Навигационные качества судов

Судно для обеспечения достаточной пассажировместимости и безопасности плавания должно обладать навигационными качествами — плавучестью, остойчивостью, непотопляемостью, ходкостью и управляемостью. Ходкость, управляемость и инерция — это маневренные элементы судна.

Плавучесть — способность судна плавать при заданной осадке, имея на борту заданное количество людей и груза.

Остойчивостью называется способность судна, выведенного из положения нормального равновесия какими-либо внешними силами, возвращаться в свое первоначальное положение после прекращения действия этих сил. К внешним силам, способным вывести судно из положения нормального равновесия, относятся ветер, волны, перемещение грузов и людей, а также центробежные силы и моменты, возникающие при поворотах судна. Различают поперечную и продольную остойчивость.

Непотопляемостью судна называется его способность держаться на воде, сохраняя свои мореходные (навигационные) качества, несмотря на поступление воды в один или несколько отсеков корпуса судна через борт или через повреждения в обшивке корпуса. Непотопляемость обеспечивается устройствами, не пропускающими в корпус воду, в том числе водонепроницаемой палубой, фальшбортом, ветровым стеклом, ограждениями вокруг кокпитов, комингсов и другими подобными мерами. Непотопляемость в случае повреждений обеспечивается достаточным запасом плавучести, созданным за счет разделения корпуса судна водонепроницаемыми переборками на ряд обособленных отсеков или с помощью других устройств. Например, воздушных ящиков, «плавучестей» — материалов с малым удельным весом (пенопласта и т. д.).

Ходкостью называется способность судна перемещаться на воде с заданной скоростью при определенной мощности двигателя. Ходкость является одновременно мореходным качеством и маневренным элементом судна. Управляемость — это способность судна двигаться по заданной прямолинейной и криволинейной траектории. Управляемость является одним из основных навигационных качеств и маневренных элементов судна и характеризуется поворотливостью и устойчивостью судна на курсе.

 

Эксплутационно – технические качества судов и эксплутационно – экономические качества судов.

Эксп.-тех.

Количество груза в тоннах, которое может принять судно при определенном погружении(осадка) - грузоподъемность.

Полная грузоподъемность определяется массой груза, пассажиров с багажом, экипажа с багажом и всех судовых запасов.

Вместимость – объем помещений в кубических метрах, которые могут быть использованы для размещения груза.

Грузовместимость - объем помещений, отведенных для размещения груза на судне.

Пассажировместимость - количество имеющихся на сдуне пассажирских мест различной категории.

Скорость хода – для судов внутреннего плавания, показатель измеряется в км/ч, для морских судов измеряется в узлах

1 узел-1 миля/час. Различают проектную, эксплуатационную, техническую

Автономность работы-время, в течение которого судно может работать без пополнения запасов.

Требования - навигационные(мореходные) кач-ве судов.

Качества, которые обеспечивают безопасность плавания и нормальные условия работы экипажа.

Плавучесть – способность судна плавать в требуемом положении относительно поверхности воды, при заданной загрузке.

Остойчивость – способность судна возвращаться в исходное положение после прекращения действия внешних сил, вызывающих его наклонение.

Непотопляемость - способность судна сохранять плавучесть и остойнивость, т.е. держаться на плаву не опрокидываясь после затопления олного или нескольких отсеков.

Ходкость – способность судна развивать заданную скорость при мнимальном использованием мощности силовой установки

Устойчивость на курсе- способность судна сохранять прямолинейность движения.

Поворотливость-способность судна изменять направление движения в кратчайшее время, под воздействием специальных устройств, имеющихся на судне.

Прочность- способность противостоять действующим на судне силами без разрушения или остаточных деформация.

Плавность качки - способность судна раскачиваться на волнении с возможно-меньшими частотой и амплитудой колебаний.

Эксп.-эконом. Качества судов.

-долговечность и надежность

-строительная стоимость

-производительность труда экипажа

Расход топлива и других эксплуатационных материалов

-затраты на ремонт и обслуживание судна

 

Судовое оборудование. Движатели и их основные типы.

Судовая силовая установка – состоит из главных двигателей, служащих источником энергии, затрачиваемой на движение судна, и из обслуживающих их механизмов и аппаратов.

Движители преобразуют мощность главных двигателей в силу упора.

Судовые устройства-рулевое, якорное, швартовое, шлюпочное, буксирное, цепное и грузовое.

Судовые системы-трубопроводы,насосы.приборы водоснабжения,отопления, вентиляции, сточно – фановых противопожарных, осушительных, балластных и т.д.

К электро – радио – навигационному относятся- судовая электростанция, внешняя и внутренняя связь, приборы и установки для судовождения.

 

Корпус судна, главные размерения, конструктивные элементы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: