double arrow

Технологий в физическом воспитании студентов


Куликов В. М.

Белорусский государственный технологический университет,

Минск, Россия

Введение. В развитии системы образования в Республике Беларусь наступил период фундаментальных перемен, характеризующийся новым пониманием ее целей, ценностей, качества, осознанием необходимости перехода к непрерывному образованию и инновационным концептуальным подходам к разработке и использованию современных педагогических технологий [2; 5; 6; 7]. В связи с этим одним из основных направлений формирования современной системы высшего профессионального образования РБ, наряду с повышением уровня его качества, является и ее обеспечение информационными технологиями [1-4; 8; 9]. Базовыми для разработки современной системы использования информационных технологий в физическом воспитании студентов, приобщении их к здоровому образу жизни являются закономерности их физического развития и физической подготовленности, формирования потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и другие.

Целью данной статьи является обмен опытом работы по использованию информационных технологий в организации учебного процесса физического воспитания в ВУЗе и частично самостоятельных занятий студентов физическими упражнениями.




В соответствии с целью в статье решались задачи ознакомления с педагогическими подходами к применению информационно-компьютерного обеспечения процесса освоения учебной дисциплины «Физическая культура» и использования современных информационных технологий с целью педагогической поддержки самостоятельных занятий студентов физическими упражнениями.

Основная часть.Опыт использования информационных технологий для управления физическим воспитанием студентов на кафедре физической культуры и спорта УО «Гродненский государственный аграрный университет» (ГГАУ), накопленный на протяжении ряда лет показал, что применение АСУ способствует более эффективному решению задач физического воспитания студентов. Информационные технологии позволяют студенту оперативно осуществлять самоконтроль физического здоровья, а также самостоятельно и грамотно создавать и использовать программы физического и связанного с ним самосовершенствования. Наряду с этим следует особенно отметить возможность с помощью АСУ целенаправленно передавать студентам систему знаний по физической культуре, формировать способы самопознания, создавать и осуществлять программы физического самосовершенствования. Разработанная нами АСУ позволила получать интегральную оценку уровня физической подготовленности; сохранять данные тестирования в памяти ЭВМ; проводить их статистическую обработку. Поисковая система позволила осуществлять оперативный поиск студентов по фамилии; систематизировать студентов по различным критериям; прослеживать изменение результатов контрольных упражнений на протяжении одного учебного года и всех лет обучения в ВУЗе. В перспективе, используя интернет, планируется создание oн-лайновой версии АСУ на сайте кафедры http://www.uni-agro.grodno.by/kfk. Это позволит расширить круг студентов и преподавателей, участвующих в информационном обмене без каких-либо ограничений.



С помощью технологических средств АСУ созданы и внедрены в учебный процесс ГГАУ учебные комплексы по основам физического воспитания, контролю и самоконтролю физического развития, оздоровительному бегу и атлетической гимнастике. Все учебные комплексы состоят из учебного пособия для первоначального знакомства с учебным материалом и вопросов для осмысления, закрепления и контроля знаний. Разработанный нами режим контроля предназначен для текущего и/или итогового контроля уровня усвоения теоретического материала по теме. Поисковая система АСУ позволяет пользователям просматривать интересующие их разделы.

Информация о результатах физического воспитания автоматически записываются в электронный журнал. Программы управления журналом позволяют осуществлять сортировку информации по различным признакам, проводить статистический анализ для выявления «трудного» и «легкого» учебного материала и т. д. Для этого разработана необходимая система показателей трудности и критериев их оценки.



Самостоятельная работа студентов с электронными учебными пособиями, прежде всего, ориентирована на использование домашних компьютеров. По данным анкетного опроса более 70% студентов 1-3 курсов ГГАУ имели персональные компьютеры или ноутбуки. Тиражирование версий учебных пособий среди студентов сначала осуществлялось с помощью дискет, а в последние два года по интернету. Студенты могут также работать в общеуниверситетских компьютерных классах и на компьютерах методического кабинета кафедры физического воспитания. Вместе с тем часть студентов, которая с течением времени уменьшается, использует только печатные материалы комплекса, которые можно получить либо в библиотеке университета, либо в виде электронной копии через интернет.

Консультативная поддержка самостоятельной учебной работы студентов осуществляется в методическом кабинете кафедры дежурным преподавателем и лаборантом. В настоящее время методический кабинет кафедры оснащен 5-ю современными компьютерами со средствами мультимедиа и доступом в интернет по высокоскоростному оптико-волоконному кабелю. Кафедра вышла в число лидирующих кафедр ГГАУ в массовом применении в учебном процессе информационных технологий и элементов дистанционного обучения.

В своей учебной работе кафедра физического воспитания ГГАУ организует УСР студентов по теоретическому и методико-практическому разделам учебной дисциплины «Физическая культура» по трем основным направлениям.

Первое направление – подготовка по комплексу «Основы физического воспитания». Все студенты дневного отделения ГГАУ в конце каждого семестра проходят итоговую аттестацию. Одним из ее компонентов, наряду со сдачей контрольных нормативов по общефизической и специальной подготовке, является оценка знаний теоретического и методического разделов учебной программы. Эта оценка осуществляется с помощью тестовой компьютерной системы комплекса в методическом кабинете кафедры. Студенты, получившие положительную предварительную оценку, допускаются к итоговому тестированию в режиме «контроль по билетам». В дальнейшем, после сдачи контрольных нормативов по общей и специальной физической подготовке, оценка, полученная за теорию, учитывается при итоговой аттестации.

