Классификация туризма

Классификационный признак Виды туризма
1.Географический принцип 1.1. Внутренний 1.2. Международный
2. Направление тури­стского потока 2.1. Въездной 2.2. Выездной
3.Цель 3.1. Рекреационный 3.2. Спортивный отдых 3.3. Оздоровительный отдых 3.4. Познавательный отдых 3.5. Профессионально-деловой туризм 3.6. Научный              3.7. Приключенческий 3.8. Шоп-туры        3.9. Паломнический ЗЛО. Экотуризм      3.11. Экзотический и т. п.
4. Источник финанси­рования 4.1. Социальный 4.2.Коммерческий
5. Способ передвиже­ния 5.1. Пешеходный 5.2. Железнодорожный. 5.3 Авиационный 5.4. Морской 5.5. Речной 5.6. Велосипедный 5.7. Автотуризм 5.8. Смешанный
6. Средства размещения 6.1. Отели, гостиницы 6.2. Мотели. 6.3. Кемпинги 6.4. Пансионаты  6.5.Палатки и т.п.
7. Число участников 7.1. Индивидуальный 7.2. Семейный    7.3. Групповой
8. Организационная форма 8.1. Организованный 8.2. Неорганизованный

Внутренний туризм не связан с пересечением государ­ственной границы и туристскими формальностями. Нацио­нальная валюта, язык, документы остаются прежними, упрощаются функции турагентства по информированию граж­дан, так как законы страны и правила поведения туристу известны. В мире на долю внутреннего туризма приходится 80-90% поездок. Особенно популярен внутренний туризм в сша.

 

Международный туризм охватывает поездки с туристическими целями за пределы постоянного места жительства без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временно­го пребывания.

В последнее время наметилась тенденция сближения внут­реннего и международного туризма, что обусловлено упро­щением туристских формальностей (например, Шенгенское соглашение в объединенной Европе).

Туризм въездной — путешествие лиц в пределах стра­ны, прибывших из другой страны, где они постоянно прожи­вают, без занятия оплачиваемой деятельностью.

Туризм выездной — путешествие лиц, постоянно про­живающих в одной стране, в другую страну, без занятия оп­лачиваемой деятельностью.

Туристический продукт. Это понятие имеет большое значение для теории и практики туристического марке­тинга.

Успех любой фирмы зависит от привлекательности про­дукта. Это сердцевина маркетингового комплекса, на базе которой формируются все другие элементы: цена, место про­дажи, продвижение.

Туристический продукт можно рассматривать в двух плос­костях:

· с одной стороны — это набор услуг, продаваемый ту­ристам в одном пакете;

· с другой стороны — элементы, производящие услуги (транспортные средства, рестораны, отели и т.д.).

Первая трактовка продукта более близка туристам (по­требителям), вторая — производителю туристического про­дукта.

Исходя из особенностей восприятия туристическо­го продукта, его производители рекламируют не столько продукты, сколько их потребительские качества и свой­ства.

Основу турпродукта (80%) составляют услуги. Туристи­ческому продукту присущи характеристики, которые отличают товарную услугу: неосязаемость, неразрывность произ­водства и потребления, изменчивость и неспособность к хра­пению.

Неосязаемость туристических услуг означает, что они  не имеют овеществленной формы. Приобретение услуг не приводит к владению чем-либо. Услуги нельзя увидеть и по­пробовать до получения.

"Неуловимы" услуги, предлагаемые транспортными ком­паниями и отелями. Производя оплату, турист покупает не гостиницу и самолет, а размещение и перевозку.

Для повышения осязаемости туристической услуги ту­ристические компании создают видеофильмы маршрутов, буклеты, афиши, сайты в Интернете, проводят презента­ции новинок в местах скопления потенциальных клиентов. Нематериальный характер услуг затрудняет процесс цено­образования и продвижения туристического продукта на рынке.

Неразрывность производства и потребления услу­ги — основная особенность, отличающая услугу от товара. Некоторые услуги осуществляются в отсутствие заказчика. Но большинство услуг требуют прямого контакта продавца с покупателем (обслуживание в ресторане, лечение на курор­те). Поэтому от поведения и профессионализма продавца в процессе воспроизводства услуги в присутствии покупателя зависит вероятность последующего повторения услуги или ее бытовая реклама.

Изменчивость — важная отличительная черта туристи­ческой услуги. Качество услуги зависит от того, кто, когда и  где  ее предоставляет (один работник радушен, другой — груб;  в  одной гостинице обслуживают по высшему классу; даже один и тот же работник в течение дня по разному обслужи­вает).

Уникальность каждого потребителя вносит индивидуализацию в производимые услуги в соответствии с запросами клиента.

 

Несохраняемость туристской услуги требует тщательного изучения конъюнктуры рынка, точного соответствия спроса и предложения, поскольку услуги не могут "полежать" на складе до их востребования.

Различают основные и дополнительные услуги.

Основные услуги, оказываемые туристским предприя­тием, включают:

· услуги по организации перевозки;

· размещение;

· питание туристов.

К дополнительным услугам относятся:

· услуги по организации экскурсий;

· услуги по страхованию туристов;

· услуги гидов, гидов-переводчиков;

· услуги по перевозке туриста;

· услуги по ремонту техники;

· услуги по прокату;

· обмен валюты;

· телефон;

· почта;

· услуги бытового обслуживания;

· право пользования пляжем т.п.

Такое деление условно, поскольку существенных отли­чий с точки зрения потребительских свойств между ними нет. Услуги, включенные в основную программу и оформленные путевкой, относят к основным. Дополнительные услуги ту­рист приобретает самостоятельно в месте пребывания, они не входят в стоимость путевки.

В большинстве случаев туристские основные услуги со­стоят из транспортных услуг, услуг размещения и питания. Однако при организации путешествий с познавательными, профессионально-деловыми, спортивными, религиозными целями услуги, традиционно относящиеся к дополнительным, могут составлять основу тура.

Тур — это формируемый комплекс основных и дополни­тельных услуг, предоставленных туристу в зависимости от целей путешествия.

 

За рубежом стандартный комплекс услуг, предоставляет туристу в зависимости от целей путешествия, называют пэкидж-туром. Следует заметить, что уровень спроса на них существенно различается по странам.

Туристские организации по желанию клиента могут разработать и сформировать специальный тур по индивидуальному заказу. Такой комплекс услуг получил назва­ние эксклюзив-тур. Это довольно дорогостоящие и элит­ные услуги. В России они часто привлекают туристов благодаря действию "эффекта снобизма" или "эффекта Веблена", проявляющегося в том, что высокие цены яв­ляются стимулом спроса, демонстрацией престижа и бла­госостояния.

Качество турпродукта формируют разнообразные фак­торы, что является следствием его сущности, поскольку ту­ристский продукт — это совокупность сложных элементов, удовлетворяющая потребности туристов во время путеше­ствий и представляющая собой результат усилий многих предприятий.

Функции туристического продукта:

1. Влияние на экономику

· является источником дохода местного населения и бюджета;

· стимулирует развитие отраслей, связанных с выпус­ком предметов потребления;

· способствует развитию познавательного, развлекатель­ного бизнеса, гостиничной сферы, транспорта, служб связи, сувенирного производства;

· способствует притоку в страну иностранной валюты

2.Социально-гуманные функции:

· способствует сближению народов;

· расширяет интеллект и кругозор человека;

· влияет на политические отношения;

· развивает понимание реальной картины мира и забота об экологии планеты.

Туристический рынок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: