Особенности социологического знания о социальной реальности

Научное знание об окружающей социальной реальности. Основные задачи и место социологии в структуре научного знания. Характеристика особенностей научного знания. Предмет и объект социологии. Понятие «социальное» в структуре социологического знания и его интегративная роль в понимании предмета социологии. Место «социального» в окружающем мире. Социальные общности, социальные отношения, социальные институты, механизмы их функционирования и развития в контексте современного определения социологической науки. Идеология и проблема объективности социологии как науки.

Общество и социальные институты. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Культура как фактор социальных изменений.

Функции социологии. Познавательная, методологическая, управленческая, прогностическая, регулятивная и другие функции. Социология в системе общественных наук. Социология и социальная философия. Социология и история. Социология и политология. Социология и социальная психология. Социология и экономические науки. Необходимость использования социологического знания в общественных науках.

Методология социологии. Роль общенаучных средств и методов в формировании социологического знания. Специфические методы социологии.

Цели занятия:

1. Сформировать представление о социологии, как науке об обществе, ее предмете и методе.

2. Раскрыть смысл и содержание основных понятий и категорий социологии, структуру социологического знания и место социологии в системе гуманитарных наук.

3. Обеспечить понимание курсантами воспитательного значения социологии как науки.

Задачи занятия:

Образовательная: продолжить формирование у курсантов знаний, полученных на лекционном занятии по данной теме и знаний, приобретенных в рамках самостоятельной работы.

Воспитательная: изучить специфику социологического знания; осуществлять необходимые сопоставления и выводы методологического характера; ознакомить с различными взглядами на содержание понятия «социология»; раскрыть предмет и объект социологии в историческом контексте, основные категории социологии, методы социологии; уяснить функции социологии; сформировать представление о месте социологии в системе социально-гуманитарного знания и его роли в жизни общества.

Количество часов, отводимых на данное занятие – лекция 2 часа, семинар 2 часа, самостоятельная работа 2 часа.

Учебные вопросы

1. Понятие социологии. Основные задачи социологии. Предмет и объект социологии.

2. Функции социологии и ее место в системе общественных наук. Общие и специальные методы социологии.

3. Структура социологического знания.

4. Понятие парадигмы в социологии. Основные парадигмы в социологи.

5. Томас Кун о природе научного изменения.

6. Микро- и общесоциологические теории.

7. Функции социологии и ее роль в профессиональной подготовке сотрудников правоохранительных органов.

Темы докладов

1. Сущность и структура социологического знания.

2. Место социологии в системе гуманитарных наук (социальная философия, психология, антропология, экономика, политология и др.).

3. Роль общесоциологических и специальных социологических теорий.

4. Функции и методы социологии.

5. Человек и культура: проблемы взаимодействия.

6. Субкультура преступного мира: структура и функции.

7. Современная молодежная субкультура.

8. Культура как фактор социальных изменений.

Рекомендуемая литература по данному занятию

1. Гутман М.Ю., Никулин А.Г., Припечкин В.В. и др. Социология: Учебное наглядное пособие / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – 2-е изд., перераб. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – 136 с.;

2. Комлев Ю.Ю. Основы социологии для юристов: Курс лекций / Ю.Ю. Комлев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Казань: КЮИ МВД России, 2009. – 260 с.;

8. Социология: Учеб. / А. И. Кравченко. –  М.: Юрайт, 2011. – 523 с.

1. Кравченко А.И. Социология: парадигмы через призму социального воображения: Учебник / А.И. Кравченко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 750 с.;

2. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с.;

3. Шишигин А.В. Введение в социологию: Учебное пособие / А.В. Шишигин; Перм. фил. НА МВД России. – Пермь, 2008. – 151 с.

 

Тема 2. Исторические и научные предпосылки возникновения социологии (О. Конт, Г. Спенсер)

Предыстория и социальные предпосылки социологии как науки. Классические социологические теории. Современные социологические теории.

Социологический проект Конта. О. Конт как основатель социологии. Позитивизм как основание науки. «Основной закон интеллектуальной эволюции человечества» О. Конта. Сущность интеллектуальной эволюции как процесса созревания человечества в онтогенезе и филогенезе. Иерархия наук. Основные стадии интеллектуальной эволюции – теологическая, метафизическая, позитивистская. Социальная статистика и социальная динамика. Порядок и прогресс. Три периода творчество О. Конта: первый период (1819 – 1828), второй период (1830 – 1842), третий период (1845 – 1857).

Эволюционистская теория Герберта Спенсера. Органическая теория общества. Общество как единая система взаимодействия факторов – природных и социальных. Моделирование общества по физиологической модели. Социальный дарвинизм и его исторические судьбы. Факторы социальных явлений. Социальная интеграция и социальная дифференциация как основные социальные процессы. Сущность эволюции по Г. Спенсеру. Факторы социального прогресса. Факторы социальной стабильности общества.

Цели занятия:

1. Закрепить знания об исторических и научных предпосылках возникновения социологии.

2. Сформировать у курсантов понимание социального значения концепции общества в научных школах.

Задачи занятия:

Образовательная: продолжить формирование у курсантов знаний, полученных на лекционном занятии по данной теме и знаний, приобретенных в рамках самостоятельной работы.

Воспитательная: осуществлять необходимые сопоставления и выводы методологического характера; самостоятельно анализировать проблемы, на основании имеющейся информации; применять правовые знания для решения задач, возникающих в сфере своей профессиональной деятельности.

Количество часов, отводимых на данное занятие – лекция 2 часа.

Учебные вопросы

1. Основные этапы возникновения социологии.

2. Позитивистская социология Огюста Конта. О. Конт как основатель социологии:

– биография ученого;

– закон интеллектуальной эволюции;

– иерархия наук;

– социология как социальная физика;

– позитивистское направление в социологии.

3. Эволюционистская теория Герберта Спенсера. Органическая теория общества:

– биография ученого;

– сущность эволюции по Спенсеру;

– органическая аналогия в социологии;

– факторы социального процесса.

Темы докладов

1. Предыстория и социальные предпосылки социологии как науки.

2. Социологический проект О. Конта.

3. Современные социологические теории, русская социологическая мысль.

4. Классические социологические теории.

Рекомендуемая литература по данному занятию

1. Волков Ю.Г. Социология: Учебное пособие. / Ю.Г. Волков, С.Н. Епифанцев, М.А. Гулиев. – М., Ростов н/Д.: ИКЦ «МарТ»; Издательский центр «МарТ», 2007. – 288 с.;

2. Гутман М.Ю., Никулин А.Г., Припечкин В.В. и др. Социология: Учебное наглядное пособие / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – 2-е изд., перераб. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – 136 с.;

3. Социология: Учеб. / А. И. Кравченко. –  М.: Юрайт, 2011. – 523 с.

4. Кравченко А.И. История социологии: Учебник / А.И. Кравченко: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – 408 с.;

5. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: