Определение эффективности транспортно-экспедиционных операций

Исходные данные:

Определим суммарный доход ЧМ или станции по отдельным операциям и родам грузов и суммарную прибыль при выполнении всех видов транспортно – экспедиционных операций (ТЭО) при следующих исходных данных:  = 75тыс. т\год – объем перевозок грузов повагонными отправками по прибытии;  = 70 тыс. т\год – объем перевозок грузов повагонными отправками при отправлении;  = 8 тыс. т\год – объем перевозок грузов мелкими отправками по прибытии;  = 7 тыс. т\год – объем перевозок грузов мелкими отправками при отправлении;  = 120 тыс. т\год – объем перевозок грузов в контейнерах по прибытии;  = 130 тыс. т\год – объем перевозок грузов в контейнерах при отправлении. Средняя статическая нагрузка вагона для повагонныхотправок  = 30 т, контейнеров  = 15 т; средняя масса мелкой отправки  = 2 т.

Набор ТЭО, выполняемых МЧ или станцией: экспедирование, заполнение комплекта перевозочных документов, проведение расчетов за перевозки по доверенности; информация грузополучателей об отправлении и прибытии грузов, завоз и вывоз груза, погрузочно – разгрузочные операции с автомобильным транспортом, хранение прибывших грузов.

Затраты времени на выполнение отдельных ТЭО: заполнение перевозочных документов  = 5 мин, расчеты за перевозки  = 3 мин, информация грузополучателя при отправлении  = 3 мин и прибытии  = 3 мин.

Средняя дальность доставки грузов автомобильным транспортом: тарно – штучных грузов  = 32км; контейнеров  = 24 км.

Средняя себестоимость переработки грузов: мелких отправок  = 85руб.\т; повагонных отправок  = 73 руб.\т; контейнеров  = 23 руб.\конт.

Ставки сборов за погрузочно – разгрузочные операции с автотранспортом: мелких отправок  = 100 руб.\т; повагонных отправок  = 110 руб.\т; контейнеров  = 580 руб.\конт. 20 т.

Ставка за хранение единицы груза: тарноупаковочныегрузы  = 47 руб.\т; контейнеры  = 37 руб.\т.

Среднемесячная тарифная ставка работника станции или МЧ при выполнении ТЭО  = 98 руб.\ч. Средняя тарифная ставка за доставку грузов (доходная ставка) автотранспортом  = 28,9 руб.\10 ткм.

В среднем на каждый автомобиль загружаются 2 мелкие отправки,один крупнотоннажный контейнер, 5 т повагонных отправок.

Сборы на ТЭО: экспедирование мелких отправок  =305 руб.\отпр; экспедирование повагонных отправок  = 315 руб.\отпр; экспедирование крупнотоннажных контейнеров  = 1335 руб.\отпр.

Уведомление получателя о прибытии или отправлении груза:  =  = 386 руб.

Расчетные операции за перевозки: по доверенности  =730 руб.; составление документов  = 705 руб.

Решение:

Необходимо определить количество отправок, которое соответствует количеству заполненных документов и выполненных ТЭО:

· Повагонные отправки:

По прибытии

 

                     (2.1)

 

При отправлении

 

 (2.2)

 

· Мелкие отправки:

По прибытии

 

                                             (2.3)

 

При отправлении

 

                                            (2.4)

 

· Контейнеры:

По прибытии

                                             (2.5)

 

При отправлении

                                               (2.6)

Результаты расчета количества отправок и соответственно количества заполненных комплектов перевозочных документов, операций по расчету за перевозки и провозных плат по передаче информации заносим в таблицы 2.1 и таблицу 2.2.

Доходы за выполнение погрузочно – разгрузочных работ, хранение грузов Д1рассчитываем по соответствующим ставкам сборов, объемам работ для прибывающих и отправляемых грузов по формуле:

 

                                                                                      (2.7)

 

Где  – количество тонно – суток хранения груза (принимаем  = 2 сут.);

 – ставки сборов за выполнение грузовых операций соответственно с повагонными, мелкими отправками и контейнерами;

 – ставки сборов за хранение тарно – штучных грузов и контейнеров.

 

Еще раз отметим, что железная дорого может хранить грузы до отправления и после прибытия на своем складе.

Доходы за выполнение ТЭО Д2 определяем по объемам работ, которые рассчитаны по формулам (2.1) – (2.6) и ставкам сборов соответствующие экспедиционные операции:

 

                                                          (2.8)

 

Где  – ставки сборов за составление перевозочных документов и расчеты за перевозки по доверенности;

 – ставки сборов за информацию клиентуры при отправлении и прибытии грузов.

 

Доходы за доставку грузов автомобильным транспортом Д3 рассчитываем по действующим тарифам автомобильного транспорта, объему перевозок и средней дальности перевозок автотранспортом по формуле:

 

     (2.9)

 

Где  - средняя дальность доставки автотранспортом соответственно при вывозе и завозе грузов;

 - средняя дальность доставки грузов в контейнерах;

 - средняя доходная тарифная ставка.

 

Доходы за выполнение операций по экспедированию определяем по формуле:

 

     (2.10)

 

Где  - ставки сбора за экспедирование соответственно мелких, повагонных отправок и контейнеров.

Суммарные доходы МЧ или станции составят:

 

                                   (2.11)

 

Расходы на погрузочно – разгрузочные работы  определяются объемами работ и средними значениями себестоимости (расходных ставок) погрузки, выгрузки. Расчеты выполняем по формуле:

 

         (2.12)

 

где  – средние расходные ставки на погрузочные и выгрузочные операции соответственно повагонных отправок, контейнеров и мелких отправок.

 

Расходы за хранение грузов  на грузовом дворе до момента вывоза их получателями рассчитываем по формуле:

 

                       (2.13)

 

где  – средние расходные ставки за хранение тонны груза или контейнера в течении суток.

Величины  и  могут быть заданы преподавателем. Расходы на хранение грузов в части затрат на освещение склада и отчислений на амортизацию и ремонт можно рассчитать также непосредственно, определив площадь склада и воспользовавшись удельными нормами затрат на электроэнергию, амортизацию и ремонт склада.

 

Расходы по доставке груза автомобильным транспортом определяем из выражения:

 

                   (2.14)

 

где  – средняя расходная ставка (себестоимость перевозок) при доставке груза автомобильным транспортом.

При определении расходов на ТЭО по заполнению документов, расчетам за перевозку, информацию получателей , учитываем затраты времени на операции в минутах, объемы соответствующих экспедиционных операций, нормативы месячных затрат часов рабочего времени , выполняемых соответствующим агентом и среднемесячную тарифную ставку заработной платы этого агента .

Для этих условий:

 

           (2.15)

 

 

Где  – затраты времени на операции ТЭО соответственно по заполнению перевозочных документов, расчеты за перевозку, информацию получателя по прибытии груза и отправителя об отправлении.

 – коэффициент начислений на зарплату.

Суммарные расходы МЧ или станции при выполнении ТЭО составят:

 

                              (2.16)

 

а прибыль

 

                                          (2.17)

 

Если МЧ или станция не располагают собственным парком автомобилей, возникает необходимость учёта затрат на их приобретение и устройство требуемой инфраструктуры для обслуживания и содержание парка. Эти расходы необходимо учитывать при оценке эффективности выполнения ТЭО.

Вычисления:

Определим количество отправок, которое соответствует количеству заполненных документов и выполненных ТЭО по формулам (2.1 – 2.6):

· Повагонные отправки:

При отправлении:

 

 

По прибытии:

 

· Мелкие отправки:

По прибытии:

 

При отправлении:

· Контейнеры:

По прибытии:

 

При отправлении:

Результаты расчёта количества отправок и соответственно количества заполненных комплектов перевозочных документов, операций по расчёту за перевозки и провозных плат по передаче информации сводим в таблицу 2.1 и таблицу 2.2.

 

Таблица 2.1 – Количество отправок

№ п\п

Наименование грузов

Количество отправок, тыс. едениц

прибытие отправление
1 Мелкие отправки 4 3,5
2 Повагонные отправки 2,5 2,3
3 Крупнотоннажные контейнеры 8 8,7

 

Таблица 2.2 – Количество ТЭО

№ п\п

Наименование грузов

Составлено документов

Расчёты за перевозку

Передано сообщений

По прибытии При отправлении По прибытии При отправлении По прибытии При отправлении
1 Мелкие отправки - 3,5 4 3,5 4 3,5
2 Повагонные отправки - 2,3 2,5 2,3 2,5 2,3
3 Крупнотоннажные контейнеры - 8,7 8 8,7 8 8,7

 

Доходы за выполнение погрузочно – разгрузочных работ, хранение грузов рассчитываем по формуле (2.7.) и соответствующим ставкам сборов, объемам работ для прибывающих и отправляемых грузов:

 

Доходы за выполнение ТЭО определяем по формуле (2.8) и рассчитанным объемам работ, а так же ставкам сборов за соответствующие экспедиционные операции:

 

 

Доходы за доставку грузов автомобильным транспортом рассчитываем по формуле (2.9) и по действующим тарифам автомобильного транспорта, объему перевозок и средней дальности перевозок автотранспортом по формуле:

 

 

Доходы за выполнение операций по экспедированию определяем по формуле (2.10):

 

 

Суммарные доходы МЧ или станции определяем по формуле (2.11):

 

Расходы по погрузочно – разгрузочные работы определяются по формуле (2.12) и объемами работ, а так же средними значениями себестоимости (расходных ставок) погрузки, выгрузки:

 

Расходы на хранение грузов в части затрат на освещение склада и отчислений на амортизацию и ремонт составляют:

 

 

Расходы по доставке груза автомобильным транспортом определяем из формулы (2.14):

 

 

Расходы, определяемые на ТЭО по заполнению документов, расчетам за перевозку находим по формуле (2.15):

 

 

Суммарный расход МЧ или станции при выполнении ТЭО определяем по формуле (2.16):

 

 

А прибыль мы определяем из формулы (2.17):

 

 

Выводы:

1. Выполнение ТЭО силами железной дороги является весьма эффективным даже при ориентировочных уровнях принятых нормативов для экономических расчетов.

2. Наибольший удельный вес в расходах МЧ при выполнении ТЭО её средствами составляют затраты на доставку грузов автотранспортом (60%) и затраты на погрузочно – разгрузочные работы (30%).

3. Наибольший удельный вес в доходах МЧ от ТЭО составляют сборы за погрузочно – разгрузочные операции (26%) и за доставку груза автотранспортом (50%).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: