Государственный бюджет: доходы и расходы

Гос.бюджет – баланс доходов и рсходов гос-ва за определенный период времени, представляющий собой основной финансовый план страны, к-рый после его принятия законодат.органом власти приобретает силу з-на и обязателен для исполнения. С макроэконом.точки зрения все гос.расходы делятся на 1)гос.закупки товаров и услуг; 2)трансферты; 3)обслуживание гос.долга. Основные источники доходов гос-ва – налоги; прибыль гос.предприятий; доход от эмиссии денег; доходы о приватизации и т.д. Разница м/у доходами и расходами гос-ва представляет собой сальдо гос.бюджета. Гос.бюджет может находиться в трех различных состояниях: 1) доходы˃ расходы, сальдо б-та положит-ное→профицит бюджета; 2)доходы=расходы → сальдо =0 → бюджет сбалансирован; 3)доходы˂ расходы → сальдо отриц-ное →дефицит гос.бюджета.

Государственный долг: внутренний и внешний.

Гос.долг -результат финансовых заимствований гос-ва, осуществляемых для покрытия Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
Внешний гос.долг - это составная часть гос. долга по внешним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-нерезидентами. Наличие внешнего долга у страны является нормальной мировой практикой. Однако существуют границы, за пределами которых увеличение гос. внешнего долга становится опасным. Масштабное привлечение займов может привести страну к зависимости от кредиторов. Для относительной характеристики величины гос. долга в мировой практике используются спец. показатели – относительные параметры внешнего долга. Они включают отношение долговых платежей к экспорту товаров и услуг. По классификации Международного банка реконструкции и развития низким уровнем внешней задолженности считается отношение меньше 18 %; умеренным – 18-30%. Другими показателями также являются:
отношение валового внешнего долга к ВВП;отношение валового внешнего долга к экспорту товаров и нефакторных услуг. Наличие внешнего долга предполагает передачу части созданного продукта за пределы страны. Рост внешнего долга снижает международный авторитет страны и подрывает доверие населения к политике ее правительства.
Основными кредиторами внешнего долга являются: другие гос-ва;
международные финансовые организации; Частные фонды.
Внутренний гос.долг - это составная часть гос.долга по внутренним займам и другим долговым обязательствам перед кредиторами-резидентами. Наличие внутреннего долга не является исключением в экономике, а скорее – правилом. Экономически развитые страны имеют значительный гос.внутренний долг. Однако значительна разница в причинах, способах образования и особенностях функционирования этого вида долга. Гос. долг и вызвавшие его дефициты могут быть тщательно продуманными и спланированными факторами стабилизации экономики и ее развития. Внутренний гос. долг рассматривается как «заем нации сам себе» и не влияет на общие размеры совокупного богатства нации. Определенные отрицательные последствия по его управлению перекрываются положительными эффектами от мобилизации дополнительных финансовых ресурсов в инвестиции или развитие экономики страны. Однако присутствует и ряд отрицательных последствие наличия внутреннего гос. долга: погашение задолженности производится за счет бюджетных средств, т.е. за счет налогоплательщиков; для уменьшения долга гос-во может увеличивать налоги, что может привести к макроэконом.последствиям, таким как уменьшение инвестиций. действует эффект «вытеснения инвестиций» частных предпринимателей. Т.е. выход государства на ссудный рынок усиливает конкуренцию на денежном рынке, что в свою очередь приводит к увеличению процентных ставок на денежный капитал. Это лишает частный сектор какой-то части инвестиций и соответственно «тормозит» экономическое развитие страны. Основными кредиторами внутреннего долга являются: население; корпорации; банки; другие финансовые и кредитные учреждения.

 






Дискреционная фискальная политика.

Дискреционная фискальная политикасознательное регулирование государством уровня налогообложения и государственных расходов с целью воздействия на реальный объем национального производства, занятость, инфляцию. При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса (AD) в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения G или снижения T. В период подъема создается бюджетный излишек.

Государственные расходы оказывают влияние на AD и обладают мультипликативным эффектом

ΔВНП = kg ΔG,

где kg = 1/1–MPC – мультипликатор государственных расходов.

Действие налогов, подобно G, обладает мультипликативным эффектом

ΔВНП = – kt ΔT,

где kt = MPC/MPS – мультипликатор налогов.

Мультипликатор kg > kt, так как, например, при сокращении Т потребление увеличивается лишь частично (часть располагаемого дохода идет на увеличение сбережений), тогда как каждая единица прироста G оказывает прямое воздействие на величину ВНП.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: