Особенности организации бухгалтерского учета ВЭД

Методические указания

К практическим занятиям и самостоятельной работе

студентов очного и заочного обучения

СД.10.3 Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности

 

 

Направление подготовки дипломированного специалиста 080100 Экономика

Специальность 080109 Бухгалтерский учет, анализ и аудит

 

Уфа 2013

 

 

УДК

ББК

М

Составитель: Шайнурова З.М.., к.э.н., доцент

Рецензент: к.э.н., доцент кафедры Статистики и информационных технологий Салимова Г.А.

 

Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой бухгалтерского учета и анализа, З.З.Сафина, к.э.н., доцент

Рекомендовано к изданию методической комиссией экономического

 факультета (протокол № 5 от «19» декабря 2012г.)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 4
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточный аттестации по итогам освоения дисциплины и их учебно – методическое обеспечение 5
1. Организация внешнеэкономической деятельности и особенности его учета 6
1.1 Внешнеэкономическая деятельность и ее государственное регулирование (учебные ситуации, тесты) 6
1.2 Особенности организации бухгалтерского учета ВЭД (семинар, решение задач, тесты) 11
2 Учет операций и денежных средств в иностранной валюте 16
2.1 Учет операций в иностранной валюте (семинар, решение задач, тесты) 16
2.2 Учет операций и денежных средств в иностранной валюте (семинар, решение задач, тесты) 18
3 Учет, анализ и аудит экспорта и импорта товаров, работ, услуг 21
3.1 Учет экспорта товаров, работ, услуг (семинар, решение задач, тесты) 25
3.2 Учет импорта товаров, работ, услуг (семинар, решение задач, тесты) 27
3.3 Анализ внешнеэкономической деятельности (семинар, решение задач, тесты) 32
3.4 Аудит внешнеэкономической деятельности (семинар, решение задач, тесты) 37
Темы практических групповых занятий (деловые игры) 40
Фонд контрольных вопросов к зачету 42
Инновационные технологии, используемые в преподавании курса 43
Методические рекомендации по курсу 44
Рекомендации по выполнению самостоятельной работы по предложенным темам 46
Учебно-методическое обеспечение дисциплины 47
Глоссарий 48

ВВЕДЕНИЕ

 

Курс «Учет, анализ и аудит ВЭД» является специальной базовой дисциплиной для подготовки экономистов по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Конечная цель обучения - формирование у студентов теоретических знаний и практических навыков по методике ведения бухгалтерского учета, анализа и аудита ВЭД. Необходимо научить студентов адаптировать эти знания и навыки к специфике конкретных предприятий и целям предпринимательства, особенностям организации системы учета, анализа и аудита внешнеэкономической деятельности на предприятиях в условиях рыночной экономики.

Целью данной методической указания является оказание помощи студенту в самостоятельном изучении дисциплины.

 Самостоятельная работа — это деятельность студентов по усвоению знаний и умений, которая протекает без непосредственного руководства преподавателя, хотя и направляется им. Самостоятельная работа может быть рассчитана на сохранение в памяти информации (сводится к запоминанию знаний, умений и навыков) и на активность мышления и творческого воображения (творческая переработка знаний и приобретение умений и навыков самостоятельно получать знания).

В методическом указание представлены задания для практической работы, вопросы и тесты для самопроверки. Все это должно помочь организовать самостоятельную работу студента по эффективному изучению дисциплины «Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности» и развить умения и навыки отражения в финансовом учете и отчетности информации о валютных операциях.

Важное значение для формирования грамотного специалиста имеют творческие способности и умение решать проблемные и дискуссионные вопросы.

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточный аттестации по итогам освоения дисциплины и их учебно – методическое обеспечение

Текущий контроль

Результаты освоения учебной дисциплины (модуля) оцениваются следующими средствами текущего контроля успеваемости:

1. Индивидуальный опрос.

2. Контрольная работа.

3. Самоконтроль.

4. Тестирование.

5. Собеседование.

 

Методическое обеспечение текущего контроля:

1. Индивидуальный опрос и собеседование проводится на практических занятиях по вопросам к каждой теме. Перечень вопросов приведен в методических указаниях к практическим занятиям.

2. Задания к контрольным работам включают решение задач по темам из задачника. 

3. Самоконтроль осуществляется по вопросам, перечисленным в разрезе тем в методических указаниях и заданиях по самостоятельной работе и путем решения тестовых заданий для самоконтроля.

 

Основное содержание учебного курса

Тема 1. Организация внешнеэкономической деятельности и особенности его учета - 4часа

Внешнеэкономическая деятельность и ее государственное регулирование (учебные ситуации, тесты) - 2часа

Цель знакомство с особенностями нормативного регулирования внешнеэкономической деятельности в России и на международном уровне.

Задачи:

— изучение структуры нормативных документов, регулирующих ВЭД;

— выделение особенностей таможенного, валютного и налогового регулирования и контроля, влияющих на организацию бухгалтерского учета и анализа ВЭД;

— получение умений работы с нормативными документами.

Изучив данную тему студент должен:

знать: в чем отличие между понятиями «деньги» и «валюта»; каким образом работают валютные рынки; каким образом в РФ осуществляется регулирование и контроль валютных операций; какие операции относятся к валютным; в чем отличие между текущими валютными операциями и операциями, связанными с движением капитала; каким образом осуществляется регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ; основные приоритеты во внешнеэкономической деятельности;

уметь: проводить классификацию валютных операций; различать порядок ведения операций резидентами и нерезидентами; классифицировать операции внешнеэкономической деятельности (торговые, неторговые, услуги, интеллектуальная деятельность, инвестиции);

приобрести навыки работы с нормативными документами в их взаимосвязи и взаимоподчиненности.

При изучении темы 1 студенты должны изучить Закон РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», Закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».

Необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях: валюта, иностранная валюта, валюта Российской Федерации, валютные ценности, валютные операции, валютный контроль, органы, осуществляющие валютный контроль.

 

Текущий контроль

Цель текущего контроля - проверка степени усвоения лекционного материала, оценка результатов самостоятельной работы над перечисленными разделами и заданиями рабочей программы.

Виды текущего контроля: опрос и решение задач на оценку на практических занятиях.

Вопросы текущего контроля:

1.Роль ВЭД в экономике страны.

2. Нормативно-правовое обеспечение ВЭД

3. Государственное регулирование ВЭД и внешнеэкономическая политика

 

Цель проведения занятий – рассмотреть перечень резидентов и нерезидентов; понятия основных таможенных терминов: декларант, перевозчик, таможенный режим. Основные принципы перемещения товаров, виды таможенных режимов, определение страны происхождения товаров. Методы государственного регулирования внешнеэкономическая деятельность. Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование.

Вопросы к рассмотрению:

1. Определить перечень резидентов и нерезидентов.

2. Дать определение терминам декларант, перевозчик, таможенный режим.

3. Определить основные принципы перемещения товаров, виды таможенных режимов и определение страны происхождения товаров.

4. Определить внешнеэкономические операции предприятий.

5. Определить методы государственного регулирования внешнеэкономическая деятельность.

Задание:

Задание 1 Российское производственное объединение предполагает экспортировать продукцию собственного производства. Определить нормативную базу, обеспечивающую правовое поле данной операции. Определить оптимальные условия поставки согласно Международным правилам толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС» (действуют с 1936г.и изм. 2000г) для российского производителя.

Задание 2 Российская торговая организация намерена заключить контракт на поставку партии импортного товара. Определить нормативную базу, обеспечивающую правовое поле данной операции. Определить оптимальные условия поставки согласно Международным правилам толкования торговых терминов «ИНКОТЕРМС» для российской организации.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Валютное регулирование и валютный контроль ВЭД.
  2. Цели и методы государственного регулирования.
  3. Правила международного регулирования.
  4. Таможенное регулирование и таможенный контроль.

 

Тесты

1. Квота – это:

а) свод ставок пошлин, применяемых к товарам, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, и систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

б) ограничение объема экспорта или импорта товара соответствующего вида, устанавливаемое государством исходя из прогнозного баланса производства и потребления данного товара в России, а также прогноза цен на данный товар на мировом рынке;

в) разрешение, выдаваемое на осуществление определенных экспортных или импортных сделок.

 

2.  Лицензирование – это:

а) свод ставок пошлин, применяемых к товарам, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, и систематизированный в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

б) ограничение объема экспорта или импорта товара соответствующего вида, устанавливаемое государством исходя из прогнозного баланса производства и потребления данного товара в России, а также прогноза цен на данный товар на мировом рынке;

в) разрешение, выдаваемое на осуществление определенных экспортных или импортных сделок.

 

3. Государственная политика лицензирования и квотирования с точки зрения бухгалтерского учета порождает один из объектов учета:

а) расходы будущих периодов;

б) доходы будущих периодов;

в) внереализационные расходы.

 

4.  К понятию «резиденты» не относится:

а) находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;

б) дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ;

в) физические лица, имеющие постоянное местожительство в РФ, и временно находящиеся за пределами РФ.

 

5. К понятию «нерезиденты» не относится:

а) находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;

б) дипломатические и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами РФ;

в) находящиеся в РФ филиалы и представительства юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств.

 

6. Реализация федеральными органами исполнительной власти установленного федеральными законами и иными правовыми актами РФ порядка ввоза и вывоза товаров и транспортных средств, а также меры по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка, относятся к мерам:

а) административного регулирования;

б) экономического регулирования;

в) валютного регулирования.

 

7. Лицензирование и квотирование являются мерами:

а) административного регулирования;

б) экономического регулирования;

в) валютного регулирования.

 

8. В случае участия РФ в международных экономических санкциях имеют ли российские лица право на возмещение в судебном порядке убытков, связанных с подобным участием:

а) нет;

б) только в определенных ситуациях, перечень которых установлен нормативными актами;

в) да.

 

9. Стратегия протекционизма это:

а) исключение государства из мировых хозяйственных связей. Данная стратегия проводится исключительно из политических и идеологических соображений;

б) защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

в) уменьшение до минимума ограничений во внешней торговле.

 

10. Стратегия изоляции это:

а) исключение государства из мировых хозяйственных связей;

б) защита внутреннего рынка от иностранной конкуренции;

в) уменьшение до минимума ограничений во внешней торговле.

 

11.  Таможенный досмотр это:

а) процедура, которая включает в себя снятие пломб, печатей и иных средств идентификации товаров, вскрытие упаковки товаров или грузового помещения транспортного средства либо иных мест, где находятся или могут находиться товары;

б) внешний визуальный осмотр товаров, транспортных средств, грузовых емкостей, таможенных пломб, печатей и т.д. для целей таможенного контроля;

в) один из способов таможенного контроля, который касается не только процедуры таможенного оформления, но и подразумевает проверку достоверности сведений, указанных в предоставленных для таможенного оформления документах.

 

12.   Лицензирование и квотирование являются мерами:

а) административного регулирования;

б) экономического регулирования;

  в) валютного регулирования.

 

Круглый стол

 

Круглый стол – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. Проведение круглых столов как наиболее эффективного метода для обсуждения сложных и актуальных вопросов: роль нормативно-правовой базы в развитии бухгалтерского учета ВЭД (тема лекции1).

Вопросы для самоконтроля

1. Для каких целей введен таможенный контроль? Назовите виды таможенного контроля и оцените их влияние на организацию бухгалтерского учета и анализа.

2. Для каких целей введен валютный контроль? Назовите виды валютного контроля и оцените их влияние на организацию бухгалтерского учета и анализа.

3. Дайте характеристику основным группам условий (базисов) поставок (в соответствии с условиями ИНКОТЕРМС-2000).

 

Особенности организации бухгалтерского учета ВЭД

(семинар, решение задач, тесты) - 2 часа

Цель — знакомство с особенностями нормативного регулирования бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности в России.

Задачи:

— изучение структуры нормативных документов, регулирующих

систему бухгалтерского учета в РФ;

— выделение особенностей бухгалтерского учета ВЭД;

— получение умений отражения в учете и отчетности стоимости

активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте;

— формирование навыков расчета и отражения в учете курсовых разниц.

