скоропортящихся грузов
Скоропортящиеся грузы могут перевозиться в универсальных изотер-мических вагонах (рефрижераторных, вагонах-термосах, ИВ-термосах),спе-циализированных изотермических вагонах (цистернах- термосах и вагонах – цистернах для вина, цистернах для молока, живорыбных вагонах), крытых вагонах, а также в изотермических и универсальных контейнерах.
Способы перевозок скоропортящихся грузов различают: с охлаждением, с отоплением, без охлаждения и отопления, с вентилированием и без вентилирования, с утеплением или без него.
Подвижной состав необходимо выбирать исходя прежде всего из обеспечения сохранности качества груза. В крытых вагонах можно перевозить поздний картофель, вино, напитки, консервы, минеральную воду, стойкие виды плодоовощей (лук, яблоки и груши осенние и зимние, виноград, морковь, свеклу, капусту среднюю и позднюю), бахчевые и некоторые другие грузы в летний и переходный периоды без ограничения или на ограниченные сроки перевозки в зависимости от наименования груза. Возможность перевозки груза в крытых вагонах в каждом конкретном случае устанавливают сопоставлением уставного и предельного сроков доставки этого груза.
С непрерывным вентилированием на всем пути следования через боковые люки могут перевозиться в крытых вагонах в летний и переходный периоды до наступления заморозков рыба вяленая, неохлажденные свежие плодоовощи и яйца куриные.
В универсальных вагонах-термосах и ИВ-термосах можно перевозить стойкие скоропортящиеся грузы со сроком транспортабельности свыше 10 сут, за исключением плодоовощей, картофеля и низкотемпературных грузов, на сроки не выше предельных.
Рефрижераторные вагоны следует использовать в первую очередь для перевозки низкотемпературных, мороженых, охлажденных и наиболее ценных и малостойких грузов на дальние расстояния. В них разрешается перевозить все скоропортящиеся грузы, за исключением плодов, овощей и картофеля, не упакованных в тару.
Охлажденное мясо подвесом на крючьях перевозят только в тех 5-ти вагонных секциях и АРВЭ, которые оборудованы такими приспо-соблениями. Если охлажденное мясо предъявляется к перевозке в стоечных поддонах – то его можно перевозить во всех 5-ти вагонных секциях ZB-5 и БМЗ, а также в АРВЭ.
В настоящее время практически все низкотемпературные и мороженые грузы в летний период, а также требующие отопления в зимний период перевозят только в рефрижераторных вагонах или рефконтейнерах.
Необходимо учитывать также некоторые ограничения по использованию различных типов изотермических вагонов, связанные прежде всего с невозможностью обеспечить требуемый температурный режим при перевозке низкотемпературных грузов из-за малой мощности энергохолодильного оборудования или плохого состояния изоляции и плотности кузова вагонов.
При выборе подвижного состава и способа перевозок следует учитывать следующие факторы:
- род груза и его термическое состояние (низкотемпературный, замороженный, подмороженный, охлажденный, неохлажденный);
- дальность и скорость перевозки (большая или грузовая), от которых зависит величина срока доставки;
- климатический период перевозки (летний, переходный, зимний) на всем маршруте следования;
- предельный срок перевозки в разных типах подвижного состава;
- экономичность и рентабельность перевозки как с точки зрения ОАО «РЖД», так и клиента.
Продолжительность климатических периодов года на дорогах России приведена в Правилах перевозок скоропортящихся грузов и в табл. 4.2.
Таблица 4.2.
Периоды года и климатические зоны железных дорог, с учётом