Цель работы:
Определить величину внетранспортного эффекта при повышении качества транспортного обслуживания грузовладельцев от ускорения доставки грузов и специализации подвижного состава.
Исходные данные:
Исходный груз – штакетник, перевозившийся ранее с опозданием на 4суток, стал перевозиться в срок. Стоимость одной тонны груза Ц = 6050 руб., масса груза Р = 54 т, расстояние перевозки L = 4250 км. Убыток грузовладельца от просрочки выражается в увеличении страхового запаса. Суточная потребность в сырье m = 270 т/сут.; время опоздания t = 4сут., стоимость хранения единицы продукции c = 4руб./сут за тонну.
5.1 Методика учета внетранспортного эффекта при повышении качества транспортного обслуживания грузовладельцев
Основными показателями, образующими внетранспортный эффект, являются:
5. уровень соблюдения и ускорения сроков доставки грузов;
6. уровень соблюдения ритмичности доставки грузов;
7. уровень повышения сохранности перевозимых грузов;
8. уровень обеспечения комплексности обслуживания грузовладельцев;
9. уровень безопасности и экологичности транспортных процессов.
Эффект в общем виде принято определять как высвобождение оборотных средств у грузовладельцев:
(5.1)
где – объем перевозок груза, тыс. т;
Ц – цена 1 т груза, руб.;
– первоначальный срок доставки, сут.;
– ускоренный срок доставки, сут.
Рассмотрим различные способы формирования внетранспортного эффекта.
А. Груз, перевозившийся ранее с опозданием, стал перевозиться в срок.
На основании Устава железных дорог штраф за просрочку составляет 9 % от стоимости груза в сутки, но не более величины провозной платы. Таким образом, убытки железных дорог составят
(5.2)
где Ц – цена перевозимого груза, руб.;
Т – величина тарифной платы, руб.
Если сумма платежа превышает размер провозной платы, то убытки железных дорог составят
(5.3)
Тогда убыток грузовладельца от просрочки
(5.4)
где –убыток грузополучателя от производственной деятельности, руб.
Он может выражаться:
а) в полной остановке производственного процесса
(5.5)
где – планируемый годовой доход предприятия, руб.;
– планируемые годовые расходы в части, не зависящей от объема производства, руб.; t – время просрочки, сут.
б) в увеличении производственного запаса. Производственный запас предприятия включает текущий запас, который потребляется в процессе производства в интервале между поставками; подготовительный запас, обеспечивающий процесс производства во время выгрузки и приемки очередной партии сырья; страховой запас, обеспечивающий процесс производства в случае срыва поставок. Таким образом, вероятность опоздания груза вынуждает грузополучателя увеличивать размер производственного запаса в его страховой части, что приводит к росту складских издержек
(5.6)
где m – суточная потребность в сырье, ед./сут.;
t – время опоздания, сут.;
с – стоимость хранения единицы продукции, руб./сут.
Рассмотренные закономерности верны как для грузов промышленного назначения, так и для потребительских грузов, однако здесь целью увеличения страхового запаса является непрерывность процесса реализации продукции.
Б. Груз доставлен раньше оговоренного срока.
1. Скоропортящиеся и дефицитные грузы:
а) ускоренная доставка целесообразна в случае, если спрос на перевозимый товар в пункте потребления значительно превышает предложение, т. е. товар является дефицитным, он будет реализован незамедлительно без складирования и связанных с ним расходов. В этом случае, если груз прибывает к месту назначения на t суток раньше, он соответственно будет реализован также на t суток раньше. В результате на тот же срок ускорится высвобождение средств грузополучателя, которые могут быть положены в банк под проценты или пущены в оборот. В первом случае эффект может быть определен следующим образом:
(5.7)
где S – годовая банковская ставка по депозитам, %;
Д – выручка от реализации партии товара, руб.
Во втором случае эффект определяется по формуле
5.8)
где R – рентабельность производства, %.
б) при перевозке скоропортящихся грузов ускорение доставки также целесообразно, так как чем раньше груз доставлен к месту потребления, тем больше времени остается на его реализацию до истечения срока годности. Эффект достигается от снижения порчи груза в местах потребления и ускорения оборота капитала.
Эффект от снижения порчи:
· если товар реализован полностью, то прибыль составит
(5.9)
где Д и Е – соответственно доходы и расходы, связанные с производством продукции, руб.;
· если часть товара потеряла потребительские свойства, то расходы на производство останутся неизменными, а доходы сократятся пропорционально доле сохранившегося груза ()
(5.10)
Тогда эффект от предотвращения порчи товаров составит
(5.11)
где – испорченная доля товара.
Эффект от ускорения оборота капитала.
Пусть Т продолжительность производственного цикла сут; t – время ускорения до ставки груза, сут. Тогда первоначальное число производственных циклов за год составит
(5.12)
Число производственных циклов в год при регулярном ускорении срока доставки на t суток
(5.13)
Число производственных циклов за год увеличится на следующую величину:
(5.14)
На эту величину возрастут расходы и доходы предприятия (при сохранении существующей нормы рентабельности), а следовательно, и прибыль, на основе которой и рассчитывается эффект
(5.15)
Суммарный экономический эффект от ускорения доставки скоропортящихся грузов определяется как сумма двух перечисленных элементов:
(5.16)
Вычисления:
1. Определим величину убытков железной дороги. Для этого рассчитаем величину тарифной платы и сравним ее с суммой платежа за опоздание груза.
Тарифная плата за перевозку цемента в универсальном крытом вагоне по схеме № И1, В3 с учетом поправочных коэффициентов составляет Т = 4449,9 руб.
Убытки железных дорог от штрафа за просрочку определяем по формуле (5.2):
Убыток грузополучателя от производственной деятельности рассчитываем по формуле (5.5):
Тогда убыток грузовладельца от просрочки рассчитывается по формуле (5.4):
Вывод:в результате проведенных расчетов можно сделать вывод, что убыток грузовладельца в результате опоздания груза на 4 суток составил 2284,2 рубля.