Изучив данную тему студент должен:

знать: нормативные документы системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ, регламентирующие учет валютных операций и операций ВЭД; каким образом формируется рабочий план счетов предприятиями, ведущими ВЭД; в какой оценке отражаются в учете и отчетности имущество и обязательства, стоимость которых выражена в иностранной валюте; порядок пересчета стоимости таких активов и обязательств; что такое курсовая разница, в связи с чем она образуется, как отражается в учете и отчетности; что такое суммовая разница, в связи с чем она образуется, как отражается в учете и отчетности;

уметь: производить пересчет стоимости активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, подлежащих пересчету; разрабатывать рабочий план счетов бухгалтерского учета для отражения операций ВЭД; рассчитывать курсовую и суммовую разницу, правильно отражать их в учете;

приобрести навыки работы с нормативными документами.

При изучении темы 2 студенты должны изучить Положение по бухгалтерскому учету «Учет имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2006.

Необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях: пересчет стоимости имущества и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, определение курса пересчета, курсовая разница, суммовая разница.

Цель текущего контроля - проверка степени усвоения лекционного материала, оценка результатов самостоятельной работы над перечисленными разделами и заданиями рабочей программы.

Виды текущего контроля: опрос и решение задач на оценку на практических занятиях.

Вопросы текущего контроля:

1.Оценка активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте.

2. Учет курсовых разниц.

Цель проведения занятий – получение и закрепление студентами углубленных знаний в области бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности.

Вопросы к рассмотрению:

1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета ВЭД.

2. Задачи бухгалтерского учета и особенности учетной политики организаций – участников внешнеэкономической деятельности.

3. Порядок открытия валютных счетов: транзитный, текущий, специальный транзитный валютные счета.

4. Организация международных расчетов.

5. Особенности учета расчетов с использованием аккредитивов.

 

Задание:

Задание 1 Выставлен аккредитив импортеру на сумму 2000 долларов. Курс ЦБ РФ на момент совершения операции 29 руб. 10 коп. По дате погашения задолженности поставщика курс ЦБРФ составлял 29 руб. 15 коп.

Определить сумму аккредитива;  курсовую разницу. Составить бухгалтерские записи и первичный документ.

Задание 2  На валютном счете предприятия остаток составлял 1 000 евро по курсу ЦБ РФ на 1-е число месяца — 34 руб. Операций по счету не было. На конец месяца курс ЦБ РФ изменился и составил — 35 руб./евро. Положительная курсовая разница = 1000 руб. (1000 евро х 34 руб.) — (1000 евро х 35 руб.). В кассе предприятия остаток составлял 200$ по курсу ЦБ РФ на 1-е число месяца — 27,5 руб. Кассовые операции не производились. На конец месяца курс ЦБ РФ изменился и составил — 27 руб./$. Отрицательная курсовая разница = 100 руб. (200$ х 27,5 руб.)—(200$ х 27 руб.).

В ПБУ 3/2006 определен порядок отражения в учете курсовых разниц, возникающих в связи с пересчетом денежных средств и обязательств:

— во-первых, курсовые разницы рассчитывают и отражают в том отчетном периоде, к которому относится дата расчета или за который составлена бухгалтерская отчетность;

— во-вторых, курсовые разницы подлежат зачислению на финансовые результаты организации как прочие доходы и расходы. Т. е. положительные курсовые разницы списывают в кредит счета 91 субсчет «Прочие доходы», а отрицательные — в дебет счета 91 субсчет «Прочие расходы». Исключение составляет курсовая разница, связанная с расчетами с учредителями по формированию уставного (складочного) капитала в иностранной валюте, которая подлежит зачислению на ее добавочный капитал (83 счет). В ПБУ 3/2006 дано определение даты совершения операции в иностранной валюте. Дата совершения операции в иностранной валюте — это день возникновения у организации права в соответствии с законодательством принять к учету активы и обязательства, которые являются результатом этой операции Задание составьте таблицу.

Задание 3 На валютном счете ООО сальдо на 1/II – 1000 дол. США по курсу на 1-ое число – 26,0 руб. за доллар США (или 26000 руб.). В течение месяца никаких операций не произошло, сальдо счета составило те же 1000 долларов при курсе – 26,5 руб. за доллар.

Задание: определить курсовую разницу и отразить на счетах бухгалтерского учета.

 Задание 4. На валютном счете ООО сальдо на 1/I – 1500 долларов США по курсу на 1-ое число – 26,2 руб. за доллар США. поступило: 20/I – 10000 долларов США, курс – 26,3 руб. за доллар; 22/I – 7000 долларов США, курс – 26,5 руб. за доллар. Перечислено 25/I – 16000 долларов, курс – 26,4 руб. за доллар США. Остаток на конец месяца – _______ долларов по курсу – 26,51 руб. за доллар США.

Задание: определить курсовую разницу и отразить на счетах бухгалтерского учета.

Вопросы для самостоятельной работы:

  1. Особенности ведения бухгалтерского учета в иностранных филиалах и представительствах российских компаний за рубежом.
  2. Особенности бухгалтерского учета и налогообложения филиалов и представительств иностранных организаций на территории РФ.

Тесты

1. Курсовая разница, связанная с формированием уставного (складочного) капитала организации, подлежит отнесению на ее:

а) добавочный капитал;

б) уставный капитал;

в) внереализационные расходы.

 

2. Пересчет стоимости активов и уставного (складочного) капитала после принятия их к бухгалтерскому учету в связи с изменением курса иностранных валют по отношению к рублю:

а) не производится;

б) производится.

 

3. Курсовые разницы в бухгалтерском учете учитываются в составе:

а) доходов и расходов по обычным видам деятельности;

б) внереализационных расходов и доходов;

в) операционных расходов и доходов.

 

4.  При росте курса по пассивным счетам возникает:

а) отрицательная суммовая разница;

б) отрицательная курсовая разница;

в) положительная курсовая разница.

 

5. ПБУ 3/2006 «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» устанавливает особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте, связанные с пересчетом стоимости этих активов и обязательств в валюту РФ - рубли для:

а) организаций – нерезидентов;

б) всех организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ;

в) организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству РФ (за исключением кредитных и бюджетных организаций).

Вопросы для самоконтроля

 

1. Назовите основные нормативные документы, регулирующие бухгалтерский учет внешнеэкономической деятельности.

2. Какие элементы учетной политики должны быть раскрыты у организации-участника ВЭД?

3. Какие статьи бухгалтерской отчетности, выраженные в иностранной валюте, подлежат пересчету в рубли по курсу ЦБ РФ на дату составления отчетности?

4. Какие варианты отражения в бухгалтерском учете курсовой разницы по кассовым операциям предусмотрены ПБУ 3/2006?

5. Каким образом признаются курсовые разницы для целей налогообложения прибыли?

6. Каковы особенности раскрытия информации в Отчете о движении денежных средств по операциям, выраженным в иностранной валюте?

7. Какие особенности могут возникнуть у российской организации при заключении договоров с российским филиалом иностранной организации?

Семинарское занятие

Семинарское занятиепредставляет собой коллективное обсуждение студентами изученного материала с целью систематизации, обобщения и проверки знаний, полученных на лекциях, консультациях и в ходе самостоятельной работы. К каждому занятию предлагается ряд вопросов для самостоятельного изучения, при этом преподаватель акцентирует внимание студентов на важнейших моментах, разъясняет, как связать теоретический опыт с практическими примерами.

В процессе подготовки к занятиям и непосредственно на них студенты

должны получить навыки самостоятельной работы с литературой: монографиями, периодическими и справочными изданиями; приобрести опыт публичных выступлений и ведения дискуссии. Успех семинарского занятия во многом зависит от подготовленности к нему студентов и их активного участия. Ответы на вопросы должны быть аргументированными и сопровождаться конкретными примерами. Поощряется использование студентами при выступлении на семинарском занятии раздаточного материала, плакатов и других наглядных средств, способствующих усвоению предмета. Работа студентов на семинарских занятиях оценивается преподавателем и является неотъемлемой частью при подведении итоговых результатов на зачете. Изучение литературы может завершаться ее представлением в разной форме. Письменно – в виде реферативного обзора, эссе, тезисов.

Устно на семинарском занятии – в виде презентации, доклада, дискуссии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: