Сравнительный анализ систем управления производством

MES (от англ. Manufacturing Execution System, система управления производственными процессами) — специализированное прикладное программное обеспечение, предназначенное для решения задач синхронизации, координации, анализа и оптимизации выпуска продукции в рамках какого-либо производства. MES-системы относятся к классу систем управления уровня цеха.

Отличия MES-систем от ERP

ERP системы ориентированных на планирование выполнения заказов, т.е. отвечают на вопрос: когда и сколько продукции должно быть произведено? MES-системы фокусируются на вопросе: как в действительности продукция производится? и оперируют более точной информацией о производственных процессах.

Главное отличие MES от ERP заключается в том, что MES-системы, оперируя исключительно производственной информацией, позволяют корректировать либо полностью перерассчитывать производственное расписание в течение рабочей смены столько раз, сколько это необходимо. В ERP-системах по причине большого объема административно-хозяйственной и учетно-финансовой информации, которая, непосредственного влияния на производственный процесс не оказывает, перепланирование может осуществляться не чаще одного раза в сутки

За счет быстрой реакции на происходящие события и применения математических методов компенсации отклонений от производственного расписания, MES-системы позволяют оптимизировать производство и сделать его более рентабельным.

MES-системы, собирая и обобщая данные, полученные от различных производственных систем и технологических линий (нижний уровень пирамиды), выводят на более высокий уровень организацию всей производственной деятельности, начиная от формирования производственного заказа и до отгрузки готовой продукции на склады.

MES-системы реализуют связь в реальном времени производственных процессов с бизнес процессами предприятия и улучшают финансовые показатели предприятия, включая повышение отдачи основных фондов, ускорение оборота денежных средств, снижение себестоимости, своевременность поставок, повышение размера прибыли и производительности.

MES-системы формируют данные о текущих производственных показателях, включая реальную себестоимость продукции, необходимые для более качественного функционирования ERP-систем.

Таким образом, MES — это связующее звено между ориентированными на финансово-хозяйственные операции ERP-системами и оперативной производственной деятельностью предприятия на уровне цеха, участка или производственной линии.

Место ОМ в структуре организации и его задачи.

Структура операционных систем индивидуальна в зависимости от отрасли и масштабов бизнеса. В компании, работающей в сфере производства, как правило, вся операционная деятельность группируется таким образом, чтобы продукция изготовлялась в одном и том же подразделении, а в сервисных фирмах ее элементы разбросаны по всей организационной структуре

Существует 8 основных задач операционного менеджмента.

1) Повышение эффективности операций через слияние компаний. Во многих случаях крупные слияния сулят большие выгоды благодаря экономии, обусловленной увеличением масштаба и повышением эффективности операций. Но могут быть проблемы из-за различий в культуре и технологии инфраструктуры объединяемых компаний.

2) Создание гибких цепей поставок, позволяющих в массовом объеме производить продукцию и предлагать услуги по индивидуальным заказам потребителей. В настоящее время практически в любой отрасли промышленности

и сервиса компании стремятся постоянно расширять ассортимент своей продукции и услуг для наиболее полного удовлетворения самых разнообразных запросов потребителей.

3) Управление глобальными поставщиками, производствами и дистрибутивными сетями. Внедрение глобальных систем планирования ресурсов предприятия заставляет оптимально использовать весь массив информации. В каждом отдельном случае необходимо решать: должно ли управление быть централизованным или допустима автономность (децентрализация)

4) Повышение «коммодитизации» (удобства доступа) поставщиков. В настоящее время благодаря Интернеткоммуникациям и прогрессу технологий компании – поставщики стали намного более настойчивы в завоевании доверия у деловых партнеров, поскольку Интернет-сайты аукционов промышленных товаров (B2B) существенно изменили способы ведения бизнеса.

5) Преобразование в «фабрику услуг». Это понятие отражает рост индивидуального обслуживания каждого клиента, даже если у компании их миллионы.6) Расширении услуг, добавляющих ценность. В настоящее время уже недостаточно лишь отгружать хорошие товары. Бизнес – клиенты хотят участвовать в производственном развитии, заблаговременно получать уведомления об изменении моделей, подробные инструкции по установке одификаций и иметь доступ к хорошо организованным каналам поддержки.

7) Повышение эффективности использования Интернет – технологий. Хорошая интегрируемость Интернета с любой производственной стадией позволяет создавать целостные структуры, легко доступные через систему Web-сайтов.

8) Улучшение качества услуг сервисных фирм. Производственные операции обычно сосредотачиваются на эффективности использования ресурсов при производстве конечного продукта. Сервисные же операции, наряду с эффективностью, должны при их предоставлении учитывать также требования клиентов к качеству услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: