Институционализация. Условия возникновения социальных институтов. Механизмы формирования институтов. Определение понятия социального института. Типология социальных институтов. Функции и дисфункции социальных институтов. Институт как нормативная система. Институт как социальная организация. Динамика социальных институтов.
Объект, предмет и статус социологии организации. Социология организаций как специальная социологическая теория. Социология организаций как специальная управленческая дисциплина и ее отношение к общей теории организации и управления. Функции социологии организации: социальное управление, социальное планирование, социальное проектирование, социальная инженерия. Теоретический статус и методологическая функция в социологии организаций.
Социальная организация. Внутренняя среда организации. Внутренние процессы и базовые переменные. Цели, задачи, функции, структура, власть, технология. Разделение труда. Специализация трудовых функций по горизонтали, профессионализация, координация. Объем управления, объединение равноправных усилий – основания кооперации и условия возникновения организации.
|
|
Цели занятия:
1. Сформировать представление о социальных институтах и социальных процессах.
2. Уяснить объект, предмет и статус социологии организации. Функции социологии организации: социальное управление, социальное планирование, социальное проектирование, социальная инженерия, понимание внутренней среды организации, внутренних процессов. Цели, задачи, функции, структура, власть, технология организации.
Задачи занятия:
Образовательная: продолжить формирование у курсантов знаний, полученных на лекционном занятии по данной теме и знаний, приобретенных в рамках самостоятельной работы.
Воспитательная: осуществлять необходимые сопоставления и выводы методологического характера; самостоятельно анализировать проблемы, на основании имеющейся информации; применять правовые знания для решения задач, возникающих в сфере своей профессиональной деятельности.
Количество часов, отводимых на данное занятие – лекция 2 часа, семинар 2 часа, самостоятельная работа 2 часа.
Учебные вопросы
1. Условия возникновения социальных институтов.
2. Механизмы формирования институтов. Определение понятия социального института.
3. Типология социальных институтов. Функции и дисфункции социальных институтов.
4. Понятие социальной организации. Объект, предмет и статус социологии организаций. Характеристики организации.
5. Функции социологии организации: социальное управление, социальное планирование, социальное проектирование, социальная инженерия.
|
|
Темы докладов
1. Юридическая организация.
2. Институт как нормативная система.
3. Институт как социальная организация.
4. Роль организации в социуме.
5. Типология организаций. Формальные и неформальные организации.
6. Структура организации, ее влияние на поведение индивидов.
7. Иерархии в организации. Управление в организации.
Рекомендуемая литература по данному занятию
1. Волков Ю.Г. Социология: Учебное пособие. / Ю.Г. Волков, С.Н. Епифанцев, М.А. Гулиев. – М., Ростов н/Д.: ИКЦ «МарТ»; Издательский центр «МарТ», 2007. – 288 с.;
2. Голинев В.И. Экономика и социология труда: Учеб. пособие / СПб. гос. ун-т вод. коммуникаций. – СПб., 2000. – 225 с., схем.;
3. Гутман М.Ю., Никулин А.Г., Припечкин В.В. и др. Социология: Учебное наглядное пособие / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – 2-е изд., перераб. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – 136 с.;
4. Добреньков В.И. Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко – М.: ИНФРА-М, 2007. – 624 с.;
5. Комлев Ю.Ю. Основы социологии для юристов: Курс лекций / Ю.Ю. Комлев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Казань: КЮИ МВД России, 2009. – 260 с.;
6. Комлев Ю.Ю. Социология девиантного поведения: Учебное пособие. / Ю.Ю. Комлев, Н.Х. Сафиуллин; Под общ. ред. Ю.Ю. Комлев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Казань: КЮИ МВД России, 2006. – 222 с.;
7. Кравченко А.И. Социология: Учебник / А.И. Кравченко; Москв. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 536 с.;
8. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с.;
9. Татидинова Т.Г. Социология: Курс лекций / Т.Г. Татидинова. – М.: ЦОКР МВД России, 2008. – 164 с.
Тема 9. Социология семьи и брака
Семья как социальный институт. Функции семьи: хозяйственно-экономическая, репродуктивная, воспитательная, социального контроля, социально-статусная, духовного общения и др. Особенности функционирования современной семьи.
Семья и домохозяйство. Классификация семьи. Жизненный цикл семьи. Добрачное поведение. Институт брака. Исторические формы брака. Классификация типов брака. Выбор партнеров. Семейные отношения. Генезис семьи. Тип семьи. Современная семья. Распределение ролей в семье. Проблема лидерства в семье. Развод и прекращение брака. Последствия развода для детей. Повторный брак. Сводные семьи. Семья и социальный класс. Кризис института семьи и брака. Одиночество. Социология семьи.
Семья как малая социальная группа. Внутрисемейные конфликты. Социология разводов. Роль и значение семьи в стабилизации социальной системы.
Социологический анализ тенденций развития брачно-семейных отношений. Углубление процесса эгалитаризации семьи и демократизации семейных отношений. Рост числа нуклеарных семей. Повышение нестабильности семьи и рост числа неполных семей. Молодая семья и ее проблемы. Проблемы социальной адаптации к семейной жизни. Социологическая информация и формирование адекватной государственной политики в области планирования и развития семьи.
Цель занятия:
Сформировать понятие института семьи, функции семьи, институт брака, классификацию типов брака, типов семьи, современной семьи, кризиса института семьи.
Задачи занятия:
Образовательная: продолжить формирование у курсантов знаний, полученных на лекционном занятии по данной теме и знаний, приобретенных в рамках самостоятельной работы.
Воспитательная: осуществлять необходимые сопоставления и выводы методологического характера; самостоятельно анализировать проблемы, на основании имеющейся информации; применять правовые знания для решения задач, возникающих в сфере своей профессиональной деятельности.
Количество часов, отводимых на данное занятие – лекция 2 часа, семинар 2 часа, самостоятельная работа 2 часа.
Учебные вопросы
|
|
1. Институт семьи. Функции семьи. Семья и домохозяйство. Классификация семьи. Жизненный цикл семьи.
2. Добрачное поведение. Институт брака. Исторические формы брака. Классификация типов брака. Выбор партнеров.
3. Тип семьи. Современная семья. Распределение ролей в семье. Проблема лидерства в семье.
4. Развод. Последствия развода для детей. Кризис института семьи и брака.
Темы докладов
1. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия.
2. Установки современной молодежи в сфере семьи и брака.
3. Маскулинизация женщин и феминизация мужчин как социальная проблема.
4. Семья и воспроизводство населения. Современная демографическая ситуация в России.
5. Семья и преступность несовершеннолетних.
Рекомендуемая литература по данному занятию
1. Антонов А.И. Микросоциология семьи: Методол. исслед. структур и процессов. – М.: Изд. Дом «Nota Bene», 1998. – 359 с.;
2. Волков Ю.Г. Социология: Учебное пособие. / Ю.Г. Волков, С.Н. Епифанцев, М.А. Гулиев. – М., Ростов н/Д.: ИКЦ «МарТ»; Издательский центр «МарТ», 2007. – 288 с.;
3. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1998. – 271 с.;
4. Добреньков В.И. Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко – М.: ИНФРА-М, 2007. – 624 с.;
5. Кравченко А.И. Социология: Учебник / А.И. Кравченко; Москв. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 536 с.;
6. Любимова А.Б. Статус семьи: проблемы эволюции: Социально-философский аспект: Монография / Нижегор. гос. пед. ун-т. – Н.Новгород, 1998. – 251 с.;
7. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.;
8. Татидинова Т.Г. Социология: Курс лекций / Т.Г. Татидинова. – М.: ЦОКР МВД России, 2008. – 164 с.
Тема 10. Социальный контроль и девиантное поведение
Сущность и формы социального контроля. Функции и содержание социального контроля. Социальные нормы, социальные санкции и социальное предписание. Классификация социальных норм. Формальный и неформальный контроль. Нормы и санкции. Преступление и наказание. Концепция социального контроля П. Бергера. Агенты и инструменты социального контроля. Общий и детальный контроль.
|
|
Социальный контроль и девиация. Девиация как тип социального поведения. Понятие и формы девиации. Психологические и социологические теории девиации. Девиация как отклонение от нормы. Деликвентное поведение. Криминальное поведение. Коллективные формы девиации. Теория стигматизации и навешивания ярлыков. Р. Коллинз о нормальности преступления. Теория автономии Р. Мертона: анализ девиантного поведения личности и группы.
Кризис общества и проблемы девиантного поведения. Рост преступности: причины, пути и способы снижения. Анализ криминогенной мотивации. Проблемы карательных и исправительных учреждений в современных условиях российского общества.
Цели занятия:
1. Сформировать представление о социологии девиантного поведения.
2. Обеспечить понимание курсантами воспитательного значения сущности и форм, функций и содержания социального контроля.
Задачи занятия:
Образовательная: продолжить формирование у курсантов знаний, полученных на лекционном занятии по данной теме и знаний, приобретенных в рамках самостоятельной работы.
Воспитательная: осуществлять необходимые сопоставления и выводы методологического характера; самостоятельно анализировать проблемы, на основании имеющейся информации; применять правовые знания для решения задач, возникающих в сфере своей профессиональной деятельности.
Количество часов, отводимых на данное занятие – лекция 2 часа, семинар 2 часа.
Учебные вопросы
1. Сущность и формы социального контроля.
2. Функции и содержание социального контроля. Формальный и неформальный контроль.
3. Агенты и инструменты социального контроля. Общий и детальный контроль.
4. Девиация как тип социального поведения. Понятие социальной нормы. Девиация как отклонение от нормы. Деликвентное поведение. Коллективные формы девиации.
5. Социологическое объяснение девиантного поведения. Теория стигматизации и навешивания ярлыков. Р. Коллинз о нормальности преступления.
Темы докладов
1. Концепция социального контроля П. Бергера.
2. Теория автономии Р. Мертона: анализ девиантного поведения личности и группы.
3. Соотношение девиантного поведения и преступления.
4. Преступность в России: социологический срез.
Рекомендуемая литература по данному занятию
1. Волков Ю.Г. Социология: Учебное пособие. / Ю.Г. Волков, С.Н. Епифанцев, М.А. Гулиев. – М., Ростов н/Д.: ИКЦ «МарТ»; Издательский центр «МарТ», 2007. – 288 с.;
2. Гутман М.Ю., Никулин А.Г., Припечкин В.В. и др. Социология: Учебное наглядное пособие / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – 2-е изд., перераб. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – 136 с.;
3. Девиантность и социальный контроль в России (XIX-XX вв.): тенденции и социологическое осмысление / РАН. Социол. ин-т РАН. Сектор социологии девиантности и социального контроля; Отв. ред. Гилинский Я.И. – СПб.: Алетейя, 2000. – 384 с.;
4. Комлев Ю.Ю. Основы социологии для юристов: Курс лекций / Ю.Ю. Комлев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Казань: КЮИ МВД России, 2009. – 260 с.;
5. Комлев Ю.Ю. Социология девиантного поведения: Учебное пособие. / Ю.Ю. Комлев, Н.Х. Сафиуллин; Под общ. ред. Ю.Ю. Комлев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Казань: КЮИ МВД России, 2006. – 222 с.;
6. Кравченко А.И. Социология: Учебник / А.И. Кравченко; Москв. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 536 с.;
7. Ли Д.А. Преступность в структуре общества. – М.: Рус. мир, 2000. – 152 с.;
8. Сибиряков С.Л. Предупреждение девиантного поведения молодежи: (Методологические и прикладные проблемы) / Волгогр. юрид. ин-т. – Волгоград, 1998. – 154 с.;
9. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.;
10. Татидинова Т.Г. Социология: Курс лекций / Т.Г. Татидинова. – М.: ЦОКР МВД России, 2008. – 164 с.