Конструктивные, наибольшие, габаритные, расчетные.
Высота борта - вертикальное расстояние, измеренное на мильдшпангоуте, от гориз. Плоскости, проходящей через точку пересечения киливой линии, с плоскостью мидльшпангоута до бортовой линии верхней палубы.
Осадка - вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мильдшпангоута от основной плоскости до плоскости конструктивной или расчетной ватерлинии.
Конструктивная ватерлиния – горизонтальная плокскость, совпадающая с поверхностью спокойной воды при плавании судна при полном грузу и с полными запасами.
Расчетная ватерлиния – при расчетной осадке.
Основная плоскость – горизонтальная плоскость, проходящая на уровне нижней точки теоритической поверхности корпуса.
Коэффициент полноты корпуса судна - отношение объема подводной части корпуса судна к кубическому объему называется коэффициентов общей полносты водоизмещения.
27. Основные типы судов.
Самоходные грузовые суда
1.Сухогрузные
2.Наливные(танкеры)
Существуют так же комбинированные суда, совмещающие два этих назначения.
Навалочные суда(нефтерудовозы, нефтебалкеры - речной и морской типы).
Речные суда бывают трюмные, бункерные и площадки.
Трюмные суда могут быть с люковыми закрытиями и без них.
Сухогрузные суда подразделяются на универсальные и специализированные.
Толкачи и буксиры.
Эти суда предназначены для толкания или буксировки речных составов из барж.
В настоящее время для работы с баржами используется только метод толкания.
Толкачи обеспечивают не только движение, но и управляемость составов, поэтому они имеют мощное рулевое устройство и энергитическую установку.
Толкач имеет цепное устройство, соответсвующее его мощности и району плавания, поворотные насадки и рули, обеспечивающие управляемость всего состава, а так же кормовое якорное устройство.
Рулевая рубка толкача поднята так, чтобы была обеспечена видимость.
Несамоходные грузовые суда
Баржи.
Делятся на сухогрузные и нефтеналивные.
Форма их преимущественно прямоугольная в плане и трапециевидная с плавными закруглениями и засечениями.
Строящиеся в настоящее время баржи эксплуатируются без команд, поэтому на них нет надстроек и судовых систем.
После учалки(соединения), баржи должны образовывать хорошо обтекаемые, имеющие плавную форму составы.
В наибольшей мере этому отвечают секционные толкаемые составы.
Баржи и секции оборудуются торцевыми и бортовыми автосцепами для автоматического счаливания(соединения) составов.
Сухогрузные баржи, так же как и самоходные суда, делят на трюмные, бункерные и площадки.
На универсальные и специализированные.
Принципы движения водоизмещающих судов, судов на воздушной подушке, на подводных крыльях, глиссирующих судов.
Скорость судов на подводных крыльях и на воздушной подушке может достигать 120-140км/ч.
Скорость глиссирующих судов - до 50км/ч.
По условиям безопасности плавания, эти суда эксплуатируются, в основном, в светлое время суток.
Суда на воздушной подушке бываю двух типов - скегового и амфибийного.
Разница их заключается в перемещении и размещении каких-либо навигационных устройств.
Суда амфибийного типа имеют воздушние винты и воздушные рули, и могут перемещаться на сухопутным участкам.
Скеговые суда имеют подводные рули и водометные движители, и могут эксплуатироваться при глубине форватора, порядка 40-50см.
Все скоростные суда относятся к не-водоизмещающим судам(на подводных крыльях, на воздушной подушке, глиссирующие).
Водоизмещающие суда - "плавающие" суда - те, корпус которых при плавании так или иначе соприкасается с водой.
Техническая эксплуатация судов. Испытания и паспортизация судов.
Новое судно принимается в эксплуатацию только после проведения приемо – сдаточных испытаний.
Технический паспорт судна содержит три части- конструктивную, эксплуатационную и сведения о техническом состоянии.
Конструктивная – сведения о судне, его размерах, типе, мощности, назначении и т.д.
Эксплуатационная – указывают проектные и фактически полученные при испытаниях скорость хода и мощность главных двигателей на разных режимах, тяговое усилие, расход топлива и смазки и другие теплотихнические и динамометрические показатели.
Испытания судов производят в дневное время на прямых глубоководных участках реки или водохранилища, на глубине судового хода с запасом воды под днищем не менее четырех осадок судна. Испытания включают определение показателей тяги буксировщика или упора толкача, скорости движения, мощности, расхода топлива, установление рациональных методов эксплуатации теплосилового комплекса