Второе направление УСР студентов с разработанными учебными комплексами - освоение основных теоретико-методических положений применения упражнений перед началом практических занятий по выбранной спортивной специализации. Так, например, студенты, выбравшие специализацию по атлетической гимнастике, на предварительном этапе в течение месяца занимаются общей физической подготовкой и одновременно самостоятельно с помощью учебного комплекса «Атлетическая гимнастика» изучают теорию и методику занятий этим видом упражнений. Это позволяет им в дальнейшем более осмысленно применять силовые упражнения на практических занятиях в тренажерном зале.

Третье направление – работа со студентами, временно освобожденными по состоянию здоровья от практических занятий. Для этой категории студентов учебной программой по дисциплине «Физическая культура» предусмотрено представление в конце семестра тематических рефератов. Практика работы с такими студентами показывает, что более эффективной является самостоятельная подготовка по одному из учебных комплексов с последующим контролем в конце семестра.

Сравнивая дидактическую эффективность различных компонентов разработанных учебных комплексов, можно отметить явное превосходство электронных пособий перед традиционными печатными материалами. Так, на одной из сессий в 2007 году студенты, использовавшие при подготовке предложенную нами автоматизированную систему, с первой попытки получили следующие оценки: «отлично» – 54%, «хорошо» – 35%, «удовлетворительно» – 11%. Из числа студентов, кто использовал в своей подготовке только печатную учебную литературу, лишь 12 % сдали зачет на «отлично», 28% – на «хорошо», 20% – на «удовлетворительно», а 40% студентов вообще не смогли справиться с заданиями. Данные анкетного опроса, беседы со студентами показывают также, что организация процесса обучения, основанная на новых информационных технологиях, способствует повышению интереса к изучению теоретических и методических аспектов физической культуры.

Заключение. Таким образом, внедрение АСУ в учебный процесс кафедры физического воспитания позволило оптимизировать ее работу, повысить эффективность труда преподавателя, индивидуализировать и гуманизировать процесс физического воспитания.

Важность для педагогической практики разработанных инновационных педагогических подходов заключается в том, что предложенная АСУ позволила создать единую систему круглогодичного мониторинга и анализа физических и психофизиологических параметров студентов. Она обеспечила единство содержания и требований к результатам общего физкультурного образования и преемственность физического воспитания от младших до старших курсов.

В целях развития и совершенствования АСУ учебным процессом в вузах должны быть проведены следующие работы:

– выявлены факторы, оказывающие негативное воздействие на здоровье студентов в процессе обучения;

– разработаны организационные, методические, эргономические, технические и другие мероприятия, устраняющие или сводящие к минимуму негативное воздействие этих факторов на обучаемых;

– создана система научно-обоснованного планирования и коррекции физических нагрузок студентов, как важнейшего оздоровительного фактора в учебном процессе;

– внедрены разработанные методики, технические средства и системы в учебный процесс.

Литература

1. Алтайцев, А. М. Учебно-методический комплекс как модель организации учебных материалов и средств дистанционного обучения / А. М. Алтайцев, В. В. Наумов // Интернет-ресурс: URL: p//charko.narod.ru/index2.html

2. Андрющенко Л. Б. Управление процессом интеграции спортивных и оздоровительных технологий в учебный процесс с физкультурного образования студентов / Л. Б. Андрющенко, И. В. Лосева, И. В. Орлан // Теория и практика физической культуры. – 2004. – №.11. – с. 44–48.

3. Башмакова А. И. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем / А. И. Башмакова, И. А. Башмакова. – М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. – 616 c.

4. Богданов В. М. Информационные технологии обучения в преподавании физической культуры / В. М. Богданов, В. С. Пономарев, А. В. Соловов // Теория и практика физической культуры. – 2001. – №.8. – C.55-59.

5. Коледа В. А. Стратегия научных исследований по здоровьесбережению в вузе / В. А. Коляда, В. И. Ярмолинский// Современный олимпийский спорт и спорт для всех: материалы XI Междунар. науч. конгр., 10–12 окт. 2007 г., Минск. В 4 ч.Ч. 2. Секция «Современные аспекты спортивной медицины, оздоровительной и адаптивной физической культуры, физической реабилитации и эрготерапии» / редкол.: М. Е. Кобринский (гл. ред.) [и др.]. – Минск: БГУФК, 2007. – С.160-162.

6. Концепция физического воспитания дошкольников, учащихся и студентов / В. Н. Кряж [и др.]; В. Н. Кряж – руководитель проекта. – Минск.: Министерство образования РБ, БелНИИ образования, 1991. – 52 с.

7. Кряж В. Н. Концепция базовой программы физического воспитания учащихся и студентов Белорусской ССР / В. Н Кряж, А. А. Гужаловский, Е. Н. Ворсин // Теория и практика физической культуры – 1991. – № 6. – С. 2–8.

8. Куликов В. М. Разработка современных информационных технологий управления кафедрой физического воспитания / В. М. Куликов // Здоровье студенческой молодежи: достижения теории и практики физической культуры на современном этапе: тезисы докл. V междунар. науч. - практ. конф., Минск 21–22 декабря 2006 г. / Белорусский государственный педагогический университет им. М.Танка. – Минск: БГПУ, 2006. – С. 45.

9. Ямалетдинова Г. А. Подходы к построению автоматизированной системы «Учебный процесс кафедры ОТ и ППФП» / Г. А. Ямалетдинов, С. А. Пьянзин // Теория и практика физической культуры. – 2005. – №. 12 – С. 16–19.








Сейчас читают про: