Исходные данные:
Определим суммарный доход ЧМ или станции по отдельным операциям и родам грузов и суммарную прибыль при выполнении всех видов транспортно – экспедиционных операций (ТЭО) при следующих исходных данных: = 75тыс. т\год – объем перевозок грузов повагонными отправками по прибытии; = 70 тыс. т\год – объем перевозок грузов повагонными отправками при отправлении; = 8 тыс. т\год – объем перевозок грузов мелкими отправками по прибытии; = 7 тыс. т\год – объем перевозок грузов мелкими отправками при отправлении; = 120 тыс. т\год – объем перевозок грузов в контейнерах по прибытии; = 130 тыс. т\год – объем перевозок грузов в контейнерах при отправлении. Средняя статическая нагрузка вагона для повагонныхотправок = 30 т, контейнеров = 15 т; средняя масса мелкой отправки = 2 т.
Набор ТЭО, выполняемых МЧ или станцией: экспедирование, заполнение комплекта перевозочных документов, проведение расчетов за перевозки по доверенности; информация грузополучателей об отправлении и прибытии грузов, завоз и вывоз груза, погрузочно – разгрузочные операции с автомобильным транспортом, хранение прибывших грузов.
Затраты времени на выполнение отдельных ТЭО: заполнение перевозочных документов = 5 мин, расчеты за перевозки = 3 мин, информация грузополучателя при отправлении = 3 мин и прибытии = 3 мин.
Средняя дальность доставки грузов автомобильным транспортом: тарно – штучных грузов = 32км; контейнеров = 24 км.
Средняя себестоимость переработки грузов: мелких отправок = 85руб.\т; повагонных отправок = 73 руб.\т; контейнеров = 23 руб.\конт.
Ставки сборов за погрузочно – разгрузочные операции с автотранспортом: мелких отправок = 100 руб.\т; повагонных отправок = 110 руб.\т; контейнеров = 580 руб.\конт. 20 т.
Ставка за хранение единицы груза: тарноупаковочныегрузы = 47 руб.\т; контейнеры = 37 руб.\т.
Среднемесячная тарифная ставка работника станции или МЧ при выполнении ТЭО = 98 руб.\ч. Средняя тарифная ставка за доставку грузов (доходная ставка) автотранспортом = 28,9 руб.\10 ткм.
В среднем на каждый автомобиль загружаются 2 мелкие отправки,один крупнотоннажный контейнер, 5 т повагонных отправок.
Сборы на ТЭО: экспедирование мелких отправок =305 руб.\отпр; экспедирование повагонных отправок = 315 руб.\отпр; экспедирование крупнотоннажных контейнеров = 1335 руб.\отпр.
Уведомление получателя о прибытии или отправлении груза: = = 386 руб.
Расчетные операции за перевозки: по доверенности =730 руб.; составление документов = 705 руб.
Решение:
Необходимо определить количество отправок, которое соответствует количеству заполненных документов и выполненных ТЭО:
· Повагонные отправки:
По прибытии
(2.1)
При отправлении
(2.2)
· Мелкие отправки:
По прибытии
(2.3)
При отправлении
(2.4)
· Контейнеры:
По прибытии
(2.5)
При отправлении
(2.6)
Результаты расчета количества отправок и соответственно количества заполненных комплектов перевозочных документов, операций по расчету за перевозки и провозных плат по передаче информации заносим в таблицы 2.1 и таблицу 2.2.
Доходы за выполнение погрузочно – разгрузочных работ, хранение грузов Д1рассчитываем по соответствующим ставкам сборов, объемам работ для прибывающих и отправляемых грузов по формуле:
(2.7)
Где – количество тонно – суток хранения груза (принимаем = 2 сут.);
– ставки сборов за выполнение грузовых операций соответственно с повагонными, мелкими отправками и контейнерами;
– ставки сборов за хранение тарно – штучных грузов и контейнеров.
Еще раз отметим, что железная дорого может хранить грузы до отправления и после прибытия на своем складе.
Доходы за выполнение ТЭО Д2 определяем по объемам работ, которые рассчитаны по формулам (2.1) – (2.6) и ставкам сборов соответствующие экспедиционные операции:
(2.8)
Где – ставки сборов за составление перевозочных документов и расчеты за перевозки по доверенности;
– ставки сборов за информацию клиентуры при отправлении и прибытии грузов.
Доходы за доставку грузов автомобильным транспортом Д3 рассчитываем по действующим тарифам автомобильного транспорта, объему перевозок и средней дальности перевозок автотранспортом по формуле:
(2.9)
Где - средняя дальность доставки автотранспортом соответственно при вывозе и завозе грузов;
- средняя дальность доставки грузов в контейнерах;
- средняя доходная тарифная ставка.
Доходы за выполнение операций по экспедированию определяем по формуле:
(2.10)
Где - ставки сбора за экспедирование соответственно мелких, повагонных отправок и контейнеров.
Суммарные доходы МЧ или станции составят:
(2.11)
Расходы на погрузочно – разгрузочные работы определяются объемами работ и средними значениями себестоимости (расходных ставок) погрузки, выгрузки. Расчеты выполняем по формуле:
(2.12)
где – средние расходные ставки на погрузочные и выгрузочные операции соответственно повагонных отправок, контейнеров и мелких отправок.
Расходы за хранение грузов на грузовом дворе до момента вывоза их получателями рассчитываем по формуле:
(2.13)
где – средние расходные ставки за хранение тонны груза или контейнера в течении суток.
Величины и могут быть заданы преподавателем. Расходы на хранение грузов в части затрат на освещение склада и отчислений на амортизацию и ремонт можно рассчитать также непосредственно, определив площадь склада и воспользовавшись удельными нормами затрат на электроэнергию, амортизацию и ремонт склада.
Расходы по доставке груза автомобильным транспортом определяем из выражения:
(2.14)
где – средняя расходная ставка (себестоимость перевозок) при доставке груза автомобильным транспортом.
При определении расходов на ТЭО по заполнению документов, расчетам за перевозку, информацию получателей , учитываем затраты времени на операции в минутах, объемы соответствующих экспедиционных операций, нормативы месячных затрат часов рабочего времени , выполняемых соответствующим агентом и среднемесячную тарифную ставку заработной платы этого агента .
Для этих условий:
(2.15)
Где – затраты времени на операции ТЭО соответственно по заполнению перевозочных документов, расчеты за перевозку, информацию получателя по прибытии груза и отправителя об отправлении.
– коэффициент начислений на зарплату.
Суммарные расходы МЧ или станции при выполнении ТЭО составят:
(2.16)
а прибыль
(2.17)
Если МЧ или станция не располагают собственным парком автомобилей, возникает необходимость учёта затрат на их приобретение и устройство требуемой инфраструктуры для обслуживания и содержание парка. Эти расходы необходимо учитывать при оценке эффективности выполнения ТЭО.
Вычисления:
Определим количество отправок, которое соответствует количеству заполненных документов и выполненных ТЭО по формулам (2.1 – 2.6):
· Повагонные отправки:
При отправлении:
По прибытии:
· Мелкие отправки:
По прибытии:
При отправлении:
· Контейнеры:
По прибытии:
При отправлении:
Результаты расчёта количества отправок и соответственно количества заполненных комплектов перевозочных документов, операций по расчёту за перевозки и провозных плат по передаче информации сводим в таблицу 2.1 и таблицу 2.2.
Таблица 2.1 – Количество отправок
№ п\п | Наименование грузов | Количество отправок, тыс. едениц | |
прибытие | отправление | ||
1 | Мелкие отправки | 4 | 3,5 |
2 | Повагонные отправки | 2,5 | 2,3 |
3 | Крупнотоннажные контейнеры | 8 | 8,7 |
Таблица 2.2 – Количество ТЭО
№ п\п | Наименование грузов | Составлено документов | Расчёты за перевозку | Передано сообщений | |||
По прибытии | При отправлении | По прибытии | При отправлении | По прибытии | При отправлении | ||
1 | Мелкие отправки | - | 3,5 | 4 | 3,5 | 4 | 3,5 |
2 | Повагонные отправки | - | 2,3 | 2,5 | 2,3 | 2,5 | 2,3 |
3 | Крупнотоннажные контейнеры | - | 8,7 | 8 | 8,7 | 8 | 8,7 |
Доходы за выполнение погрузочно – разгрузочных работ, хранение грузов рассчитываем по формуле (2.7.) и соответствующим ставкам сборов, объемам работ для прибывающих и отправляемых грузов:
Доходы за выполнение ТЭО определяем по формуле (2.8) и рассчитанным объемам работ, а так же ставкам сборов за соответствующие экспедиционные операции:
Доходы за доставку грузов автомобильным транспортом рассчитываем по формуле (2.9) и по действующим тарифам автомобильного транспорта, объему перевозок и средней дальности перевозок автотранспортом по формуле:
Доходы за выполнение операций по экспедированию определяем по формуле (2.10):
Суммарные доходы МЧ или станции определяем по формуле (2.11):
Расходы по погрузочно – разгрузочные работы определяются по формуле (2.12) и объемами работ, а так же средними значениями себестоимости (расходных ставок) погрузки, выгрузки:
Расходы на хранение грузов в части затрат на освещение склада и отчислений на амортизацию и ремонт составляют:
Расходы по доставке груза автомобильным транспортом определяем из формулы (2.14):
Расходы, определяемые на ТЭО по заполнению документов, расчетам за перевозку находим по формуле (2.15):
Суммарный расход МЧ или станции при выполнении ТЭО определяем по формуле (2.16):
А прибыль мы определяем из формулы (2.17):
Выводы:
1. Выполнение ТЭО силами железной дороги является весьма эффективным даже при ориентировочных уровнях принятых нормативов для экономических расчетов.
2. Наибольший удельный вес в расходах МЧ при выполнении ТЭО её средствами составляют затраты на доставку грузов автотранспортом (60%) и затраты на погрузочно – разгрузочные работы (30%).
3. Наибольший удельный вес в доходах МЧ от ТЭО составляют сборы за погрузочно – разгрузочные операции (26%) и за доставку груза автотранспортом (50%).