Для избежания противоречий между торговыми партнерами Международная торговая палата разработала и опубликовала впервые в 1936 г. сборник толкований наиболее часто встречающихся торговых обычаев – ИНКОТЕРМС.
После создания ИНКОТЕРМС корректировался в 1953, 1967, 1976, 1980, 1990, 2000 и 2010 гг.
Инкотермс (англ. International Commercial Terms) представляют собой международные правила по толкованию наиболее широко используемых торговых терминов в области внешней торговли. Международные торговые термины – это стандартные условия договора международной купли-продажи. Эти условия определяют обязанности сторон, участвующих в международной торговле, а также регламентируют момент передачи права собственности на товар, и соответственно, ответственность за испортившийся в пути товар, неправильное оформление документов на груз и т.д.
Первая версия Инкотермс была представлена в 1936г. С тех пор специалисты по международной торговле совместно с юристами вносили изменения в первоначальный вариант 6 раз. Новая редакция – Инкотермс 2010 – вступила в силу 1-го января 2011г.
ИНКОТЕРМС 2010 будет действовать для уже заключенных контрактов, даже если исполнение обязательств по нему предусмотрено в 2011 году. После 1 января 2011 года любая ссылка и упоминание "ИНКОТЕРМС" в новых контрактах будет подразумевать ссылку на ИНКОТЕРМС 2010.
Основные изменения ИНКОТЕРМС 2010
1. Исчезли 4 (DAF, DES, DEQ и DDU) и вводятся 2 новые условия поставки (DAP - Доставленно до места (Delivered at Place) and DAT - Доставленно на терминал (Delivered at Terminal)).
2. Создание 2 классов ИНКОТЕРМС - (1) правил для любого вида транспорта и (2) правил для морских и речных перевозок (ИНКОТЕРМС 2000 имел 4 класса).
Правила, которые теперь работают как для международных, так и для внутренних поставок.
3. Введение ссылок на использование электронных записей в случае согласия сторон, или когда это общепринято.
4. Пересмотренное страховое покрытие с учетом правок внесенных в Institute Cargo Clauses (Институт лондонских страховщиков).
5. Четкое указание ответственности за уплату хранения на Терминале.
Детали
1. Исключение четырех видов из ИНКОТЕРМС 2000
МТП вводит два новых условия доставки:
DAP (Delivered At Place) - доставлено в месте, который используется вместо DAF, DES и DDU
DAT (Delivered At Terminal) - доставлено на терминал, который будетиспользуется вместо DEQ.
Эти условия могут быть использованы независимо от соглашения о виде транспорта.
Причина принятия решения о снижении количества условий было обусловлено тем, что трейдеры зачастую выбирали неверные или запутанные условия, ведущие к противоречивым или неясным контрактам.
Две категории, вместо четырех
11 условий стали систематизированы в двух категориях:
Доставка любым видом транспорта (морским, наземным, воздушным, ж/д) для 7 базисов: EXW, FCA, CPT, CIP, DAP, DAT и DDP. Они могут быть использованы, когда отсутствует морской транспорт.
Доставка морским/речным путем для 4 базисов: FAS, FOB, CFR и CIF.
Адаптированные правила
Новый ИНКОТЕРМС особенно направлен для использования как в случаях международной, так и в случаях внутренней торговли. К слову, это указанно на титульной странице официального издания ИНКОТЕРМС. Для торговых организаций и блоков (к примеру ЕС), где границы формально отсутствуют, новые правила и условия стали проще для использования.
4. Электронные документы (записи)
Обязательства покупателя и продавца предоставлять контрактную документацию теперь могут быть в виде электронных документов. Введением этого пункта, МТП отражает свое понимание возрастающего объема использования электронной документации.