Просмотрите информационную программу и заполните карту наблюдателя по предлагаемому образцу:
КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ТЕЛЕВИДЕНИЯ
Название передачи _____________________________
Канал трансляции _____________________________
Дата и время в эфире __________________________
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Сюжет № 1. | |||||
Часть 1 | |||||
часть 2 | |||||
часть 3 | |||||
Сюжет №2 | |||||
Сюжет №3 и т.д. | |||||
Реклама | |||||
Суммирование |
1) Продолжительность в эфире _______________________________
2) Оперативность материала соответствует слову:
– «сегодня»;
– «вчера»;
– Неопределенна.
3) Вид материала:
– «картинка»
|
|
– «действие»
– «говорящая голова» (гипотеза!)
4) Видеоряд:
· динамичный - в т.ч.:
– с отражением события;
– без соответствия событию.
· статичный - в т.ч.:
– с отражением события;
– без соответствия событию.
5) География события в т.ч. (отметить страны):
– Москва;
– Регион;
– Россия;
– СНГ;
– Мир.
Общие выводы наблюдения ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическое задание 2.
Проведите социологический анализ и прогнозирование социальных процессов и явлений, освещаемых в СМИ. Обсудите полученные результаты в группе. Аргументируйте свои взгляды и выводы в публичном выступлении.
Темы докладов
1. Психология речевой коммуникации.
2. Коммуникация в структуре человеческой цивилизации.
3. Роль коммуникации в информационном обществе.
4. Воздействие СМИ на общественное мнение.
5. Общественное мнение и законотворчество.
6. Общественное мнение и право.
7. Роль общественного мнения в правоохранительной деятельности ОВД.
Рекомендуемая литература по данному занятию
1. Артро Андре Коммуникация в органах местной власти: профессиональный, методологический, концептуальный подходы / Пер. с франц. М. Журба. – Н.Новгород: «Литера», 2000. – 104 с.;
2. Волков Ю.Г. Социология: Учебное пособие. / Ю.Г. Волков, С.Н. Епифанцев, М.А. Гулиев. – М., Ростов н/Д.: ИКЦ «МарТ»; Издательский центр «МарТ», 2007. – 288 с.;
3. Изучение общественного мнения о деятельности органов внутренних дел: Учебное пособие. / МВД РФ, департамент кадрового обеспечения: Авт. коллектив. – М.: ЦОКР МВД России, 2007. – 192 с.;
|
|
4. Кравченко А.И. Социология: Учебник / А.И. Кравченко; Москв. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 536 с.;
5. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» – 2006. – 656 с.;
6. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.;
7. Татидинова Т.Г. Социология: Курс лекций / Т.Г. Татидинова. – М.: ЦОКР МВД России, 2008. – 164 с.
Перечень дидактических материалов, наглядных пособий, электронных обучающих средств, мультимедийных программ, используемых непосредственно для изучения данной темы занятия:
Мультимедийная лекция по теме «Социология средств массовой информации и изучение общественного мнения».
Тема 13. Эмпирическая социология и прикладные
социологические исследования
Эмпирическая социология. Основы эмпирического исследования. Эмпирическая схема объекта исследования. Эмпирические факты и статистические выводы. Основы выборочного обследования. Идеальные и реальные совокупности. Виды эмпирического исследования.
Понятие прикладного социологического исследования. Предмет прикладной социологии. Основные задачи прикладного социологического исследования: теоретико-методологическая, конкретно-исследовательская, информационно-прогностическая. Место, роль и задачи прикладного социологического исследования в практике социального управления. Виды прикладных социологических исследований: развернутое, описательное, аналитическое, разовое, панельное, лонгитюдное. Основные этапы прикладного социологического исследования.
Цели занятия:
1. Уяснить содержание эмпирической социологии, эмпирическую схему объекта исследования.
2. Обеспечить понимание курсантами понятия прикладного социологического исследования, видов и основных этапов прикладного социологического исследования.
3. Изучить методические, технологические и организационные основы проведения социологического исследования.
4. Знать взаимосвязь методологии, методики и техники социологических исследований; значение методики и техники для организации эффективного социологического исследования; сущность и функциональные возможности существующих методов социологических исследований; специфику методики и техники в прикладных и эмпирических исследованиях.
Задачи занятия:
Образовательная: продолжить формирование у курсантов знаний, полученных на лекционном занятии по данной теме и знаний, приобретенных в рамках самостоятельной работы.
Воспитательная: получить знания о проблематике и результатах исследований, ведущихся в рамках отдельных отраслей социологической науки и уметь применять их для решения задач, возникающих в сфере своей профессиональной деятельности.
Количество часов, отводимых на данное занятие – лекция 2 часа, практика 2 часа.
Учебные вопросы
1. Эмпирическая социология. История вопроса.
2. Понятие, предмет, основные задачи, место, роль и основные этапы прикладного социологического исследования.
3. Методы социологического исследования: опрос, интервью, наблюдение, социометрия, анализ документов, контент-анализ, эксперимент.
4. Роль социологических исследований в познании общества.
Практическое задание 1.
Проведите первый пробный сбор данных по своему проекту и составьте краткие комментарии о полевых работах. Подумайте, какие сложности на данном этапе оказались для вас наиболее существенными. Опишите последовательность шагов, предпринятых вами для осуществления исследования.
Практическое задание 2.
Проведите свой анализ переписки по e-mail, который относится к новым, еще мало испробованным источникам информации, и попробуйте самостоятельно или со своими коллегами по группе проанализировать его как текстовый образ.
|
|
Темы докладов
1. Основы эмпирического исследования. Виды эмпирического исследования.
2. Эмпирическая схема объекта исследования. Эмпирические факты и статистические выводы.
3. Специфика методов сбора социальной информации.
4. Метод опроса как основной метод получения социологической информации.
5. Интервьюирование: понятие, виды, этапы проведения.
Рекомендуемая литература по данному занятию
1. Волков Ю.Г. Социология: Учебное пособие. / Ю.Г. Волков, С.Н. Епифанцев, М.А. Гулиев. – М., Ростов н/Д.: ИКЦ «МарТ»; Издательский центр «МарТ», 2007. – 288 с.;
2. Гутман М.Ю., Никулин А.Г., Припечкин В.В. и др. Социология: Учебное наглядное пособие / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – 2-е изд., перераб. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – 136 с.;
3. Девятко И.Ф. Методы социологического исследования: Учебное пособие. – 2-е изд., исп. – М.: Книжный дом «Университет», 2002. – 296 с.;
4. Добреньков В.И. Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко – М.: ИНФРА-М, 2007. – 624 с.;
5. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.;
6. Татидинова Т.Г. Социология: Курс лекций / Т.Г. Татидинова. – М.: ЦОКР МВД России, 2008. – 164 с.
Перечень дидактических материалов, наглядных пособий, электронных обучающих средств, мультимедийных программ, используемых непосредственно для изучения данной темы занятия:
Мультимедийная лекция по теме «Эмпирическая социология и прикладные социологические исследования».
Тема 14. Программа социологического исследования.
Составные элементы программы исследования
Понятие программы социологического исследования. Теоретическое осмысление исследуемой проблемы – исходная посылка составления программ социологического исследования.
Структура программы: методологический и методический разделы. Определение цели и задач в социологическом исследовании. Определение объекта и предмета исследования. Определение цели и задач исследования. Уточнение и интерпретация основных понятий. Предварительный системный анализ объекта исследования. Выдвижение рабочих гипотез. Роль и сущность гипотезы. Свойства и виды гипотез. Правила формулирования гипотез. Принципиальный (стратегический) план исследования. Программные требования к выборке. Общие требования к программе.
|
|
Методы социологического исследования. Метод опроса как основной метод получения социологической информации. Основные требования к структуре и построению анкеты. Классификация вопросов анкеты по их функциям. Анализ документов. Понятие документа как источника социологической информации. Контент-анализ. Наблюдение как метод получения социологической информации. Виды наблюдений. Эксперимент. Требования к эксперименту как методу получения социологической информации. Социометрия.
Цели занятия:
1. Уяснить общее понятие о программе социологического исследования.
2. Сформировать представление курсантов об основных разделах программы социологического исследования.
3. Уметь самостоятельно разрабатывать программу социологического исследования, осуществлять выбор и обоснование методов социологических исследований, в наибольшей степени соответствующих изучаемой проблеме.
Задачи занятия:
Образовательная: продолжить формирование у курсантов знаний, полученных на лекционном занятии по данной теме и знаний, приобретенных в рамках самостоятельной работы.
Воспитательная: осуществлять необходимые сопоставления и выводы методологического характера и применять знания (способности) в своей профессиональной деятельности.
Количество часов, отводимых на данное занятие – лекция 2 часа, практика 2 часа.
Учебные вопросы
1. Общее понятие о программе как методологическом и технико-организационном инструменте социологического исследования.
2. Функции программы социологического исследования.
3. Составные элементы программы социологического исследования.
4. Определение цели и задач исследования.
5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
6. Выдвижение рабочих гипотез. Роль и сущность гипотезы в программе социологического исследования.
7. Программные требования к выборке.
Практическое задание.
Разработайте свою программу социологического исследования. Выберите метод социологического исследования, который в наибольшей степени соответствует изучаемой проблеме, и обоснуйте свой выбор. Представьте научные рекомендации с той степенью конкретности, которая обеспечивает их последующее внедрение в практику.
Темы докладов
1. Социальная и экономическая эффективность социологических исследований.
2. Наблюдение как метод получения социологической информации. Виды наблюдений.
3. Фокус-группа как тщательно спланированная дискуссия.
4. Эксперимент. Требования к эксперименту как методу получения социологической информации.
5. Анализ документов. Понятие документа. Этапы проведения.
6. Социометрический метод.
Рекомендуемая литература по данному занятию
1. Волков Ю.Г. Социология: Учебное пособие. / Ю.Г. Волков, С.Н. Епифанцев, М.А. Гулиев. – М., Ростов н/Д.: ИКЦ «МарТ»; Издательский центр «МарТ», 2007. – 288 с.;
2. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование: Качественные и количественные подходы. Методология. Исследовательские практики: Учебное пособие. – Самара: Издательство «Самарский университет», 2002. – 424 с.;
3. Гутман М.Ю., Никулин А.Г., Припечкин В.В. и др. Социология: Учебное наглядное пособие / Под общ. ред. В.П. Сальникова. – 2-е изд., перераб. – М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. – 136 с.;
4. Добреньков В.И. Социология: Учебник / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко – М.: ИНФРА-М, 2007. – 624 с.;
5. Кравченко А.И. Социология: Учебник / А.И. Кравченко; Москв. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М.: ТК Велби, Проспект, 2008. – 536 с.;
6. Социология: Учебник для вузов / А.И. Кравченко, В.Ф. Анурин. – СПб.: Питер, 2007. – 432 с.;
7. Татидинова Т.Г. Социология: Курс лекций / Т.Г. Татидинова. – М.: ЦОКР МВД России, 2008. – 164 с.;
8. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности: Учеб. для студентов вузов / Ин-т социологии РАН; В сотрудничестве с В.В. Семеновой. – М.: Добросвет, 1999. – 596 с.
Рубежный контроль проводится в письменной форме.
Вопросы для подготовки к рубежному контролю
1. Понятие и сущность социального взаимодействия.
2. Малые группы: понятие, признаки, виды.
3. Классификация малых групп. Лидер в малой группе.
4. Социология СМИ.
5. Социальная коммуникация: понятие, виды, элементы коммуникативного процесса.
6. Социальная коммуникация и манипулирование сознанием.
7. Общественное мнение: понятие, структура, функции.
8. Манипулирование общественным мнением: цели, способы.
9. Юридическая социология: предмет, структура, функции.
10. Социологическое исследование: понятие, виды, этапы.
11. Программа социологического исследования: характеристика разделов.
12. Опрос – метод сбора социологической информации. Анкетирование, структура анкеты.
13. Интервью – метод сбора социологической информации. Виды интервью.
14. Социологическое наблюдение.
15. Изучение документов – метод сбора социологической информации. Виды документальных источников.
16. Социометрический метод.
17. Выборочный метод в социологии.
Перечень дидактических материалов, наглядных пособий, электронных обучающих средств, мультимедийных программ, используемых непосредственно для изучения данной темы занятия:
Мультимедийная лекция по теме «Программа социологического исследования. Составные элементы программы исследования».
Тема 15. Обработка и анализ первичной социологической информации
Понятие метода, техника и процедуры социологического измерения. Измерение в социологии как упорядочение свойств реальных объектов по определенным правилам. Понятие объекта и модели измерения. Общая характеристика шкал: номинальные и метрические. Классификация шкал. Критерии надежности шкал.
Группировки. Ряды распределения. Статистические таблицы. Статистическая характеристика эмпирических данных: среднее, мода, медиана, дисперсия, Статистические взаимосвязи. Меры взаимозависимости. Коэффициенты корреляции. Уровни регрессии. Графическое представление данных.
Понятие о факторном и кластерном анализе. Пакеты программ обработки данных на ПЭВМ. Основные возможности пакета программ SPSS.
Качественные методы социологии. Особенности методологии качественного исследования. Виды качественного исследования и порядок действий.
Предварительная проверка социологического инструментария на точность, полноту и качество заполнения. Кодификация информации и обработка первичной информации.
Группировка первичной социологической информации: номинальные и ранжированные группы, распределение по количественному признаку. Классификация количественных признаков: непрерывные (возраст и т.п.) и дискретные (число детей в семье, разряд и т.д.).
Объяснение социологических данных. Поиск взаимосвязи признаков, их интерпретация.
Оформление результатов исследования.
Цели занятия:
1. Сформировать у курсантов представление о методах, технике, процедуре обработки и анализа социологической информации.
2. Обеспечить понимание курсантами качественных методов в социологии.
Задачи занятия:
Образовательная: продолжить формирование у курсантов знаний, полученных на лекционном занятии по данной теме и знаний, приобретенных в рамках самостоятельной работы.
Воспитательная: осуществлять необходимые сопоставления и выводы методологического характера; самостоятельно анализировать проблемы, на основании имеющейся информации; применять правовые знания для решения задач, возникающих в сфере своей профессиональной деятельности.
Количество часов, отводимых на данное занятие – лекция 2 часа, практика 2 часа.
Учебные вопросы
1. Подготовка к обработке данных.
2. Процедура обработки анкет.
3. Логические процедуры анализа данных. Написание отчета и оценка качества социологического исследования.
4. Статистический анализ данных.
5. Корреляционная зависимость.