Итоги октябрьской революции 1917 года

  • В России полностью сменилась элита. Та, что властвовала в государстве 1000 лет, задавала тон в политике, экономике, общественной жизнь, была примером для подражания и предметом зависти и ненависти, уступила место иным, кто до того действительно «был ничем»
  • Российская империя пала, но её место заняла империя Советская, которая на несколько десятилетий стала одной из двух стран (вместе с США), возглавившей мировое сообщество
  • Царя сменил Сталин, приобретший значительно большие чем любой российский император, полномочия
  • Идеология православия сменилась коммунистической
  • Россия (точнее Советский Союз) в течение нескольких лет превратилась из аграрной в мощную индустриальную державу
  • Грамотность населения стала всеобщей
  • Советский Союз добился вывода образования и медицинского обслуживания из системы товарно-денежных отношений
  • В СССР не было безработицы
  • В последние десятилетия руководство СССР добилось почти полного равенства населения в доходах и возможностях
  • В Советском Союзе отсутствовало деление людей на бедных и богатых
  • В многочисленных войнах, которые вела Россия в годы Советской власти, в результате террора, от различных экономических экспериментов, погибли десятки миллионов человек, судьбы наверняка стольких же людей были сломаны, исковерканы, миллионы покинули страну, став эмигрантами
  • Катастрофически изменился генофонд страны
  • Отсутствие стимулов к труду, абсолютная централизация экономики, огромные военные расходы привели Россию (СССР) к значительному технологическому, техническому отставанию от развитых стран мира.
  • В России (СССР) на практике полностью отсутствовали демократические свободы — слова, совести, демонстраций, митингов, печати (хотя и декларировались в Конституции).
  • Пролетариат России жил материально значительно хуже, чем рабочие Европы и Америки

Врождённый порок капитализма — неравное распределение благ; врождённое достоинство социализма — равное распределение нищеты (Уинстон Черчилль)

Причины победы большевиков. Победа большевиков была обусловлена несколькими причинами. Во-первых, поразительную беспомощность демонстрировала власть, пытавшаяся остановить большевиков одними лишь резолюциями о поддержке правительства. Во-вторых, к осени все явственнее чувствовалась усталость от бурных революционных событий, народ был «утомлен революцией». Стремление к порядку довлело над всеми. В-третьих, как когда-то в февральско-мартовские дни, в стране не нашлось сколько-нибудь организованных сил, пожелавших встать на защиту Временного правительства.

45)

Наиболее показательно образ «серебряного века» проявился в литературе. С одной стороны, в произведениях писателей сохранялись устойчивые традиции критического реализма. Толстой в своих последних художественных произведениях поднимал проблему сопротивления личности закоснелым нормам жизни («Живой труп», «Отец Сергий», «После бала»). Его письма-обращения к Николаю II, публицистические статьи проникнуты болью и тревогой за судьбу страны, стремлением воздействовать на власть, преградить дорогу злу и защитить всех притесняемых. Основная мысль публицистики Толстого -- невозможность устранить зло насилием. Антон Павлович Чехов в эти годы создал пьесы «Три сестры» и «Вишневый сад», в которых отразил происходившие в обществе важные изменения. Социально заостренные сюжеты были в чести и у молодых писателей. Иван Алексеевич Бунин исследовал не только внешнюю сторону процессов, происходивших в деревне (расслоение крестьянства, постепенное отмирание дворянства), но также и психологические последствия этих явлений, то, как они влияли на души русских людей («Деревня», «Суходол», цикл «крестьянских» рассказов). Куприн А. И. показал неприглядную сторону армейского быта: бесправие солдат, опустошенность и бездуховность «господ офицеров» («Поединок»). Одним из новых явлений в литературе стало отражение в ней жизни и борьбы пролетариата. Зачинателем этой темы стал Максим Горький («Враги», «Мать»).

Лирика «серебряного века» многообразна и музыкальна. Сам эпитет «серебряный» звучит, как колокольчик. Серебряный век- это целое созвездие поэтов. Поэтов - музыкантов. Стихи «серебряного века» - это музыка слов. В этих стихах не было ни одного лишнего звука, ни одной ненужной запятой, не к месту поставленной точки. Все продуманно, четко и музыкально.

В первое десятилетие XX века в русскую поэзию пришла целая плеяда талантливых «крестьянских» поэтов -- Сергей Есенин, Николай Клюев, Сергей Клычков.

Зачинателями нового направления в искусстве стали поэты-символисты, которые объявили войну материалистическому мировоззрению, утверждая, что вера, религия -- краеугольный камень человеческого бытия и искусства. Они считали, что поэты наделены способностью, приобщаться к запредельному миру посредством художественных символов. Первоначально символизм принял форму декаданса. Под этим термином подразумевали настроение упадничества, тоски и безнадежности, резко выраженный индивидуализм. Эти черты были свойственны ранней поэзии Бальмонта К.Д., Александра Блока, Брюсова В. Я.

После 1909г. наступает новый этап в развитии символизма. Он окрашивается в славянофильские тона, демонстрирует презрение к «рационалистическому» Западу, предвещает гибель западной цивилизации, представленной, в том числе и официальной Россией. Вместе с тем он обращается к стихийным народным силам, к славянскому язычеству, пытается проникнуть в глубины русской души и видит в русской народной жизни корни «второго рождения» страны. Эти мотивы особенно ярко звучали в творчестве Блока (поэтические циклы «На поле Куликовом», «Родина») и А. Белого («Серебряный голубь», «Петербург»). Русский символизм стал явлением мирового масштаба. Именно с ним связано, прежде всего, понятие «серебряный век».

Оппонентами символистов выступали акмеисты (от греч. «акме»-высшая степень чего-либо, цветущая сила). Они отрицали мистические устремления символистов, провозглашали самоценность реальной жизни, призывали возвращать словам их изначальный смысл, освободив от символических толкований. Основным критерием оценки творчества акмеистов (Гумилев Н. С., Анна Ахматова, О. Э. Мандельштам)

безупречный эстетический вкус, красота и отточенность художественного слова.

Русская художественная культура начала XX века испытывала влияние зародившегося на Западе и охватившего все виды искусства авангардизма. Это течение вобрало в себя различные художественные направления, объявившие о своем разрыве с традиционными культурными ценностями и провозгласившие идеи создания «нового искусства». Яркими представителями русского авангарда были футуристы (от лат. «футурум»-будущее). Их поэзия отличалась повышенным вниманием не к содержанию, а к форме поэтической конструкции. Программные установки футуристов ориентировались на вызывающую антиэстетичность. В своих произведениях они использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиши. Сборники стихов футуристов носили характерные названия: «Пощечина общественному вкусу», «Дохлая Луна» и др. Российский футуризм был представлен несколькими поэтическими группировками. Наиболее яркие имена собрала петербургская группа «Гилея» -- В. Хлебников, Д. Д. Бурлюк, Владимир Маяковский, А. Е. Крученых, В. В. Каменский. Ошеломляющим успехом пользовались сборники стихов и публичные выступления И. Северянина

Особенно, в этом преуспели футуристы. Футуризм напрочь отказался от старых литературных традиций, «старого языка», «старых слов», провозгласил новую форму слов, независимую от содержания, т.е. пошло буквально изобретение нового языка. Работа над словом, звуками становилась самоцелью, тогда как о смысле стихов совершенно забывалось.

Живопись.

 

Сходные процессы протекали и в русской живописи. Прочные позиции удерживали представители реалистической школы, действовало Общество передвижников. Репин И. Е. закончил в 1906г. грандиозное полотно «Заседание Государственного совета». В раскрытии событий прошлого Сурикова В. И. в первую очередь интересовал народ как историческая сила, творческое начало в человеке. Реалистические основы творчества сохранялись и у Нестерова М. В..

Однако законодателем моды стал стиль, получивший название «модерн». Модернистские искания затронули творчество таких крупных художников-реалистов, как Коровин К. А., Серов В. А.. Сторонники этого направления объединились в обществе «Мир искусства». Они заняли критическую позицию в отношении передвижников, считая, что последние, выполняя не свойственную искусству функцию, нанесли вред живописи. Искусство, по их мнению, -- это самостоятельна сфера деятельности, и оно не должно зависеть от социальных влияний. За длительный период (с 1898 по 1924г.) в «Мир искусства» входили почти все крупнейшие художники -- Бенуа А. Н., Бакст Л. С., Кустодиев Б. М., Лансере Е. Е., Малявин Ф. А., Рерих Н. К., Сомов К. А.. «Мир искусства» оставил глубокий след в развитии не только живописи, но и оперы, балета, декорационного искусства, художественной критики, выставочного дела. В 1907г. в Москве была открыта выставка под названием «Голубая роза», в которой приняли участие 16 художников (Кузнецов П. В., Сапунов Н. Н., Сарьян М. С. и др.). Это была ищущая молодежь, стремившаяся обрести свою индивидуальность в синтезе западного опыта и национальных традиций. Представители «Голубой розы» были связаны с поэтами-символистами, выступление которых являлось современным атрибутом вернисажей. Но символизм в русской живописи никогда не был единым направлением. Он включил в себя, например, таких разных по своей манере художников, как Врубель М. А., Петров-Водкин К. С. и другие.

Ряд крупнейших мастеров -- Кандинский В. В., Лентулов А. В., Шагал М. 3., Филонов П.Н. и другие -- вошли в историю мировой культуры как представителе уникальных стилей, соединивших авангардные тенденции с русскими национальными традициями.

46) Становление советской власти в России стало возможно в результате 2 съезда большевиков, который фактически венчал собой революцию и силовой захват власти. Это способствовало приданию законности тех действий, которые привели к краху российской империи и свержении императора.

Для понимания событий той эпохи необходимо рассмотреть хронологию событий в плане становления в России советской социалистической власти. Она покажет последовательность действий Ленина с соратниками, а также их ключевые шаги, которые способствовали становлению советской власти.

Начнем с того, что октябрьский переворот завершился открытием 2 съезда Советов. Случилось это на исходе дня 25 октября 1917 года в Петрограде, в Смольном дворце. С малыми перерывами съезд продлился до 27 октября включительно. На заседании присутствовали:

1. Большевики - 390 человек.

2. Эсеры (левое и правое крыло) - 190 человек.

3. Меньшевики - 72 человека.

4. СД-интернационалисты - 14 человек.

5. Украинские националисты - 7 человек.

6. Меньшевики-интернационалисты - 6 человек.

Всего на заседании присутствовало 739 человек, большинство из которых принадлежало большевикам, позволяя тем управлять процессами этого собрания. Эсеры и меньшевики выдвигают требование признать незаконность власти большевиков, поскольку она была захвачена в результате государственного переворота! Это требование не было удовлетворено и представители аппозиции покинули зал. Так началось становление советской власти, кратко описать которое просто невозможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: