Создание и содержание шведской системы гимнастики в середине 19 века

Пер Линг и Яльмар(его сын). Направленность – общее физическое развитие. Линг считал необходимым начинать ФВ с детского возраста. Он считал, что в ФВ нужно применять такие упражнения, которые развивают и укрепляют тело человека. Педагогическое значение гимнастики он не учитывал. Его сын разработал систему урока. Урок состоял из 14-16 частей. Упражнения некоторых частей урока должны были резко повысить общее физическое напряжение, а некоторые – успокаивать организм. Существенным признаком упражнений Шведской гимнастики была их симметричность, прямолинейность и угловатость. Я. Линг новые снаряды, такие как шведская стенка, шведская скамейка, двойном бум. Старые снаряды он тоже применял. Гигиеническая направленность системы, зависимость форм и движений от анатомического устройства тела человека, специально разработанная схема урока, большой выбор упражнений выгодно отличало шведскую гимнастику от немецкой.

 

14) Возникновение в середине 19 века и развитие сокольского гимнастического движения.

В Чехии, в сер.19 века возникло т.н. Сокольское движение. Это было культурническая организация, создававшая библиотеки, кружки различной самодеятельности, добровольные пожарные команды, но главной основой были гимнастические организации. Стремясь сделать свою организацию привлекательной, «соколы» во главе с Мирославом Тыршем разработали систему гимнастических упражнений на снарядах, с предметами, без предметов. Они ввели комбинацию различных упражнений, обращая внимание на четкость и чистоту движений. Они ввели однообразный гимнастический костюм и музыкальное сопровождение для т.н. вольных движений. Все упражнения разделяли на 4 группы. 1) упражнения на снарядах 2) упражнения со снарядами 3) упражнения групповые 4) боевые упражнения. Схема занятия: строевые, вольные, со снарядами, боевые, на снарядах, в подгруппах, общие, строевые, конец.

 

15) Жизнь и деятельность Пьера де Кубертена. Создание Международного Олимпийского комитета.

На Парижском Атлетическом конгрессе 1894 года было решено возродить Олимпийские игры. Но просто сказать: «Давайте возродим!» -- это, как говорится в одном известном мультфильме, маловато будет! Пьер де Кубертен понимал это лучше других. И он разработал основы так называемой Олимпийской хартии. Олимпийская хартия -- это свод законов, что-то вроде конституции, по которой живет на нашей планете очень сложное и очень красивое сообщество людей, называемое олимпийским движением. С тех далеких времен, когда над Хартией работал сам Кубертен, она, конечно, менялась в каких-то своих частях. И это естественно: ведь менялось время, менялось само человечество, менялось, обретая силу, становилось все интересней и олимпийское движение. Основы ныне действующей редакции Хартии были приняты в 1991 году, хотя каждый год Международный олимпийский комитет вносит в нее изменения и дополнения. 1 сентября 2004 года вступила в действие очередная версия Олимпийской хартии, основное содержание которой открывается краткой Преамбулой: «Идея современного олимпизма принадлежит Пьеру де Кубертену, по инициативе которого в июне 1894 года был проведен в Париже Международный атлетический конгресс. Международный олимпийский комитет (МОК) самоучредился 23 июня 1894 года. Первые Олимпийские игры (Игры Олимпиады) современности были проведены в Афинах (Греция) в 1896 году. В 1914 году на парижском Конгрессе был принят Олимпийский флаг, предложенный Пьером де Кубертеном. Он включает пять переплетенных колец, которые символизируют союз пяти континентов и встречу спортсменов всего мира на Олимпийских играх. Первые Олимпийские зимние игры были проведены в Шамони (Франция) в 1924 году». Первый раздел Хартии посвящен основным принципам олимпийского движения, его организации, его участникам и их взаимодействию. В этом же разделе рассказывается об олимпийском символе, девизе, эмблеме, флаге, олимпийском огне. Во втором разделе Хартии говорится о Международном олимпийском комитете, принципах его формирования, его правах и обязанностях, порядке его работы. Третий раздел рассказывает о международных спортивных федерациях -- высших международных организациях, управляющих развитием видов спорта, и об их взаимодействии с МОК. Четвертый раздел посвящен национальным олимпийским комитетам, ведущим работу по развитию олимпийского движения в своих странах. Пятый раздел -- о самих Олимпийских играх: правилах допуска спортсменов к ним, программе Игр и порядке их проведения.

 

16) Возникновение и развитие Олимпийских игр современности в период до первой мировой войны.

К концу XIX в. развитие спорта в мире достигло такого уровня, при котором возникла необходимость обмена спортивным опытом на международной арене. По некоторым видам спорта, пока еще эпизодически, стали проводиться международные встречи. Однако отсутствие единых правил соревнований и норм, регламентирующих их проведение, тормозило развитие интернациональных спортивных связей. Это послужило толчком к созданию международных спортивных федераций и союзов. Первой международной спортивной организацией явился созданный в 1881 г. Европейский союз гимнастики. В последующие годы были организованы международные федерации по другим видам. В 1892 г. возникли Международный союз конькобежцев (ИСУ) и Международная федерация гребли (ФИСА); в 1897 г. - Международная федерация гимнастики (ФИЖ) и др. Самым важным этапом на пути возникновения и развития международного спортивного движения явилось создание Международного олимпийского комитета, положившее начало проведению современных Олимпийских игр. Олимпийские игры - крупнейшие международные спортивные соревнования нашего времени. Они занимают значительное место в жизни народов, способствуют укреплению их сотрудничества и сплоченности во имя мира, прогресса и демократии. Олимпийские игры современности превратились в событие большой всемирной общественной значимости. В значительной степени этому содействовало вступление в 1951 г. в международное олимпийское движение Советского Союза. Летние Олимпийские игры - комплексные соревнования по летним видам спорта, проводимые МОК 1 раз в 4 года. Международный олимпийский комитет (МОК) - высший руководящий орган современного олимпийского движения. Создан 23 июня 1894 г. по инициативе французского общественного деятеля П. де Кубертена на Международном спортивном конгрессе, созванном в Париже для обсуждения проблемы любительства и профессионализма в спорте. На МОК была возложена организация современных Олимпийских игр. В состав МОК были избраны представители 12 стран - Аргентины, Бельгии, Великобритании, Венгрии, Греции, Италии, Новой Зеландии, России, США, Франции, Чехии и Швеции. Первые члены МОК стали организаторами Национальных олимпийских комитетов (НОК).

Национальный олимпийский комитет - руководящий орган олимпийского движения в стране.

Первым президентом МОК стал грек ДеметриусВилакес (1894-1896). Затем этот пост занял Пьер де Кубертен, который возглавлял МОК до 1925 г. Основы Олимпийской хартии были утверждены на Международном конгрессе в Париже в 1894 г.

Олимпийская хартия (в 1972-78 гг. называвшаяся “Олимпийские правила”) - сборник уставных документов Международного олимпийского комитета по вопросам олимпийского движения (основные цели, принципы, положения; правила и организация проведения Олимпийских игр). Первоначально многие положения хартии носили антидемократический характер. Прежде всего это относилось к принципам формирования МОК. Хартия изолировала профессионалов от участия в Олимпийских играх. Участником игр мог быть спортсмен, который не имел никакого вознаграждения за время, потраченное на подготовку к соревнованиям и участие в них. Такое определение любительства фактически отстраняло спортсменов из малообеспеченных слоев населения от участия в Олимпийских играх. “Чистыми олимпийцами” могли быть только выходцы из состоятельных семей. До первой мировой войны состоялось пять Олимпийских игр. Основные данные о них представлены в табл. 2.Лучших итоговых результатов на Олимпийских играх до первой мировой войны обычно добивались спортсмены тех стран, где проводились игры. Например, на Олимпийских играх в Афинах наибольшее количество медалей завоевали спортсмены Греции, на играх в Париже -спортсмены Франции и т.д. Самым популярным спортсменом на играх в Афинах был победитель в марафонском беге, греческий почтальон Спирос Луис. Игры в Париже принесли славу американскому легкоатлету А.Крейнцлейну, ставшему победителем в беге на 60, 110 и 200 м с барьерами, а также в прыжках в длину. Проведение Олимпийских игр встречало в те годы на своем пути большие материальные трудности, но идея игр одержала победу. Олимпийские игры явились мощным толчком для дальнейшего совершенствования методики и техники спорта, роста спортивно-технических результатов, разработки и усовершенствования правил по отдельным видам спорта. Они оказали решающее влияние и на развитие промышленности, изготавливающей спортивное оборудование и инвентарь, на строительство спортивных сооружений. Таким образом, становление международного спортивного движения является объективной закономерностью, подготовленной всем ходом развития общества, его экономики, политики, науки, культуры, спорта. Проведение Олимпийских игр и олимпийских конгрессов имеет большое значение для развития спорта в мире, усиления его социального значения.

 

 

17) Международное рабочее спортивное движение в период.

 

18) Кризис международного олимпийского движения в период «холодной войны» на примере олимпиад в Москве в 1980г. И Лос-Анджелес 1984

 

 

19) Особенности развития физической культуры древних славян. Физическое воспитание Киевской Руси. «Получение чадом своим» Владимира Мономаха.

 

20) Народные формы физического воспитания на Руси. Физическое воспитание казачеств.

 

 

21) Военно-физическая подготовка русской армии. Реформы Петра 1. Роль великих русских полководцев в военно-физическом воспитании Суворов, Ушаков.

22) Зарождение и развитие в России современных видов спорта (на примере: борьбы, тяжелой атлетики, конькобежного спорта, лыжного спорта, футбола)

Зарождение и развитие современных видов спорта в России начинается в конце 19 — начале 20 в. нашей страны. Условия для занятия спортом были лишь в нескольких городах, городское население страны к концу 19 в. составляло около 13 %. Спортом могли заниматься только слиаки общества.

Тяжелой атлетикой принято называть различные упражнения в поднимании штанги, гирь и гантелей. Первоначально (до 30-х гг. XX в.) тяжелая атлетика объединяла виды спорта — поднятие тяжестей, борьбу и бокс. Днем рождения поднятия тяжестей в нашей стране считается 1885 г., когда доктор В. Ф. Краевский в Петербурге создал Кружок любителей атлетики. Он помещался непосредственно на квартире доктора и насчитывал около 70 человек.

С 1892 г., когда в Петербург из Варшавы приезжает известный польский борец В. А. Пытлясинский и начинает обучать французской (греко-римской) борьбе членов кружка, берет свое начало в России и этот вид спорта.

Конькобежный спорт берет свое начало с 1877 г., когда в Петербурге образуется Общество любителей бега на коньках. Бессменным председателем Общества в дореволюционной России был В. И. Срезневский. Этот вид спорта включал в себя скоростной бег на коньках и фигурное катание.В России программа чемпионатов отличалась от мировых первенств. Сначала, первые пять лет, была лишь одна дистанция — 3 версты. Старт был общим, организовывалось несколько забегов, а в конце обязательно проводился финальный забег для сильнейших. С 1894 г. конькобежцы бежали в парах, но финальный забег все равно проводился. Вскоре ввели две дистанции — 1500 и 5000 м. Однако чемпионом России становился спортсмен, выигравший обе дистанции. Немногим это удавалось сделать, и ряд лет в России не было чемпионов, хотя первенства страны проводились.

Датой зарождения лыжного спорта в России считается 29 декабря 1895 г., когда состоялось открытие Московского клуба лыжников (МКЛ). Этот клуб открыл на Ходынском поле (там, где сейчас стадион (“Динамо”) лыжную станцию, а через год вторую — в Сокольниках. К 1910 г. в этих клубах было около 300 человек. Одновременно с МКЛ около Петербурга, в Парголово-Токсово, был открыт горнолыжный кружок “Полярная звезда”.

В дальнейшем в России сложилось два направления в лыжных гонках: московское — бег на длинных лыжах по равнине с относительно удлиненными палками и петербургское — бег по пересеченной местности с подъемами и спусками на более коротких лыжах. В “Полярной звезде” начали культивировать прыжки с трамплинов.

В конце XIX в. первые шаги в России делал отечественный футбол. Распространили футбол в России англичане, которые и создали первые команды по этому виду спорта. Первыми городами, где стали играть в эту спортивную игру, были Петербург, Москва и Орехово-Зуево. Первые клубы почти целиком состояли из англичан, шотландцев, немцев и единицы представляли Россию.

В 1908 г. национальный футбол делает большой шаг вперед: команды Петербурга, объединившись с Московской лигой и английским клубами, образовали Всероссийский футбольный союз. В него несколько позже вошли и клубы других крупных городов России. С созданием футбольного союза стали проводиться междугородние и Всероссийские турниры. Например, в 1912 г. состоялся матч на первенство России по футболу между сборными командами Москвы и Харькова.

В команде 11 человек.

 

23) Идейно-теоретические и научные основы физической культуры во второй половине 19- начале 20 века. (Ушинский, Покровский, Дементьев, Сеченов, Павлов.

 

24) Педагогическая деятельность и учение Лесгафта.

 

Создатель отечественной системы ФВ. Родился в 1937 году в семье петербургского юверлира. Окончив гимназию с серебряной медалью, он поступил в медико-хирургическую академию. Увлекший анатомией, он защитил диссертацию на степень доктора медицины. Работал затем в Казанском Университете, читал лекции. Вернувшись в Петербург он руководил кружком по анатомии при Военно-медицинской академии. Затем было организованно Общество содействия физическому развитию, где, будучи секретарем, Лесгафт предложил открыть курсы для подготовки специалистов. И в 1896 году такие курсы создаются, Лесгафт – заведующий. На курсах изучались ФУ, Теория Движений, Педагогика, Психология, Анатомия и др.

Система ФО изложена Лесгафтом в его труде «Руководство по ФО детей школьного возраста». В книге изложен подход исследования- психических, педагогических, медико-биологических методов. Процесс ФО детей школьного возраста Лесгафта представлял так: 1й этап. 7-12 лет, простые упражнения. 2й этап. 12-15 лет, сложные упражнения. 3й этап упражнения для развития мышечного чувства. Лесгафт считал, что система должна состоять из небольшого количества естественных движений: ходьбы, бега, метаний, борьбы и тд.

Система физического образования П.Ф.Лесгафта. (1837-1909) - считал, что образование включает систематическое умственное, эстетическое и физическое развитие и в итоге способствует подготовке человека к труду на благо общества. Такое гармоническое развитие можно осуществить только при наличии строгого учёта возрастных и половых особенностей человека, а также с помощью научно обоснованной системы ФО, где основное средство – естественные упражнения (бег, прыжки, метания, борьба, игры экскурсии и простые гимнастические упражнения). Процесс ФО по Лесгафту сводился к тому, что на разных этапах обучения ФУ использовались в соответствии с задачами обучения и с учётом возраста детей. Лесгафт отрицательно относился к спортивным соревнованиям и упражнениям на гимнастических снарядах. Он считается одним из основоположников отечественной науки о ФВ

 

25) Российская империя и олимпийское движение. Создание и деятельность Российского Олимпийского комитета. Первые российские победители и призеры Олимпийских Всероссийские Олимпиады 1913 и 1914гг.

 

 

26) Физическая культура и первые годы Советской власти. Всеобуч. Физическая культура в годы гражданской войны. Новые формы физкультурной и спортивной работы.

Физическая культура в первые годы Советской власти.

Становление отечественного физического воспитания и спорта в советский период происходило на базе того, что уже было достигнуто в дореволюционной России. В рамках нового государственного устройства принципы советской физической культуры должны были быть иными, чем в западноевропейских странах. Поэтому стали предлагаться различные пути и направления по содержанию советской системы физического воспитания. «Социалистическое направление» сводилось к использованию только «благоприятной и полезной игровой деятельности». Приверженцы «медицинского направления» отвергали занятия боксом, футболом, тяжелой атлетикой, гимнастикой и т.д., так как считали их вредными для ослабленного здоровья трудящихся. Их кредо были гигиенические упражнения и лечебная физическая культура, пеший туризм. «Скаутское направление» строилось на основе уже существующего в Англии. В 1922 г. Была изменена идеологическая основа скаутского воспитания и создано «пионерское движение», включающее и физическую подготовку учащихся школ.

Следует также отметить, что несмотря на все трудности постреволюционного периода, правительство молодого советского государства начало осуществлять эффективную организационную деятельность в сфере развития и подъема физической культуры. Были созданы управленческие структуры, без которых руководить советской системой физического воспитания было бы невозможно. Вначале эту функцию выполняло Главное управление всеобщего военного обучения формирования частей Красной Армии (Всевобуч). С 1918–1920 гг. в его составе имелся отдел физического развития и спорта, который ведал физической подготовкой в армии и подготовкой допризывников. После окончания гражданской войны в 1920 г. создается Высший совет физической культуры (ВСФК), который в 1930 г. был переименован во Всесоюзный совет физической культуры при Правительстве СССР. Начиная с 1936 г., высшая структура управления получила наименование Всесоюзный комитет по делам физической культуры и спорта (ВКФКС). По существу, с тех пор структура руководства советской системой физического воспитания, основанная на принципе вертикальной подчиненности, не менялась вплоть до распада СССР (1991 г.).

В период с 1917 по 1940 гг. успешно развивались научно-методические основы советской системы физического воспитания. Уже в первые годы советской власти начала решаться проблема подготовки научно-педагогических кадров. В 1919–1920 гг. приступили к работе два первых высших учебных заведения: институт физического образования им. П.Ф. Лесгафта в Петрограде и Центральный институт физической культуры в Москве. В этих вузах в 20-е годы начались серьезные научные исследования в области физического воспитания. Заслуга в разработке медико-биологических, психологических и педагогических проблем физической культуры и спорта принадлежала великим ученым Гориневскому В.В., Орбели Л.А., Крестовникову А.Н., Рудику П.А., Бернштейну Н.А., Иваницкому М.Ф. Огромное значение, в плане развития научно-методических основ советской системы физического воспитания, имело открытие издательства «Физкультура и спорт» (1923 г.). Издательство стало выпускать сборники научных статей, а с 1925 г. ежемесячный научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». Таким образом был основан центральный орган печати, публикуемый новейшие отечественные и зарубежные экспериментальные достижения ученых в сфере физической культуры и спорта. Неоценимый вклад в становление советской системы физического воспитания внес журнал «Физическая культура в школе», издаваемый с 1930 г. В 1933 г. в СССР открывается головное (ведущее) научное учреждение: Центральный научно-исследовательский институт физической культуры в Москве, затем НИИФК в Ленинграде. Огромный урон научно-методическому развитию советской системы физического воспитания нанесло Постановление ЦК ВКП(б) 1936 г. «О педагогических извращениях в системе наркомпроссов», в связи с чем начались гонения на научных корифеев области физической культуры и спорта. Многие из них были репрессированы, другие вынуждены эмигрировать. Решения этого Постановления были пересмотрены только спустя двадцать лет, в 1956 г.

 

В советской системе физического воспитания предвоенного периода была сделана попытка использования двигательных тестов для определения уровня физической подготовленности населения, т.е. введен Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР». Инициатором комплекса ГТО выступил Ленинградский комсомол. Инициатива комсомольцев нашла поддержку среди широкой советской общественности. Поэтому в марте 1931 г. ВСФК при ЦИК СССР утвердил физкультурный комплекс ГТО I ступени, включающий нормативы по бегу, прыжкам и метаниям, подтягиванию на перекладине и переноске патронного ящика (мужчины), лазанью по канату (женщины), плаванию, езде на велосипеде, лыжным переходам, гребле, передвижению в противогазе. К требованию относилось умение оказать первую помощь (санминимум), знание основ самоконтроля, знакомство с основами физкультурного движения СССР, ударный труд на производстве. Год с небольшим работы по комплексу ГТО I ступени выявил необходимость установления более высоких требований к всесторонней физической подготовленности. В связи с этим был введен в практику работы комплекс ГТО II ступени (1933 г.), состоявший из 22 норм и 3 требований. В нем более широко были представлены виды спорта и военноприкладные упражнения: прыжки на лыжах с трамплина (мужчины), прыжки в воду, фехтование на штыках, преодоление полосы препятствий и др. В 1934 г. вошел в практику работы с детьми комплекс «Будь готов к труду и обороне СССР». Следует отметить, что введение полного комплекса стало одним из средств, стимулирующих всестороннюю физическую подготовку детей, молодежи, взрослых.
Достаточно сказать, что с 1931 по 1940 г. испытания на значок БГТО выдержало около 1,5 млн. учащихся, ГТО I ступени – более 7 млн. человека и ГТО II ступени – более 134 тысяч человек. Физкультурный комплекс по праву стал программно-нормативной основой советской системы физического воспитания.


Огромной популярностью в предвоенные годы в СССР пользовались также комплексы на значок «Ворошиловский стрелок», «Готов к противовоздушной и химической обороне» (ПВХО), «Альпинист СССР», «Парашютист СССР», «Турист СССР» и др. Советские физкультурные организации приближали свою работу к нуждам обороны Родины. Особое внимание с 1917 по 1941 г. уделялось развитию спорта. В течение 1922–1924 гг. комсомолом были созданы спортивные организации «Муравей» (Москва и Московская губерния), «Спартак» (Петроград, Украина, Закавказье), «Комсомольский флот» (Казань), «Красный джигит» (Средняя Азия), «Красный молодняк» (Белоруссия) и др. В 1923 г. было организовано первое добровольно-спортивное общество «Динамо», а позднее ДСО «Спартак», «Локомотив» и др. С 1927 г. в стране родилась традиция проведения Всесоюзных физкультурных праздников (летних и зимних). Самым крупным спортивным торжеством данного периода стала Всесоюзная спартакиада (август 1928 г.). В ней приняло участие 7225 атлетов, из них 600 участников – представители зарубежных рабочих спортивных организаций. В 30-е годы активно создаются детские спортивные школы (ДСШ). Первыми из них были ДСШ «Юный динамовец» и «Юный спартаковец». К концу 1937 г. в СССР насчитывалось уже свыше 200 детских спортивных школ. Открылись всесоюзные секции (федерации) по видам спорта. Налаживаются с 1922 г. международные спортивные связи. В 1935–1937 гг. создается в СССР Единая всесоюзная спортивная классификация (ЕВСК), включающая 10 видов спорта: гимнастика, легкая атлетика, плавание, коньки, борьба, бокс, тяжелая атлетика, фехтование, теннис, охотничий спорт. Введение спортивной классификации способствовало развитию массового спорта и росту спортивных достижений. Мастерство занимающихся оценивалось не только по разрядам. Было введено также почетное звание «Заслуженный мастер спорта» и «Мастер спорта» (1934–1935 гг.).

 

Физическая культура в годы гражданской войны.
Мирное развитие революции было прервано в самом начале разгоревшейся гражданской войной и иностранной военной интервенцией. Потребовалось мобилизация всех сил для защиты революционных завоеваний. Созванный в марте 1918 года VII Экстренный съезд РКП (б) в резолюции «О войне и мире» записал, что первейшей и основной задачей партии в этих условиях является принятие самых энергичных, беспощадно решительных мер для всестороннего, систематического, всеобщего обучения взрослого населения военным знаниям.

Выполняя это решение. ВЦИК в апреле 1918 г издал декрет «Об обязательном обучении военному искусству» всех граждан, не эксплуатирующих чужого труда. В соответствии с декретом при Реввоенсовете республики было образовано Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной Армии - Всеобуч. Составной частью военного обучения была признана физическая подготовка, которая заняла видное место в работе органов Всеобуча. При всех военкоматах были созданы военно-учебные пункты Всеобуча, на которых началась работа по военно-физической подготовке двух категорий всеобучистов - допризывной молодежи в возрасте 16-18 лет и призывников - 18-40 лет. Содержание подготовки определялось специально разработанными программами. Для призывников предусматривалась ускоренная 96-ти часовая подготовка, включавшая занятия военно-полевой гимнастикой, рукопашным боем и стрельбой, а для допризывников программа была рассчитана на два года регулярных занятий в объеме 480 часов (на селе 340 часов) в основном физическими упражнениями, тренировавшими необходимые для будущих бойцов физические качества. В содержание программы входили гимнастика, фехтование, легкоатлетические упражнения, плавание, если имелись условия, предусматривались занятия гребным и парусным делом, в зимнее время - лыжная подготовка. Известно, что Всеобуч занимался формированием из всеобучистов лыжных строевых частей, которые принимали участие в боевых действиях.

О размахе работы Всеобуча свидетельствует то, что за годы гражданской войны подготовку на военно-учебных пунктах прошли около 8 млн. человек, пополнивших ряды Красной Армии.

Но деятельность Всеобуча не ограничивалась рамками обязательной военно-физической подготовки. Органы Всеобуча в эти годы практически руководили всей физкультурной работой страны. Они выступали инициаторами создания военно-спортивных клубов, где рабочая молодежь могла уже на добровольных началах, по своему выбору заниматься различными, в основном прикладными, видами спорта и участвовать в спортивных соревнованиях.

Испытывая острую потребность в обеспечении военно-учебных пунктов и военно-спортивных клубов инструкторскими и преподавательскими кадрами, Всеобуч организовал в Петрограде, Москве, Ярославле, Нижнем Новгороде, Симбирске и других губернских городах сеть курсов и школ по их подготовке. В октябре 1918 года, на базе инструкторских курсов в Москве, решением правительства был образован одногодичный институт физической культуры, преобразованный в декабре 1920 года в высшее учебное заведение. Годом раньше в октябре 1919 года на базе бывших Высших курсов П.Ф. Лесгафта был учрежден Государственный институт физического образования. Для подготовки инструкторов для армии была открыта Главная военная школа физического образования. В 1921 году по инициативе доктора B.C. Пирусского институт физической культуры был создан в Томске. Таким образом, еще в годы гражданской войны было положено начало систематической подготовке специалистов по физической культуре.

Большую роль в становлении теоретических основ системы физического воспитания сыграл проведенный в апреле 1919 года в Москве всероссийский съезд работников по физической культуре, спорту и допризывной подготовке. Съезд всесторонне обсудил вопросы физического воспитания детей и молодежи и рассмотрел пути усовершенствования программ военно-физической подготовки, проводимой Всеобучем. На основании решений съезда осенью 1920 года при Главном управлении Всеобуча был образован Высший совет физической культуры - совещательный орган, в задачу которого входило объединение усилий всех ведомств, учреждений, спортивных и других общественных организаций, проводящих работу по физической культуре и спорту. На Совет возлагалась разработка программ, уставов и других документов, регулирующих организацию физического воспитания и спортивных мероприятий.

С самого начала активно включился в организацию физкультурно-спортивной работы созданный в октябре 1918 года Коммунистический союз молодежи. Уже на своем II съезде, состоявшемся в 1919 году, РКСМ принял постановление «О физическом воспитании и скаутизме», где оценил сущность скаутской системы воспитания молодежи как буржуазную. Съезд признал необходимым бороться против скаутских организаций и выделить политруков на пункты допризывной подготовки и военно-спортивные клубы для проведения политико-воспитательной работы среди молодежи. Еще большее значение для определения задач комсомола в области физического воспитания имели решения III съезда РКСМ (октябрь 1920 года), который указал, что «... физическое воспитание подрастающего поколения является одним из необходимых элементов общей системы коммунистического воспитания молодежи, направленной к созданию гармонически развитого человека, творца - гражданина коммунистического общества» (ВЛКСМ в резолю­циях его съездов и конференций. М., «Молодая гвардия», 1929. СТР 33 - 34). Именно после своего III съезда РКСМ приступил к созданию пролетарских физкультурных организаций, повсеместно привлекая к участию в них комсомольскую и несоюзную молодежь.

Активную роль в развитии физической культуры в эти годы стали играть и профессиональные союзы. Они создавали физкультурные кружки на фабриках и заводах, учебных заведениях и в рабочих клубах и обеспечивали их необходимыми материальными средствами.

Общими усилиями Всеобуча. Наркомпроса, комсомола, профсоюзов в стране, несмотря на трудности, связанные с гражданской войной, оживилась физкультурно-спортивная работа, стали проводиться спортивные праздники и соревнования. Получили развитие гимнастика, легкая и тяжелая атлетика, лыжный, конькобежный спорт и футбол.

Самым первым республиканским соревнованием стал чемпионат по конькобежному спорту, разыгранный 20-21 января 1918 года в Москве. Победил на всех дистанциях Я. Мельников. 17-18 марта 1938 года состоялся розыгрыш первенства республики по тяжелой атлетике, одним из победителей которого стал А. Бухаров. В мае 1919 г. в Москве на Красной площади состоялся парад, посвященный годовщине Всеобуча. Это был по сути первый физкультурный парад в стране. Зимой 1920 г. в Москве было проведено первое первенство республики по лыжному спорту. На него приехали команды лыжников из Владимира, Калуги, Костромы, Нижнего Новгорода, Подольска и Ржева. Лучшим лыжником был признан Н. Васильев, победивший на дистанции 30 верст (3 час. 20 м. 43 сек). 20 мая 1920 года Всеобуч организовал по всей стране «День спорта», старты и показательные выступления которого проходили прямо на городских площадях, в парках, в клубах, на ипподромах.

Охваченная огнем гражданской войны и окруженная интервентами Советская Россия не могла получить приглашения на Игры VII Олимпиады в Антверпен, но спортсмены надеялись на поездку и готовились к ней - летом 1920 г. по регионам страны прошли крупные комплексные сорев­нования, названные «предолимпиадами»: в Омске - Сибирская, Екатеринбурге - Приуральская, Минеральных Водах - Северокавказская, в Ташкенте - Среднеазиатская, и др. Но намечавшийся в Москве финал этих соревнований не состоялся из-за сложной военной обстановки. Некоторое её ослабление позволило провести 27 и 28 июля 1920 г. в Москве, на Красной площади, в честь II Конгресса Коминтерна физкультурный парад и показательные гимнастические выступления. А вскоре после праздника состоялся футбольный матч между командой, составленной из делегатов Конгресса и молодежной сборной Москвы, который вправе считаться первым международным соревнованием в истории советского спорта.

К концу гражданской войны, по данным главного управления Всеобуча, количество занимающихся физической культурой без учета охваченных обязательной военно-физической подготовкой составило 143 тыс. человек, что почти в три раза превысило численность зарегистрированных на 1913 г. спортсменов дореволюционной России.

 

 

27) Введение и развитие всесоюзного комплекса «Готов к Труду и Обороне СССР» и Единой всесоюзной спортивной классификации (ЕВСК) и их значение в формировании советской системы физического воспитания и становлении советского спорта.

 

28) Физическая культура и спорт в СССР накануне и в годы Великой отечественной войны. Постановление правительства по вопросам физической культуры. Советские спортсмены на фронте и в тылу.

Особое место в истории физической культуры и спорта нашей Родины занимает период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг. Он явился суровым испытанием для народа и физкультурного движения, в частности, лозунг "Все для фронта, все для победы!" стал непреложным законом жизни всех людей нашей страны, всех физкультурно-спортивных организаций. Вновь, как и в годы гражданской войны 1918 - 1920 гг., в сентябре 1941 г. вводится всеобщее военное обучение. Содержание программ во всех типах учебных заведений, нормативы комплекса ГТО, деятельность всех физкультурно-спортивных организаций были направлены на решение задач, обусловленных военным временем. В распоряжение органов Всевобуча для организации и проведения занятий по военно-физической подготовке поступают наиболее квалифицированные методисты, преподаватели и спортсмены. В регионах эту работу осуществляли отделы Всевобуча, созданные при военных комиссариатах, и военно-учебные пункты Всевобуча. На базах ДСО и в физкультурных учебных заведениях были созданы учебно-методические центры Всевобуча, которые разрабатывали программы, методические материалы, наглядные пособия. Они сыграли большую роль в прикладном использовании средств физической культуры для военно-физической подготовки красноармейцев.

Еще накануне войны, в 1939 г., в число обязательных нормативов комплекса ГТО были включены военно-прикладные виды испытаний: оказание первой помощи, преодоление полосы препятствий с винтовкой, плавание в одежде, пеший поход на 25 км, стрельба из малокалиберной винтовки. В 1942 г. в него были включены дополнительные, продиктованные требованиями военного времени нормативы: знания материальной части винтовки, знания топографии, бег по пересеченной местности, водные переправы, умение вести штыковой бой, умение метать гранату из разных положений и др.

В институтах физической культуры, и прежде всего в московском и ленинградском, была разработана методика ускоренного обучения рукопашному бою, способам передвижения на лыжах, водным переправам, метанию фанаты и др. Коллектив ГЦОЛИФКа(Государственный центральный ордена Ленина институт физической культуры) за годы войны подготовил по программе Всевобуча более 340 тыс. человек, а студенты и преподаватели ленинградского ИФК им. П.Ф. Лесгафта только в 1941 г. - 140 тыс. человек.

В первые дни войны добровольно ушли на фронт сотни преподавателей и студентов ИФК, а те, кто остался в тылу, помимо учебных занятий работали на оборонных и народнохозяйственных объектах, выступали с концертами и показательными выступлениями в госпиталях и воинских частях, участвовали в подготовке резервов для армии на военно-учебных пунктах.

Вместе с лучшими спортсменами Москвы студенты и преподаватели столичного ИФК составили основу Отдельной мотострелковой бригады особого назначения (ОМСБОН) войск НКВД СССР. Она была сформирована в июле 1941 г. в Москве на стадионе "Динамо". На боевом счету ОМСБОНа 1500 вражеских эшелонов, пущенных под откос, несколько десятков тысяч уничтоженных вражеских солдат и офицеров. Свыше 150 человек этой бригады были удостоены высоких правительственных наград, а 24 стали Героями Советского Союза. Среди них преподаватели М.М. Мещеряков, Б. Галушкин, студенты О. Смирнов, Л. Кудаковский, Ю. Беляев. В рядах этого воинского подразделения воевали чемпионы и рекордсмены СССР стайеры братья Г. и С. Знаменские, лыжница Л. Кулакова, боксеры Н. Королев и С. Щербаков, гребец А. Долгушин, конькобежец А. Капчинский, штангист Н. Шатов, борцы А. Катулин, Г. Пыльнов и другие.

Весомый вклад в разгром врага внесли преподаватели и студенты ленинградского ИФК им. П. Ф. Лесгафта. 13 партизанских отрядов были сформированы на базе этого вуза. В 1942 г. за боевые заслуги этот гражданский учебный институт был награжден орденом Красного Знамени.

В партизанских отрядах Белоруссии имелись отделения и взводы, полностью состоящие из спортсменов. В годы войны многие преподаватели и студенты украинского, грузинского и азербайджанского институтов физкультуры были отмечены высокими правительственными наградами за боевые заслуги.

Предыдущие военные события у озера Хасан на Халхин-Голе явились проверкой организационных и методических установок советской лечебной физической культуры (ЛФК), разработанных В.В. Гориневской, В.Н. Мошковым, И.М. Саркизовым-Серазини и другими. Положительное влияние ЛФК на процессы скорейшего выздоровления раненых было обосновано виднейшими травматологами и хирургами нашей страны Н.Н. Бурденко, В.В. Гориневской, И.И. Джанелидзе и другими. Обобщение опыта работы военных госпиталей со всей очевидностью показало, что в числе средств, способствующих более быстрому и полному выздоровлению раненых, одно из ведущих мест занимает ЛФК. В годы войны разрабатывается объективный метод учета эффективности воздействия средств физической культуры на восстановление двигательной функции раненых. Для практики ЛФК была предложена методика измерений подвижности сегментов верхних и нижних конечностей при помощи циркульного угломера, получены результаты исследования моторных функций как метод учета эффективности лечения травм опорно-двигательного аппарата (И.И. Джанелидзе, И.М. Яблоновский, В.В. Бунак). Представляет интерес, что во время войны проводились всесоюзные совещания "Лечебная физкультура при травмах военного времени".

С первых дней войны были приняты необходимые меры по подготовке кадров методистов ЛФК для военных госпиталей, и в это существенный вклад внесли высшие и средние физкультурные учебные заведения, педагоги физического воспитания. В начале войны около 50 % раненых прошли курс ЛФК, а к концу войны эта цифра составляла уже более 80 %.

Война вырвала из рядов советского физкультурного движения немало известных спортсменов - чемпионов СССР: по лыжному спорту - Л. Кулакову, по легкой атлетике - С. Знаменского, по гребле - А. Долгушина, по конькобежному спорту - А. Капчинского, по борьбе - Г. Пыльнова, по боксу - Д. Темуряна и др. В память о них и других выдающихся спортсменах в нашей стране проводятся традиционные соревнования-мемориалы.

Оставшиеся в тылу физкультурники и спортсмены самоотверженно трудились по всенародно известному правилу: "Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт".

Наш первый и единственный до революции 1917 г. олимпийский чемпион по фигурному катанию на коньках, 23-кратный чемпион России по стрельбе, победитель Bсeсоюзной спартакиады 1928 г. по стрельбе из пистолета, заслуженный мастер спорта СССР Н.А. Панин-Коломенкин в свои 70 лет был примером для преподавателей и студентов в ратном труде. Он обучал студентов и бойцов приемам рукопашного боя, преодолению полосы препятствий, метанию гранаты и связки бутылок с зажигательной смесью, лыжной подготовке. Он говорил: "Какой сейчас может быть отдых? Все должно быть подчинено главной задаче - победе над врагом. И пока двигаются руки и ноги, работает мозг, надо действовать, бороться изо всех сил за наше будущее".

Легендарный русский богатырь И.М. Поддубный во время Великой Отечественной войны часто выступал перед воинами Красной Армии, он призывал бойцов и командиров закалять себя физически, чтобы выдержать любые испытания в войне с фашистами. А Ивану Максимовичу к началу войны шел уже 72-й год.

Чемпион и рекордсмен страны по прыжкам в длину М. Бундин был удостоен звания лауреата Государственной премии за изобретение новой пушки. Международный гроссмейстер по шахматам А. Котов был награжден орденом Ленина также за конструкцию нового вида вооружения. Конечно, это лишь единичные примеры из многих трудовых подвигов спортсменов и специалистов физической культуры нашей страны.

К 1944 г., когда территория СССР была полностью освобождена от оккупантов, создались более благоприятные условия для организации спортивно-массовой работы. Первенство СССР в этом году проводилось уже по 14 видам спорта, возобновился розыгрыш Кубка СССР по футболу.

Миллионы физкультурников и спортсменов нашей Родины вместе со всем народом своим самоотверженным трудом на фронтах и в тылу внесли большой вклад в победу над врагом.

Несмотря на неблагоприятные санитарные условия, в которых находилась значительная часть населения СССР в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг., органы здравоохранения, и службы гигиены в частности, сумели предотвратить развитие в стране эпидемии, полностью ликвидировать последствия этой наиболее разрушительной войны уже через несколько лет после ее окончания. За период с 1953 по 1962 г. население СССР увеличилось на 29 млн человек, а в целом значительно улучшились показатели санитарного состояния страны - рождаемость, уровень заболеваемости и смертности, естественный прирост, физическое развитие населения.

 

29) Становление и развитие физической культуры как учебного предмета в школе (анализ программ по физическому воспитанию в школе)

Становление физической культуры как учебного предмета в общеобразовательной школе после октября 1917 г. было неотъемлемой частью революции в области культуры и образования. Суть этого процесса состояла в воспитании нового человека в духе коммунистических идей. К сожалению, многое из того прогрессивного, что было создано на рубеже XIX - XX вв. отечественной и зарубежной школьной педагогикой, оказалось тогда невостребованным и просто отвергнутым. В этом отношении становлению школьной физической культуры было свойственно все, что было характерно для развития советской системы физического воспитания в целом.

1919 г. Всевобуч разработал содержание занятий физической культурой с детьми и подростками. Эти материалы стали основой для составления губернскими отделами народного образования примерных программ. Программы значительно отличались по структуре и содержанию, но практически во всех просматривалась военная направленность. Основу программы составляла гимнастика, в большинстве случаев приближенная к сокольской системе или полностью повторявшая ее отдельные разделы: строевые и порядковые упражнения, перечень военных умений и навыков, подвижные и некоторые спортивные игры. На распространение сокольской гимнастики в России, по-видимому, сильно повлияло изменение политической обстановки в Европе. В 1882 г. был создан Тройственный союз Германии, Австро-Венгрии и Италии. В 1904 - 1907 гг. в противовес ему оформился блок Великобритании, Франции и России (Антанта). Начиная с этого времени все немецкое постепенно изгоняется из России. Так, составленное германским подданным К. Шмидтом "Руководство гимнастики для действующих войск и молодых солдат" в России было отменено. В 1910 г. принимается "Наставление для обучения войск гимнастике", разработанное на основе сокольской гимнастики. Оно просуществовало до 1924 г.

В начале 20-х гг. был предложен целый ряд различных программ и методик по физической подготовке школьников. Наиболее лестные отзывы в то время получила "Схематическая программа физического воспитания и трудовых навыков в возрасте от 7 до 18 лет на основе пролетарской физкультуры" (А.А. Зикмунд, А.И. Зикмунд, 1923). Она была составлена с учетом трехлетнего опыта работы по педагогической гимнастике в Государственном центральном институте физической культуры. Программный материал был распределен по возрастным группам: 7 - 9, 9 - 12, 12 - 15 и 15 - 18 лет. Рекомендовалось использовать следующие средства: ходьбу, бег, прыжки, порядковые упражнения, несложные гимнастические упражнения с предметами и без предметов, корригирующие и дыхательные упражнения, подвижные игры. Особое значение придавалось корригирующим упражнениям как профилактическому средству, направленному на уменьшение неблагоприятных воздействий условий труда. В программе говорилось: "...Цель корригирующих упражнений - развивать те группы мышц, которые во время профессионального труда не развиваются. Тут нужно обратить внимание на развитие левой стороны тела, способствовать развитию грудной клетки и правильному дыханию и кровообращению". Все предложенные в программе упражнения были просты по двигательной структуре, легко дозировались, не вызывали значительных напряжений в деятельности функциональных систем организма, имели четко выраженную восстановительно-поддерживающую направленность.

Тесное соединение физического и трудового обучения было одной из главных задач пролетарской культуры в области физического воспитания. В программе об этом говорилось так: "...В дальнейшем перед наукой стоят вопросы объединить физическое воспитание и трудовые навыки в единое воспитательное средство".

В 1927 г. Народный комиссариат просвещения утверждает первые обязательные школьные программы по физической культуре для школ I и II ступени (I ступень - начальная школа с четырехлетним сроком обучения, II ступень - девятилетняя средняя школа). Эти программы явились своеобразной вехой для всех последующих школьных программ СССР, которые в дальнейшем стали разрабатываться и утверждаться как единые и обязательные для всех школ.

В программе указывалось, что учебная работа по физической культуре в форме обязательных уроков должна проводиться в школах I ступени не менее трех раз в неделю и в школах II ступени - два раза в неделю. Помимо "нормального урока физупражнений" рекомендовались и другие формы двигательной активности: гимнастика до занятий, массовые игры и спортивные развлечения, пляски, экскурсии.

В программах просматривается явный крен в сторону гигиенизации процесса физического воспитания, санитарно-гигиенического просвещения учащихся и привития им элементарных навыков личной и общественной гигиены.

Значительным событием, способствующим развитию физкультурно-спортивной работы в школе, явилось то, что с 1930 г. начал издаваться ежемесячный методический журнал "Физкультура в школе" (с 1958 г. он стал называться "Физическая культура в школе"). В своем первом номере журнал сообщает: "Основные наши трудности заключаются в отсутствии достаточных и подготовленных кадров, в недостатке теоретической и методической работы, в слабости руководства физкультурным движением". Так, даже в Московской области в 1929 г. в школах почти полностью отсутствовали учителя физической культуры со специальным профессиональным образованием. Между тем, по данным обследования 1929 г., состояние здоровья школьников вызывало большую тревогу: процент здоровых детей был крайне незначительным.

Поэтому трудно переоценить роль и своевременность выхода в свет массовым тиражом своеобразного "самоучителя" по передовой методике физического воспитания детей. Журнал стал оказывать посильную помощь в физкультурной работе нашим учебным заведениям, просветительным организациям и внешкольным учреждениям, освещая на своих страницах вопросы методики и практики, передовой опыт, пропагандируя его среди широких масс работников физической культуры и учащихся.

Особенно важным фактом, предопределившим содержание и структуру школьных программ по физической культуре 1932 г., явилось введение физкультурного комплекса ГТО СССР.

В методических (пояснительных) записках к программам начальной и средней школы говорилось, что "...физкультура в школе является одним из основных звеньев единой системы физкультуры, проводимой в СССР; ее содержание, объем и методы вытекают из тех основных требований, которые предъявляются подготовкой по комплексу ГТО". В соответствии со структурой вводимого комплекса ГТО весь программный материал для каждой школьной группы (класса) подразделялся на объем физических упражнений, объем теоретических знаний, объем физкультурно-организационных и санитарно-гигиенических навыков, учебные нормативы.

 

Программой предписывалось строить типовые уроки физупражнений по определенной схеме; состоять они должны из четырех серий: первая - втягивающие упражнения - 5 мин, вторая - общеразвивающие (общеподготовительные) упражнения - 10 мин, третья - основные упражнения - 25 мин, четвертая - успокаивающие упражнения - 5 мин. Общее время урока должно было составлять 40 - 45 мин. Физические упражнения подразделялись на две основные группы: общеподготовительные и прикладные упражнения. При этом отмечалось: "...Ведущую роль в программном материале физических упражнений имеют прикладные упражнения; в тесной связи с ними подбирается комплекс общеподготовительных упражнений".

Прикладные упражнения, которые составляли подавляющую часть программы, были сгруппированы по следующим признакам: элементы строя, способы передвижения (ходьба, бег, переползания, упражнения на равновесие, передвижение на лыжах, плавание), способы преодоления препятствий (прыжки, лазанья), способы поднимания и переноски груза (переноска различных предметов, "живого веса"), способы защиты и нападения (метания, элементы борьбы). В свою очередь, каждая из этих групп упражнений имела нормативные показатели, ориентированные на требования комплекса ГТО. Подвижные и спортивные игры составляли самостоятельную группу упражнений.

В школьных программах 1932 г. очевидна связь физического воспитания с военной подготовкой учащихся. В программе средней школы указывалось: "...Увязка физической культуры с военным делом должна выражаться в усвоении основных элементов строевой подготовки тех военно-прикладных навыков, которые будут служить базой для подготовки бойца. Необходимо обратить внимание на воспитание психофизических качеств, как то: решительность, настойчивость, выдержка, ориентировка. Совместно с военным руководством следует дать навыки в обращении с противогазом. В естественных условиях (во время экскурсий и военно-физкультурных походов) следует проверять и закреплять прикладные навыки, полученные в условиях школьной обстановки".

Раздел теоретических знаний включал перечень тем для проведения бесед и других форм сообщений учащимся минимума сведений о содержании, роли и предназначении физической культуры в СССР. Например, для школьников 4-го класса предлагалось две темы: "Какой физкультурой занимаются дети капиталистических стран и физкультура для подрастающего поколения в СССР", "Значение основных правил дыхания". В 7-м классе рекомендовались три темы: "Очередные задачи физкультуры в СССР", "Как физкультура подготовляет бойца РККА" и "Как физкультура борется с профвредностями".

Впервые программа устанавливала виды испытаний и твердые нормативные критерии для оценки уровня физической подготовленности школьников всех возрастов. Были указаны нормативные показатели по большинству видов прикладных упражнений. Главным итоговым показателем успеваемости по физической культуре в школе было выполнение учащимися 10-х классов нормативов комплекса ГТО I ступени. Таким образом, в начале 30-х гг. комплекс ГТО становится программной и нормативной основой физического воспитания в школах.

С 1954/55 учебного года вводится новая программа по физической культуре для начальных, семилетних и средних школ. Она была подготовлена Главным управлением школ Министерства просвещения РСФСР и Институтом физического воспитания и школьной гигиены АПН РСФСР. В программе, в частности, говорилось о необходимости уделять больше внимания спорту, гимнастика и легкая атлетика выделялись в самостоятельные разделы.

В качестве основных задач школьной физической культуры были названы образовательные задачи: в 1 —4-х классах — “обучение учащихся умениям и навыкам в основных видах гимнастики, спорта и игр”; в 5—7-х классах — “обучение учащихся основным видам спорта, играм и гимнастике”; в 8 —10-х классах — “обучение учащихся гимнастике, играм и основным видам спорта”. Решение образовательных задач осуществлялось по принципу последовательного, от младших классов к старшим, выполнения простых двигательных заданий, а затем более сложных умений и навыков в гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и т.д. Для закрепления и совершенствования двигательных действий программой предусматривались домашние задания.

В программе 1954 г. на предмет “Физическая культура” во всех классах отводилось 66 ч в год (по 2 ч в неделю).

Учебный материал по физической культуре 1—2-х классов состоял из гимнастики и игр, 3—4-х классов — из гимнастики, игр и лыжной подготовки. В разделе “Лыжная подготовка” были указаны раздельные учебные нормативы для мальчиков и девочек. В программе отмечалось, что “...Учебной работе должна содействовать внеклассная и внешкольная физкультурная и спортивная работа в школе, домах пионеров, детских парках, пионерских лагерях и т. д.”

Программа 5—7-х классов включала основной материал, который должен быть полностью пройден во всех школах, и дополнительный материал, изучаемый в зависимости от географических, климатических и других местных условий. Основной материал содержал следующие дисциплины: гимнастику, легкую атлетику, подвижные игры, лыжную подготовку. Материал по гимнастике дифференцировался для девочек и мальчиков.

Для девочек в меньшем объеме были представлены упражнения в висах и упорах, большее внимание уделялось укреплению мышц брюшного пресса, были короче дистанции в беге и передвижении на лыжах, исключены некоторые виды прыжков. Для каждого класса в программе предназначался дополнительный материал по основным видам спорта: гимнастике, легкой атлетике, плаванию, лыжному и конькобежному спорту. В программе содержались учебные нормативы для школьников, а также говорилось, что “...в результате занятий по физической культуре учащиеся должны сдать нормы БГТО в 7-м классе”.

Для 8—10-х классов были составлены раздельные программы для девушек и юношей по тем же разделам, что и в 5—7-х классах. В соответствии с требованиями программы школьники выпускного, 10-го, класса должны были выполнить нормы и требования комплекса ГТО I ступени.

Фактически с 70-х гг. начал смещаться акцент школьной физической культуры с решения преимущественно образовательных задач, т. е. овладения навыками в тех видах спорта, которые были представлены в программах, на постановку и решение оздоровительных задач путем развития основных физических качеств.

В 1983 г. была вновь подготовлена и утверждена очередная школьная программа по физической культуре для учащихся 4 — 10-х классов. В пояснительной записке говорилось, что ее появление определялось необходимостью дальнейшего подъема массовости физической культуры и спорта. Принципиальных изменений программа не претерпела. Однако некоторые изменения были: программа включила содержание теоретических требований, приводился перечень двигательных умений и навыков по традиционным разделам (гимнастика, легкая атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка, кроссовая подготовка, конькобежная подготовка, плавание, борьба). В раздел спортивных игр дополнительно был включен футбол. Элементы художественной гимнастики для старшеклассниц были дополнены современными и национальными танцами.

В 1992 г. была разработана и принята новая, существенно отличающаяся от предыдущих, школьная программа “Физическое воспитание учащихся 1 — 11-х классов с направленным развитием двигательных способностей”. Она была рекомендована Министерством образования Российской Федерации.

Её принципиальное отличие от ранее существовавших единых Программ для всей страны заключается в следующем:

1. Программное и нормативное содержание школьной программы не увязывается с комплексом ГТО, который перестает быть программной и нормативной основой нашей системы физического воспитания, и школьного в том числе.

2. Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей — базовой и вариативной (дифференцированной).

В программе говорится, что “...освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без них невозможна успешная адаптация к жизни и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, какую профессию выберет молодой человек в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного Стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных особенностей работы школы и индивидуальных способностей учеников”. Базовый компонент программы предусматривал следующие виды учебной деятельности: основы знаний по физической культуре, развитие физических качеств, обучение умениям и навыкам, самостоятельные занятия физической культурой, организаторские умения при проведении занятий по физической культуре.

Вариативная часть программы определяется республиканскими и областными (краевыми) органами образования. Содержанием вариативного компонента может стать материал по выбору учителя и учащихся на базе какого-либо вида спорта. В этом случае планирование раздела учебной программы осуществляет сам учитель по согласованию с директором школы. При выборе материала вариативной части предпочтение следует отдавать национальным видам физических упражнений, единоборств, игр, упражнениям, имеющим большее прикладное значение, а также упражнениям, обладающим более эффективным воздействием при развитии физических качеств.

Рекомендовано следующее соотношение времени, уделяемого базовой и вариативной частям программы: для 1—4-х классов — 75:25 %, 5-9-х классов - 70:30 %, 10-11-х классов - 60:40 % соответственно.

Базовая часть программы включает в себя содержание только урочных форм занятий.

Уроки физической культуры, отмечается в программе, дополняются другими формами занятий: физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного и продленного дня, внеклассной работой, спортивно-массовыми мероприятиями. Все это в совокупности должно обеспечить необходимый объем организованной двигательной активности учащихся: 7 —12 ч занятий в неделю для школьников и 4—9 ч — для школьниц. Каждая школа в соответствии с собственными условиями может самостоятельно определить содержание, организацию и проведение внеурочных форм работы по физической культуре.

В заключение программы приводятся уровни физической подготовленности и показатели физической культуры учащихся, оканчивающих начальную, основную и среднюю школу.

Начиная с 1996 г. круг возможных для применения в школах учебных программ заметно расширяется. В это время выходят в свет программы общеобразовательных учреждений “Физическое воспитание учащихся 1 — 11 классов”, рекомендованные Министерством образования РФ. Они включили в себя: “Программу физического воспитания учащихся 1 — 11 классов, основанную на одном виде спорта (баскетбол)”, “Комплексную программу физического воспитания учащихся 1 — 11 классов” и “Программу по физической культуре для учащихся 1 — 11 классов. Антистрессовая пластическая гимнастика (АПГ)”. Кроме того, в программы был добавлен материал по “Основам олимпийских знаний. 8-й класс”.

В первой программе утверждается, что задачи физического воспитания школьников можно решить средствами одного вида спорта, в данном случае баскетбола. Однако следует заметить, что экспериментально это утверждение не было обосновано. Спортивная направленность этой программы очевидна, и она не может реализовать прикладную функцию школьного физического воспитания. Ее содержание входит в противоречие с общегосударственным стандартом общеобразовательной подготовки, т.е. с базовой частью “Комплексной программы физического воспитания учащихся 1 — 11 классов”. Программный материал для каждого класса состоит в ней из трех разделов: основы знаний, общая физическая подготовка, специальная подготовка.

В отличие от программы 1992 г. “Комплексная программа физического воспитания учащихся 1 — 11 классов” рекомендует не только материал уроков физкультуры, но и примерное содержание физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и продленного дня; внеклассной работы; физкультурно-массовых и спортивных мероприятий.

Антистрессовая пластическая гимнастика является новым направлением в отечественной оздоровительной физической культуре. Она основана на принципах образного мышления и воплощения его в физических упражнениях и их комбинациях. В качестве основных используются три наиболее привычных мыслеобраза — солнца, водной среды, опоры в виде стула с высокой спинкой (трона). Упражнения АПГ и их связки отличаются выразительностью, гармоничностью, плавностью и слитностью движений, чему способствует поточный метод их выполнения, без рывков, в более или менее замедленном темпе в зависимости от конкретной структуры упражнений и контингента учащихся. Отдельные элементы упражнений просты, естественны и встречаются в повседневной жизни человека. Но соединение их в определенной последовательности в единый двигательный акт представляет собой значительную координационную сложность и зависит от степени слитности выполнения движения. Обучение комбинированию элементов на основе импровизации и фантазирования — одна из целей антистрессовой пластической гимнастики. Программа рекомендует так распределять «Элементы АПГ» по времени: 1—4-е классы — 40—50 % времени занятий; 5 —9-е — 30—35 %; 10—11-е — 20 — 25 %. Остальное время традиционно уделяется известным разделам. По существу, эта программа состоит не только из элементов АПГ, но и из материала, заимствованного из «Комплексной программы физического воспитания учащихся». Успеваемость определяется отношением к своему нравственному и физическому совершенствованию, знанием теоретического материала, умением самостоятельно использовать знания и навыки, приобретенные на уроках, прочностью освоения специальных и двигательных навыков. Конкретные учебные нормативы по физической подготовленности в программе отсутствуют. Материал программы по классам (1—4-е, 5 —9-е и 10—11-е) содержит три раздела: основы знаний, элементы АПГ, двигательные умения и навыки, игры.

По содержанию, форме движений в физических упражнениях и целевой направленности антистрессовая пластическая гимнастика напоминает оздоровительный стиль китайской гимнастики ушу, и в частности тайцзицюань. Оздоровительный эффект в ней также основан на воспроизведении природного принципа расслабления, мягкости, плавности движений, округлых и естественных позициях, сочетании действий всего тела — «диалоге движений...».

В 1994 г. вышел совместный приказ Министерства образования РФ и Олимпийского комитета России «Об организации изучения вопросов олимпийского движения и Олимпийских игр». Его цель — создание организационных и методических условий для приобщения учащихся к духовно-нравственным ценностям олимпийского движения. В этой связи в программах 1996 г. и помещены методические рекомендации «Основы олимпийских знаний». Олимпийское движение в мире вышло за рамки одной из форм Международного спортивного движения и стало мощным средством гуманистического воспитания людей. Поэтому не случайно школьное физическое воспитание откликнулось на этот призыв времени в год 100-летия возрождения современного олимпийского движения.

30) История одного из видов спорта (согласно специализации студента)

31) Советские спортсмены на летних Олимпийских играх 1956г. Общий обзор, причины побед и поражений.

32) Советские спортсмены на летних Олимпийских 1995г.

33) Российские спортсмены на летних Олимпийских играх 2001.

34) Советские спортсмены на зимних Олимпийских играх 1957.

35) Советские спортсмены на зимних Олимпийских играх 1981.

36) Российские спортсмены на зимних Олимпийских играх 2003.

37) Символы международного олимпийского движения. Олимпийская хартия, флаг, награды, талисма


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: