Методы пенитенциарной социальной работы

Реферат

по дисциплине

«Социально-педагогическая работа в пенитенциарной системе»

 

Выполнила:

  Студентка 3 ПиСП группы

Нуркаева Екатерина Сергеевна

Проверил:

Оценка  ________________

«___» _______________ 2017г.

_______________________

(подпись)

 

 

Омск, 2017

 

Методы пенитенциарной социальной работы.

Анализ и практика деятельности исправительных учреждений позволяет выделить и рассмотреть следующие основные методы деятельности социальных служб исправительных учреждений России:

· социальную диагностику;

· социальную терапию;

· социальное страхование.

Социальная диагностика применительно к УИС – это анализ состояния социальных объектов (осужденных, их групп и общностей, исправительного учреждения в целом) и процессов, происходящих в их среде. Суть социальной диагностики в социальной работе в пенитенциарной системе – получение достоверной информации об изучаемом объекте или социальном процессе.

Социальная диагностика включает в себя совокупность различных приемов и предполагает способность специалиста по социальной работе распознавать и мобилизовать личностные ресурсы осужденного в процессе его ресоциализации, возможности ближайшего социального окружения (семьи, родственников, друзей, родителей) участвовать в исправлении осужденного, самоорганизации в различных сферах жизнедеятельности (производственной, учебной, общественной, досуговой).

Таким образом, социальная диагностика изучает жизнедеятельность осужденного в повседневной жизни ИУ и выявляет изменения в ней в период всего срока отбывания наказания. Сотрудник социальной службы ИУ выявляет причины возникновения трудной жизненной ситуации осужденного, которому необходима помощь.

В практике пенитенциарной работы используется несколько форм социальной диагностики:

- сбор первичной информации;

- ознакомление с документами;

- диагностическая беседа;

- наблюдение;

- интервью;

- анкетирование;

- тестирование.

На начальном этапе диагностики (в карантине) изучается личное дело осужденного, анализируется информация о его поведении, установках, планах от сотрудников различных отрядов и служб ИУ, других осужденных, при возможности от родственников. При необходимости отдельные позиции уточняются в ходе общения с самим осужденным. Распространенной и хорошо зарекомендовавшей себя на практике формой социальной диагностики является диагностическая беседа. Она позволяет получить достоверную информацию, по необходимости – откорректировать ее, уточнить отдельные предположения. Необходимым условием для успешной реализации рассматриваемой формой диагностики, является наличие у специалиста социальной службы умения располагать к себе осужденных независимо от возраста, социального статуса, характера совершенного преступления, вызывать их доверие и добиваться искренности в ответах. Особой формой проведения является наблюдение. Оно позволяет получить значительную информацию об осужденном, его психологических особенностях, состоянии здоровья, его отношении к окружающим, конкретной ситуации.

С наблюдением тесно связаны и такие формы диагностики, как интервью, анкетирование, тестирование. Интервью бывает двух типов: свободное и формализованное. В первом случае сотрудник социальной службы не оказывает большого влияния на направленность беседы, а лишь иногда задает наводящие вопросы. Во втором случае респондент не выходит за рамки «строгого» ответа на вопросы интервьюера.

Анкетирование предназначено для выявления мнений и конкретных фактов у большого круга лиц, например, у представителей различных отделов и служб ИУ. Необходимо соблюдение следующих требований: вопросы анкеты должны быть короткими и понятными, расположенными в логическом порядке. Диагностический тест нацелен на получение более углубленной информации с помощью вопросов, рисунков, геометрических фигур и других материалов. В практике ИУ специалистами социальных служб во взаимодействии с психологами используются тесты, определяющие уровень тревожности осужденных, склонности к суициду, стрессоустойчивости.

Корреляция, как форма социальной диагностики, выявляет взаимную связь, взаимовлияний проявлений, факторов, индивидуальных особенностей, установленных во время проведения диагностики. Она позволяет выяснить характер и степень взаимовлияния между событиями в ИУ, особенностями поведения осужденных. Как показывает практика, без корреляционного анализа бывает затруднительно определить, какова причина и следствие того или иного негативного явления, поведения, конфликтной ситуации в ИУ.

Важным и эффективным методом социальной работы с осужденными является социальная терапия.

Социальную терапию в органах и учреждениях, исполняющих уголовные наказания можно определить как систему целенаправленного воздействия государственных, общественных, религиозных организаций и структур на состояние, поведение, психику осужденных (групп осужденных) с целью их социального и психологического оздоровления, устранения тех устойчивых нарушений в социальном функционировании, которые и привели их к совершению преступления.

Как правило, социальная терапия в пенитенциарных учреждениях осуществляется в двух формах: индивидуальной и групповой.

Индивидуальная терапия применяется в работе с осужденными, разрешение социальных проблем которых требует конфиденциальности (физическое притеснение, семейные неурядицы, трудноизлечимые и неизлечимые заболевания), а также с теми, кто не желает участвовать в групповой терапии.

Групповая терапия – форма воздействия, направленная на помощь клиентам в преодолении их эмоциональных нарушений или социального неблагополучия, в составе групп под руководством специалиста по социальной работе и (или) психолога.

В системе методов пенитенциарной социальной работы важное место занимает социальное страхование. Необходимость страхования обусловлена обязательным обеспечением социальной защиты граждан, в том числе и осужденных. Обязательное государственное социальное страхование осужденных к лишению свободы лиц, привлеченных к оплачиваемому труду, формирует, кроме прочего, и побудительные мотивы к производственной деятельности в период отбывания наказания. Согласно статьи 98 УИК РФ, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду, подлежат обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации «О порядке обеспечения пособиями по обязательному государственному социальному страхованию осужденных к лишению свободы, лиц, привлеченных к оплачиваемому труду» №727 от 15 октября 2001г., осужденным к лишению свободы выплачиваются следующие пособия по обязательному социальному страхованию:

а) по временной нетрудоспособности;

б) по беременности и родам;

в) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель);

г) единовременное пособие при рождении ребенка (кроме случаев, когда дети осужденных находятся на полном государственном обеспечении).

Пособия выплачиваются осужденным за счет единого социального налога, уплачиваемого в Фонд социального страхования организациями, в которых трудятся осужденные.

Список литературы

1 Алексеев А. И. Криминология и организация предупреждения преступлений /А.И. Алексеев и др. М.: МВД РФ, 1995. - 244 с.

2 Алферов Ю.А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях /Ю.А. Алферов. - Домодедово, 1993. - 125 с.

3 Ананьев О.Г. Социальная работа в уголовно-исполнительной системе. Учебно-методическое пособие /О.Г. Ананьев, Е.О. Ананьева, Н.С. Глазунов и др. - Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2005. - 372 с.

4 Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений /Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1998. - 376 с.

5 Беляева Л. И. Учреждения для несовершеннолетних правонарушителей в России /Л.И. Беляева. Белгород: «Высшая школа». 1998. - 135 с.

6 Бодалев А.А. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / А. А. Бодалев, А. А. Деркач, Л. Г. Лаптев. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. - 640 с.

7 Волков Б.С. Методы исследований в психологии: Учебно-практическое пособие. - 3-е изд., испр. и доп./Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 208 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: