Антимонопольное законодательство – совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически-влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.
Антимонопольное законодательство осуществляется и подчинено главной задачей в недопущении монополизации рынка фирмами. Существует 2 типа Американская и З/Д.
Конкурентоспособность предприятия и его основные уровни.
Оценка конкурентоспособности предприятия осуществляется по пятиуровневой иерархической системе факторов:
1) Доля рынка.
2) Инновационный Производственные мощности Сбытовые мощности
3) Стратегия фирмы.
4) Менеджмент или потенциал высшего руководства.
5) Итоги прошлых лет.
|
|
Повышение доли рынка является ключевым показателем достижения лидирующей позиции производителя. Высокая доля рынка обуславливает рост объемов производства, расширение деловой активности предприятия и в конечном счете увеличение прибыли. Достижение значительной доли рынка требует тщательного планирования, продуманной рыночной стратегии и специальных рыночных шагов. Наиболее важными факторами повышения доли рынка являются: цена, новые товары, обслуживание, масштабы и качество маркетинга, реклама, качество товара, имидж предприятия.
Инновационная политика заключается в совокупности управленческих методов, обеспечивающих ускорение процесса интеграции всех типов нововведений, создание благоприятного климата на предприятии, стимулирующего инновацию во всех областях производственной и коммерческой деятельности. Ее цель сократить сроки разработки и внедрения новой продукции и увеличить рентабельность производства и сбыта. Необходимое условие инновационной политики – перманентность инноваций, т.е. преемственность, непрерывность и последовательность. Это означает, что в то время как один вид товара запущен в производство и массово продается на рынке, на смену ему разрабатывается уже новый или усовершенствованный товар.
Оценка потенциальных производственных возможностей предприятия позволяет обеспечить баланс рыночных запросов с реальными возможностями предприятия, разработать обоснованную программу его производственного развития и поведения на рынке, а также подвести реальную компетентную основу под принимаемые решения.
|
|
Сбытовая политика (политика организации каналов) включает организацию оптимальной сбытовой сети для эффективных продаж производимой продукции, включая создание сетей оптовых и розничных магазинов, складов промежуточного хранения, пунктов тех. обслуживания, выставочных залов, определение маршрутов транспортировки, систему снабжения логистики и т.д.
Стратегия фирмы включает стратегию конкурентной борьбы, которая направлена на улучшение или сохранение позиции компании на существующем рынке, определяется через долю рынка. Стратегия рыночной деятельности предприятия – это набор конкретных программ стратегического характера для достижения главной цели предприятия.
Менеджмент или потенциал высшего руководства – это способность высшего руководства предприятия принимать решения, которые реализуют на практике три первых фактора конкурентоспособности предприятия.
Итоги прошлых лет выражаются в имидже, деловой репутации, которую заработала компания, а также прибыль, которую заработала компания в прошлом.
Конкурентоспособность товара, от чего она зависит.
Конкурентоспособным является товар, комплекс стоимостных и потребительских свойств которого, обеспечивает ему коммерческий успех. Конкурентоспособность товара складывается из следующих элементов: цена/цена потребления, качество, полезный эффект. Цена потребления – чтобы удовлетворить свою потребность покупателю часто необходимо приобретать товар, цена потребления которого включает не только цену, но и дополнительные расходы, связанные с доставкой, установкой, эксплуатацией, страховкой, налогами и т.д., вплоть до утилизации. Для многих видов товаров эти эксплуатационные расходы как часть цены потребления во много раз превышают цену рынка. Качество товара – совокупность свойств, характеристик того или иного товара. Между качеством товара и конкурентоспособностью существует тесная связь. Полезный эффект – отдача от использования продукции или насколько полно он удовлетворяет ту или иную потребность.