Тематика курсовых работ по предмету

«ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО»

 

1. Государственная образовательная политика РФ как основа формирования и развития российской образовательной системы

2. Реформирование образовательной системы в свете вхождения России в Болонский процесс.

3. Образовательные учреждения в условиях реформирования образовательной системы России.

4.   История становления общеевропейской образовательной интеграции.

5.  Болонский процесс: основные документы, цели, структура

6.  Право на образование в международном образовательном законодательстве

7. Образовательные правоотношения в свете перехода к системе непрерывного образования.

8.  Государственный и государственно – общественный контроль образовательной и научной деятельности образовательных учреждений.

9. Управление системой образования в современной России.

10. Права ребенка и формы их правовой защиты в законодательстве Российской Федерации.

11. Образовательная система современной России, как условие для реализации права на образование.

12.  Лицензирование образовательных программ: понятие, процедура и проблемы.

13.   Проблемы аккредитации образовательных программ в религиозных организациях – духовных образовательных учреждениях

14.  Кодификация как форма систематизации образовательного законодательства: история, состояние и проблемы.

15. Сравнительно-правовой анализ конституционного закрепления права на образование в зарубежных странах.

16.  Роль и значение образовательных учреждений дополнительного профессионального образования в системе непрерывного образования.

17. Образовательное законодательство РБ

18. Конституционное право на образование: понятие, структура и значение.

19. Право на образование в дореволюционной России

20. Право на образование согласно Конституций СССР

21. Закрепление права на образование в Конституции США и его реализация.

22. Закрепление права на образование в Конституции Германии и его реализация.

23.  Закрепление права на образование в Конституции Франции и его реализация.

24. Закрепление права на образование в Конституции Великобритании и его реализация.

25. Закрепление права на образование в Конституции Японии и его реализация.

26. Компетентностный подход как основа обновления содержания образования.

27.  Модернизация педагогического образования

28.  Качество образования: понятие, проблемы обеспечения и контроль.

29.  Основные формы взаимодействия образовательных учреждений различных уровней: университетские комплексы, экспериментальные площадки.

30. Правовое регулирование послевузовского образования в условиях реформирования образовательной системы

31. Генезис системы высшего образования в юридических актах РФ.

32. Организационно-правовые принципы реализации Болонского процесса в России.

33. Взаимодействие права и образования в процессе формирования правовой культуры школьников.

34. Процесс создания высшего учебного заведения: проблемы правового обеспечения.

35. Государственное управление образованием.

36. Светскость образования и правовые проблемы религиозного образования в РФ.

37. Негосударственный сектор образования: перспективы и проблемы.

38. Перспективы развития правовых основ отечественного образования.

39.  Правовая защита субъектов образовательной деятельности в условиях модернизации законодательства об образовании.

40.  Контроль качества образования в негосударственных высших учебных заведениях.

41.  Правовое обеспечение организации и деятельности университетских комплексов.

42.  Правовая база системы дистанционного обучения.

43.  Разграничение компетенции в сфере образовательного правотворчества между государственными и муниципальными органами власти.

44.  Правовые основы платных образовательных услуг.

45.  Защита прав граждан при лицензировании, аттестации и аккредитации образовательного учреждения.

46. Развитие системы российского школьного образования в 20 – 40 гг. ХХ в.

47. Государственный образовательный стандарт высшего (начального, среднего) профессионального образования: понятие, значение, содержание.

48. Источники российского образовательного права.

49. Кодекс РФ об образовании как форма кодификации современного российского образовательного законодательства.

50. Локальное образовательное правотворчество: особенности, проблемы (на примере конкретного образовательного учреждения любого типа и вида).

51. Нормативно-правовое обеспечение программы модернизации общего образования РФ.

52. Образовательное право как отрасль современного российского права.

53. Права участников образовательных отношений: содержание, особенности, виды, механизмы обеспечения и защиты.

54. Правовое положение обучающихся в образовательных учреждениях различного типа и вида.

55. Правовое регулирование платного образования в РФ.

56. Правовой статус современного вуза: теоретико-правовые и гражданско-правовые аспекты.

57. Правонарушения в сфере образования: признаки, виды, предупреждение.

58. Состав, особенности и виды образовательных правоотношений.

59. Состояние, тенденции и перспективы правового регулирования общего образования в современной России.

60.   Юридическая ответственность субъектов образовательных правоотношений: основания, особенности.

 

 

Вопросы для самоконтроля

1. Обозначьте роль и задачи образования в современном обществе.

2. Какова роль государства в становлении и развитии образования.

3. Что понимается под системой образования.

4. Основные компоненты системы образования и их взаимодействие.

5. Конституция РФ как основа правового регулирования сферы образования.

6. Сформулируйте основные законодательные акты в сфере образования.

7. Сформулируйте общие требования к приему граждан в образовательные учреждения.

8. Сформулируйте структуру управления образовательными учреждениями и организациями.

9. Перечислите уровни управления системой образования.

10. В чем заключаются принципы государственной образовательной политики.

11. Определите конституционные права граждан на образование.

12. Перечислите и охарактеризуйте приоритетные направления политики в области образования Российской Федерации.

13. Определите систему нормативно-правовых актов в сфере образования

14. Охарактеризуйте основные положения Закона РФ «Об образовании».

15. Охарактеризуйте основные положения Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

16. Охарактеризуйте Национальную доктрину образования в РФ.

17. Перечислите приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации.

18. Раскройте содержание Федеральной программы развития образования на 2006-2010 годы.

19. Охарактеризуйте уровни высшего профессионального образования Российской Федерации.

20. Определите предмет, метод и структуру образовательного права.

21. Перечислите и охарактеризуйте международно-правовые акты по защите прав ребенка.

22. Назовите права ребенка, предусмотренные семейным законодательством.

23. Охарактеризуйте формы правовой защиты основных прав ребенка.

24. Определите эффективность законодательства по защите прав ребенка.

25. Определите порядок административной защиты прав ребенка

26. Определите порядок судебной защиты прав ребенка.

27. Охарактеризуйте деятельность органов МВД по профилактике нарушений прав ребенка в семье.

28. Определите порядок защиты имущественных прав ребенка.

29. Назовите формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

30. Определите роль ювенальной юстиции в защите прав ребенка.

31. Дайте определениеобразовательного учреждения.

32.Какие основные права и обязанности образовательных учреждений указаны в Законе об образовании РФ?

33.Назовите основные отличия государственных и негосударственных образовательных учреждений?

34.Какие основные типы и виды образовательных учреждений действуют в системе образования РФ

35.Каков порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных учреждений?

36. Какие основные пункты включает в себя устав образовательного учреждения?

37. Определите правовой режим имущества государственных и муниципальных образовательных учреждений.

38. Назовите особенности финансирования образовательных учреждений.

39. Каковы правовые и организационные основы управления образовательными учреждениями?

40. Назовите основные органы управления высшими учебными заведениями.

41. Выделите основные черты демократической образовательной системы.

42. Назовите органы управления системой образования в РФ.

43. Охарактеризуйте полномочия Российской Федерации в области образования.

44. Охарактеризуйте полномочия субъектов Федерации Российской Федерации в области образования.

45. Назовите полномочия органов местного самоуправления в области образования.

46. Дайте определение понятию «образовательное учреждение»

47. Опишите компетенцию образовательного учреждения.(В чем заключается компетенция образовательного учреждения?)

48. Управление как инструмент обеспечения качества образования.

49. Охарактеризуйте типы и виды образовательного учреждения.

50. В чем заключается децентрализация управления образованием?

51. Что понимается под контролем качества образования.

52.  Что такое государственно-общественное управление образованием.

53. Какие существуют формы образовательного процесса.

54.  Для чего используется процедура лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений.

55. Какой порядок лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений

56. Что такое государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования и как выглядит его структура.

57. Соотношение федеральных и национально-региональных компонентов государственных образовательных стандартов.

58. Условия реализации государственных образовательных стандартов общего и высшего профессионального образования.

59. Каков порядок формирования основных образовательных программ.

60.  В чем заключается академическая свобода вуза при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования.

61. Назовите правовые основы системы непрерывного образования в Российской Федерации.

62. Какие основные механизмы развития образования предлагает Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2007 годы.

63.Что вы понимаете под образовательными правоотношениями? Назовите основные элементы образовательного правоотношения.

64.Назовите основных субъектов образовательных правоотношений.

65.Что понимается под правовым статусом обучающихся? Каково его содержание?

66. Каковы особенности правового статуса студентов средних и высших учебных заведений.

67.Какими основными правами обладают законные представители обучающихся в соответствии с действующим законодательством?

68. Что понимается под объектом образовательных правоотношений?

69.Назовите основные формы взаимодействия общего и профессионального образования. Какова его роль в системе непрерывного образования?

70.Какова специфика трудовых отношений в сфере образования?

71.Какие законодательные акты регулируют послевузовское профессиональное образование.

72.Назовите особенности правового статуса аспирантов, докторантов, и соискателей.

73. Какие ученые степени и ученые звания существуют в действующей образовательной системе РФ. Каков порядок их присуждения? 

74. Назовите основные задачи дополнительного образования.

75.В каких формах реализуется дополнительное профессиональное образование.

76.Назовите особенности правового статуса слушателей.

77.Какие документы выдаются в результате реализации дополнительного профессионального образования?

78. Какие структурные подразделения, реализующие дополнительные образовательные программы могут создаваться в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования?

79. Какова роль педагогического образования в современной системе образования?

80.Какие образовательные программы послевузовского и дополнительного профессионального образования педагогической направленности вы можете назвать?

81. Что такое международное образовательное законодательство?

82. Какие вы знаете универсальные международные договоры, регулирующие образовательную сферу?

83. Назовите основные региональные договоры, регулирующие образовательную сферу.

84. С чего началась европейская интеграция образовательного пространства?

85. Назовите основные этапы Болонского процесса.

86. В чем смысл и сущность Болонского интеграционного процесса?

87. Что такое трехуровневая система образования?

88. В чем различие между бакалавриатом и магистратурой?

89. Какие «плюсы» и «минусы» вхождения России в общеевропейское образовательное пространство?

90.  Какие задачи стоят перед российской высшей школы в связи с присоединением России к Болонскому процессу?

91.Какова компетенция субъектов РФ в сфере регулирования образовательных отношений?

92.Назовите основные законодательные акты Республики Башкортостан, регулирующие отношения в сфере образования.

93.Назовите основные нормы Закона об образовании Республики Башкортостан, выражающие национально-региональные особенности субъекта.

94. Каким образом действующее законодательство Республики Башкортостан гарантирует права обучающихся на обучение на родном языке?  

95.Охарактеризуйте содержательную, функциональную и организационно-управленческую подсистемы системы образования Республики Башкортостан.

96.Каким органом осуществляется управление образованием в Республике Башкортостан? Какова его компетенция?

97. Как вы можете охарактеризовать современную систему образования Республики Башкортостан?

98.Назовите основные направления деятельности Правительства Республики Башкортостан согласно Программе его деятельности на 2007-2011 годы.

99. Какие целевые образовательные программы действуют в настоящее время в Республике Башкортостан? Назовите основные направления таких программ.

100. Какие факторы, по вашему мнению, влияют на реализацию региональных образовательных программ.

101.Какова роль образования в современном обществе и его основные задачи.

102. Что такое модернизация педагогического образования.

103. Сформулируйте причины, натолкнувшие общество на необходимость модернизации образования.

104. Развитие образовательной системы Российской Федерации, его цели.

105. Какие принципиальные условия необходимо создать для достижения основных целей образования.

106. Почему в основу обновления содержания общего образования положен компетентностный подход.

107. Основные условия для повышения качества общего и профессионального образования.

108. Какие же необходимые условия нужно создать для повышения качества общего и профессионального образования.

109. Обеспечение государственных гарантий доступности качественного образования.

110. Формирование эффективных экономических отношений в образовании.

 

 

 

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Тема №10. Правовое регулирование общего образования:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: