Сущность, структура и современное состояние

 

Рынок туризма — общественно-экономическое явление объединяющее спрос и предложение для обеспечения про­цесса купли-продажи туристического продукта в данное время и в определенном месте.

При характеристике рынка туризма необходимо учиты­вать следующие моменты:

· основным предметом купли-продажи являются услуги'

· кроме покупателя и продавца, в механизм туристи­ческого рынка включается значительное количество посред­нических звеньев, которые обеспечивают связь спроса и пред­ложения;

· спрос на туристические услуги отличается рядом осо­бенностей: большим разнообразием участков поездок по ма­териальным возможностям, возрасту, целям и мотивам; эла­стичностью; индивидуальностью и высокой степенью диффе­ренциации, большой замещаемостью; отдаленностью по вре­мени и месту от туристического предложения;

· туристическое предложение также характеризуется рядом отличительных характеристик: товары и услуги в ту­ризме имеют тройственный характер (природные ресурсы, созданные ресурсы, туристические услуги); высокая фондо­емкость отрасли; низкая эластичность; комплектность.

О составе участников туристического рынка и структу­ре их взаимосвязей можно судить по схеме, приведенной на рис. 15.1.

Идеальным состоянием, к которому стремится любой ры­нок, является соответствие спроса и предложения. Не явля­ется исключением и туристический рынок.

Дисбаланс в любом элементе турпродукта может привес­ти к изменению туристического предложения в целом.

 

Например, нехватка мест в отелях на курорте повлечет за собой уменьшение спроса на услуги авиаперевозчика. Мо­жет быть обратное. Поэтому крупные авиакомпании диверси­фицируют свою деятельность. Они осваивают смежные секто­ры, имея, например, в своем распоряжении отели.

Для упорядочения деятельности многие крупные тур­операторы международного уровня имеют в распоряжении частные самолеты и отели. Поэтому им легко манипулиро­вать с ценой и быть недосягаемыми для конкурентов.

Рассмотрим некоторые классификации туристических рынков, которые имеют наиболее важное значение для мар­кетинговых исследований.

С точки зрения пространственных характеристик (тер­риториального охвата) выделяются рынки:

· пригородного туризма (поездки горожан в период от­пусков или в выходные дни);

· внутрирегионального туризма (путешествия в рамках какого-либо региона);

· внутригосударственного туризма (путешествия, огра­ниченные рамками государственных границ страны);

· международного туризма (поездки за пределы страны).

 

 Практически каждый из туристических рынков неодно­роден. Так, например,  рынок рекреационного туризма объединяет несколько подвидов, каждый из которых соответствует конкретной цели туристического путешествия: поездки с це­лью отдыха на курорте (курортно-оздоровительный туризм), познавательные поездки по туристическому маршруту, вклю­чающему посещение одного или нескольких городов с крат­косрочным пребыванием в каждом из них (познавательный ни маршрутный туризм), поездки с целью занятия спортом (спортивный туризм), поездки с целью свидания с родственниками или знакомства с родиной предков (этнический ту­ризм) и т. д.

С точки зрения особенностей и содержания маркетинго­вой деятельности выделяются следующие рынки:

· целевой, т. е. рынок, на котором фирма реализует или собирается реализовать свои цели;

· бесплодный, т. е. рынок, не имеющий перспектив для реализации определенных услуг;

· основной, т. е. рынок, где реализуется основная часть услуг предприятия;

· дополнительный, т. е. рынок, на котором обеспечива­ется продажа некоторого объема услуг;

· растущий, т. е. рынок, имеющий реальные возможно­сти для роста объема продаж;

· прослоечный, т. е. рынок, на котором коммерческие операции нестабильны, но имеются перспективы превраще­ния в активный рынок при определенных условиях. Однако может стать и бесплодным рынком.

 

В наше время международный туризм вступил в фазу зрелости, приобретя организованный и массовый характер. Туризм дает сейчас около 6% мирового валового продукта, обеспечивая занятость свыше 100 млн трудящихся, т. е. каж­дого 15 работника в мире. На долю международного туризма Приходится 6% от объема мирового экспорта и треть мировой торговли услугами.

Согласно прогнозам, в 2020 г. доходы от туризма в мире достигнут отметки 2 трлн долл. По оценке ВТО, число тури­стов к 2010 г. увеличится до 1018 млн человек.

 

Туристский бизнес привлекателен для предпринимате­лей по разным причинам:

· небольшие стартовые инвестиции;

· растущий спрос на туристские услуги;

· высокий уровень рентабельности;

· минимальный срок окупаемости затрат.

 

Эффективность туризма складывается из следующих функций:

1) туризм — источник валютных поступлений и средство для обеспечения занятости населения страны.

2) туризм расширяет вклады в платежный баланс страны;

3) туризм способствует диверсификации экономики, раз­вивая отрасли, обслуживающие сферу туризма: строитель­ство, торговлю, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления, связь и т.д.

Помимо явной прибыльности, туризм на Западе являет­ся мощным фактором усиления престижа страны, роста ее значения в глазах мирового сообщества и рядовых граждан. Кроме того, туризм имеет социальное значение как фактор повышения образовательного уровня людей.

Туристская отрасль оказывает существенное влияние на международные связи, стабилизируя отношения между стра­нами и регионами. Всемирная туристская организация опуб­ликовала прогноз развития туризма до 2020 г.

Развитие туризма по регионам будет неравномерным: самые высокие темпы роста ожидаются в странах Азии и Тихого океана, в Европе и Америке они будут ниже обще­мировых. Доля этих двух регионов в прибытии туристов упа­дет с 79,1% в 1995 г. до 62,6% в 2020 г. Доходы от туризма увеличатся в 5 раз: с 399 млн долл. в 1995 г. до 2 трлн долл. в 2020 г. Также увеличатся затраты туриста на одно путеше­ствие: с 707 долл. в 1995 г. до 1248 долл. в 2020 г. (или в 1,8 раза).

Предполагается, что самой посещаемой страной к 2020 г. должен стать Китай. Высокие темпы роста туризма ожидаются также в Гонконге и России. Доля Китая и Гонконга составит 12,3% общемирового потока туристов. Особен­но серьезные изменения прогнозируются в России: в 2020 г. количество въезжающих туристов в 1,5 раза превысит коли­чество выезжающих за ее пределы. Больших успехов среди европейских стран достигнет Чехия.

Наибольшая туристская подвижность населения ожида­ется в Нидерландах, Германии, Великобритании, Канаде и Японии, где на одного жителя страны будет приходиться по 1,5—2 поездки за границу в год. В большинстве других стран, входящих в первую десятку, туристская подвижность замет­но ниже.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: