Поведение фирм в условиях монополистич конкуренции:
1)большое кол-во производителей,бесчисленноемнож-во покупателей;
2)товар похожий,но не идентичный;
3)каждая фирма производит дифференциальный товар,тем самым приобретает ограниченную монополию;
4)наличие у фирмы рыночной власти на основе лояльности потребителя к торговой марке;
5)барьеры на вход очнизкие,определяютсятем,что необходимо произвести тот же самый дифференциальный товар,т.е переманить клиентов;
6)взаимодействие фирм на рынке отсутствует;
7)на рынке действует жесткая неценовая конкуренция.
14.Рынок олигополистической конкуренции:
1)ограниченное кол-во продавцов(2-20).Если 2-дуополия.Бесчисленное множ-во покупателей;
2)ограниченное кол-во продавцов,которое удовлетворяет значит долю сроса;
3)товар может быть и стандартный(нефть), и дифференцированный(авто,мор перевозки);
4)барьеры на вход высокие
5)взаимодействие фирм присутствует.Необходимость взаимодействия объясняется возможностью заработать макс отраслевую прибыль только при условиях сговора или договоренности фирм(картель,трест).
|
|
Формы монополизации экономики
Монополизация экономики-процесс захвата фирмами ключевых позиций в области производства и реализации продукции,установление контроля над рынком
1)Картель-объединение предприятий 1 отрасли,в к-ром участники,сохраняя свою собственность на средства и рез-ты производства, вступают между собой в длительные соглашения об установлении единых цен, о делении рынка по потребителям и продукции.
2)Синдикат-объединение предприятий 1 отрасли, при к-ром собственность на средства производства сохран за участниками соглашения, а произведенная продукция явл собственностью всего синдиката.
3)Трест-объединение предприятий на базе установления общей собственности на средства производства.
4)Концерн-корпорация, возникающая на основе акционерного капитала или капитала ООО и объединяющая под эгидой головной компании(холдинга) формально независимые предприятия путем установления фин контроля над ними..
16.Чистая монополия – это ситуация на рынке,когдатоваруединственного производителя не сущ сколь-нибудь близких товаров заменителей. Она может возникнуть в следующих случаях:
1)фирма получает право франшизы или лицензию(патент) быть исключит производителем в данном географ районе;
2)фирма владеет и контролирует поставки ключевого сырья(средства произ-ва);
3)фирма становится монополистом путем производства такой продукции, которой потребители предпочитают продукции остальных фирм;
4)фирма производит продукцию благодаря наличию экономии от масштабов производства.
|
|
Экономические аргументы против монополистических рынков. Ограничения, накладываемые на поведение монополиста.
В условиях рыночной экономике на поведение монополиста накладываются определённые ограничения
1) прямоё - использование рыночной силы ограничено страхом вмешательства государства и государственным регулированием
2)высокие монопольные прибыли активизируют силы потенциальной конкуренцией как со стороны новых фирм, так со стороны новой продукции
3) покупатели особенно те, которые в сильной мере зависят от продукции монополиста постараются отбросить его рыночную силу.
Монополия и основные виды. Приведите примеры
Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Формы монополии:
1)естественная(телевидение, телефон, Ж-Д) монополия понимается как привилегия на рынке в следствии объективных причин(природные ресурсы, электроэнергия, Ж-Д).По отношению к естественной монополии возможны следующие методы государственного регулирования (19 вопрос)
2)организационная - объединение предприятий, одинаковых по профилю видов деятельности, которые созданы в целях уменьшения числа объектов управления(ведомства, управления воздушными перевозками)
3)технологическая- обусловлена тем что при данной технологии спрос на определенный продукт способно удовлетворить одно и несколько предприятий. Увеличения их числа ведет к перепроизводству или сокращению объёмов выпуска каждым и росту издержек производства.
4)экономическая монополия возникает путем соглашения между хозяйствующими субъектами рынка или в результате победы в конкурентной борьбе ("Одесский каравай")
Варианты гос политики по отношению к естественной монополии.
По отношению к естественной монополии возможны следующие методы государственного регулирования:
1) Цена устанавливается государством на уровне спроса и предельных затрат на продукцию.при этом обязуют монополию полностью удовлетворять спрос при данной цене. Если цена не перекрывает издержки, привлекаются дотации из бюджета.
2)Цена устанавливается на уровне спроса и средних затрат на продукцию, бюджетных ассигнований не требуется, однако продукции, выпускаемой монополией может быть не достаточно.
3)Двуставочные тарифы.