double arrow

Автоматическая фискальная политика.

Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных (автоматических) стабилизаторов. Данные стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует эк-ку, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (включающий в себя и налог на доходы домохозяйств, и налог на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (в первую очередь, налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Подоходный налог действует следующим образом: при спаде уровень деловой активности (Y) сокращается, а поскольку налоговая функция имеет вид: Т = tY (где Т – величина налоговых поступлений, t – ставка налога, а Y – величина совокупного дохода (выпуска)), то величина налоговых поступлений уменьшается, а при «перегреве» экономики, когда величина фактического выпуска максимальна, налоговые поступления увеличиваются. Ставка налога остается неизменной. Однако налоги – это изъятия из экономики, сокращающие поток расходов и, следовательно, доходов. Получается, что при спаде изъятия минимальны, а при перегреве максимальны. Таким образом, из-за наличия налогов эк-ка как бы автоматически «остужается» при перегреве и «подогревается» при рецессии. наиболее сильное стабилизирующее воздействие на экономику оказывает прогрессивный подоходный налог.

 НДС обеспечивает встроенную стабильность следующим образом. При рецессии объем продаж сокращается, а поскольку НДС является косвенным налогом, частью цены товара, то при падении объема продаж налоговые поступления от косвенных налогов (изъятия из экономики) сокращаются. При перегреве, наоборот, поскольку растут совокупные доходы, объем продаж увеличивается, что увеличивает поступления от косвенных налогов. Экономика автоматически стабилизируется.

пособия по безработице -общая сумма их выплат увеличивается при спаде и сокращаются при буме, когда наблюдается «сверхзанятость» и рост доходов. Эти пособия являются трансфертами. Их выплата способствует росту доходов, а, следовательно, расходов, что стимулирует подъем экономики при спаде. Уменьшение же общей суммы этих выплат при буме оказывает сдерживающее влияние на экономику.

В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов.

 

Кредитно-денежная (монетарная) политика.

Монетарная пол-ка представляет собой меры, проводимые ЦБ по регулированию денеж.р-ка с целью стабилизации эк-ки. Она направлена на сглаживание циклич.колебаний. Цель монетарной пол-ки – обеспечение стабильного эконом.роста, полной занятости ресурсов, стабильности уровня цен и равновесия платежного баланса. Монетар.пол-ка, влияет на эконом.конъюнктуру, воздействуя прежде всего на совокуп.спрос. Объектом регулирования выступает денеж.р-к и денеж.масса. Монетар.пол-ку осуществляет ЦБ. Целевыми ориентирами монет.пол-ки может выступать контроль за: предложением денег; уровнем ставки процента; обменным курсом национал.денежной единицы.

Достижения поставленных целей ЦБ добивается путем воздействия на промежуточные звенья механизма кредитно-денежного регулирования: денежную массу, ставку процента, обменный курс валюты.

Различают пассивную и активную кредитно-денежную политику. Под пассивной политикой понимают изменения денежных параметров, возникающие вследствие осуществления гос-вом фискальной (бюджетно-налоговой) политики. Проводя активную политику, государство при помощи специфических инструментов кредитно-денежной политики воздействует на денежный рынок для достижения поставленных целей.

Выделяют два типа кредитно-денежной политики: стимулирующую и ограничительную. Стимулирующая осуществляется в целях увеличения эконом. активности в стране путем увеличения денежного предложения и снижения цены денег (ставки процента).

Ограничительная направлена на сдерживание инфляционного эконом. роста и предполагает сокращение объемов денежного предложения и увеличение цены денег.

Кредитная система и ее структура.

В шир. смысле - совокупность кредитно-расчетных и платежных отношений, форм кредита и кредитных учреждений.
В узком смысле - совокупность или система специализированных финансово-кредитных институтов. Первое понятие связано с движением ссудного капитала и включает разные формы кредита. Второе означает, что кредитная система как совокупность кредитно-финансовых учреждений аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения и предоставляет их в ссуду предприятиям, правительству и населению.
Кредитная система регулирует денежное обращение в стране, предоставляет различные услуги юр. и физ. лицам, при к-рых возникают эконом. отношения, к-рые можно отнести также к кредитным.
Кредитные отношения носят двусторонний характер и в одинаковой степени необходимы как для хозяйствующего субъекта, так и учреждений кредитной системы. Хранение денег в кредитных учреждениях означает создание кредитных ресурсов, а их размещение для нужд экономики и населения – предоставление кредита.
Современная кредитная система, которая является основным элементом рынка ссудных капиталов, состоит из следующих основных институциональных звеньев, или ярусов:
1. Центральный банк, государственные и полугосударственные банки.
2. Банковский сектор:

  • коммерческие банки;
  • сберегательные банки;
  • инвестиционные банки;
  • ипотечные банки.

3. Страховой сектор:

  • страховые компании;
  • пенсионные фонды.

4. Специализированные небанковские кредитно-финансовые институты:

  • инвестиционные компании;
  • финансовые компании;
  • благотворительные фонды;
  • трастовые отделы коммерческих банков;
  • ссудосберегательные ассоциации;
  • кредитные союзы.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: