Счетная палата РФ осуществляет следующие виды деятельности (рис. 5).
Рис. 5. Виды контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты
Финансовый аудит (контроль) применяется в целях документальных проверок достоверности финансовых операций, бюджетного учета, бюджетной и иной отчетности, целевого использования федеральных и иных ресурсов, проверок финансовой и иной деятельности объектов аудита (контроля). При его проведении осуществляется проверка соблюдения бюджетного законодательства РФ, а также нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Аудит эффективности применяется в целях определения эффективности использования федеральных и иных ресурсов, полученных объектами аудита (контроля) для достижения запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач развития РФ и осуществления возложенных на нее функций.
Стратегический аудит применяется в целях оценки реализуемости, рисков и последствий результатов реализации стратегических целей обеспечения безопасности и социально-экономического развития РФ. Оценке подлежат конечные (целевые) и достигнутые (текущие) значения ключевых национальных показателей, отражающие степень и качество реализации социально-экономических эффектов и совокупных эффектов социально-экономического развития РФ.
К иным видам аудита, проводимым Счетной палатой, относятся:
1) Аудит государственных программ РФ (федеральных целевых программ) применяется для оценки качества их формирования и реализации в части:
- соответствия хода и результатов их реализации заданным требованиям;
- обоснованности и соблюдения графиков выполнения отдельных этапов работ и сведений о ресурсном обеспечении;
- соотношения результатов с затраченными федеральными ресурсами.
2)
Оценка федеральных инновационных проектов, имеющих высокорисковый характер, осуществляется на основе анализа эффективности реализации совокупности проектов, обладающих схожими целями и характеристиками.
3) Аудит государственных и международных инвестиционных проектов проводится в целях оценки обоснованности объемов и сроков осуществления капитальных вложений (инвестиций), а также оценки результатов действий и эффективности вложений федеральных и иных ресурсов в пределах компетенции Счетной палаты.
4) Аудит федеральных информационных систем и проектов проводится с учетом требований соответствующих международных стандартов и стандартов Российской Федерации.
5) 5) 5) Аудит в сфере закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых объектами аудита (контроля), проводится в целях оценки обоснованности планирования закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд, реализуемости и эффективности осуществления указанных закупок. Оценке подлежат выполнение условий контрактов по срокам, объему, цене контрактов, количеству и качеству приобретаемых товаров, работ, услуг, а также порядок ценообразования и эффективность системы управления контрактами.
В законодательстве предусмотрены следующие формы осуществления проверочных мероприятий Счетной палаты (рис. 6).
Рис. 6. Формы проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты
I. Предварительный аудит формирования федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ в целях установления их соответствия законодательству РФ, а также определения обоснованности показателей проектов бюджетов.
В рамках данного направлении Счетная палата проводит следующие действия:
– экспертно-аналитические и контрольные мероприятия
– проверку и анализ обоснованности показателей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, наличия и состояния нормативной методической базы их формирования,
– оценку проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ как инструментов социально-экономической политики государства, их соответствия положениям посланий Президента РФ и иных программных документов
– оценку качества прогнозирования доходов федерального бюджета, использования бюджетных средств, инвестиционной и долговой политики, а также эффективности межбюджетных отношений.
Счетная палата подготавливает заключения на проекты федеральных законов о федеральном бюджете и бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ и представляет их палатам Федерального Собрания.