Туристический маркетинг
Глобальным направлением в развитии маркетинга стал маркетинг услуг: транспорт, связь, торговля, бытовые и коммунальные услуги, финансы, наука, здравоохранение, культура и искусство, спорт, туризм. Характерная особенность всех перечисленных видов услуг состоит в том, что они представляют собой производство таких потребительных стоимостей, которые не имеют овеществленного содержания.
Туризм тоже относится к виду услуг, которые призваны удовлетворять определенные потребности: в отдыхе, развлечениях, познавательной деятельности. Как и всякая другая, туристическая услуга подлежит оплате со стороны ее потребителя (понятие "потребитель" здесь идентично понятиям "клиент", "посетитель").
Туризму как продукту деятельности туристических фирм присущи следующие черты: чрезвычайно высокая эластичность спроса, что объясняется уровнем доходов и цен; способность насыщаться ввиду сезонных колебаний спроса; невозможность гибко приспосабливаться во времени и пространстве к требованиям потребителей, т.е. стабильность места отдыха, определенные сезоны и т.п.; наличие многочисленных звеньев пэкидж-тура, т.е. стандартного набора услуг, оказываемых группе туристов за одну поездку, в том числе гостиничные, транспортные, экскурсионные, коммунальные и т.д.., каждое из которых имеет свою специфику.
В соответствии с рекомендациями Всемирной туристической организации (ВТО) выделяются три главные функции туристического маркетинга:
· формирование контактов с потребителями туристских услуг, т.е. способность убедить потенциальных потребителей в выборе места отдыха;
· развитие контактов за счет нововведений, обеспечивающих новые виды обслуживания;
· контроль за результатами обслуживания, т.е. анализ результатов по продвижению услуг на рынок.
Туристический маркетинг — понятие сложное и емкое, ввиду чего он еще не получил точной и окончательной формулировки. Существует множество его определений, в том числе:
· методы и приемы, направленные на выявление и удовлетворение потребностей людей, вызванных мотивами отдыха, — познавательный аспект, отдых, развлечение, лечение и т.д., — и организация туристических бюро или ассоциаций, способных рационально удовлетворить эти потребности;
· государственная и частная деятельность туристических предприятий, осуществляемая по международным, национальным и региональным планам с целью удовлетворения потребностей определенных групп туристов;
· система торгово-производственной деятельности, имеющая целью удовлетворение индивидуальных потребностей каждого потребителя на основе выявления и изучения потребительского спроса в целях получения максимальной прибыли;
· рыночно ориентированное управление, направленное на достижение целей предприятия путем более эффективного, чем у конкурентов, удовлетворения потребностей туристов; маркетинг может использоваться как на уровне отдельной туристической фирмы, так и в деятельности туристических концернов, холдингов, в том числе и на международном уровне1.
1 Roth P., Schrand A. Touristik-Marketing. Muncherr. Vah en, 1995.
Однако ясно, что в любом случае туристический маркетинг — это система непрерывно предлагаемых услуг на рынке отдыха с целью получения прибыли туристическим предприятием и удовлетворения потребностей его клиентов. Система деятельности такого предприятия включает: проектирование услуг, разработку их организационных основ (взаимосвязь процесса производства и реализации услуг), рекламную деятельность, продажу услуг (коммерческая работа).
Особенность туристического маркетинга состоит в том, что рынок находится в постоянном динамичном изменении. Спрос на туристические услуги меняется под влиянием не только, например, погодных условий, но и введения новых цен, конкуренции. Маркетинг в связи с этим представляется как непрерывный процесс. Поэтому стратегия маркетинга любой туристической фирмы включает проектирование отдаленного, а главное — ближайшего будущего. Туристическая фирма, намечая перспективные планы, согласовывает их с факторами внешней среды, т.е. использует все возможные маркетинговые инструменты для достижения целей будущего.
Исторические аспекты туризма
История туризма берет свое начало в глубокой древности. В античную эпоху греки и римляне совершали морские и сухопутные путешествия, захватывая и осваивая новые земли, торгуя и изучая культуру других народов. Маршрут, по которому путешествовали древние греки и римляне, во многом напоминает путь современных туристов, посещающих Египет и другие страны.
Вновь активизировался туризм в эпоху Возрождения. Появляется первый картографический материал. В то время основными мотивами путешествий были торговля, образовательные цели, паломничество и лечение. Но это не был туризм в современном его понимании, это не было индустрией, отраслью обслуживания, занимающийся организацией путешествий.
Первые туристские проспекты появились в VIII в император Карл Великий установил дружеские отношения калифом Гаруном-аль-Рашидом и французские вельможи поехали на экскурсии в Палестину и другие страны Малой Азии. В первых путеводителях давались краткие сведения о маршрутах и расстояниях между городами. Затем в путеводителях появилась информация о ночлегах, ценах, климате, достопримечательностях и т.п.
С конца XVI в. в Англии стали пользоваться популярностью гран-туры — поездка состоятельных людей на континент. В ходе такой поездки было возможным получить образование, посетить центры древних цивилизаций, Средиземноморье. Именно в Англии в XVIII в. возникает сам термин "туризм".
Современный туризм со своей структурой, материально-технической базой, методами работы и органами управления начал складываться в XIX в. Особую роль в становлении и развитии туризма сыграли изменения на транспорте. В XIX в. железнодорожный транспорт, а в XX в. авиапассажирские перевозки вывели туризм на качественно новый уровень.
Историки датируют начало современного туризма 1841 г. Именно в этом году англичанин Томас Кук из Дербишира организовал первую коллективную поездку на поезде из Леи-стера в Лафборо. Затем в 1851 г. он открывает в Лейстер первое в мире бюро путешествий "Томас Кук и сын".
Бюро Томаса Кука постепенно расширило сферу деятельности: увеличило количество поездок, освоило но туристические рынки. Первая такая поездка была осуществлена в 1855 г. на всемирную выставку в Париже. Томас начал организацию туристских поездок в Египет, Палее США. Его бюро занялось выпуском путеводителей и периодической туристской литературы, рекламой, банковскими операциями по обмену и переводу иностранной валюты. К концу XIX в. фирма Кука стала мощным концерном с 324 филиалами в 53 странах, с 12 000 сотрудников. Томас Кук закупил 27 пароходов и 800 малых парусников для путешествий по Нилу.
Вслед за конторой Т. Кука в Англии, а позднее — во Франции и Германии появились новые туристские бюро, возникли туристские клубы и ассоциации.
В России первой туристской фирмой считается «Акционерное общество Иматры», устав которой был зарегистрирован и одобрен императором Александром II в 1871 г.
Петр I положил начало созданию лечебного туризма в России. Он основал первый курорт "Марциальные воды" в Карелии. Позднее появляются общественные туристские организации:
• Российское бальнеологическое общество (1863 г.);
• Российское общество туристов (1895 г.);
• Русское горное общество (1901 г.).
Первым международным объединением туристских организаций была Международная ассоциация гостиничных работников, созданная в Европе в 1869 г. (преобразована в 1921 г. в Международную гостиничную ассоциацию — МГА).
С развитием массового туризма все большее число предприятий вовлекалось в систему обслуживания туристов. Сложные туристские потребности наряду с гостиницами, ресторанами и транспортными предприятиями призваны были удовлетворять рекламные, культурно-развлекательные, коммунально-бытовые, информационные, страховые, экскурсионные фирмы. Однако в период туристического сезона предложение услуг в регионе не соответствовало объему и структуре многопланового туристского спроса. Такой дисбаланс приводил к снижению туристов в регионе, а иногда и к снижению туристского интереса к региону.
Поэтому стала развиваться специализация туристских фирм. Одни из них специализировались на поиске и формировании новых видов туризма, осваивая новые регионы и комплектуя пакеты услуг, т.е. становились туроператора ми. Другие акцентировали внимание на формах Продвижения туристического продукта, рекламе, средствах стимулирования сбыта, т.е. специализировались на турагентской деятельности.
XX в. — век массового туризма. Несмотря на Негативное воздействие Первой мировой войны, экономическую депрессию 30-х гг., массовый туризм продолжал развиваться почти во всех странах мира.
В СССР был принят ряд документов и законодательных актов, способствующих становлению индустрии массового туризма в стране. Так, в 1919 г. принят декрет о лечебных местностях, в 1920 г. — декрет об использовании Крыма для лечения трудящихся, в 1921 г. — об организации домов отдыха. Организацией и обслуживанием массового туризма в стране Советов ведали профсоюзы. Профсоюзы на предприятиях, имея дифференцированно развитую сеть, были в большей степени приближены к трудящимся, они обладали средствами для приобретения спортивного туристского снаряжения, инициировали и финансировали пешие туристские походы.
Были созданы первые советские туристские организации:
· Бюро школьных экскурсий Наркомпроса (1918 г.);
· "Советский турист" (1928 г.);
· АО "Интурист" (1929 г.);
· Центральный совет по туризму и экскурсиям (1936 г.). Вторая мировая война резко понизила туристическую
активность. Центр международного туризма — Европа — почти полностью был охвачен войной.
Довоенного уровня туризм достиг только к концу 40-х гг. Война изменила устои и тенденции развития туризма. Европа постепенно утрачивала позиции туристического лидера, а наиболее активно туризм стал развиваться в США, Канаде, а с середины 1948 г. был разрешен въезд иностранцев в Японию. Активизировался также региональный туризм
в странах Латинской Америки — в Мексике, Панаме и на Кубе.
В послевоенные годы лидирующей стратегией в туристическом бизнесе является удовлетворение потребностей всех социальных групп населения: от элитарного туризма богатых одиночек — к активному массовому туризму. Государственная политика многих стран, социальная активность, развитие транспорта, научно-технический прогресс, экономическая выгода способствовали тому, что стали путешествовать средние слои населения: молодежь, служащие, интеллигенция.
Немаловажным фактором активного развития массового международного туризма являлось создание международных туристических ассоциаций и объединений, а также создание единого правового пространства в сфере туризма,
Международной туристской организацией, ставшей самой авторитетной и прогрессивной структурой в сфере международного туризма, стала Всемирная туристическая организация (ВТО), преобразованная из Международного союза официальных туристских ассоциаций (МСОТО), объединяющая 134 страны (включая Россию), действующая под эгидой ООН. Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 г. С 1979 г. этот день празднуется как Всемирный день туризма.
В 70—80-е гг. лидерство на международном туристическом рынке сохраняла Европа (72,6% всего объема), второе место занимала Северная Америка (около 18,3%), на все другие регионы мира приходилось лишь 9,1%.
В 90-х гг., при сохранении европейского лидерства, туризм начинает активно развиваться в Австралии, Японии, Азии и Южной Америке.
Особенностью, присущей концу XX в., является развитие международного туризма в странах Восточной Европы и бывшего СССР.
Возможность поездки в любую страну мира вывела жителей этих стран на первое место по выездному туризму.
Конечно, на первых этапах формирование туристского рынка в России на этом переходе от крайней монополизации когда весь туризм в стране держался на "трех китах" (BAО "Интурист", Молодежный совет по туризму "Спутник" и Центральное экскурсионное бюро), к рынку свободной конкуренции были злоупотребления, откровенный обман потребителей, беззаконие. Но этот стихийный этап удалось пере, жить, переведя туристический рынок в цивилизованные рамки с принятием Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".