Классификационный признак | Виды туризма |
1.Географический принцип | 1.1. Внутренний 1.2. Международный |
2. Направление туристского потока | 2.1. Въездной 2.2. Выездной |
3.Цель | 3.1. Рекреационный 3.2. Спортивный отдых 3.3. Оздоровительный отдых 3.4. Познавательный отдых 3.5. Профессионально-деловой туризм 3.6. Научный 3.7. Приключенческий 3.8. Шоп-туры 3.9. Паломнический ЗЛО. Экотуризм 3.11. Экзотический и т. п. |
4. Источник финансирования | 4.1. Социальный 4.2.Коммерческий |
5. Способ передвижения | 5.1. Пешеходный 5.2. Железнодорожный. 5.3 Авиационный 5.4. Морской 5.5. Речной 5.6. Велосипедный 5.7. Автотуризм 5.8. Смешанный |
6. Средства размещения | 6.1. Отели, гостиницы 6.2. Мотели. 6.3. Кемпинги 6.4. Пансионаты 6.5.Палатки и т.п. |
7. Число участников | 7.1. Индивидуальный 7.2. Семейный 7.3. Групповой |
8. Организационная форма | 8.1. Организованный 8.2. Неорганизованный |
Внутренний туризм не связан с пересечением государственной границы и туристскими формальностями. Национальная валюта, язык, документы остаются прежними, упрощаются функции турагентства по информированию граждан, так как законы страны и правила поведения туристу известны. В мире на долю внутреннего туризма приходится 80-90% поездок. Особенно популярен внутренний туризм в сша.
|
|
Международный туризм охватывает поездки с туристическими целями за пределы постоянного места жительства без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
В последнее время наметилась тенденция сближения внутреннего и международного туризма, что обусловлено упрощением туристских формальностей (например, Шенгенское соглашение в объединенной Европе).
Туризм въездной — путешествие лиц в пределах страны, прибывших из другой страны, где они постоянно проживают, без занятия оплачиваемой деятельностью.
Туризм выездной — путешествие лиц, постоянно проживающих в одной стране, в другую страну, без занятия оплачиваемой деятельностью.
Туристический продукт. Это понятие имеет большое значение для теории и практики туристического маркетинга.
Успех любой фирмы зависит от привлекательности продукта. Это сердцевина маркетингового комплекса, на базе которой формируются все другие элементы: цена, место продажи, продвижение.
Туристический продукт можно рассматривать в двух плоскостях:
· с одной стороны — это набор услуг, продаваемый туристам в одном пакете;
· с другой стороны — элементы, производящие услуги (транспортные средства, рестораны, отели и т.д.).
Первая трактовка продукта более близка туристам (потребителям), вторая — производителю туристического продукта.
|
|
Исходя из особенностей восприятия туристического продукта, его производители рекламируют не столько продукты, сколько их потребительские качества и свойства.
Основу турпродукта (80%) составляют услуги. Туристическому продукту присущи характеристики, которые отличают товарную услугу: неосязаемость, неразрывность производства и потребления, изменчивость и неспособность к храпению.
Неосязаемость туристических услуг означает, что они не имеют овеществленной формы. Приобретение услуг не приводит к владению чем-либо. Услуги нельзя увидеть и попробовать до получения.
"Неуловимы" услуги, предлагаемые транспортными компаниями и отелями. Производя оплату, турист покупает не гостиницу и самолет, а размещение и перевозку.
Для повышения осязаемости туристической услуги туристические компании создают видеофильмы маршрутов, буклеты, афиши, сайты в Интернете, проводят презентации новинок в местах скопления потенциальных клиентов. Нематериальный характер услуг затрудняет процесс ценообразования и продвижения туристического продукта на рынке.
Неразрывность производства и потребления услуги — основная особенность, отличающая услугу от товара. Некоторые услуги осуществляются в отсутствие заказчика. Но большинство услуг требуют прямого контакта продавца с покупателем (обслуживание в ресторане, лечение на курорте). Поэтому от поведения и профессионализма продавца в процессе воспроизводства услуги в присутствии покупателя зависит вероятность последующего повторения услуги или ее бытовая реклама.
Изменчивость — важная отличительная черта туристической услуги. Качество услуги зависит от того, кто, когда и где ее предоставляет (один работник радушен, другой — груб; в одной гостинице обслуживают по высшему классу; даже один и тот же работник в течение дня по разному обслуживает).
Уникальность каждого потребителя вносит индивидуализацию в производимые услуги в соответствии с запросами клиента.
Несохраняемость туристской услуги требует тщательного изучения конъюнктуры рынка, точного соответствия спроса и предложения, поскольку услуги не могут "полежать" на складе до их востребования.
Различают основные и дополнительные услуги.
Основные услуги, оказываемые туристским предприятием, включают:
· услуги по организации перевозки;
· размещение;
· питание туристов.
К дополнительным услугам относятся:
· услуги по организации экскурсий;
· услуги по страхованию туристов;
· услуги гидов, гидов-переводчиков;
· услуги по перевозке туриста;
· услуги по ремонту техники;
· услуги по прокату;
· обмен валюты;
· телефон;
· почта;
· услуги бытового обслуживания;
· право пользования пляжем т.п.
Такое деление условно, поскольку существенных отличий с точки зрения потребительских свойств между ними нет. Услуги, включенные в основную программу и оформленные путевкой, относят к основным. Дополнительные услуги турист приобретает самостоятельно в месте пребывания, они не входят в стоимость путевки.
В большинстве случаев туристские основные услуги состоят из транспортных услуг, услуг размещения и питания. Однако при организации путешествий с познавательными, профессионально-деловыми, спортивными, религиозными целями услуги, традиционно относящиеся к дополнительным, могут составлять основу тура.
Тур — это формируемый комплекс основных и дополнительных услуг, предоставленных туристу в зависимости от целей путешествия.
За рубежом стандартный комплекс услуг, предоставляет туристу в зависимости от целей путешествия, называют пэкидж-туром. Следует заметить, что уровень спроса на них существенно различается по странам.
|
|
Туристские организации по желанию клиента могут разработать и сформировать специальный тур по индивидуальному заказу. Такой комплекс услуг получил название эксклюзив-тур. Это довольно дорогостоящие и элитные услуги. В России они часто привлекают туристов благодаря действию "эффекта снобизма" или "эффекта Веблена", проявляющегося в том, что высокие цены являются стимулом спроса, демонстрацией престижа и благосостояния.
Качество турпродукта формируют разнообразные факторы, что является следствием его сущности, поскольку туристский продукт — это совокупность сложных элементов, удовлетворяющая потребности туристов во время путешествий и представляющая собой результат усилий многих предприятий.
Функции туристического продукта:
1. Влияние на экономику
· является источником дохода местного населения и бюджета;
· стимулирует развитие отраслей, связанных с выпуском предметов потребления;
· способствует развитию познавательного, развлекательного бизнеса, гостиничной сферы, транспорта, служб связи, сувенирного производства;
· способствует притоку в страну иностранной валюты
2.Социально-гуманные функции:
· способствует сближению народов;
· расширяет интеллект и кругозор человека;
· влияет на политические отношения;
· развивает понимание реальной картины мира и забота об экологии планеты.
Туристический рынок.