Рынок монополистической конкуренции, факторы отличающие его от других рынков. Примеры

Поведение фирм в условиях монополистич конкуренции:

1)большое кол-во производителей,бесчисленноемнож-во покупателей;

2)товар похожий,но не идентичный;

3)каждая фирма производит дифференциальный товар,тем самым приобретает ограниченную монополию;

4)наличие у фирмы рыночной власти на основе лояльности потребителя к торговой марке;

5)барьеры на вход очнизкие,определяютсятем,что необходимо произвести тот же самый дифференциальный товар,т.е переманить клиентов;

6)взаимодействие фирм на рынке отсутствует;

7)на рынке действует жесткая неценовая конкуренция.

14.Рынок олигополистической конкуренции:

1)ограниченное кол-во продавцов(2-20).Если 2-дуополия.Бесчисленное множ-во покупателей;

2)ограниченное кол-во продавцов,которое удовлетворяет значит долю сроса;

3)товар может быть и стандартный(нефть), и дифференцированный(авто,мор перевозки);

4)барьеры на вход высокие

5)взаимодействие фирм присутствует.Необходимость взаимодействия объясняется возможностью заработать макс отраслевую прибыль только при условиях сговора или договоренности фирм(картель,трест).

Формы монополизации экономики

Монополизация экономики-процесс захвата фирмами ключевых позиций в области производства и реализации продукции,установление контроля над рынком

1)Картель-объединение предприятий 1 отрасли,в к-ром участники,сохраняя свою собственность на средства и рез-ты производства, вступают между собой в длительные соглашения об установлении единых цен, о делении рынка по потребителям и продукции.

2)Синдикат-объединение предприятий 1 отрасли, при к-ром собственность на средства производства сохран за участниками соглашения, а произведенная продукция явл собственностью всего синдиката.

3)Трест-объединение предприятий на базе установления общей собственности на средства производства.

4)Концерн-корпорация, возникающая на основе акционерного капитала или капитала ООО и объединяющая под эгидой головной компании(холдинга) формально независимые предприятия путем установления фин контроля над ними..

16.Чистая монополия – это ситуация на рынке,когдатоваруединственного производителя не сущ сколь-нибудь близких товаров заменителей. Она может возникнуть в следующих случаях:

1)фирма получает право франшизы или лицензию(патент) быть исключит производителем в данном географ районе;

2)фирма владеет и контролирует поставки ключевого сырья(средства произ-ва);

3)фирма становится монополистом путем производства такой продукции, которой потребители предпочитают продукции остальных фирм;

4)фирма производит продукцию благодаря наличию экономии от масштабов производства.

 

Экономические аргументы против монополистических рынков. Ограничения, накладываемые на поведение монополиста.

В условиях рыночной экономике на поведение монополиста накладываются определённые ограничения

1) прямоё - использование рыночной силы ограничено страхом вмешательства государства и государственным регулированием

2)высокие монопольные прибыли активизируют силы потенциальной конкуренцией как со стороны новых фирм, так со стороны новой продукции

3) покупатели особенно те, которые в сильной мере зависят от продукции монополиста постараются отбросить его рыночную силу.

Монополия и основные виды. Приведите примеры

Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.

Формы монополии:

1)естественная(телевидение, телефон, Ж-Д) монополия понимается как привилегия на рынке в следствии объективных причин(природные ресурсы, электроэнергия, Ж-Д).По отношению к естественной монополии возможны следующие методы государственного регулирования (19 вопрос)

2)организационная - объединение предприятий, одинаковых по профилю видов деятельности, которые созданы в целях уменьшения числа объектов управления(ведомства, управления воздушными перевозками)

3)технологическая- обусловлена тем что при данной технологии спрос на определенный продукт способно удовлетворить одно и несколько предприятий. Увеличения их числа ведет к перепроизводству или сокращению объёмов выпуска каждым и росту издержек производства.

4)экономическая монополия возникает путем соглашения между хозяйствующими субъектами рынка или в результате победы в конкурентной борьбе ("Одесский каравай")

 

Варианты гос политики по отношению к естественной монополии.

По отношению к естественной монополии возможны следующие методы государственного регулирования:

1) Цена устанавливается государством на уровне спроса и предельных затрат на продукцию.при этом обязуют монополию полностью удовлетворять спрос при данной цене. Если цена не перекрывает издержки, привлекаются дотации из бюджета.

2)Цена устанавливается на уровне спроса и средних затрат на продукцию, бюджетных ассигнований не требуется, однако продукции, выпускаемой монополией может быть не достаточно.

3)Двуставочные тарифы.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: