Тема 3. Теория социального реализма Э. Дюркгейма и

Материалистическая социология К. Маркса

Теория социального реализма Э. Дюркгейма. Жизненный путь ученого. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии: Декарта, Монтескье и Руссо. Разработка концепции общества как особой духовной реальности. Трактовка коллективных представлений как социальных фактов. Содержание и формы проявления социальных фактов. Конструирование типов общества: механическая и органическая солидарность. В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии. Разделение труда как фактор организации, стабильности и солидарности общества. «Социологизм» как философское основание социологии. Социальная функция в дюркгеймовской социологии. Понятие аномии. Дюркгейм и Маркс. Работы Э. Дюркгейма «Метод социологии» и «Самоубийство». Социология религии в воззрениях Дюркгейма. Работа Э. Дюркгейма «Элементарные формы религиозной жизни.

Социология Карла Маркса. Идейно-теоретические истоки марксизма: французский утопический социализм, немецкая классическая философия и английская политическая экономика. Человек и общество. Диалектический и исторический материализм. Материалистическое понимание истории. Теория социальных систем. Теория социального развития. Понятие «отчуждения» в марксистской социологии. Социальная революция. Теория классов и классовой борьбы. Марксистская социология после Маркса.

Цели занятия:

1. Сформировать представление о теории социального реализма Э. Дюркгейма.

2. Обеспечить понимание курсантами материалистической социологии К. Маркса.

 

Задачи занятия:

Образовательная: продолжить формирование у курсантов знаний, полученных на лекционном занятии по данной теме и знаний, приобретенных в рамках самостоятельной работы.

Воспитательная: осуществлять необходимые сопоставления и выводы методологического характера; самостоятельно анализировать проблемы, на основании имеющейся информации; применять правовые знания для решения задач, возникающих в сфере своей профессиональной деятельности.

Количество часов, отводимых на данное занятие – лекция 2 часа, самостоятельная работа 2 часа.

Учебные вопросы

1. Теория социального реализма Э. Дюркгейма. «Социологизм» как философское основание социологии.

2. Материалистическая социология Карла Маркса. Теория классов и классовой борьбы. Марксистская социология после Маркса.

3. Исторические предпосылки возникновения юридической социологии.

4. Правовая наука и социальные исследования преступности.

Темы докладов

1. Особый предмет социологии Э. Дюркгейма (социальная реальность со специфическими качествами, элементы которых – социальные факты).

2. Роль Энрико Ферри и Габриэля де Тарда в становлении юридической социологии.

3. «Уголовная социология» Чезаре Ломброзо.

Рекомендуемая литература по данному занятию

1. Волков Ю.Г. Социология: Учебное пособие. / Ю.Г. Волков, С.Н. Епифанцев, М.А. Гулиев. – М., Ростов н/Д.: ИКЦ «МарТ»; Издательский центр «МарТ», 2007. – 288 с.;

2. Гутман М.Ю., Никулин А.Г., Припечкин В.В. и др. Социология: Учебное наглядное пособие / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – 2-е изд., перераб. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – 136 с.;

3. Карбонье Ж. Юридическая социология / Пер.с фр. и вступ.ст. Туманова В.А. – М.: Прогресс, 1986. – 351 с.;

4. Комлев Ю.Ю. Основы социологии для юристов: Курс лекций / Ю.Ю. Комлев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Казань: КЮИ МВД России, 2009. – 260 с.;

5. Социология: Учеб. / А. И. Кравченко. –  М.: Юрайт, 2011. – 523 с.

6. Кравченко А.И. История социологии: Учебник / А.И. Кравченко: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – 408 с.;

7. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.;

8. Татидинова Т.Г. Социология: Курс лекций / Т.Г. Татидинова. – М.: ЦОКР МВД России, 2008. – 164 с.;

9. Худойкина Т.В. Юридическая социология: Учеб. пособие. – Саранск: Изд-во Морд. гос. ун-та, 2002. – 176 с.;

10. Юридическая социология: Учеб. для вузов / Глазырин В.А., Грибакина Э.Н., Гулина Н.А. и др. – М.: НОРМА, 2000. – 357 с.

Тема 4. Социологическая наука в России на рубеже XIX – XX веков
(П. Сорокин, М. Бакунин, П. Кропоткин, П. Лавров,

Н. Михайловский, П. Новгородцев)

Русская социологическая мысль. Социальные предпосылки и теоретические истоки возникновения социологической мысли в России. Позитивизм в русской социологии и формирование профессиональной социологии. Общая характеристика различных школ и направлений: Л.Мечников, Е. Де Роберти, П.Лавров, Н.Михайловский, Н.Кареев и др.

Социальный утопизм молодого П. Сорокина. Биография ученого. Работа П.А. Сорокина «Преступление и кара, подвиг и награда». Преступление как конфликт разрозненных шаблонов поведения. Социология российской революции. Типичные фазы революции. Первоначальная система социологии. Вероятные сценарии развития будущего России после революции. Социальная аналитика. Социальная механика. Социальная генетика. Теория социальной стратификации и социальной мобильности П. Сорокина. Проблема социального равенства в трудах П. Сорокина.

Теоретики анархизма (М. Бакунин, П. Кропоткин). Теория социализма и федерализма М. Бакунина. Идеальное устройство российского общества и факторы социального развития (по Бакунину). Проблема справедливости и нравственности в анархизме (П. Кропоткин).

Социология народничества. Субъективный метод в социологии. Субъективная социология П.Л. Лаврова. Социологические воззрения Н.К. Михайловского. Солидарность как общность интересов, убеждений и привычек. П.И. Новгородцев как критик марксистского абсолютизма в социальной науке.

Современная социологическая мысль в России (В. Ядов, Г. Осипов, Т. Заславская, Ж. Тощенко, И. Кон, Ю. Давыдов, А. Дмитриев, В. Добреньков и др.).

Цели занятия:

1. Сформировать представление о социальном утопизме П. Сорокина. Проблема социального равенства в трудах П. Сорокина.

2. Обеспечить понимание курсантами теории социализма и федерализма М. Бакунина. Проблемы справедливости и нравственности в анархизме (П. Кропоткин).

Задачи занятия:

Образовательная: продолжить формирование у курсантов знаний, полученных на лекционном занятии по данной теме и знаний, приобретенных в рамках самостоятельной работы.

Воспитательная: осуществлять необходимые сопоставления и выводы методологического характера; самостоятельно анализировать проблемы, на основании имеющейся информации; применять правовые знания для решения задач, возникающих в сфере своей профессиональной деятельности.

Количество часов, отводимых на данное занятие – лекция 2 часа, самостоятельная работа 4 часа.


Учебные вопросы

1. Социальный утопизм молодого П. Сорокина. «Преступление и кара, подвиг и награда». Первоначальная система социологии. Социальная аналитика. Социальная механика. Социальная генетика.

2. Теоретики анархизма (М. Бакунин, П. Кропоткин). Теория социализма и федерализма М. Бакунина. Проблема справедливости и нравственности в анархизме (П. Кропоткин).

3. Лавров П.Л., Михайловский Н.И. – представители социологии народничества.

4. Новгородцев П.И. – как критик марксизма в социальной науке.

5. Типы общества (по Парсонсу): примитивные, промежуточные, современные. Право в социальной системе Т. Парсонса.

Темы докладов

1. Интегральная социологическая система П. А. Сорокина.

2. Субъективный метод как основа объяснения и анализа социально-исторических процессов (П.Л. Лавров. Н.К. Михайловский).

3. «Структура социального действия» (1937) и «Социальная система» (1951) Т. Парсонса. Понятие структурно-функционального анализа. Условия выживания социальной системы.

4. Представления Т. Парсонса о равновесии социальных систем. Категория социального действия. Основные составляющие элементы социального действия. Модель системы социального действия.

Рекомендуемая литература по данному занятию

1. Волков Ю.Г. Социология: Учебное пособие. / Ю.Г. Волков, С.Н. Епифанцев, М.А. Гулиев. – М., Ростов н/Д.: ИКЦ «МарТ»; Издательский центр «МарТ», 2007. – 288 с.;

2. Волков Ю.Г. Социология: история и современность: Учеб. пособие для студентов вузов / Волков Ю.Г., Нечипуренко В.Н., Самыгин С.И. – М.: Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 671 с.;

3. Гутман М.Ю., Никулин А.Г., Припечкин В.В. и др. Социология: Учебное наглядное пособие / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – 2-е изд., перераб. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – 136 с.;

4. Социология: Учеб. / А. И. Кравченко. –  М.: Юрайт, 2011. – 523 с.

5. Кравченко А.И. История социологии: Учебник / А.И. Кравченко: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – 408 с.;

6. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с.;

7. Татидинова Т.Г. Социология: Курс лекций / Т.Г. Татидинова. – М.: ЦОКР МВД России, 2008. – 164 с.;

8. Тихонова В.А. Социология П.А. Сорокина: Учеб. пособие / Моск. гос. ун-т культуры и искусств. – М., 1999. – 56 с.

Тема 5. Введение в интерпретативную социологию

Символический интеракционизм Дж. Мида. Духовные предпосылки: прагматизм и бихевиоризм. Теоретические предпосылки символического интеракционизма. Идентичность как способ смотреть на себя со стороны. Индивидуальная и коллективная игра. Система «Я»: импульсивное и рефлектирующее. «Социальный бихевиоризм» Г. Блумера. Теорема Т. Томаса.

Альфред Шюц и основы феноменологической социологии. Смысловое строение социального мира. Феноменология и жизненный мир. Предмет феноменологической социологии. Социальная структура жизненного мира. Социальная структура жизненного мира. Значение феноменологической социологии.

Концепция социального конструирования реальности П. Бергера иТ. Лукмана. Проблема социологии знания. Основы знания повседневной жизни. Реальность повседневной жизни. Социальное взаимодействие в повседневной жизни. Общество как объективная реальность. Общество как субъективная реальность.

Этнометодология Г. Гарфинкеля. Предварительное понятие этнометодологии.

Драматургическая социология И. Гофмана. «Представление себя другим в повседневной жизни» – весь мир лицедействует. Смещение перспектив.

Цель занятия:

Сформировать у курсантов понимание интерпретативной социологии, символического интеракционизма Джорджа Мида, основ феноменологической социологии Альфреда Шюца, концепции социального конструирования реальности Питера Бергера и Томаса Лукмана, этнометодологии Гарольда Гарфинкеля.

Задачи занятия:

Образовательная: продолжить формирование у курсантов знаний, полученных на лекционном занятии по данной теме и знаний, приобретенных в рамках самостоятельной работы.

Воспитательная: осуществлять необходимые сопоставления и выводы методологического характера; самостоятельно анализировать проблемы, на основании имеющейся информации; применять правовые знания для решения задач, возникающих в сфере своей профессиональной деятельности.

Количество часов, отводимых на данное занятие – лекция 2 часа, самостоятельная работа 2 часа.

Учебные вопросы

1. Понятие социального действия, его структура и типы. Теория социального действия.

2. Символический интеракционизм Дж. Мида.

3. Альфред Шюц и основы феноменологической социологии.

4. Концепция социального конструирования реальности П. Бергера и Т. Лукмана.

5. Этнометодология Г. Гарфинкеля.

Темы докладов

1. Социология религии и морали. «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебера.

2. Метод «понимания» в социологии.

3. Духовные предпосылки: прагматизм и бихевиоризм.

4. Феноменологическая социология.

Рекомендуемая литература по данному занятию

1. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация. Введение в интерпретативную социологию / Пер. с нем. яз. под общей редакцией Н.А. Головина и В.В. Козловского: СПб.: Издательство «Алетейя», 1999. – 234 с.;

2. Добреньков В.И. Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко – М.: ИНФРА-М, 2007. – 624 с.;

3. Социология: Учеб. / А. И. Кравченко. –  М.: Юрайт, 2011. – 523 с.

4. Кравченко А.И. История социологии: Учебник / А.И. Кравченко: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2008. – 408 с.;

5. Ритцер Дж. Современные социологические теории. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 415 с.;

6. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с.;

7. Татидинова Т.Г. Социология: Курс лекций / Т.Г. Татидинова. – М.: ЦОКР МВД России, 2008. – 164 с.

Перечень дидактических материалов, наглядных пособий, электронных обучающих средств, мультимедийных программ, используемых непосредственно для изучения данной темы занятия:

Мультимедийная лекция по теме «Введение в интерпретативную социологию».

 

Тема 6. Социальная стратификация и социологические теории классов.

Социальная мобильность

Понятие социальная структура общества. Понятие социальный статус. Социальная роль, ролевое поведение, ролевая система.

Социальная стратификация. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Изменение и динамика неравенства. Функциональная теория стратификации. Современное понимание стратификации. Основания и критерии стратификации. Базисные виды стратификации: экономическая, политическая и профессиональная. Стратификация и ранжирование. Социальное расслоение в советском и постсоветском обществе. Экономическая стратификация. Профессиональный престиж. Политическая стратификация. Стратификация в СССР и России.

Место Российского общества в мировом сообществе.

Социологические теории классов. Этимология и значение термина «класс». Классические теории социальной стратификации. Теория классов К. Маркса. Стратификационная модель М. Вебера. Классовая ситуация и жизненные шансы. Теория стратификации П. Сорокина: экономическое подпространство, политическое подпространство, профессиональное подпространство. Профессиональная стратификация и статусные группы. Теория классов Э. Райта: контроль над инвестициями или финансовым капиталом, контроль над физическими средствами производства, контроль над рабочей силой и властью. Класс как реальная и номинальная группы.

Определение и классификация мобильности. Взаимосвязь социальной Мобильности и социальной стратификации. Детерминанты мобильности. Групповая и индивидуальная мобильность. Структурная мобильность. Каналы вертикальной мобильности. Групповая замкнутость. Закрытость и открытость российского общества. Теория социальной мобильности К. Маркса. Теория социальной мобильности П.А. Сорокина. Мобильность горизонтальная и вертикальная, индивидуальная и групповая. Факторы социальной мобильности. Механизмы и каналы социальной циркуляции. Миграция. Исторические формы миграции. Трудовая и экономическая миграция. Вынужденная миграция и беженцы. Сравнительные исследования мобильности.

Цели занятия:

1. Сформировать у курсантов теоретические знания о социальной стратификации, социальной мобильности, представление о воспитательном значении изменения и динамики неравенства с точки зрения изучения классических теорий социальной стратификации.

2. Уяснить социологические теории классов, осознать функциональную теорию стратификации.

3. Обеспечить понимание курсантами значения детерминант мобильности, социологических факторов закрытости и открытости общества.

Задачи занятия:

Образовательная: продолжить формирование у курсантов знаний, полученных на лекционном занятии по данной теме и знаний, приобретенных в рамках самостоятельной работы.

Воспитательная: осуществлять необходимые сопоставления и выводы методологического характера; самостоятельно анализировать проблемы, на основании имеющейся информации; применять правовые знания для решения задач, возникающих в сфере своей профессиональной деятельности.

Количество часов, отводимых на данное занятие – лекция 2 часа, семинар 2 часа, самостоятельная работа – 2 часа, рубежный контроль.

Учебные вопросы

1. Социальная стратификация. Стратификация и неравенство.

2. Функциональная теория стратификации. Современное понимание стратификации. Основания и критерии стратификации. Стратификация и ранжирование. Экономическая стратификация.

3. Социологические теории классов. Этимология и значение термина «класс».

4. Профессиональная стратификация и статусные группы.

5. Определение и классификация мобильности.

6. Каналы вертикальной мобильности.

Темы докладов

1. Место Российского общества в мировом сообществе.

2. Социальное расслоение в советском и постсоветском обществе.

3. Классические теории социальной стратификации.

4. Детерминанты мобильности. Групповая и индивидуальная мобильность. Структурная мобильность.

5. Теория социальной мобильности К. Маркса.

7. «Маргинал», «маргинальность», «маргинализация».

Рекомендуемая литература по данному занятию

1. Гутман М.Ю., Никулин А.Г., Припечкин В.В. и др. Социология: Учебное наглядное пособие / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – 2-е изд., перераб. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – 136 с.;

2. Комлев Ю.Ю. Основы социологии для юристов: Курс лекций / Ю.Ю. Комлев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Казань: КЮИ МВД России, 2009. – 260 с.;

3. Социология: Учеб. / А. И. Кравченко. –  М.: Юрайт, 2011. – 523 с.;

4. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с.;

5. Татидинова Т.Г. Социология: Курс лекций / Т.Г. Татидинова. – М.: ЦОКР МВД России, 2008. – 164 с.

Рубежный контроль проводится в письменной форме.

Вопросы для подготовки к рубежному контролю.

1. Социология как наука. Объект и предмет социологии.

2. Уровни социологического знания.

3. Функции социологии.

4. Позитивистская социология О. Конта.

5. Эволюционистская теория Г. Спенсера.

6. Социология в системе социально-гуманитарных наук.

7. Возникновение социологии и основные направления социологической мысли.

8. Социологическая мысль в России на рубеже XIX–XX вв.

9. Социология П. Сорокина.

10. Социальная стратификация общества: понятие, критерии.

11. Исторические типы стратификации.

12. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность.

13. Социальная мобильность в обществе, ее виды.

14. Основные факторы социальной мобильности в современной России.

15. Особенности социальной структуры современного российского общества.

Перечень дидактических материалов, наглядных пособий, электронных обучающих средств, мультимедийных программ, используемых непосредственно для изучения данной темы занятия:

Мультимедийная лекция по теме «Социальная стратификация и социологические теории классов. Социальная мобильность».

 

 

Тема 7. Социологические теории личности и социализация

Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Психологические и социально-психологические концепции личности: З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг. Личность как субъект и объект социальных отношений.

Ролевая концепция личности. Социальная роль как модель поведения личности. Ролевое поведение. Межличностные роли. Ролевой конфликт. Социальный статус. Поведенческая концепция. Личность как система реакций на различные стимулы.

Деятельностный подход Л.С. Выгодского. Деятельность как центральная категория анализа личности. Структурный и функциональный аспект деятельности.

Социальный тип личности как продукт взаимодействия историко-культурных и социально-экономических условий жизнедеятельности людей (М. Вебер, К. Маркс, Э. Фромм).

Ценностные ориентиры личности как основа социологической типологизации личности: традиционалисты, идеалисты, фрустрированный тип, реалисты, гедонистические материалисты.

Социализация как процесс интеграции индивидов и групп в социальную систему. Содержание процесса социализации, его главные механизмы. Первичные социализирующие коллективы и их роль в развитии личности. Вторичная социализация, ее явные и латентные функции. Непрерывность процесса социализации личности. Ресоциализация. Соотношение и взаимодействие макро- и микросреды в процессе социализации личности.

Цель занятия:

Сформировать у курсантов представление о таких понятиях как человек, индивид (индивидуальность), личность, а также социализации как процессе интеграции индивидов и групп в социальную систему.

Задачи занятия:

Образовательная: продолжить формирование у курсантов знаний, полученных на лекционном занятии по данной теме и знаний, приобретенных в рамках самостоятельной работы.

Воспитательная: осуществлять необходимые сопоставления и выводы методологического характера; ознакомить курсантов с социологическим подходом к личности, факторами ее формирования в процессе социализации, с законами и формами регуляции социального поведения.

Количество часов, отводимых на данное занятие – лекция 2 часа, семинар 2 часа, самостоятельная работа 2 часа.

Учебные вопросы

1. Личность, ее сущность и структура.

2. Ролевая концепция личности. Социальная роль как модель поведения личности. Социальный статус.

3. Поведенческая концепция. Личность как система реакций на различные стимулы. Социализация как процесс интеграции индивидов и групп в социальную систему.

4. Содержание процесса социализации, его главные механизмы.

 

Темы докладов

1. Соотношение понятий «человек», «индивид», «личность».

2. Личность как субъект и объект социальных отношений.

3. Общность и личность.

4. Социализация и интернализация. Основные проблемы социализации личности.

5. Социальный портрет личности сотрудника правоохранительных органов.

6. Первичная и вторичная социализация.

7. Общая и семейная социализация.

Рекомендуемая литература по данному занятию

1. Антонян Ю.М. Личность преступника. Криминолого-психологическое исследование / Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов. – М.: Норма: Инфра-М, 2010. – 368 с.;

2. Воронин Г.Л. Социологическая диагностика духовной детерминанты социального взаимодействия: Монография. – Н. Новгород: изд-во Ниж. гос. ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2002. – 255 с.;

3. Гутман М.Ю., Никулин А.Г., Припечкин В.В. и др. Социология: Учебное наглядное пособие / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – 2-е изд., перераб. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – 136 с.;

4. Комлев Ю.Ю. Основы социологии для юристов: Курс лекций / Ю.Ю. Комлев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Казань: КЮИ МВД России, 2009. – 260 с.;

5. Комлев Ю.Ю. Социология девиантного поведения: Учебное пособие. / Ю.Ю. Комлев, Н.Х. Сафиуллин; Под общ. ред. Ю.Ю. Комлев. – 2-е изд., перераб. и доп. – Казань: КЮИ МВД России, 2006. – 222 с.;

6. Комлев Ю.Ю. Теория рестриктивного социального контроля: монография / Ю.Ю. Комлев. – Казань: КЮИ МВД России, 2009. – 154 с.;

7. Социология: Учеб. / А. И. Кравченко. –  М.: Юрайт, 2011. – 523 с.

8. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2011. – 432 с.;

9. Татидинова Т.Г. Социология: Курс лекций / Т.Г. Татидинова. – М.: ЦОКР МВД России, 2008. – 164 с.;

10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 607 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»).

Перечень дидактических материалов, наглядных пособий, электронных обучающих средств, мультимедийных программ, используемых непосредственно для изучения данной темы занятия:

Мультимедийная лекция по теме «Социологические теории личности и социализация».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: