Сервисная деятельность как часть культуры

Научное пониманиекуль­туры означает целостный, устойчивый способ жизнедеятельности какого-либо народа, нации, который, складываясь исторически, постепенно обновляется и вместе с тем сохраняет идентичность самому себе в течение столетий, иногда тысячелетий. Культура заключает в себе длительно действующие меха­низмы самоадаптации того или иного народа к меняющейся среде обитания, которые позволяют ему динамизировать свою практи­ку, оставляя в прошлом одни обычаи, утверждая новые культур­ные нормы,которые впоследствии могут стать традициями.

Внутреннее строение культуры приобретает сложный характер. В ней выделяют такие масштабные части, как духовная и матери­альная культура, а также меньшие части, или субкультуры, - го­родская, сельская, молодежная, элитарная. Кроме того, выделяют функционально целостные области культурной практики: хозяй­ственную культуру (в рамках которой развивается сервисная дея­тельность), политическую, правовую, художественную, религи­озную культуры и др.

В массовом сознании распространено несколько иное понима­ние культуры - в ней люди нередко усматривают лишь норматив­но-оценочную деятельность, которой должен овладеть всякий куль­турный человек. В этом случае культура трактуется в узком смысле, лишь как принятая, нормативно закрепленная активность, прису­щая той или иной области практики.

Для анализа сервисной деятельности важно иметь в виду оба понимания культуры. С одной стороны, сервисная деятельность исторически развивается в рамках той или иной этнонациональной культуры, точнее в рамках такой ее масштабной части, как хозяйственная культура. При этом важно учитывать этнонациональ-ные традиции, исторический уклад жизни народа, которые свое­образным образом преломляются в сервисной деятельности. С другой стороны, сервисная деятельность представляет собой профессио­нальную активность. В этом случае следует говорить о культуре тру­да в сфере услуг, о корпоративной культуре работников сервиса в целом.

Сама сервисная деятельность как часть социоэкономической деятельности оказывается тесно связанной с самыми разными ас­пектами культурной практики - с бытом и домашним хозяйством населения, с практикой государственно-политического строитель­ства, с социальными слоями и группами, с воспитанием подрас­тающего поколения, а также с отдыхом и развлечениями людей.

Особо следует сказать о связи сервисной деятельности с рядом духовных областей культуры, в частности с наукой, искусством, ре­лигией. Во всех этих случаях перед нами обнаруживаются во мно­гом различные типы связей.

Наука сформировалась и стала интенсивно развиваться как со­циальный институт, общественно значимый вид познавательной активности и как область профессиональной деятельности в Но­вое время в странах Западной Европы. Некоторое время занятие наукой было уделом выдающихся личностей или образованных энтузиастов. Позже многие профессора университетов, преподава­тели учебных заведений сочетали обучение студентов с научно-исследовательской деятельностью. В этом случае они развивали одну из специфических разновидностей услуг, связанных с наукой, - услугу по передаче своих знаний молодому поколению.

Еще одной разновидностью услуг, связанных с наукой, высту­пает использование прикладных результатов исследовательской ра­боты. Для развития данной услуги понадобилось время. Поначалу прикладные научные разработки востребуются (например, предпри­нимателями, производственными компаниями, правительственны­ми органами) через прямые контакты с исследователем. И только в XX в. возникают специализированные сервисно-коммерческие орга­низации (консалтинговые центры, венчурные фирмы, внедренчес­кие группы и др.), которые генерируют посреднические услуги между научно-творческой деятельностью и практикой.

Если связь сервиса с научной активностью сложилась сравни­тельно недавно, то отношения услуг с искусством обозначились уже в древности. По мере того как художественное творчество выделялось из процессов народного творчества и становилось индиви­дуальным процессом, возникала общественная потребность в орга­низации публики и демонстрации художественных произведений перед аудиторией.

Кстати, это относилось не только к искусству, но и к органи­зации спортивных, а также других массовых зрелищ. В настоящее время сервисная деятельность в сфере художественно-эстетической активности заключается в посредничестве между творцами (автора­ми, исполнителями), с одной стороны, и публикой, с другой. В этот вид сервиса включены редакторы и издатели художественной лите­ратуры и журналов, владельцы художественных салонов по продаже изобразительной продукции, организаторы концертов, спектаклей, проката фильмов, работники центров звукозаписи и тиражирова­ния компакт-дисков, создатели видеотехники, а также многочис­ленные продавцы магазинов, торгующих массовой художествен­ной продукцией или оригинальными авторскими изделиями худо­жественного назначения.

Представители указанных видов организаторского труда раз­вивают сервисную деятельность в сфере художественно-эстетичес­кой активности, свободного времяпрепровождения, воспитания молодежи. Это направление деятельности определяется как социо­культурные услуги, организация развлечений и отдыха.

 

41. Стратегическое планирование сервиса.

 

42. Концепция гостиничного сервиса.

 

43. Концепция ресторанного сервиса.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: