Домоведение как сервисная услуга

Домоведение — одна из устойчивых и определяющих тенденций развития мировой и отечественной экономики, это поступательный и быстрый рост сферы социального сервиса. Но ситуация в сфере оказания сервисных услуг в России, по сравнению со странами Запада, намного хуже, этот бизнес только начинает развиваться, встречая на своем пути русский менталитет и устои нашего общества.

Домоведение — новая специальность сферы сервиса. Одна из устойчивых и определяющих тенденций развития мировой и отечественной экономики — это поступательный и быстрый рост сферы социального сервиса. Поэтому спрос на высококвалифицированных специалистов в этой сфере с каждым годом становится все больше.

Если открыть словарь Ожегова, то слово «сервис» означает работать по «удовлетворению чьих-то нужд», например, обслуживать покупателя. Если посмотреть в энциклопедическом словаре — это «обслуживание населения». Но ведь и кассы Аэрофлота обслуживают население, и в парке культуры вас прокатят на каруселях, т.е. сервис может быть самый разнообразным: туристическим, торговым, железнодорожным и, в том числе, бытовым.

Существующая сфера услуг и бытовое обслуживание населения является лишь малой частью этой сферы. Сервис в домоведении, или служба быта оказывают такие бытовые услуги, которые заменяют те или иные виды домашнего труда.

Удовлетворяя семейно-бытовые запросы человека, сервис в домоведении приобретает большую социальную значимость в обществе. Все бытовые услуги, оказываемые службой быта, являются платными и выполняются по индивидуальным заказам.

Домашняя среда — это не только интерьер вашего дома, но эмоциональная атмосфера и взаимоотношения между людьми, проживающими под одной крышей.

Всем известно как домашняя рутина затягивает, отнимает свободное время. Из-за «бытовухи» зачастую возникают семейные ссоры и конфликты. Вот тут-то на помощь приходит сервис в домоведении.

Домоведение — это вид сервисной деятельности, включающей в себя совокупность средств, форм, методов организации и оказания услуг, направленных на удовлетворение индивидуальных потребностей членов семьи и индивидуального социума; это область домашнего сервиса, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов управления домашним хозяйством, защиты семьи, индивидуального воспитания.

Сервисная деятельность не просто сфера обслуживания населения, призванная удовлетворять ряд насущных традиционных потребностей населения, но и, еще в большей степени, определенный механизм, управляющий развитием существующих черт образа жизни и, в конечном счете, работающие на формирование перспективных социальных форм жизнедеятельности субъектов.

Сервисная деятельность в домоведении представляет собой часть производительных сил общества, которые направлены на создание необходимых условий для эффективного функционирования работников в процессе производства. Главной задачей социального сервиса является дальнейшее улучшение социально-бытовых условий населения.

Основными задачами в сфере технологий сервиса в домоведении являются:

• ведение домашнего хозяйства. Основной задачей горничной является превращение жилых апартаментов в богемный оазис чистоты и уюта! Как быстро и насколько качественно она это сделает, в целом и определяет уровень её профессионализма. Ещё немаловажную роль играют личные качества, которыми приходится пользоваться при работе);

· организация образования в домоведении (занятия с репетитором,

няни для детей дошкольного возраста);

· здравоохранение (личный семейный врач);

· организация досуга (туризм).

Развитие отраслей сервиса учитывает основные задачи социальной политики, направленной на улучшение качества жизни населения, повышение уровня его благосостояния и долголетия, формирование и воспроизводство здорового, творчески активного поколения.

Это прежде всего, удовлетворение растущих потребностей населения в качественном обслуживании; создание культурной сферы жизнедеятельности человека; улучшение экологических условий жизни и труда; повышение профессионального уровня работников как базы увеличения производительности труда и роста объемов товаров и услуг; удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах при повышении уровня платежеспособности населения.

Уровень жизни и благосостояния населения определяется не только темпами и масштабами развития материального производства, но и уровнем и темпами роста потребления услуг. Рост потребления услуг непосредственно связан с влиянием научно-технической революции на изменении условий труда, быта, образа жизни людей.

Развитие сферы услуг существенно расширяет возможности удовлетворения потребителей в многообразных услугах населению. Это способствует экономии личного времени человека. 40% времени нашей жизни затрачивается на ремонт и уборку квартиры, ремонт бытовой техники, мебели, одежды, т.е. на бытовое обслуживание.

Есть два пути экономии времени на удовлетворение бытовых потребностей в домашних условиях:

· больше применять стиральные машины, пылесосы и другую бытовую

технику;

· чаще пользоваться услугами сервиса для дома (службы быта).

При использовании бытовой техники домашние дела идут в два раза быстрее, тогда как предприятия службы быта, оснащенные специальным оборудованием, имеющие квалифицированный персонал, сделают все в 5-6 раз быстрее.

Например, большое число пожаров происходит от эксплуатации неисправных электроприборов — телевизоров, радиоприемников, холодильников, электроплит, электрокаминов и т.д. Хорошо, если дома кто-то разбирается в электроприборах. Но ведь многие самостоятельно пытаются разобраться, в чем причина неполадки. И иногда это приводит к печальному результату. Намного проще обратиться в сервисную службу по ремонту электротехники. Там мастера- профессионалы с помощью специального оборудования быстро и качественно выполнят починку.

Основная цель сервисного обслуживания на дому — максимально продлить нахождение людей в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный «социальный статус». К числу основных надомных услуг относятся:

1.доставка продуктов на дом по заказам клиентов (не нужно тратить время на походы по магазинам, можно позвонить по телефону и заказать доставку на дом);

2. организация ритуальных услуг и погребение умерших;

3. организация различных социально-бытовых услуг (ремонта жилья, доставки воды, др.);

4. бытовые услуги, как приготовление пищи, стирка белья, уборка квартиры, выполняются дополнительно сервисными работниками.

К организации быта относится проведение бытовых услуг:

1. реставрация одежды и обуви;

2.услуги прачечной, стрижка;

3. ремонт бытовой техники, предметов домашнего обихода.

Без сомнения, такая форма сервисного обслуживания эффективно поможет людям в социальной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни, а также на предотвращение возможного эмоционального и психического кризиса на почве домашних бытовых проблем.

Составной частью сервисного обслуживания населения является повышение квалификации сервисных работников, призванное дать новейшее знание по теории, методам и технологиям сервиса в домоведении.

Для этого фирмы, занятые в сфере услуг, обучают персонал и проводят различные тренинги по:

· развитию у сервисных работников чувства значимости, необходимости и престижности их профессии;

· раскрытию у работников творческого потенциала;

· созданию стимулов к совершенствованию профессионализма в работе;

· выявлению наиболее квалифицированных работников;

· расширению диапазона профессионального общения, распространению передовых форм и методов работы;

· формированию общественного мнения о системе сервисного обслуживания населения на современном этапе.

К некоторым современным направлениям развития сервиса в домоведении относятся: организация досуга, семейная медицина, образовательные услуги, компьютерные услуги я т. д. Например, семейная медицина относительно молода и как клиническая дисциплина общепринятого определения пока не имеет. Традиционно основой разделения клинической медицины на специальности являются анатомия, возраст или технологии, которые используют медицинские работники. С этих позиций логично предположить, что семейная медицина — это наука о наиболее частых проблемах здоровья семьи и пациента независимо от пола и возраста; при этом семья рассматривается как единица наблюдения.

Согласно определению Минздрава РФ, семейный врач — это специалист с высшим медицинским образованием, оказывающий первичную медицинскую помощь населению независимо от пола и возраста.

Широта клинических проблем, с которыми встречается специалист по семейной медицине, требует от него определенного психологического склада, который существенно отличается от подхода к пациенту специалиста узкого профиля. По мнению Р.Тейлора, семейную медицину как специальность особенно характеризует система ценностей специалистов, которые в ней работают. Это, прежде всего, широкий взгляд на клинические проблемы пациента, медицинское обслуживание в контексте семьи, индивидуальный подход к здоровью больного и особая значимость семейного специалиста для общества. Авторы многих работ обсуждают особенности семейной медицины и предлагают различные определения этой специальности, чем подтверждается тот факт, что содержание предмета «Семейная медицина» до сих пор находится в процессе эволюционного становления.

Сервисные услуги домоведения в России только начинают развиваться, наши люди еще не привыкли и не осознали все достоинства хорошего сервиса, в то время как за рубежом люди давно научились пользоваться сервисными услугами и зарабатывать на этом деньги. Сервисные услуги в домоведении должны осуществляться:

1. в сфере социальной защиты населения;

2. в сфере по организации досуга, питания и отдыха;

3. в гостиничной, туристической области;

4. в сфере детских учреждениях.

Сервисные услуги в домоведении должны оказываться:

5. специалистами по вопросам социального обеспечения;

6. специалистами по вопросам индивидуальных форм воспитания детей; консультантами по вопросам оздоровления и здорового образа жизни;

7. консультантами по вопросам технического обустройства дома;

8. консультантами по вопросам эстетики и домашнего дизайна и пр.

В нашем понимании сервисные услуги в домоведении пока имеют одно значение — «гарантийное обслуживание», то есть организация сервиса и послепродажного обслуживания. Строго говоря, понятия сервис и «обслуживание» являются синонимами, и в дальнейшем мы будем оперировать официально существующими в России терминами обслуживание и послегарантийное обслуживание.

Вместе с тем, сервис в домоведении связан со многими структурами ведения хозяйства, экономики, создания имиджа дома. Обратимся к сервису в домоведении существующего в разных странах. Во всех семьях США выполняется домашняя работа более чем на 700 млрд. долларов. Даже без перевода валют ясно, что сравнение далеко не в нашу пользу.

Правильное ведение хозяйства примерно в два раза повышает наше благополучие и наш жизненный уровень. Сошлемся на подсчеты социологов и экономистов. Они утверждают, что при условии соблюдения в домашнем хозяйстве необходимых экономических правил (к слову сказать, немудреных, веками выработанных), то время, которое мы тратим на покупки, приготовление пи щи и стирку белья (наиболее трудные дела), сократится на 65 процентов. Например, в семье из 4 человек - на покупки уходит в среднем в неделю 8,7 часа.

Экономически правильная организация покупок сокращает время до 4 часов. Освободилось 4 с лишним часа. Их можно превратить в деньги. Сшитьиз старой мужской рубашки что-то детское, для кухни и т.д. Это значит, что хорошая хозяйка нашла их в своем доме. За 4 часа мужчине под силу произвести мелким ремонт дома или велосипеда, или магнитофона.

Медицина установила: наше здоровье на 50% зависит от нашего образа жизни, на 20% — от наследственности, на 20% — от состояния окружающей среды, на 8,5% —- от системы здравоохранения.

Около 30% опрошенных из числа лиц, расторгнувших брак в течение первых пяти лет, объяснили развод тем, что игнорировали значение бытовых сторон будущей совместной жизни, т. е. игнорировали экономику. Конечно, с милым рай и в шалаше. Но хорошо, когда этот шалаш — отдельная квартира со всеми удобствами и соответствующей обстановкой.

В любви тоже есть экономическая составляющая. Как-то Август Бебель, один из основателей и виднейших деятелей германской социал-демократии, заметил, что наряду с взаимной любовью требуется обеспечение материального существования и известное количество жизненных средств и удобств.

Обратимся к характеристике потребностей человека. Что первично: материя или сознание? Материальные потребности или духовные? Что первично, то и материально. Так отвечает на эти вопросы наука. Материальные потребности в сравнении с духовными носят объективный характер, не зависят от сознания людей, а зависят от условий производства. Сначала возникают материальные потребности, а потом духовные, социальные Материальные потребности относятся к экономическим потребностям. Их в первую очередь и должна обслужить семейная экономика.

Нам хочется поговорить с друзьями: потребность в общении. Мы тянемся к книге: потребность в образовании, в знаниях. Мы нуждаемся в демократии: социальная потребность в управлении. Мы идем в кино: потребность в искусстве. Мы смотрим телевизор: потребность в информации. Мы изобретаем: потребность в творчестве. Вот они — духовные и социальные потребности. Их очень много. Без них нам тоже жизнь не в жизнь. Но базовыми, основными, первичными выступают для нас материальные. Их удовлетворению следует отнести главное место в семейной экономике. Как лучше? Как дешевле? Вопросы короткие, но далеко не простые. Ни в теории, ни в практике мы не научились еще на них отвечать.

Например, как мы удовлетворяем свою потребность в пише? Переедаем, добрая треть населения страдает излишним весом. Не тот рацион, не тот объем питания, который разумен. Свыше 35% школьников — наших детей, простите, «ожирели». Миллионы взрослых и молодых не умеют пить возбуждающие напитки. Не знают меры. А жадность к деньгам, алчность, скупость, погоня за престижем и модой? Все это извращения процесса удовлетворения потребностей

Николай Островский писал: “Человек становится человеком, если он собран вокруг какой-либо настоящей идеи, — тогда человек живет не по частям: брюхом, печенью... а целым. С этого, собственно, и начинается человек. Этим он и силен”

С этого, собственно, и начинается семейная экономика, и этим она сильна. Поставив на первое мест удовлетворение материальных потребностей, постоянно возвышаться духовными. Хлеб для жизни, но не жизнь для хлеба. Лучше жизнь для творчества. Сейчас это так нужно. Видеть новое и создавать его. Творить везде, творить всегда. На заводе, в фирме, в школе и дома, в нашем домашнем хозяйстве. Творчество — духовная потребность, рожденная удовлетворением материальных нужд.

Какое творчество может быть дома? Нам думается, что в семье все является творчеством, созиданием нового, необычного. Рождение ребенка. Строительство дома. И многое другое. В том числе такой вроде бы пустяк: перестановка мебели. Гак. чтобы стало уютнее, удобнее, красивее, гармоничнее. Требуется немалая смекалка, новый, творческий подход к увязке полезности мебели с индивидуальными склонностями всех членов семьи. А обед? Даже стандартный по названию он является всегда творением, созиданием, озарением хозяйки. Нет одинаковых борщей даже по одинаковым рецептам. Семейная экономика — это новое творческое озарение нашего быта. Она дает нам хлеб, чтобы творить. И мы творим, чтобы было больше хлеба.

Итак, домашнюю экономику интересуют, прежде всего, материальные потребности. Их нужно удовлетворить в первую очередь. Но, оказывается, их много, и они разные. У них своя очередь. И не все они под силу семейной экономике.

Мы уверены, что в каждой семье материальные потребности выстраиваются по-разному, что следует составить список потребностей по порядку их удовлетворения. Какую вначале, какую потом. Или все вместе, или часть вместе, а остальные последовательно. Семейный порядок удовлетворения потребностей зависит не только от денежных и натуральных доходов. Есть и другие, и весьма важные обстоятельства, которые влияют на иерархию потребностей. Например, рождение ребенка может сразу же нарушить все ранее спланированное.

Для составления семейного списка материальных потребностей надо в них разобраться. Древнегреческий философ Эпикур, считавший смыслом и целью жизни удовольствие и наслаждение, различал материальные потребности следующим образом. Одни — естественны и необходимы, другие естественны, но не необходимы, третьи же — не естественны, не необходимы, а порождены пустыми представлениями. Семейная экономика должна удовлетворять не все наши желания, не безудержный полет фантазии и безграничный размах наших требований. Если подойти к составлению списка потребностей сознательно, культурно, разумно, то в первую очередь надо поставить удовлетворение естественных и необходимых потребностей, а за ними пусть пойдут естественные, но не необходимые. Таков будет семейный список по Эпикуру.

В реальной жизни существуют объективно обусловленные потребности, которые нам приходится волей-неволей удовлетворять. Различают абсолютные, действительные, фактические потребности. Абсолютные — это все потребности, которые принципиально осуществимы на данном уровне развития науки, техники и производства. Например, потребность в личном самолете, потребность полета в космос как туристического путешествия. Понятно, что такие потребности в наш список попасть не смогут. Из абсолютных выделяют действительные потребности, которые определяются возможностями производства и уровнем потребления, допустим, потребность в видеотелефонах. Многие уже имеют, но массовое производство еще не налажено. Только-только заложили заводы по производству этих приборов. Многие желающие иметь могут и купить: у них для этого достаточно денег. Те. которые уже имеют видеотелефоны, превратили действительную потребность в фактическую. Те, которые ждут массового производства, сформировали у себя действительную потребность. Например, для 90 семей из каждой сотни потребность в телевизорах стала фактически удовлетворяемой. А немалая часть семей в нашей стране имеют эту потребность в качестве действительной, ибо до сих пор не обеспечена ретрансляция телевизионного изображения в районы их местожительства.

В семейный список, вероятно, лучше всего включать те потребности которые фактически удовлетворяются, т. е. для их удовлетворения налажено массовое производство и семейный бюджет позволяет купить желаемое. Эти потребности составят группу первоочередных. Во вторую очередь можно записать действительные. Можно составить и два списка потребностей, по этим группам.

Есть еще истинно человеческие потребности и ложные, извращенные, вредные. Удовлетворение первых обеспечивает гармоническое развитие личности чело века, полноту и богатство его проявлений, движет общество вперед. Например, потребность в информации — потребность в персональной электронно-вычислительной машине. Включил ее, связался с банком данных о наличии товаров в магазинах, узнал, где и что, сел в поезд и приобрел нужную вещь. Или потребность в даче, автомобиле. Или потребность в модной одежде, r овощных блюдах, в гречневой каше. Очевидно, что истинные потребности и должны удовлетворяться семейной экономикой. Они-то и составляют наш список. В него мы не станем включать ложные потребности, которые калечат человека физически и духовно. Например, потребность в спиртных напитках. Известно, что подростку в 16 лет достаточно одного года употребления алкоголя, чтобы остаться на всю жизнь больным, калекой.

В истинных, а по Эпикуру, естественных и необходимых, есть такие потребности, которые диктуются как семьей, человеком, так и обществом государством. Например, потребность в рабочей силе. Рабочая сила способность к труду. Она нужна как семье, так и другим людям, всему народу. Блага — вещи, продукты, жилье — надо производить. Только после производства они могут попасть к нам в дом. На современном этапе развития необходимость в квалифицированных, компетентных работниках резко возросла. Чем больше квалифицированного, общественнополезного труда будет отдавать семья обществу, тем больше благ поступит в ее распоряжение. Способность к труду обеспечивается не только знаниями, навыками, умениями, но и рациональным питанием, модной одеждой, благоустроенным жильем, качественной медицинской помощью, полноценным отдыхом.

Составьте ваш список потребностей в порядке их убывания (7-8).

А как быть с потребностями в даче, личной автомашине, в музыке, в собирании спичечных коробков или монет, в устрицах или черной икре? Тут каждая семья решает по-своему. Тут место для чувств, склонностей, индивидуальных особенностей каждой семьи. Кто-то посчитает потребность в автомашине остро необходимой, а кто-то нет. Кто-то живет в деревне и о даче ему думать ни к чему. Так что список семейными потребностей — личное дело каждой семьи, обусловленное уровнем развития нашего производства, культурой данной семьи, многими другими общественными, биологическими и субъективными фактора.

При составлении семейного списка потребностей и установлении очередности их удовлетворения нам нужно учесть еще разумность потребностей. Существуют определенные критерии. О них спорят. Мы выбираем только три, которые, по нашему мнению, очень важны.

Первый. Разумны те потребности, которые возвышают человека, развивают его личность, укрепляют здоровье.

Второй. Удовлетворение потребности должно соответствовать трудовому вкладу семьи в общий труд нашего народа. Между мерой труда и мерой потребления должно быть равенство, соответствие.

Третий. Потребность должна быть доступна всему обществу, а не отдельным людям или группам, т. е. потребные блага должны воспроизводиться в массовом количестве.

Речь идет о равной доступности к материальным к духовным благам. Каждый человек для удовлетворения своей потребности может хорошо поработать и хорошо заработать. Ларчик потребностей открывается трудом. В то же время у каждого человека, у каждой семьи должна быть потребность самоограничения и соотношения своего личного с общественным. Нам не надо аскетизма, уравниловки, казарменного распределения. Человек требует изобилия, наслаждения и бесконечности своих потребностей. Но в современном обществе уровень удовлетворения потребностей и число удовлетворяемых потребностей связано с его трудом. И не со всяким, а с общественно необходимым, качественным, производительным. Вот такие потребности, разумные потребности, и включаются в семейный список.

1. Предлагаем примерный список семейных потребностей.

2. Потребность в пище.

3. Потребность в жилище.

4. Потребность в одежде.

5. Потребность в мебели, бытовых приборах и других вещах.

6. Потребность в сохранении здоровья (спорт, отдых, образ жизни).

7. Потребность в знаниях,

8. Потребность в общении (прием гостей).

Понятно, что это общий вид, что он зависит от многочисленных обстоятельств, что необходима его конкретизация для каждой семьи. Необходимо также уточнение самих потребностей, привязка их к нашему времени. Ведь потребность в жилище была всегда. В каком жилище? В пещере? В общежитии? В квартире? Потребности только названы, но не раскрыты. Это — общие потребности, каждая из которых состоят из множества частных, соответствующих определенному благу. Например, общая потребность в одежде является суммой множества частных потребностей в костюме, галстуке, рубашке, пальто, куртке и т. д. В список не вошли многие общие потребности, например, потребность в передвижении, в управлении, потребность в моде. Нам надо составить второй, более конкретный и более уточненный список, который смог бы нам послужить в планировании, организации семейного хозяйства, в нашей повседневной жизни. Он должен четко указать нам, что, когда и в каком количестве покупать, доставлять в наш дом. Он должен точно определить поставки сырья, материалов и готовых изделий для нашего семейного производства, для нашего маленького заводика.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: