Предмет, задачи, источники, периодизация и методы изучения истории физической культуры и спорта.
История физической культуры и спорта (ИФКиС) – наука, которая, исследуя прошлое, помогает познать настоящее и в известной выявить тенденции будущего развития. Она представляет собой специфическую отрасль исторических и педагогических знаний. История ФКиС является важным разделом науки о физической культуре.
Предмет её изучения - общие закономерности возникновения, становления и развития физической культуры и спорта на разных этапах развития общества.
История физической культуры и спорта имеет большое воспитательное и образовательное значение. Она призвана решать следующие основные задачи:
· Показать с научной позиции становление, состояние и развитие физической культуры и спорта в разные периоды существования человеческого общества;
·
В основу периодизации ИФКиС положено учение о закономерностях развития общества:
1-й период - история физической культуры Древнего мира (первобытный, рабовладельческий строй);
|
|
2-й период - история физической культуры средних веков (феодальный строй);
3-й период - Нового и Новейшего времени (капиталистический, социалистический строй).
При изучении истории физической культуры используют следующие источники:
· археологические и этнографические данные, свидетельствующие о применении физических упражнений и игр;
· памятники изобразительного искусства, художественную литературу, кино-, фото- и фономатериалы, отражающие проблематику физического воспитания;
· архивные материалы, летописи, книги, брошюры, журналы, газеты, и другие письменные источники, содержащие сведения по физической культуре и спорту;
· правительственные документы, труды ведущих ученых и государственных деятелей;
· практические данные по развитию физической культуры у разных народов.
Особенности развития физической культуры и спорта в первобытном обществе. Зарождение элементов спорта.
80 — 8 тыс. лет назад. О появлении физических упражнений как таковых можно говорить лишь тогда, когда они отделены от трудовой деятельности.
В зарождении физических упражнений важную роль сыграла и объективная биологическая предпосылка — двигательная деятельность является естественной потребностью человека.
Физические упражнения древнего человека входили в магический церемониал, обрядовые танцы, посвящения, игры, имитируя трудовые, военные и другие действия. Через них осуществлялась передача опыта в выполнении тех или иных движений (а это уже зарождение элементов физического воспитания), кроме того, выполняемые движения можно характеризовать как физические упражнения, так как они не являлись собственно трудом, военным делом и др.
|
|
Большинство современных видов физкультурно-спортивной деятельности уходит своими корнями в трудовую деятельность (игры с мячом, поднятие тяжестей, охота, стрельба из лука и др.), в военное дело (стрельба, метания, бег на различные дистанции, единоборства, современное пятиборье и др.), в необходимость преодолевать значительные расстояния, препятствия, естественные силы природы (конный спорт, гребля, конькобежный и лыжный спорт, кросс, плавание, барьерный бег и др.). Накопленный жрецами, знахарями опыт врачевания дал толчок к возникновению лечебной физической культуры, массажа, спортивной медицины, гигиены.
Системы физического воспитания в Древней Греции: Спартанская и Африканская.
Физическая культура в Древней Греции начала складываться в глубокой древности. Однако своего расцвета она достигла в VIII—IV вв. до н. э. В то время Греция представляла собой ряд небольших рабовладельческих государств, основное население которых составляли рабы. В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации и системы воспитания в том или ином греческом государстве определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания. Наиболее характерными в этом отношении были пути формирования системы физического воспитания в Спарте и Афинах.
Спарта — город-государство (полис), образовавшийся в IX в. до н. э. — имела натуральное хозяйство, внешней торговли почти не вела. В социально-экономическом укладе жизни Спарты еще можно было обнаружить признаки общинно-родовых отношений. Спартиаты, как господствующий класс, опасаясь восстаний рабов и ведя многочисленные войны, создали суровую систему военно-физической подготовки. До сих пор хорошо известен термин «спартанское воспитание».
Судьбу новорожденого ребенка определяли старейшины: болезненных и слабых детей убивали. Здоровые дети до '7 лет воспитывались дома. С 7 до 17 лег, живя в общественных домах, которые больше напоминали казармы, дети, занимались в основном физическими упражнениями. С 17 до 21 года юноши продолжали физическую и военную подготовку в специальных отрядах эфебов, затем их зачисляли в разряд воинов, и они были обязаны нести военную службу до самой старости. Физическое воспитание в Спарте распространялось и на девушек. Воспитателями детей были старшие спартиаты (педономы), назначаемые государством. На умственное воспитание молодежи обращалось незначительное внимание.
Много времени отводилось пляскам и пению хоровых песен. В воспитании юношей большое место занимали упражнения в метании диска и копья, борьбе и кулачному бою, беге и прыжках, а также охота на диких зверей, военные игры, развивающие мужество и находчивость. Характерные черты системы воспитания в Спарте - это акцентированное внимание на развитие выносливости, силы и смелости. Благодаря хорошо поставленному физическому воспитанию и совершенной военной организации, спартанцы создали сильную армию гоплитов (тяжеловооруженная пехота), которая считалась лучшей в Греции и долгое время была непобедимой. Атлеты Спарты участвовали во многих олимпийских играх, и нередко выходили победителями.
В Афинах имелась целая система различных школ: мусические — где мальчиков 7—15 лет обучали чтению, письму, счету, музыке и пению; палестры (от слова «пале» — борьба) — где мальчики 12—16 лет овладевали бегом, борьбой, прыжками, метаниями копья и диска, гимнастическими упражнениями, плаванием.
Палестры имели открытые площадки, беговые дорожки, гимнастические залы, бассейны. Занятия в мусической школе и палестре проходили параллельно. Названные типы школ были частными. Мальчики жили дома с родителями.
|
|
Юноши наиболее знатных родителей, достигшие 16-летнего возраста, имели возможность продолжить образование в государственных школах — гимназиях, где значительная часть времени отводилась физическим упражнениям, а остальное — беседам с философами, выдающимися государственными мужами, посещению театров, различных собраний, судов.
Военно-физическое воспитание свободнорожденных юношей после 18 лет завершалось в эфебии своеобразной трехлетней военной службой, когда юноши жили в лагерях, овладевая искусством военного дела.
В конечном счете каждый афинянин становился воином, но воспитание его было не столь однонаправленным, как в Спарте. Согласно законам Афин, основную заботу о воспитании детей должны были проявлять родители.
Девочки не получали такого физического воспитания, как в Спарте, а обучались в основном умению вести домашнее хозяйство.
Необходимость самообороны полисов и удержания в повиновении подвластных слоев населения были главными причинами создания античной гимнастики. Она включала в себя три части (раздела): игры, палестрику и орхестрику.
Игры для детей 1—7 лет проводились под наблюдением родителей или воспитателей: это были упражнения с мячом, обручем, с элементами бега, метание копья и диска и другие физические упражнения, развивающие ловкость.