Основные элементы порта:
Различают морские, речные и устьевые порты.
Так же выделяют русловые порты, ковшовые или лагунные порты и водохранилищные.
Русловой порт располагается на свободной реке или открытом морском побережье.
Территория порта должна ограждаться от влияния ветра и т.д.
Ковшовый или лагунный порт имеет расположение акватории и причального фронта в естесственном затоне, лагуне или искусственном ковше.
Водохранилищный порт обустраивают в верхнем бъефе водохранилища.
Основными характеристиками порта являются длина причальной линии, размеры и глубина акватории у причалов и на рейде, размеры складов, механовооруженность причалов(наличие перегрузочной техники), наличие и размеры акватории для безопасного отстоя судов.
Речной порт состоит из:
Береговой территории, причального фронта, акватории.
На береговой территории размещаются подъездные пути, склады, вокзалы, перегрузочное оборудование и другие сооружения.
Акватория служит для подхода и стоянки судов у причалов и устройства рейдов, на которых выполняют необходимые операции. Суда и составы ожидают грузовой обработки или отправления в рейс.
Чтобы стоянка судов была безопасной и удобной, рейды оборудуют устройствами для швартовки, системами освещения, сигнализации и связи.
В портах со значительным грузооборотом создают отдельные рейды для сухогрузных и наливных судов, рейды прибытия и отправления и другие специализированные рейды.
Причальный фронт - участок береговой линии, имеющий соответствующее оборудование для швартовки и стоянки судов.
Часть причального фронта, вместе с примыкающей к нему водной площадью и береговой территорией и расположенными на ней сооружениями и оборудованием, предназначена для одновременной швартовки одного судна.
По назначениею, причалы делят на деловые, пассажирские, служебные и специальные.
В зависимости от направления грузопотоков, различают причалы отправления и прибытия.
Кроме того, причалы специализируют по родам грузов.
Порт состоит из отдельных, административно-производственных подразделений грузовых участков, которые включают группу причалов, находящихся на одной территории и предназначенных для переработки определенных грузов.
Портовые гидротехнические сооружения
Под портовыми гидротехническими сооружениями понимаются устройства и оборудование, предназначенные для улучшения использования водных путей, нормальный организации портовых работ, портово-пристанского хоз-ва и судов.
В портах обустраиваются берего-укрепительные, оградительные и причальные сооружения.
Берего-укрепительные сооружения возводятся при строительстве портов и предотвращают разрушение береговой линии от воздействия волн, судов и создают благоприятные условия для работы.
Оградительные сооружения защищают портовую территорию от ледохода, волн и наносов.
Причальные сооружения служат для причаливания и швартовки судов.
Они классифицируются по расположению относительно причала, классу "капитальности", конструкции и способу производства работ.
36 и 37 Мультимодальные (интермодальные) перевозки. Терминалы Мультимодальные транспортные узлы
Под "интер-модальными перевозками" понимают последовательную перевозку грузов несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице без перевалки самого груза при смене видов транспорта.
Безперегрузочная(интермодальная) технология сокращает время нахождения груза на перевалочном пункте, снижает труд на затраты и расходы на погрузо-разгрузочные работы, уменьшает потребность в перегрузочных механизмах, и потери грузов, неизбежные при перегрузках.
Улучшают взаимодействие видов транспорта.
Существуют следующие виды интермодальных технологий:
1. Паромные переправы
2. Трейлерные перевозки
3. Контейнерные перевозки
4. Пакетные перевозки
5. Системы "река-море"
6. Ролкерные системы
7. Лихтеровозные системы
8. Перевозка по ЖД с разной шириной колеи.
Ролкерные системы имеют следующие преимущества:
Ускорение обработки судов в портах.
Сокращение простоев вагонов и другой колесной техники.
Снижение стоимости перевалки с одного вида транспорта на другой.
Улучшение обеспечения сохранности и кач-ва груза.
Ускорение доставки грузов за счет сокращения времени на перевозку
Недостатки:
Снижение грузоподъемности по сравнению с универсальными судами аналогичных размеров.
Увеличение строительной стоимости судов
Необходимость оборудования причалов подъемно-сопрягающими устройствами, системами накопления вагонов, а иногда и сооружения шлюзовых бассейнов.
Опорная транспортная сеть - совокупность путей сообщения и перегрузочных комплексов, обеспечивающие транспортные связи между экономическими районами и международные транспортные связи.
Пассажирские перевозки, пассажирский флот
Пассажирские перевозки развиваются по следующим направлениям:
1. Перевозки туристов на дальние расстояния
2. Перевозки деловых пассажиров и экскурсантов на пригородных и внутригородских линиях, продолжительностью до 4ч в один конец
3. Перевозки деловых пассажиров на расстояние до 500км на скоростных судах.
Туристские суда должны иметь комфортабельные каюты с числом мест не более 4х, с холодной и горячей водой, системой кондиционирования.
Достаточное кол-во ресторанов, кафе, кинозалов и т.д.
Скорость движения таких судов составляет обычно до 26км/ч, а расписание движения предусматривает длительные стоянки в крупных городах и т.н. "зеленые стоянки"(предусматриваются в длительных маршрутах, осуществляются в "зеленой зоне" - лесной или окололесной местности).
Пассажирские и экскурсионные суда местных пригородных и внутригородских линий меньше по размерам чем туристские, и оборудуются диванами для сидения в общих салонах, одноярусных надстроек и на открытых палубах.