Общественно-политические движения в России в 60-х-70-х гг 19в

Общественное движение 1860—70-х гг. имело ряд особенностей. Главными вопросами, которые обсуждались в это время консерваторами, либералами и революционерами, были вопросы политического и социально-экономического ре­формирования российского общества, направленности и глубины общественных преобразований, конкретных проектов реформ. Реформы 60—70-х гг. опирались на поддержку либералов, ра­ботавших в дворянских губернских комитетах. Один из них — предводитель тверского дворянства А. М. Унковский не только был автором собственного проекта освобождения крестьян, но и «адреса» с предложением о созыве выборных представите­лей от «всей земли русской», т. е. парламента. После земской ре- формы центр российского либерализма переместился в земские и городские учреждения. Однако позиции либералов не разде­лялись общественностью в условиях неграмотнос­ти основной части населения.

 

Реформы вызвали противодействие у консерваторов, стре­мившихся к сохранению прежних порядков для стабильности российского общества. Нарастание революционного движе­ния в период реформ консерваторы рассматривали как прямое следствие проводимого правительством курса. Они не только не поддержали преобразования Александра II, но и попыта­лись кадровыми назначениями ослабить влияние либералов. На позиции консерватизма после польского восстания пере­шел известный в прошлом либерал М. Н. Катков — редактор «Московских ведомостей». Он считал, что реформы привели к отрыву интеллигенции от народа и нарушили существовав­шее прежде «единство народа с царем».

 

Реформы вызвали бурный рост революционных настрое­ний в обществе. Представители революционного лагеря счи­тали предпринятые правительством шаги полумерами и даже обманом населения. Они полагали, что решить назревшие во­просы можно лишь путем революционного переворота. Одним из главных теоретиков революционного движения был редак­тор журнала «Современник» Н. Г. Чернышевский. Развивая идеи А. И. Герцена об общинном социализме, он был сторон­ником и теоретиком крестьянской революции в России и при­зывал к созданию революционной организации. Эти идеи на­шли отражение в его романе «Что делать?», написанном в период заключения в Петропавловской крепости.

Главной революционной силой российского общества является крестьянство, народники ставили своей задачей поднять его на борьбу. Идеологом бунтарского направления народничества был М. А. Бакунин, который исходил из положения о том, что народные выступления против властей будут носить стихийный характер. Результатом революции, по его мне­нию, должна стать ликвидация государственных институтов и замена их свободными самоуправляющимися организация­ми. Теоретиком пропагандистского направления выступал П. Л. Лавров. Он считал, что революция нуждается в длительной подготовке, так как малограмотное крестьянство не в состоянии сразу понять идея социализма. П. Н. Ткачевсчитал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Эта функция должна, по его мнению, принадлежать политической организации, которая «расшатает» основы власти путем террора против ее представителей. Появившиеся в конце 60-х — начале 70-х гг. народнические кружки и организации сумели создать сеть своих отделений во многих городах страны. В 1874—1875 гг. была предпринята масштабная агитационная акция народников, известная как «хождение в народ». Несколько сотен наро­довольцев разошлись по деревням и селам с целью полити­ческого просвещения крестьян. Они старались доступно объяснить им социалистические идеи и призывали к массо­вым действиям против власти. Однако «хождение в народ» окончилось полным провалом — крестьянство в своей массе осталось безразлично к призывам, многие народники были арестованы и осуждены.

В 1876 г. была создана централизованная нелегальная на­родническая организация «Земля и воля». Ее участники ставили целью передачу земли крестьянам, организацию общинного самоуправления в деревне. Осуществить эти цели предполага­лось путем политического переворота, в подготовке которого использовались как пропагандистские меры, так и индивиду­альный террор. За короткий срок была совершена серия поку­шений на крупных государственных сановников и на самого царя. Однако все это привело к усилению политических ре­прессий. Неэффективность деятельности «Земли и воли» вы­звала обострение внутренних дискуссий. В 1879 г. в организа­ции произошел раскол на две самостоятельные части. «Черный передел» в основу своей деятельности положил пропагандист­скую работу (его возглавил Г. В. Плеханов). «Народная воля» в качестве важнейшего метода борьбы использовала индиви­дуальный террор (ее лидерами стали А. И. Желябов, А. Д. Ми­хайлов, С. Л. Перовская, В. Н. Фигнер и др.).

В 1870-е гг. появились первые рабочие организации. В 1875 г. в Одессе был образован «Южнороссийский союз рабочих». В 1878 г. в Петербурге был создан «Северный союз русских рабо­чих». Их целью стала борьба за широкие политические свободы. Таким образом, общественное движение в 60—70-е гг. характеризовалось резкой активизацией, созданием первых революционных организаций, началом формирования рабо­чих союзов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: