Значение- поддержание заданных габаритов судового хода и коренное улучшение судоходных условий.
Различают транзитные и нетразитные работы.
Для производства работ на путях применяются землесосные, многочерпаковые и малочерпаковые снаряды, в основном имеющие силовые установки. Землесосы с разрыхлителем применяют при разработке затонов, для выемки плотных песчаных и глинистых грунтов. По плавучим грунтопроводам в воду, или по уложенным на грунт трубам на берег.
Многочерпаковые снаряды применяются преимущественно на глиняных грунтах. Одночерпаковые снаряды предназначены для работы на тяжелых глинистых, галечных и каменистых грунтах, а так же для скалоуборочных работ.
При дноуглубительных работа разрабатываются прорези и укладывается извлеченный из них грунт в отвалы определенной формы на заданном месте.
От черпаковых снарядов грунт удаляют шаландами, перемещаемыми буксирами-шаландерами от снарядов, к месту отвала грунтов.
Грунт шаландами может удаляться в воду или на берег. Отвалы грунта используют для устройства дамб вдоль прорезей и возведения выправительных сооружений. При внетранзитных работах, грунт используется для намыва территории порта, затоны и т.д.
Выправительные работы.
Выправительные работы представляют собой совокупность работ, которые используя размывающую и руслоформирующую способность речного потока, улучшают судоходные условия.
Выправительные работы могут включать возведение полузапруд и полунаправляющих дамб, строение извилин, закрепление и наращивание отдельных берегов русла, т.ч. у соединения основного русла с притоками и рукавами.
Выправление русел бывает сплошное (выправительно сооружение располагают по всей длине реки) и выборочное.
По сроку службы выправительные сооружения подразделяют на долговременные и краткосрочного действия. По расположению- на береговые и русловые.
По назначению на запруды, полузапруды, продольные струенаправляющие дамбы и берегоукрепления.
По материалу каменно-набросные, хворостяные, сваенные и т.д.
По назначению:
- транспортные (перемещение; грузовые, пассажирские.)
-технические (обслуживание водных путей, зымлесосы, шаланды и т.д.)
-вспомогательные (обслуживание транспортного флота, краны, станции, рейдовые суда, ледоколы.)
-промысловые (рыболовные, китобойные)
-спортивные (яхты, каноэ, гоночные катеры)
Суда делятся на стальные, из легких сплавов, деревянные, железобтенноые, пластмассовые и композитные.
В заивсимости от наличия силовой установки- самоходные и не самоходные.
Самоходные делятся на пароходы, теплоходы, газоходы, турбоходы, дизель – электроходы, атомоходы.
По типу движителей - колесные, винтовые, водометные, с крыльчатыми движителями.
По принципу движения разделяются на водоизмещающие, глиссирующие, на воздушной подушке, экранопланы.
Речные суда делятся на классы, обозначающиеся буквами МОРЛ
СП, 2 СП, 3 СП-классы смешанного плавания.
Устройство судна.
Корпус – основа судна. Состоит из набора, обшивки бортов и днища и палубного настила. Набор корпуса – это система поперечных и продольных балок, скрепленных в местах пересечения и образующих остов корпуса судна. Обшивка и настил палубы образуют водонепроницаемую оболочку, подкрепленную изнутри набором.
Надстройки – надпалубные конструкции, боковые стенки которых образованы бортовыми перекрытиями или продольными переборками, отстоящими от бортов не более чем на 0,04 ширины судна. Если боковые стенки отстоят от борта более чем на 0,04 ширины, конструкцию назыают рубкой.
Надстройки служат для размещения пассажирских, служебных и иногда грузовых помещений.
Судовая сила состоит из главных двигателей и из обслуживающих их механизмов и аппаратов. Судовое устройство включает рулевое, якорное, швартовое, шлюпочное, буксирное, сцепное, грузовое.






