Рубежный контроль проводится в письменной форме

Вопросы для подготовки к рубежному контролю

1. Личность в социологии. Структура личности.

2. Типологии личности в социологии.

3. Социальный статус и социальная роль как социальные характеристики личности.

4. Социализация и индивидуализация личности.

5. Основные социологические теории личности (зеркальное «Я», ролевая, теория психоанализа).

6. Социальные институты: понятие, признаки, функции.

7. Этапы формирования социального института.

8. Социология организаций.

9. Общество: понятие, основные признаки, типология.

10. Социальные институты брака и семьи, их роль в обществе.

11. Типология семьи.

12. Основные тенденции развития семьи в современной России.

13. Социальные нормы: понятие, виды.

14. Социальные санкции: понятие, виды.

15. Девиация как социальное явление. Источники ее возникновения.

16. Социальный контроль: понятие, виды и содержание.

Перечень дидактических материалов, наглядных пособий, электронных обучающих средств, мультимедийных программ, используемых непосредственно для изучения данной темы занятия:

Мультимедийная лекция по теме «Социальный контроль и девиантное поведение».

 

Тема 11. Социальное взаимодействие как основа социальных явлений

Понятие и сущность социального взаимодействия. Основные признаки социального взаимодействия. Взаимодействующие стороны. Условия возникновения социального взаимодействия. Типология разновидностей взаимодействия. Трактовка социального взаимодействия в социологических теориях. «Теория социального обмена» Дж. Хоманса и П. Блау. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

Социальные изменения. Концепции социального прогресса.

Социальное взаимодействие как интегрирующий фактор образования группы. Малая группа как объект социологического исследования. Критерии малой группы по Р. Мертону. Виды социальных групп. Малая социальная группа: системный характер групповой деятельности. Малые группы и коллективы.

Цели занятия:

1. Сформировать у курсантов понятие, сущность социального взаимодействия, его основные признаки.

2. Обеспечить понимание социального взаимодействия как интегрирующего фактора образования группы.

Задачи занятия:

Образовательная: продолжить формирование у курсантов знаний, полученных на лекционном занятии по данной теме и знаний, приобретенных в рамках самостоятельной работы.

Воспитательная: объяснить природу возникновения и развития социальных общностей и институтов, их взаимодействия, возможных социальных напряжений и конфликтов, путей их преодоления.

Количество часов, отводимых на данное занятие – лекция 2 часа, самостоятельная работа 2 часа.

Учебные вопросы

1. Сущность социального взаимодействия. Понятие социального взаимодействия, его основные признаки. Теория социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау. Драматургическая социология И. Гофмана.

2. Социальное взаимодействие как интегрирующий фактор образования группы.

3. Малая группа как объект социологического исследования. Критерии малой группы по Р. Мертону. Виды социальных групп. Малая социальная группа: системный характер групповой деятельности.

Темы докладов

1. Социальное взаимодействие и социальные отношения.

2. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры.

3. Теория социального взаимодействия (условия, индивиды, акты, проводники). Структурный анализ общества (элементарное и кумулятивное коллективное единство, сложный социальный агрегат).

4. Формальные критерии классификации социальных групп (односторонний и многосторонний).

5. Значение психологических факторов в теории социального взаимодействия.

6. Природа и сущность социального конфликта.

Рекомендуемая литература по данному занятию

1. Волков Ю.Г. Социология: Учебное пособие. / Ю.Г. Волков, С.Н. Епифанцев, М.А. Гулиев. – М., Ростов н/Д.: ИКЦ «МарТ»; Издательский центр «МарТ», 2007. – 288 с.;

2. Воронин Г.Л. Диагностика характера установок на социальное взаимодействие: Учебное пособие. – Н.Новгород: НА МВД России, 2001. – 93 с.;

3. Воронин Г.Л. Социологическая диагностика духовной детерминанты социального взаимодействия: Монография. – Н.Новгород: изд-во Ниж. гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2002. – 255 с.;

4. Гутман М.Ю., Никулин А.Г., Припечкин В.В. и др. Социология: Учебное наглядное пособие / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – 2-е изд., перераб. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – 136 с.;

5. Добреньков В.И. Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко – М.: ИНФРА-М, 2007. – 624 с.;

6. Комлев Ю.Ю. Основы социологии для юристов: Курс лекций / Ю.Ю. Комлев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Казань: КЮИ МВД России, 2009. – 260 с.;

7. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.;

8. Татидинова Т.Г. Социология: Курс лекций / Т.Г. Татидинова. – М.: ЦОКР МВД России, 2008. – 164 с.

Тема 12. Социология средств массовой информации и

изучение общественного мнения

Понятие коммуникации и элементы коммуникативного процесса. Классификация форм и видов коммуникации. Коммуникативная ситуация. Понятие массовой коммуникации, ее специфика. Основы теории массовой коммуникации: социально-психологический, социологический и общепсихологический подходы. Функции коммуникации в обществе. Роль средств массовой коммуникации в жизни человека и общества.

Общественное мнение как институт гражданского общества. Понятие общественного мнения. Структура и содержание общественного мнения, его объект и субъект. Соотношение общественного мнения с общественным сознанием и идеологией. Понятие «аттитюд» в теории общественного мнения. Основные характеристики общественного мнения (оперативность, изменчивость, компетентность, дискуссионность).

Цели занятия:

1. Сосредоточить внимание курсантов на наиболее актуальных проблем социологии СМИ и изучения общественного мнения.

2. Обеспечить понимание курсантами воспитательного значения функций коммуникаций в обществе, роли СМИ в жизни человека и общества.

Задачи занятия:

Образовательная: продолжить формирование у курсантов знаний, полученных на лекционном занятии по данной теме и знаний, приобретенных в рамках самостоятельной работы.

Воспитательная: осуществлять необходимые сопоставления и выводы методологического характера; самостоятельно анализировать проблемы, на основании имеющейся информации; применять правовые знания для решения задач, возникающих в сфере своей профессиональной деятельности.

Количество часов, отводимых на данное занятие – лекция 2 часа, практика 2 часа.

Учебные вопросы

1. Социальные коммуникации: понятие, виды. Социальная природа коммуникации.

2. Специфика юридической коммуникации.

3. Социальные коммуникации и манипуляция сознанием.

4. Язык социальная роль. Дифференциация языка.

5. Общественное мнение: понятие, субъект, объект, функции и характеристика. Методология изучения общественного мнения. Средства и этапы его формирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: