможность повысить цены и получить дополнительную прибыль, и их стратегии должны использовать этот факт.

 

Черты рынка совершенной конкуренции. Примеры.

1) бесчисленное множество продавцов и покупателей на рынке;

2) продукция фирм идентична или настолько похожа, что покупатели не заботятся, продукция какой фирмы им покупать;

3) ни покупатель, ни продавец не имеют власти на текущ. рыночн. цену. Цена формируется как равновесная, т.е. на точке пересечения спроса и предложения;

4) все ресурсы на рынке полностью мобильны;

5) рынок характеризуется состоянием совершенного знания, решение принимается в условиях определенности.

Поведение фирмы в условиях чистой конкуренции.

1) каждая фирма зарабатывает только нормальные прибыли и доход на вложенный капитал.

2) эффективность каждой из них должна быть не ниже эффективности средней фирмы отрасли.

3) фирма принимает цену как данную, но может регулировать объем производства, рыночная власть компаний практически равна нулю.

4) стратегия компании и ее производственные возможности в отрасли подвержены влиянию изменения в спросе.

5) сов.конкуренция не сталкивает конкурента с конкурентом, а сталкивает фирму с рынком.

6) в центре конкуренции находится цена, т.е. способность фирмы конкурировать по низким рыночным ценам. Это значит, что самые конкур-е позиции занимают те фирмы, кот-е явл. самыми экономичными производителями товаров в отрасли.

7) сов.конк-ция защищает потребителей, от предприятий, ищущих максимизацию прибыли. Соответственно, потребители свободно принимают решение купить, а производители – продать товар. У гос-ва нет необходимости регулировать рынок.

8) компания, функционирующая на данном рынке, уделяет немного внимания конкуренции, а концентрирует на производстве товара по низким издержкам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: